Триумфальная арка в Париже: всё о достопримечательности
История, любопытные факты и практическая информацияКак появились триумфальные арки
Монументальные сооружения, декорированные статуями, скульптурами, барельефами и надписями, первыми в истории начали возводить древние римляне, заимствовав саму архитектурную форму у этрусков и народов Ближнего Востока. Арки строили как символ военных побед, обычно — на широких дорогах и при въезде в города. Одна из самых известных — триумфальная арка, возведённая в честь побед императора Тита в Иудее. Сооружение появилось в восточной части Римского форума в конце I века. Считается, что этот архитектурный памятник — модель для многих арок Нового времени.
Первой триумфальной аркой в России были Красные ворота, украшавшие одноимённую площадь в Москве. Их возвели в 1709-м по приказу Петра I в честь победы русской армии в Полтавском сражении. Сначала в качестве материала использовали дерево, однако после череды пожаров монумент для надёжности перестроили в камне. Но до нашего времени этот архитектурный памятник столицы всё равно не дошёл: триумфальную арку снесли в 1927-м. Ворота, по мнению тогдашних чиновников, мешали движению транспорта.
Сколько всего триумфальных арок в Париже
Монументальное сооружение на площади Шарля де Голля — один из символов французской столицы. Но эта триумфальная арка — не единственная в Париже. Всего в городе четыре таких достопримечательности.
Первая — ворота Сен-Дени в Десятом округе (они находятся буквально через дорогу от станции метро Strasbourg — Saint-Denis). Триумфальную арку построили в 1672-м на месте средневековых ворот по приказу Людовика XIV — в честь взятия города Маастрихта, во время осады которого французский король сам командовал армией в качестве военачальника. Высота монумента — почти 25 метров, а высота свода — 15 метров.
Строительство ворот велось по чертежам Николя-Франсуа Блонделя — известного теоретика архитектуры (предположительно, он изучал математику у самого Галилео Галилея). Богатый декор памятника иллюстрирует военные успехи и победы Франции. Рельефная сцена на южной стороне этой триумфальной арки Парижа посвящена переходу французской армии через Рейн, а на северной — взятию одного из стратегически важных нидерландских городов. Кроме того, на южном фасаде достопримечательности можно увидеть два обелиска: они декорированы изображениями воинских трофеев и аллегорическими фигурами. Одна из них — мужская — Рейн, другая — женская — Нидерланды.
Вторая триумфальная арка в Париже — ворота Сен-Мартен. Она также находится в Десятом округе города (всего в пяти минутах ходьбы от Сен-Дени) и тоже появилась в эпоху «короля-солнца». Это трёхпролётное сооружение построили в 1674-м в честь взятия армией Франции города Безансона. Архитектором выступил Пьер Бюлле — ученик уже упомянутого Блонделя, который отвечал за строительство первой триумфальной арки Парижа.
Высота ворот — 18 метров, центрального арочного свода — 10 метров, а двух боковых — 5 метров. Триумфальную арку украшают аллегорические барельефы, отсылающие к различным историческим событиям и победам. Над ними работали несколько известных французских скульпторов XVII столетия, включая Гаспара Марси — автора «Бассейна Латоны» (фонтана с лягушками) в Версальском парке.
На северном фасаде мастера расположили изображение женщины и льва, которое посвящено взятию французскими солдатами Лимбурга, а также Людовика XIV в образе Марса (он представляет Францию и противостоит орлу, символизирующему другую страну Европы — Германию). На южном фасаде триумфальной арки изображена коленопреклонённая женщина, передающая «королю-солнцу» ключи, — сцена демонстрирует взятие Безансона. А ещё — Людовик XIV в образе Геракла, поражающего Ахиллеса, — аллегория крушения Тройственного союза (антифранцузской коалиции).
Третья триумфальная арка Парижа находится на площади Каррузель, в нескольких минутах ходьбы от самого известного музея города и всей страны — Лувра. Она появилась в столице Франции в 1808-м по распоряжению Наполеона Бонапарта: этим монументом он решил увековечить историю сражений и побед французской армии с 1805-го по 1808-й (включая Битву под Аустерлицем). Проект триумфальной арки в стиле ампир подготовили и реализовали архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен.
Общая высота трёхпролётной конструкции на площади Каррузель — 19 метров, высота главного свода — 6,5 метров. Кроме многочисленных барельефов, достопримечательность украшают восемь колонн, увенчанных статуями солдат французской армии. Интересно, что изначально на этой триумфальной арке Парижа была установлена бронзовая квадрига Святого Марка, вывезенная из Венеции. Туда, в свою очередь, этот шедевр античной скульптуры IV века до н. э. попал из Константинополя. Но в 1815-м квадригу вернули в Италию, а арку на площади Каррузель украсили скульптурной композицией, посвящённой триумфу Бурбонов.
Наконец, главная и самая знаменитая арка столицы Франции — четвёртая по счёту — Триумфальная. Сооружение находится на площади Шарля де Голля (бывшей площади Звезды). Арка была возведена в городе в 1836-м. Ниже — самые интересные подробности из истории строительства одного из символов Парижа.
История Триумфальной арки на площади Шарля де Голля
Идея возведения в Париже этого монумента возникла у Наполеона вскоре после победы французской армии в сражении под Аустерлицем. Однако строительство данного сооружения, в отличие от триумфальной арки на площади Каррузель, растянулось на десятилетия и завершилось уже после смерти императора.
Трудности с проектом возникли уже в первые месяцы, ведь Наполеон Бонапарт долгое время не мог определиться с местом для монумента. Сначала выбор пал на улицу Сент-Антуан возле площади Бастилии. Но вскоре выяснилось, что новая триумфальная арка Парижа не может там находиться, ибо будет мешать движению транспорта. Вопрос, где расположить памятник, оставался открытым. В итоге строительство перенесли на площадь Звезды, откуда начинались Елисейские Поля и ещё четыре проспекта города (в 1970-м площадь получила новое название — Шарля де Голля).
Разрабатывая проект грандиозного монумента (высота Триумфальной арки — 50 метров, ширина — почти 45 метров), архитектор Жан-Франсуа Шальгрен вдохновлялся аркой Тита в Риме и парижскими воротами Сен-Дени. И хотя первый камень на площади Звезды заложили ещё 15 августа 1806 года, строительство проходило крайне медленно. В 1810-м, когда Наполеон женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, свадебная процессия должна была проследовать как раз под сводами новой триумфальной арки, но на тот момент были готовы только фундамент и опорные столбы. В результате Жану-Франсуа Шальгрену пришлось форсировать работы и «достраивать» монумент декорациями из временных материалов — досок и ткани. А в 1814-м, после отречения Бонапарта от престола и его ссылки на остров Эльба, строительство Триумфальной арки в Париже вообще приостановили.
Осенью 1823‑го — уже через два года после смерти Наполеона — Людовик XVIII приказал завершить возведение недостроенного монумента, при этом немного видоизменив его облик. Жан‑Франсуа Шальгрен умер задолго до этого, поэтому работу над его триумфальной аркой продолжили другие архитекторы. Осенью 1824‑го короля Людовика не стало, и строительство грандиозного наполеоновского проекта завершилось уже при Луи‑Филиппе I. Церемония открытия новой Триумфальной арки в Париже на площади Звезды состоялась в 1836‑м. Таким образом, создание символа столицы Франции растянулось ровно на 30 лет.
Над барельефами и 12-метровыми скульптурными группами, украшающими Триумфальную арку, работали известные мастера монументального искусства. Их произведения рассказывают о событиях времён первой Французской республики и империи Наполеона.
На фасаде со стороны Елисейских Полей одна из скульптурных групп под названием «Триумф 1810» посвящена подписанию Шёнбруннского мирного договора, а другая — «Выступление волонтёров» — народной доблести перед возможной войной с Австрией. Фасад со стороны авеню Гранд-Арме также украшают две скульптурные композиции: «Сопротивление 1814» посвящена жителям французской столицы во время штурма города, а «Мир 1815» — дню подписания Парижского мирного договора. Помимо барельефов и изображений, на стенах Триумфальной арки высечены имена 660 военачальников, служивших Франции с 1792-го по 1815-й, а также список из 158 сражений этого периода.
Интересный факт: знаменитый французский писатель Виктор Гюго считал, что на арке ошибочно забыли выгравировать имя его отца — генерала Леопольда Гюго. И в 1837 году даже упомянул об этом в своей поэме под названием A l'Arc de triomphe («У Триумфальной арки»).
В 1920-м у подножия монумента была размещена Могила Неизвестного Солдата — памятник всем воинам страны, погибшим в годы Первой мировой. А ещё через три года в их честь здесь загорелся Вечный огонь.
Можно ли подняться на Триумфальную арку
На крыше монумента есть смотровая площадка. На неё можно подняться на лифте или пешком, преодолев путь из 284 ступеней винтовой лестницы. С этой точки открывается один из лучших панорамных видов на город: фото получатся потрясающие. Более того, с Триумфальной арки можно не только полюбоваться многими парижскими достопримечательностями, но и оценить красоты широких авеню, разбегающихся от центра площади по сторонам.
Музей
Небольшая экспозиция внутри монумента рассказывает об истории его строительства, а также о событиях, связанных с достопримечательностью. На больших экранах, установленных в музее Триумфальной арки, можно детально рассмотреть украшающие архитектурный памятник барельефы.
Как добраться до Триумфальной арки и режим работы достопримечательности
Архитектурный памятник находится в Восьмом округе Парижа на Авеню Шанз Элизе, или улице Елисейские Поля. Ближайшая к монументу станция метро: Charles-de-Gaulle — Etoile. До Триумфальной арки также можно доехать на автобусах №22, 30, 31, 52, 73, 92. А ещё — на RER (региональной электричке, которая ходит и по городу) по линии А.
Прогулка по Елисейским Полям от площади Согласия до площади Шарля де Голля займёт около получаса, а от площади Трокадеро по авеню Клебер — минут 20. По пути можно запечатлеть на фото изящную парижскую архитектуру.
С апреля по сентябрь Триумфальная арка открыта ежедневно (кроме нерабочих праздничных дней) с 10:00 и до 23:00, в остальные месяцы — с 10:00 до 22:30. Продажа билетов (на смотровую площадку и в музей) заканчивается за 45 минут до закрытия монумента. В июле и августе, чтобы избежать длинных очередей в кассы, есть смысл оплачивать вход заранее на сайте памятника. Здесь же можно узнать, сколько стоит билет на одного человека, и уточнить информацию о льготах.
Заключение
Триумфальная арка на площади Шарля де Голля — грандиозная парижская достопримечательность, заслуживающая ничуть не меньшего внимания, чем Эйфелева башня. К тому же попасть на смотровую площадку арки гораздо проще. Изучить этот исторический памятник (как, впрочем, и другие триумфальные арки французской столицы) можно самостоятельно, но лучше — с профессиональными гидами. Ведь они помогут взглянуть на один из самых посещаемых городов мира глазами местного и расскажут обо всех секретных уголках Парижа.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Узнать город за 2 часа: визитные карточки и секреты от местных жителей
Прочувствовать пульс города и изучить его главные места, следуя за историей
Захватывающее знакомство с первыми сокровищами музея