Гранд-опера: всё о главном театре Парижа
Подземное озеро, плафон кисти Марка Шагала и сцена-трансформерИстория создания Гранд-опера
Основание самого известного театра Парижа тесно связано с именем Людовика XIV. В 1669 году король Франции загорелся идеей открыть в Париже оперу. В Италии и других странах Европы в то время оперное искусство процветало, и Людовик не желал оставаться в стороне.
Работу по созданию Королевской академии оперы король поручил Пьеру Перрену — поэту и драматургу, который к тому моменту уже написал несколько оперных либретто на французском языке.
Как создавалась парижская опера
Первоначально у академии не было постоянного здания. В 1671 году под её нужды арендовали спортивный зал на улице Вожирар (зал Бель-Эр). Там разместили сцену и зрительские кресла, однако площадка так и не была открыта: оказалось, что для работы требовалось получить разрешение от полиции. За это время академия оперы разрослась, в том числе за счёт объединения с Королевской академией танцев. Теперь музыканты и артисты были задействованы не только в оперных, но и в балетных постановках.
В 1672 году Пьер Перрен погряз в долгах и попал в тюрьму. На посту руководителя объединения его сменил знаменитый композитор Жан-Батист Люлли. Главной задачей Люлли стал поиск постоянного зала для постановок. Композитор даже подал прошение об оборудовании площадки в Лувре, но Людовик его не удовлетворил. В итоге артистам разрешили пользоваться залом Бель-Эр, а затем театром Мольера во дворце Пале-Рояль.
Первое собственное здание академия получила в 1821 году. В Опере на улице Ле Пелетье труппа давала спектакли на протяжении следующего полувека. В 1873-м театр пострадал от пожара. К счастью, в это время уже шло строительство нового здания, которое сегодня известно под названием Гранд-опера.
Строительство Гранд-опера
Проект разрабатывал Шарль Гарнье — на тот момент никому не известный и не очень опытный архитектор. Его чертежи победили в международном конкурсе, объявленном в 1861 году.
В поисках вдохновения Гарнье отправился в путешествие и посетил лучшие оперные театры Европы. Вернувшись, он внёс в первоначальный план коррективы и приступил к созданию шедевра, который впоследствии принёс ему мировую славу.
Работа над грандиозным проектом — от создания чертежей до открытия театра — длилась долгих 15 лет. Затормозила строительство франко-прусская война, начавшаяся в 1870 году: финансирование проекта на время боевых действий приостановили. Завершить работы удалось лишь в 1875 году. 8 января в новом зале дали первый спектакль — оперу Фроманталя Галеви «Жизнь».
Архитектура
Помпезное, обильно украшенное здание — образчик стиля Второго ампира. Это направление сочетает черты барокко, палладианства и французского искусства конца XVII — середины XIX века.
Театр стоит на массивном трёхступенчатом основании. Первый этаж парадного (южного) фасада украшен арками и статуями, олицетворяющими разные виды искусств. В средней части здания над скульптурами красуются четыре круглых барельефа с портретами Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттисты Перголези, Йозефа Гайдна, Доменико Чимарозы.
Второй этаж декорирован колоннадой, над ней можно разглядеть лепные театральные маски, выполненные по античным образцам, а также круглые сквозные проёмы с бюстами. Это скульптурные изображения именитых композиторов: Людвига ван Бетховена, Эдварда Россини; Даниэля-Франсуа Обера, Вольфганга Амадея Моцарта, Гаспаре Спонтини, Джакомо Мейербера и Фроманталя Галеви.
Венчает здание треугольный фронтон со скульптурной группой «Аполлон между Танцем и Музыкой». Фронтон перекрыт необычным куполообразным элементом, напоминающим корону. Слева и справа от него возвышаются крылатые фигуры Поэзии и Гармонии.
Вход в театр есть с каждой стороны здания. Известно, что западная часть проектировалась с учётом потребностей императора Наполеона III, поскольку его экипаж должен был пребывать именно с этой стороны. Специально для правителя была разработана система пандусов, позволяющая подвозить экипаж прямо к входной двери — так Наполеон избегал нежелательного внимания.
Восточный вход предназначался для зрителей с местами в ложах. В XIX веке такие билеты могли себе позволить только аристократы. Большая же часть зрителей попадала в театр с парадного южного входа, а с тыльной, северной, стороны находилась служебная дверь.
Интерьеры Гранд-опера
Над внутренней отделкой театра Шарль Гарнье постарался не меньше, чем над декором фасадов. Рассказываем, чем примечательны интерьеры Гранд-опера.
Большое фойе
Это помещение вдохновлено галереями средневековых замков. Оно тоже протяжённое и узкое: 154 метра в длину и 13 — в ширину. А декор фойе настолько богат и разнообразен, что детали можно разглядывать часами.
Помещение буквально утопает в золоте, которое блестит под лучами солнца, струящимися в помещение из больших окон. А массивные люстры, свисающие с 18-метрового потолка, усиливают игру света.
Вдоль стен тянутся ряды сдвоенных полуколонн, дверные и оконные проёмы задрапированы тяжёлыми тканями с вышитыми орнаментами, а в конце галереи, у окна, стоит небольшой бюст. Это сам Шарль Гарнье наблюдает за тем, как в театре кипит жизнь.
Главная гордость Большого фойе — потолочные росписи. Они выполнены французским живописцем Полем Бодри в духе картин эпохи Возрождения. Сюжеты отсылают к истории музыки. Вглядитесь в изображения повнимательнее и заметите в руках некоторых персонажей арфы — атрибут древнегреческой богини песни и танца Терпсихоры. Этот символ встречается здесь повсюду. Например, на капителях колонн и в декоре дверных наличников.
Зрительный зал
Сердце и гордость театра. Планировку Гарнье подсмотрел в Италии, где зрительные залы строили в форме полукруга. Так высокопоставленным гостям, занимающим ложи, было хорошо видно и сцену, и друг друга.
Зал вмещает до 2000 зрителей. Сцена тоже поражает масштабом: её ширина 30 метров, а глубина — 37. Но и это ещё не предел — пространство увеличивается. За сценой есть ещё одно помещение — Танцевальное фойе для разминки артистов перед выходом. За счёт этой комнаты сцену можно сделать глубже на 13 метров, убрав перегородку.
Декор зрительного зала по красоте не уступает оформлению фойе. Он выполнен в благородном красном оттенке с добавлением золота. Партер с креслами, обитыми ярким бархатом, окружён четырьмя ярусами лож. Визуально они отделены друг от друга бортиками с геометрическими и растительными орнаментами, покрытыми сусальным золотом. Ложи поделены на сектора колоннами, высящимися до самого потолка.
Плафон Гранд-опера
Главное украшение зрительного зала — его потолок. Известно, что в XIX веке он выглядел иначе: в центр была выведена дымовая труба, а вокруг неё красовалась фреска, изображающая Аполлона в окружении муз, работы Жана-Эжена Леневё. Со временем краска начала обваливаться, и плафон решили обновить.
Оформить потолок Гранд-опера в 1963 году предложили художнику-авангардисту Марку Шагалу. Причём из всех кандидатов его выбрал сам министр культуры Франции Андре Мальро.
Работать под потолком не пришлось: Шагал творил на огромных холстах, которые потом совместили в одну большую картину и закрепили поверх старых росписей. Художник написал сцены из известных оперных и балетных постановок, которые в разное время входили в репертуар театра: «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов» и других. Мастер дополнил композицию схематичными изображениями главных достопримечательностей Парижа, а ещё вписал в работу автопортрет и фигуру министра Мальро, который его облагодетельствовал.
В центр обновлённого плафона поместили восьмитонную бронзовую люстру с хрустальными подвесами. Её 340 лампочек по сей день освещают зал и работу Шагала.
Библиотека-музей в Гранд-опера
В западной части театра есть незавершённое помещение. Изначально оно задумывалось как Императорский салон с роскошной отделкой, но в итоге в помещении разместили стеллажи с книгами и музейную экспозицию. Сегодня это филиал Национальной библиотеки Франции.
Здесь хранятся книги об истории парижской оперы. Ознакомиться с ними не получится, зато можно осмотреть выставку архивных фотографий, макетов декораций и произведений искусства, связанных с театром.
Интересные факты о Гранд-опера в Париже
Вот что ещё стоит знать о знаменитом театре:
Решение о строительстве здания принимал Наполеон III, проект утверждён тоже при нём, а вот открылась Гранд-опера уже при Парижской коммуне. Облик театра в стиле Второй империи не был изменён новым правительством и продолжал ассоциироваться со свергнутым монархом.
Первоначально здание называли Пале-Гарнье (дворец Гарнье). В наше время Гранд-опера парижане именуют Оперой Гарнье. А официальное название театра — Национальная парижская опера.
Над богатым декором здания работало 90 живописцев и скульпторов, в том числе именитые мастера. Например, скульптуру Аполлона создал Эме Милле. Кстати, золочёная арфа, которую держит в руках покровитель искусств, служит громоотводом для всего дворца.
Гранд-опера — место действия романа Гастона Леру «Призрак оперы» и одноимённого мюзикла. На страницах книги упоминается подземное озеро, расположенное прямо под театром. Небольшой водоём в подвале здания действительно существует, вернее, это резервуар для воды на случай пожара, в котором плещутся рыбы.
На сцене театра неоднократно выступали выдающиеся русские артисты. Здесь пели Ф. И. Шаляпин и Г. П. Вишневская, давала оперу «Борис Годунов» труппа С. П. Дягилева, исполняла балетные партии А. П. Павлова.
Как добраться
Парижская Гранд-опера находится в центре Парижа на площади Оперы (Pl. de l'Opéra), в пешей доступности от Лувра, площади Согласия, музея Орсе и других достопримечательностей. Добраться до театра можно следующими способами:
На метро, доехав до станции Opéra, которая находится через дорогу от театра, или до станции Chaussée d'Antin — La Fayette. От последней до театра нужно будет пройти около 300 метров.
На автобусе до остановок Opéra — Scribe, Gluck — Haussmann или Opéra. Все они находятся вокруг театра.
Заключение
Гранд-опера в Париже удивляет своей историей. Сложно поверить, что у истоков одного из лучших музыкальных театров мира стоял поэт, а здание для труппы возводил на тот момент неопытный и никому не известный архитектор. Особое очарование этому месту придают мистические истории. Одна из них — о призраке оперы — широко известна, а вот узнать другие, менее популярные, получится только от посвящённых. Например, от парижских гидов, которые водят по театру экскурсии.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Прочувствовать пульс города и изучить его главные места, следуя за историей
Узнать город за 2 часа: визитные карточки и секреты от местных жителей
Комфортабельные автомобили, русскоязычные водители и высочайший уровень сервиса