Тауэрский мост
Где расположен, почему так выглядит и чем интересенИстория Тауэрского моста
На протяжении XIX века Англия переживала промышленную революцию и сильный подъём экономики. Население Лондона неуклонно росло, и уже существующих мостов через реку Темзу, которые связывали южную и северную часть города, стало недостаточно. Поэтому в 1876 году городские власти объявили конкурс на лучший архитектурный проект моста у района Ист-Энд.
Главная сложность состояла в том, что Темза здесь была значительно шире, чем в других районах города, а ещё по ней регулярно курсировали торговые суда. Поэтому конструкция должна была не только связать две части города, но и не блокировать водную артерию.
Проблему с транспортными потоками решили не сразу: архитектурный проект утвердили только через восемь лет после начала конкурса. Его автором был архитектор сэр Хорас Джонс, который предложил сделать мост комбинированным: частично — висячим, частично — разводным.
Возведение Тауэрского моста началось в 1886 году. Архитектор, к сожалению, так и не увидел своего детища: творение, благодаря которому Джонс стал знаменит, завершили уже после его смерти. Несколько лет работами руководил Джон Вольфе-Берри. Спустя восемь лет после начала строительства сооружение открыли для пешеходов, конных экипажей и автомобилей. Торжественную церемонию открытия возглавляли принц Эдуард со своей женой, принцессой Александрой.
Устройство Тауэрского моста
В нём изящно объединены подвесная и разводная части, опорой для которых служат две островерхие готические башни высотой 65 метров. Общая длина всех секций моста — 244 метра. Длина разводного пролёта, расположенного по центру, — 61 метр. А вес каждого его крыла, которые поднимаются под углом 86°, составляет примерно 1200 тонн.
Разводная часть моста разделена на проезжую часть и тротуар для пешеходов. Поначалу из-за непрерывного движения водного транспорта по Темзе его могли разводить до полусотни раз за день. Поэтому архитектор Джон Вольфе-Берри придумал проложить над подвижной частью моста галереи для пешеходов. По ним можно было передвигаться круглосуточно и не зависеть от разводки моста.
В каждой из опорных башен построили винтовые лестницы и по два лифта (на подъём и на спуск), ведущие к галереям. Правда, в начале XX века галереи закрыли, так как внутри часто орудовали воры-карманники, а большинство пешеходов предпочитало дождаться окончания развода моста.
Поначалу подъёмный механизм работал на паровом механизме. В обеих башнях находились печи, где сжигали уголь, а вода в гидромеханическую конструкцию подавалась прямиком из Темзы. Старинное устройство исправно работало с момента открытия, попутно приводя в движение лифты, пока в 1975 году паровое оборудование не заменили электрическим.
Кстати, если повезёт, с набережной Темзы и сейчас можно понаблюдать за разводкой лондонского моста. Это происходит не каждый день: иногда несколько раз в неделю, а иногда — пару раз в месяц. Актуальное расписание обычно выкладывают на официальном сайте достопримечательности.
Полюбоваться Тауэрским мостом стоит не только при свете дня, но и вечером. После заката солнца получится сделать волшебные фото: сооружение красиво подсвечивается.
Музей и смотровая
В 1982-м в остроконечных башнях моста открыли небольшой музей. Большинство экспонатов повествуют об истории возведения Тауэрского моста, также здесь можно найти описания других знаменитых мостов мира.
Из южной опоры можно спуститься в машинное отделение Викторианской эпохи. Именно отсюда инженеры управляли процессом разводки: для работы Тауэрского моста в начале XX века требовалось 80 человек! Здесь до сих пор сохранились старинные паровые двигатели.
Также в музее рассказаны истории из жизни некоторых строителей. В течение восьми лет каждый день в возведении моста участвовало более 400 человек. Среди них были не только инженеры и каменщики, но и представители довольно неожиданных профессий, например водолазы. Последние очищали от мусора русло реки перед закладкой опор.
В 2014 году в верхней пешеходной галерее моста открылась ещё одна туристическая локация: необычная смотровая площадка с прозрачным полом. Сквозь стеклянные панели можно увидеть не только Темзу, но и историческую часть города, а если повезёт, ещё и развод моста под совершенно новым углом.
Любопытные случаи и факты
Тауэр-бридж выглядит старше, чем есть на самом деле. Его силуэт действительно вызывает ассоциации с эпохой Средневековья, так как выдержан в готическом стиле. Такой выбор направления не был прихотью архитекторов: мост должен был гармонировать с расположенным поблизости Тауэром и зданиями исторической части города.
На строительство моста потратили более 11 тысяч тонн стали. Для защиты от ржавчины башни моста облицевали каменными и гранитными плитами. Поэтому местные иногда называют этот мост «стальным скелетом в каменной рубахе».
Одна из городских легенд повествует о летающем автобусе. И он никак не связан со вселенной Гарри Поттера. В 1952 году сигнальные системы не сработали и автобус въехал на мост, который начал медленно разводиться. Водителю ничего не оставалось, кроме как нажать на газ и, прямо как в кино, пролететь по воздуху с одной части моста на другую.
Тауэрский мост облюбовали лётчики-трюкачи. Считается, что первым камикадзе, пролетевшим под его пешеходным пролётом на небольшом самолёте биплане, был англичанин Фрэнк Маклин в 1912 году. После этого он «собрал» все остальные мосты Темзы и благополучно добрался до аббатства Вестминстер. А в 1968 году уже пилот королевских военно-воздушных сил Алан Поллок повторил его подвиг и пролетел под мостом в честь 50-летия ВВС.
В 1997 году на Тауэрском мосту во время развода застрял кортеж Билла Клинтона. Часть машин успела проехать по мосту, а вторая осталась на другом берегу. Тогдашнему президенту США пришлось терпеливо ждать, пока сквозь разведённые опоры лондонского моста пройдёт неповоротливая баржа.
За почти полтора века существования мост неоднократно ломался. Несколько раз на какое-то время застревал в разведённом состоянии. В последний раз это случилось в 2021 году: сооружение не работало более 12 часов из-за технической неисправности.
Сколько стоит посещение Тауэрского моста
Проход и проезд по основной части моста для пешеходов и водителей бесплатный. А вот посещение смотровой площадки и музея в башнях нужно оплатить. Билеты продают как в кассах моста, так и онлайн. С актуальными ценами советуем ознакомиться на официальном сайте достопримечательности.
Где находится Тауэрский мост и как до него добраться
Мост расположен в центральной части города, между боро (районами) Сити и Саутворк. До них можно легко добраться на метро или по железной дороге. Ближайшая станция подземки на северном берегу Темзы — Tower Hill, а на южном — London Bridge. Рядом с последней расположен и одноимённый железнодорожный вокзал. Время в пути до моста от всех перечисленных станций — около 10 минут.
Ещё один способ попасть к достопримечательности — городские автобусы. Это прекрасный шанс познакомиться с другим символом Лондона — красными двухэтажными даблдекерами. В зависимости от маршрута на них можно проехать по мосту или заранее выйти на ближайшей остановке Tower Bridge.
Самый нестандартный способ увидеть Тауэрский мост — проплыть под ним на речном трамвайчике. С воды достопримечательность да и весь исторический центр города выглядят совершенно иначе, чем с набережной. Узнать подробности о водных маршрутах можно на официальном сайте городского транспорта Лондона.
Заключение
Тауэр-бридж — достопримечательность, которую невозможно пропустить, если вы оказались в Лондоне. Он привлекает внимание издалека и навсегда остаётся в памяти как один из самых красивых мостов в мире.
Кстати, после посещения моста рекомендуем заглянуть в расположенный поблизости Тауэр — лучше всего в компании гида. Местный проводник покажет, где казнили Анну Болейн и хранились сокровища британской короны, поделится леденящими кровь легендами и расскажет об истории Британии самые необычные факты.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Обзорная прогулка с историком искусства по знаковым достопримечательностям столицы
Исследовать Лондонский Сити, увидеть его достопримечательности и прочувствовать особенный колорит
Побывать в Вестминстере и Сити, узнать о монархии, гвардии и даже размере зарплаты короля
Увидеть Лондон глазами волшебников, а не маглов