Зимний дворец
Парадная резиденция дома РомановыхВ этой статье прогуляемся по парадной части Зимнего дворца, изучим историю создания и архитектуру внутреннего убранства, заглянем в соседние здания и посмотрим, чем удивляли российские императоры иностранных послов. Также расскажем, как добраться до дворца, о его режиме работы и нюансах посещения.
Зимний дворец на карте
История Зимнего дворца в Санкт‑Петербурге
Строительство императорской резиденции началось в 50‑е годы XVIII века. Императрица Елизавета Петровна (дочь Петра Великого), захотела построить более роскошные апартаменты, чем те, которыми владел её отец. Новая резиденция должна была показать миру величие и мощь Российского государства.
Заказ на проект получил Франческо Растрелли, самый востребованный архитектор Санкт‑Петербурга. Зодчий стал знаменит уже при Петре I, построив для Дмитрия Кантемира, молдавского чиновника, шикарный дворец. В число известных работ Растрелли также входят: Большой дворец в Петергофе, Смольный монастырь, дворцовый комплекс в Царском Селе и киевская Андреевская церковь.
Строительство Зимнего дворца длилось восемь лет. К весне 1762‑го была готова восточная часть комплекса с церковью, Парадной лестницей и Белой галереей между ними, а также жилые покои в некоторых частях здания.
Елизавете не удалось пожить в Зимнем дворце на набережной: она умерла в декабре 1761 года. Следующим взошёл на престол её племянник император Пётр III. Однако и он не владел дворцом в полной мере: вскоре после коронации его жена Екатерина II совершила переворот, а затем Пётр III умер при невыясненных обстоятельствах.
В Зимний дворец Екатерина II въехала в 1763 году, после коронации. На тот момент была готова отделка юго‑восточной части здания, где и разместилась императрица.
Барочным завитушкам Растрелли Екатерина Великая предпочла классицизм, доминирующий архитектурный стиль того века. Правда, фасад было решено оставить барочным. Классицистским стал лишь интерьер Зимнего дворца.
В начале зимы 1837 года произошёл пожар. Он начался в Фельдмаршальском зале из‑за неправильно спроектированного дымохода. Внутренняя отделка Зимнего сгорела, но некоторые вещи успели спасти.
Николай I распорядился восстановить убранство Зимнего «по‑старому». За дело взялись архитекторы Александр Брюллов, родной брат знаменитого художника, и Василий Стасов. Они повторили первоначальный образ, но сделали барочные интерьеры более классицистическими.
После того как император Николай II отрёкся от престола, во главе государства встало Временное правительство, которое и переехало в Зимний дворец. В Малахитовом зале высший орган государственной власти проводил собрания, а его председатель Александр Керенский жил в царских покоях, где сушил бельё на древних статуях.
В октябре 1917 года после штурма дворца большевиками начался разгром царской резиденции в Санкт‑Петербурге. Много вещей членов царской семьи уничтожили, а сам дворец подвергся многочисленным актам вандализма. В результате были выломаны двери и окна, разрушены предметы интерьера.
Архитектурный стиль Зимнего дворца и размеры
Трёхэтажное здание спроектировано в стиле барокко по западноевропейской моде, но с русским уклоном. Площадь Зимнего дворца составляет 60 000 м², высота — 23 с половиной метра.
Долгое время Зимний оставался самым высоким зданием в городе. Николай I в 1844 году даже издал указ, действующий 60 лет, чтобы гражданские здания строились не выше 23,43 метра.
Сверху Зимний дворец напоминает прямоугольник с квадратными корпусами‑ризалитами по углам. В них ещё при Екатерине II располагались Парадная лестница, Большая церковь, Оперный театр и Тронный зал. В северо‑восточной части здания находились парадные залы, в юго‑западной жили члены царской семьи.
Северная часть Зимнего дворца выходит на набережную Невы. С западной части видно Адмиралтейство. По задумке Франческо Растрелли, южный фасад должен был смотреть на большую площадь (ныне Дворцовую) со скульптурой Петра I авторства отца архитектора, Бартоломео Карло Растрелли. Но Екатерина II не оценила талант итальянца и даже не допустила к завершению отделки остальной части здания, а следующие постройки доверила другим мастерам.
По горизонтали Зимний дворец поделён на два яруса антаблементом. По вертикали здание визуально вытягивают ионические колонны. Они расставлены симметрично, но имеют сложный ритм, особенно выделяется центральная часть. Завершают пышный образ статуи на парапетах и лепнина. Сейчас здание Зимнего дворца одето в бирюзовый и белый цвета с золотыми украшениями капителей. Но изначально вместо голубого был песочный.
На первом этаже располагались комнаты прислуги и служебные помещения. Второй был отдан парадным и жилым покоям. Третий частично был встроен в конфигурацию залов, частью использовался для комнат придворных.
Интересно, что в антресолях жилых комнат императрица Екатерина Вторая хранила произведения искусства. Изначально показывала их только близким друзьям, но в последующем эта коллекция стала началом Малого и Большого Эрмитажа.
Залы и интерьеры Зимнего дворца
Не меньшую художественную ценность, чем произведения искусства, представляют интерьеры дворца. Рассказываем подробнее о каждом зале и других важных элементах интерьера.
Иорданская лестница
В Зимний дворец ведёт парадная лестница со стороны Невы. Первоначально её называли Посольской, потому что представители иностранных держав попадали по ней на приём к императору. Иорданской лестница стала называться потому, что царская семья спускалась по ней к проруби (иордани) на праздник Крещения.
Задумка архитектора была такой: зайдя в Зимний дворец, приглашённые шли сквозь мрачный сводчатый вестибюль. Он заканчивался ярко освещённым ризалитом, всю высоту которого занимала лестница. Переход из полутёмного пространства в огромное залитое светом помещение должен был впечатлять вошедших и демонстрировать мощь российского престола.
Лестница через несколько ступеней разделяется надвое и, закругляясь, вновь соединяется над первыми ступенями. Вверху обустроена галерея с колоннами. Из неё гость через портал со статуями Аполлона и Марса попадает в две параллельные анфилады. Первая (парадная) ведёт в Большой тронный зал. Вторая — в домовую церковь и бывшие жилые комнаты Екатерины II.
С обеих сторон лестницы расположены окна в два этажа, но это обман. Настоящие стёкла только с левой стороны, справа вставлены зеркала. Такая же система в Большом дворце в Петергофе.
Подниматься по лестнице, на первый взгляд, неудобно из‑за слишком низких ступеней, но дамам в кринолинах было как раз.
Ступив на лестницу и подняв голову, человек упирается взглядом в аллегорическую статую. Первой вошедших встречает мраморная статуя «Правосудие». По периметру на высоте второго этажа расположены на отдельных пьедесталах «Милосердие», «Воинская доблесть», «Верность», «Изобилие», «Справедливость», «Мудрость», «Величие», Меркурий и муза Эрато (вместо неё прежде была Венера). Их пьедесталы поддерживают атланты и кариатиды.
Но нужно поднять голову ещё выше, к потолку, чтобы увидеть самую большую в Эрмитаже картину «Олимп» — 19 на 8,5 метра.
При пожаре в 1837 году деревянная Иорданская лестница сгорела, её восстановили, но уже из мрамора.
Петровский зал
На втором этаже в 1833 году оборудовали Малый тронный зал для небольших приёмов. Его создал в честь Петра Великого Огюст Монферран, автор проекта Исаакиевского собора.
Полукруглая ниша‑экседра украшена колоннами из яшмы, между ними разместилось полотно с изображением Петра I в объятиях Минервы, древнеримской богини воинской славы и мудрости.
Стены украшают панно из красного лионского бархата, шитые серебром. Выше висят картины, изображающие сражения с участием Петра I.
Гербовый зал
Расположен на месте Белой галереи, которую использовали для проведения увеселительных мероприятий. В 1830 году Николай I решил отметить мощь Российской империи и переоборудовал галерею в Гербовый зал. Помещение выполнено в классицистском стиле и украшено позолоченными парными колоннами. Посреди зала стоит ваза из авантюрина.
С двух сторон от входа в зал посетителей встречали древнерусские воины, которые на знамёнах собрали гербы всех губерний Российской империи. Сегодня гербы остались только на бронзовых люстрах.
Военная галерея 1812 года
Её открыли в 1826 году. К тому времени были готовы 329 погрудных портретов участников Отечественной войны, которые Александр I заказал английскому портретисту Джорджу Доу. Кроме них, были написаны портреты в полный рост: великого князя Константина Павловича, князя Михаила Барклая‑де‑Толли и князя Михаила Голенищева‑Кутузова‑Смоленского.
За пять месяцев между Гербовым и Георгиевским залами преданный классицизму архитектор Карл Росси оборудовал Военную галерею, прославляющую героев войны с Наполеоном и кампаний 1813-1814 годов. Портреты в позолоченных рамах расположены в пять рядов.
Георгиевский зал
Площадь Большого тронного зала Зимнего дворца 860 квадратов. Он предназначался для больших приёмов, балов и обедов. Георгиевским называется потому, что был освящён в день Георгия Победоносца.
Помещение находится в пристройке к восточной части дворца, которую для тронного зала в 1795 году соорудил Джакомо Кваренги, придворный архитектор Екатерины II.
Часть зала с троном выполнена в красных тонах с отделкой позолотой, что в сочетании с белыми стенами выглядит торжественно. Трон, который был создан в Лондоне для императрицы Анны Иоанновны, расположен на семиступенчатом пьедестале. Над престолом висит балдахин из красного бархата, а на стене — герб Российской империи.
Пространство от балдахина до потолка занимает барельеф из мрамора с изображением Георгия Победоносца. Раньше здесь размещался щит с именным вензелем Екатерины Великой, который поддерживали аллегорические скульптуры.
Стены были из разноцветного мрамора: белого, серого, розового и голубого. Но после пожара для отделки использовали белый мрамор из альпийской Каррары. По периметру зала вдоль третьего этажа сконструирован балкон, где во время балов сидели музыканты. Украшают зал парные колонны по периметру и бронзовые вазы.
При отделке пола (также уже после пожара) использовали 16 пород дерева разных цветов, чтобы отзеркалить плафон, но вместо орлов под ногами — растительные элементы. В полу сконструирован подъёмник для доставки блюд с первого этажа.
В годы Первой мировой войны в этом помещении располагался госпиталь Красного Креста. Отсюда же развозили по другим комнатам еду, которую готовили на первом этаже и поднимали на лифте.
После революции в зале устроили выставку оружия XV-XVII веков. В послевоенные годы здесь висело панно из драгоценных и полудрагоценных камней под названием «Индустрия социализма» площадью 26 квадратов, на котором изображена карта Советского Союза. Панно изготовили для парижской выставки 1937 года. Сейчас оно хранится в Геологоразведочном музее Санкт‑Петербурга.
Прежний торжественный вид Георгиевскому залу вернули лишь в 1980‑е годы.
Малахитовая гостиная
Находится в северо‑западном корпусе, в конце Невской анфилады, после Аванзала, Николаевского и Концертного залов.
Комната была оборудована для Александры Фёдоровны, супруги Николая I. В этой гостиной императорская семья выстраивалась для парадных выходов в церковь и на торжественные мероприятия.
Детали интерьера выполнены не из цельных кусков малахита. При создании дворцовых украшений использовалась техника русской мозаики, когда тонкие каменные пластинки идеально подгоняются одна к другой, а стыки между ними засыпаются малахитовым порошком и шлифуются.
Александровский зал
Архитектор Александр Брюллов создал помещение в стиле эклектика: соединил византийские купола с готическими колоннами в форме вееров. На фризе закреплены медальоны Фёдора Толстого с изображением битв 1812 года, главным героем которых стал Александр I. Кроме того, император изображён в образе старославянского бога Родомысла. А над окнами расположен рельеф с Александром Македонским.
В зале висит портрет Александра I, который до пожара 1837 года располагался в Военной галерее, и четыре картины с изображением батальных сцен.
Павильонный зал
Самое старое музейное пространство находится в Малом Эрмитаже. В интерьере ажурного, благодаря сочетанию белого мрамора, золочёных решёток и хрустальных люстр, зала присутствуют элементы разных эпох и стран. Половину помещения занимают аркады с балконом.
Пол в центре выложен копией мозаики, которую нашли при раскопках предместий Рима. Из четырёх фонтанов‑раковин капает, как слёзы, вода.
Через розоватые стёкла, которые сохранились с середины XIX века, посетителям открывается вид на Висячий сад. Ради этого сада и был построен павильон Малого Эрмитажа.
Залы Нового Эрмитажа
Рядом с Малым и позади Большого в 1852 году возвели здание Нового Эрмитажа — это официальное название «Императорского музеума». В здании 60 залов для произведений искусства с античных времён и до эпохи Ренессанса.
Сюда приходят посмотреть на Лоджии Рафаэля — копии фресок великого мастера Возрождения. Рядом расположен зал с оригиналами работ Рафаэля Санти.
На первом этаже находится знаменитая Колыванская ваза из яшмы весом 19 тонн и высотой 2,5 метра.
В залах на втором этаже разместились полотна фламандских, голландских, итальянских и испанских художников, среди которых Рембрандт, Рубенс, Снейдерс, Йорданс, Ван Дейк, Веласкес, Гойя и другие.
В Зале скульптур представлено древнегреческое и древнеримское искусство. В Рыцарском зале — коллекция оружия.
Лоджии Рафаэля
Так называется открытая галерея из 13 частей в виде сводов, между которыми расположены квадратные колонны. Своды разделены на четыре части, в каждой изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов.
Екатерина II задумала воссоздать в Санкт‑Петербурге рафаэлевские лоджии в полном размере и для этого пригласила из Рима архитектора Джакомо Кваренги, который впоследствии построил для императорской семьи несколько зданий.
Галерею для лоджий возвели на берегу Зимней канавки напротив Зимнего дворца Петра I. При императоре Николае I на территории между галереей и Большим Эрмитажем построили здание Нового Эрмитажа, при этом галерею перенесли вглубь.
На сводах размещены библейские картины, а на стенах — гротескные изображения. Такое же сочетание сюжетов обнаружили при раскопках античных зданий. Отличие от оригинальных фресок Ватикана в том, что нарисованы картины темперными красками на холсте.
Режим работы и стоимость билетов
Зимний дворец закрыт по понедельникам, 1 января и 9 мая.
Войти в Эрмитаж можно с 11:00 до 16:30 в среду, четверг и воскресенье, в остальные дни — до 18:30. Посмотреть музей можно только по определённым маршрутам.
Стоимость билетов уточняйте на официальном сайте. В любой день вход в музей бесплатный для детей до 14 лет, инвалидов с сопровождающими, сотрудников музеев и военнослужащих.
Как добраться
Ближе всего к Зимнему дворцу станция метро «Адмиралтейская». При выходе из подземки надо повернуть налево и пройти на Малую Морскую улицу. Затем — направо до Невского проспекта. Потом вновь сверните налево и двигайтесь в сторону Дворцовой площади.
На наземном транспорте можно доехать на автобусах № 7, 10, 24, 191 и троллейбусах № 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь / Дворцовая набережная».
Прогуляйтесь по саду Зимнего дворца и двигайтесь направо к Дворцовой площади: там находится вход в музей. Даже если вы собираетесь пройти по маршруту № 1 от Иорданской лестницы, всё равно нужно зайти в Большой двор со стороны площади.
Заключение
Зимний дворец — это архитектурное чудо России и главное политическое здание страны на протяжении 150 лет. Здесь жили русские императоры, располагалось Временное правительство, это же здание штурмовали большевики во время Октябрьской революции.
Посещение Зимнего принесёт много впечатлений. Главное, не забудьте сделать фото, чтобы запечатлеть поездку на всю жизнь!
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Осмотреть дом и все сохранившиеся залы, послушать историю купца и сделать атмосферные фото