Монастырь Гегард
Исследуем пещерные церкви и разгадываем тайны каменных узоровИстория монастыря
Первые храмовые постройки в ущелье стремительной реки Азат были заложены ещё в 302325 годах. В ту эпоху монахи обустраивали кельи в гротах, поэтому обитель назвали Айриванк (на армянском означает «пещерный монастырь»). С того периода до наших дней ничего не уцелело: в 923 году территорию разграбили и сожгли арабские завоеватели.
Комплекс, который мы видим сегодня, возведён в XIIXIII столетиях, когда эти земли отошли к могущественным феодалам из династии Закаридов. При них в 1215 году был построен собор Катогике. А в 1240 году монастырь купил князь Прош из рода Хагбака. При нём и при его потомках прямо в скалах прорубили несколько пещерных церквей. Всю территорию обнесли оборонительной стеной.
С XIII века обитель в народе начали называть Гегардаванк или просто Гегард («монастырь копья»). Это связано с тем, что здесь хранился наконечник копья, которым римский центурион по имени Лонгин пронзил Иисуса Христа. По преданию, этот артефакт привёз в Армению апостол Фаддей. В 1760 году реликвию перенесли в Эчмиадзин, где она хранится по сей день.
За более чем семь веков своего существования Гегард пережил несколько периодов упадка и восстановления. При этом все строения на его территории сохранились до нашего времени в хорошем состоянии. Кроме того, в 60‑х годах XX века советские специалисты провели качественную реставрацию церквей. В этот же период здесь оборудовали родник и построили келейный корпус.
Сегодня это действующий мужской монастырь. За сохранность и историческую значимость, а также за исключительную красоту окружающей природы в 2000 году Гегард внесли в Список наследия ЮНЕСКО. Обитель наравне с расположенным вблизи храмом Гарни — самая посещаемая достопримечательность Армении.
Что посмотреть в монастыре
Гегард включает в себя главный собор Катогике с высоким куполом и комплекс церквей, часовен и гробниц, которые высечены в скалах. Также в его состав входят монашеские кельи, сувенирный магазин и хозяйственные постройки. Обитель окружена оборонительной стеной.
Монастырский двор и окрестности украшают многочисленные хачкары — плиты, на которых вырезан крест. Особенно примечательна скала в восточной стороне обители — там крестовые камни выстроены друг над другом в три яруса. Рядом с ними расположены кельи, в которых в Средневековье жили монахи.
Далее расскажем о самых примечательных строениях Гегарда.
Собор Катогике
По планировке это типичный для Армении крестово‑купольный храм. Его основу составляет равноконечный крест, заключённый в прямоугольник. Барабан увенчан остроконечным куполом.
От других храмовых сооружений Армении собор Катогике отличает богатая каменная резьба. Она украшает как интерьер, так и экстерьер здания. Особенно примечателен южный вход (тот, что напротив сувенирного магазина). Ниша над дверью украшена изображениями птиц — павлинов или куропаток, а также виноградными и гранатовыми ветвями. Над центральным окном можно увидеть необычный барельеф, изображающий схватку льва с быком. Историки предполагают, что это либо знак княжеской власти, либо символы евангелистов Марка и Луки. Справа от окна — круглый барельеф, который похож на раскрытый веер. Это древние солнечные часы: по мере движения солнца тень от конуса в его центре движется словно по циферблату.
Внутри собор скромен и изящен. Главный элемент интерьера — алтарь, расположенный на небольшом возвышении и украшенный резьбой. На стенах много надписей на древнеармянском языке, которые рассказывают о людях, сделавших крупные пожертвования монастырю в разные эпохи.
Гавит
Гавиты — распространённые в армянской храмовой архитектуре строения‑прихожие. Они служили для собраний прихожан, которые не помещались в основной церкви, а также для захоронений знатных людей и проведения важных встреч.
Гавит в Гегарде был построен в 1225 году и с архитектурной точки зрения представляет не меньший интерес, чем сам собор Катогике.
В центре потолка находится световой проём. Он украшен сводом, собранным из семи рядов тщательно подогнанных друг к другу фигурных камней. Такой тип купола называют «сталактитовым» из‑за сходства с натёчными образованиями в верхних частях пещер. Эта техника характерна для исламской и среднеазиатской архитектуры, но армянские мастера первыми в мире воплотили её в камне.
Четыре массивные колонны поддерживают центральный свод гавита. При беглом взгляде они кажутся одинаковыми. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что у них разные основания, толщина и орнаменты. Также есть отличия в величине окон. Историки предполагают, что архитектор намеренно внёс такие вариации, чтобы подчеркнуть несовершенство человеческого творчества в сравнении с божественным.
Ещё одна интересная особенность гавита: он имеет только три каменные стены, а четвёртая — это скала, к которой примыкает постройка. В ней расположены две двери, ведущие в пещерные церкви.
Церковь Авазан
Пещерную церковь за левой дверью в северной стене гавита создали предположительно в 1240‑х годах. Остаётся загадкой, как работали зодчие: по одной из версий, помещение вырубали сверху вниз, убирая ненужные камни через купол.
Потолок церкви украшен тонким сталактитовым сводом. Он похож на тот, что находится в гавите, и не уступает ему по мастерству исполнения. Стены храма украшают полуколонны. Они выполняют лишь декоративную функцию, так как высеченный в скале свод не нуждается в опорах.
Также стены украшены хачкарами, резьбой с растительными орнаментами и текстами на древнеармянском языке. Один из них рассказывает о покупке Гегарда князем Прошем и о том, что церковь была создана по его распоряжению. Также сохранилась надпись о мастере по имени Галдзаг, который, возможно, был главным архитектором всего монастырского комплекса.
Внутри церкви находятся два небольших резервуара с водой из подземного священного источника. Считается, что она обладает целебными свойствами, и многие верующие специально приезжают сюда, чтобы умыться ей и взять с собой.
Усыпальница князя Проша
Правая дверь из притвора ведёт во вторую скальную церковь. Это усыпальница владельца монастыря князя Проша и членов его семьи. Каменные глыбы на полу — это надгробия.
Стены церкви богато украшены изысканной резьбой и барельефами. На северном своде изображена бычья голова, которая держит во рту верёвки, прикреплённые к ошейникам двух львов. Между фигурами вырезан орёл, который держит в когтях ягнёнка. Считается, что эта сложная композиция была гербом рода Прошьянов‑Хагбакянов.
Также на стенах можно рассмотреть другие интересные изображения. Например, сиринов — мифических птиц с женскими головами. Также тут высечены фигуры двух самых почитаемых в Армении апостолов — Фаддея и Варфоломея, которых считают первыми проповедниками христианства в Закавказье.
В конструкции усыпальницы есть один заметный просчёт — пролом в верхнем левом углу над входом. Вероятно, в более поздние эпохи, когда зодчие прорубали в скалах второй уровень подземных часовен, они не рассчитали толщину и случайно выбили фрагмент стены.
Усыпальница князя Папака
Чтобы попасть в последнюю из пещерных частей монастыря, нужно выйти из гавита на улицу, подняться через двор по лестнице и пройти по короткому каменному коридору. Эту церковь вырубили в 1288 году, она считается самой поздней постройкой на территории Гегарда. Надписи на стенах гласят, что часовня стала усыпальницей сына князя Проша по имени Папак и его жены Рузукан.
Это крестообразное помещение, над которым высится полусферический купол со световым отверстием. В середине зала расположены четыре колонны. Их особенность в том, что они были высечены прямо в монолите камня.
Усыпальница славится своей акустикой: эхо здесь держится до 40 секунд, из‑за чего голос одного исполнителя может звучать как целый хор. Зал часто используется для камерных концертов и звукозаписи.
Сурб‑Григор‑Лусаворич (часовня Григория Просветителя)
За стенами монастырского комплекса есть ещё несколько пещерных строений. На первый взгляд они могут даже показаться заброшенными, но на самом деле монахи поддерживают их в хорошем состоянии. Попасть к ним можно по тропинке, ведущей в горы. Одно из таких строений — часовня XII века в честь первого армянского патриарха Григория Просветителя.
Часть помещения вырублена в скале. Внутри сохранились фрагменты резьбы и надписи, а также хачкары с изящными орнаментами. В восточной части расположен небольшой алтарь, у которого прихожане зажигают свечи и просят благословения.
Как доехать
Гегард находится в 40 километрах к юго‑востоку от Еревана вблизи села Гохт. Добраться до монастыря можно несколькими способами.
На арендованном автомобиле или такси. Это самый удобный способ, так как не нужно подстраиваться под расписание маршруток и преодолевать часть дороги пешком.
На общественном транспорте. Автобусы в сторону Гегарда из Еревана отъезжают от остановки «Масив — Гарни — Гохт» (ориентир — памятник Гайку Бжишкяну). Путь займёт около полутора часов. Выйти нужно на остановке «Гохт — 7‑я улица». Далее ещё полчаса пешком.
Заключение
Гегард — это место, которое стоит посетить каждому, кто интересуется историей и культурой Армении. В дорогу можно отправиться самостоятельно, но для более насыщенной поездки лучше воспользоваться услугами местных гидов. Экскурсии часто включают посещение не только пещерного монастыря, но и других интересных достопримечательностей, таких как храм Гарни и «Симфония камней». Предложения гидов ищите на сайте и в мобильном приложении Tripster.
Автор: Антон Бурлаков
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Посетить языческий храм, увидеть скальный монастырь и прокатиться по озеру на кораблике
Отдохнуть в городах-курортах, посетить средневековые святыни и вдохновиться видами Гегамского моря
Посетить языческий храм, одно из самых значимых мест в христианском мире и скальную церковь 13 века
Влюбиться в гордые вершины, попетлять по ереванским улочкам и погрузиться в историю древнего народа