Музей-усадьба «Архангельское»
Парк скульптур, пышные дворцовые интерьеры и величественная колоннада усыпальницыИстория
Архангельского началась с небольшого имения Уполозы, первое упоминание которого датируется второй половиной XVI века. Вначале оно принадлежало дворянину вотчиннику А. И. Уполоцкому, а в 1650-х перешло во владения княжеского рода Одоевских. При новых владельцах появилось современное название усадьбы, когда на месте деревянного храма архангела Михаила возвели каменную Архангельскую церковь. А вот великолепную каменную резиденцию здесь начали возводить только во второй половине XVIII века при князе Н. А. Голицыне. Причём работы длились целых 40 лет. В это же время перестраивался парк: на его территории появились фонтаны, оранжереи и изящные павильоны.
Современный облик дворцово-паркового ансамбля сложился в первой половине XIX века, когда Архангельское купил Н. Б. Юсупов. При нём во дворце появились роскошные интерьеры, которые дополнили скульптуры и картины выдающихся отечественных и зарубежных мастеров, а также предметы прикладного искусства.
После Октябрьской революции
Усадьбу Архангельское национализировали и превратили в государственный музей, который открыл свои двери уже в 1919 году. В зданиях начали формировать первые экспозиции из предметов юсуповской коллекции.
В послевоенное время началась масштабная реставрация комплекса. В результате восстановили исторический облик павильона «Каприз», театра Гонзага, храма-усыпальницы, а также реконструировали парк. Во дворце восстановили интерьеры разных лет и даже воссоздали тканевое убранство. Сейчас в музейной усадьбе, помимо постоянных экспозиций, проводят тематические выставки, концерты классической музыки, а также кинопоказы и различные мастер-классы.
Что посмотреть
Архангельское считается одним из самых впечатляющих и хорошо сохранившихся усадебных комплексов XVIII-XIX веков. За великолепие художественного оформления его часто называют русским Версалем. Рассказываем, что посмотреть в музее-усадьбе.
Большой дворец
Главная достопримечательность и архитектурная доминанта усадьбы. Строительство началось при Н. А. Голицыне, в 1784 году. Архитектурный проект разработал парижский архитектор Ж. Ж. Герн. Зодчий спроектировал величественное здание в стиле классицизм, связанное колоннадой с двумя флигелями. Правда, строительство затянулось на целых 40 лет. Сначала не хватило денег, потом помешала Отечественная война, а после — пожар.
Оформление дворца завершилось только к 1820-м при следующем владельце — Н. Б. Юсупове. Он слегка изменил строгий классицистический облик строения, дополнив его ампирными деталями. Например, западный и восточный флигели объединили парадные ворота с арочным проездом. Конструкцию украсили колоннами, изображениями богини победы и чугунными ажурными воротами. На территории перед южным фасадом появились две террасы, украшенные мраморными балюстрадами с вазами и статуями.
Сегодня к осмотру доступны воссозданные парадные залы первого этажа. Здесь можно увидеть восстановленные настенные росписи, живописные плафоны и, конечно, предметы искусства из коллекции Юсупова. Это и античные статуи (некоторые датируются I веком) и шедевры живописи. Например, «Даная» Франческо Тревизани (XVII век) или «Венера и Амур» Помпео Батони (XVIII век).
Регулярный парк
Центральный парк перед Большим дворцом появился ещё в XVIII веке при князе Голицыне и с тех пор не раз дополнялся и совершенствовался. В его облике объединены черты итальянских садов эпохи Возрождения и геометрически правильных французских парков.
В центре регулярного парка — Большой партер (огромный открытый участок прямоугольной формы), границы которого обозначают статуи. Здесь можно увидеть вазы с цветочными и геометрическими орнаментами, бюсты известных полководцев и деятелей искусства, реплики античных мраморных скульптур, выполненные русскими и итальянскими мастерами в XVIII — первой половине XIX века.
По бокам от Большого партера тянутся ровные аллеи боскетов (так называют одинаково подстриженные деревья и кустарники геометрических форм или в виде сплошных зелёных стен). В западной части можно сделать фото у великолепного Розового фонтана (XIX век) в виде изящной ротонды из розового мрамора. Под куполом — чаша фонтана со скульптурой мальчика с гусем в центре.
На аллее между Нижней террасой и Большим партером можно увидеть три памятные колонны, установленные в честь приезда в усадьбу императоров Александра I, Николая I и Александра III. В западной части на границе с пейзажным парком сохранился памятник Екатерине II. Он возведён в 1819 году в виде античного храма, его центральная фигура — бронзовая статуя императрицы в образе богини правосудия Фемиды.
Малый дворец «Каприз»
Находится недалеко от главного дома, в западной части регулярного парка. Возведённый в XVII веке, ансамбль «Каприза» представлял собой одноэтажный жилой флигель в стиле классицизм, здание библиотеки и небольшой сад со скульптурами. В 1819 году по распоряжению Юсупова комплекс перестроили. В центральной части здания появился второй этаж с роскошными интерьерами, картинами и скульптурами из коллекции хозяина. В результате пожара в 1829 году сгорели крылья библиотеки, и здание перестроили под чайный домик.
В конце XIX века в малом дворце устроили электростанцию, а после Октябрьской революции «Каприз» передали в ведение Мосздравотдела. В 2018 году здания отреставрировали. В чайный домик для сохранности перенесли оригинал памятника-ангела конца XIX века с могилы княжны Юсуповой, а в малом дворце устроили выставочное пространство.
До февраля 2025 года здесь открыты две экспозиции: выставка фарфора и фаянсовых изделий из собрания Юсуповых. Многие предметы из хранилища музея экспонируются впервые. Здесь можно увидеть изящные сервизы, вазы, предметы для умывания и канделябры, созданные знаменитыми российскими, европейскими и азиатскими мастерами XVIII-XIX веков.
Храм-усыпальница Юсуповых
Самое эффектное и позднее строение усадьбы. Храм возвели по указу последних владельцев — Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича Юсуповых в память о погибшем на дуэли старшем сыне. Архитектурный проект величественной усыпальницы разработал известный архитектор Р. И. Клейн, взяв за основу облик Казанского собора в Петербурге. Строительство началось в 1909 году и было прервано на завершающем этапе из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции. В качестве усыпальницы храм никогда не использовался, да и службы здесь так и не проводились.
Впечатляющий храм стоит на высоком цоколе. Это здание с четырёхколонным портиком, увенчанное куполом с барельефными фигурами ангелов и растительным орнаментом. От храма полукругом расходится колоннада, у которой разбита небольшая площадка с балюстрадой и лестницами.
Внутри сохранилось роскошное убранство верхней церкви с росписями, лепниной и позолотой. Сейчас здесь устроен концертный зал, где выступают исполнители классической музыки. Интерьер нижней церкви не сохранился, зато здесь можно увидеть интерактивный макет усадьбы и посмотреть небольшой фильм об истории её строительства.
Церковь Михаила Архангела
Считается самым древним сооружением в усадьбе. Первый деревянный храм на берегу старицы Москвы-реки (так называют участок старого русла) основали ещё в XVI веке, а в 1660-х по указу князя Н. И. Одоевского его перестроили в камне. Получилась невысокая белокаменная церковь, увенчанная тремя куполами в форме луковицы. Центральную часть и два придела украсили рядами кокошников. Стены внутри храма оставили белыми, без росписей, а пол дополнили керамическими плитами.
В начале XIX века по указу Н. Б. Юсупова церковь перестроили. Кровлей перекрыли кокошники, деревянную черепицу на куполах заменили железным покрытием, пристроили небольшую галерею и расписали стены. Также к храму пристроили колокольню с башенными часами (ныне не сохранилась), а территорию оградили стеной. На въезде установили Святые ворота в виде арки, увенчанные крестом. А в 1880-х у храма построили склеп для останков княжны Татьяны Николаевны. Позже над её могилой возвели изящный надгробный памятник в виде молящегося ангела. Сейчас над могилой установлена точная копия скульптуры.
После Октябрьской революции в храме сбили росписи, сняли кресты, а помещение стали использовать в качестве выставочного зала. В 1994 году в храме возобновились богослужения.
Режим работы
Музей-усадьба «Архангельское» работает ежедневно. С мая по октябрь парк открыт с 10:00 до 21:00, в зимнее время — до 20:00. Павильоны работают до 18:00, кроме понедельников и каждого последнего вторника месяца.
Посещение храма-усыпальницы осуществляется по сеансам: с 10:00 и далее каждые два часа. В дни проведения концертов рабочее время может быть сокращено. Купить билеты можно на сайте онлайн или в кассах усадьбы. Но будьте внимательны: кассы прекращают работу за час до закрытия усадьбы.
Где находится и как добраться
Усадьба «Архангельское» расположена недалеко от Красногорска. Из Москвы добраться можно на автобусе или маршрутке от станций МЦД «Павшино» или метро «Тушинская» до остановок «Архангельское» или «Санаторий». Время в пути в обоих случаях составит около получаса.
Если вы путешествуете на автомобиле, то удобнее всего подъехать к усадьбе со стороны Ильинского шоссе. Здесь работает платная парковка.
Заключение
Усадьба в Архангельском сохранила свой аутентичный облик, а главное — особую атмосферу роскоши и старины. В великолепном усадебном дворце принимали монарших особ, а в парках любили гулять такие знаменитости, как А. С. Пушкин, А. И. Герцен, художники В. А. Серов и А. Н. Бенуа. Восхититься красотой Архангельского и познакомиться с увлекательной историей усадьбы и её владельцев можно на экскурсии с местными гидами.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Погрузиться в историю района в нестандартном формате с гидом-комиком
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки