Город мёртвых Даргавс
Чем известен самый крупный средневековый некрополь КавказаЧто такое город мёртвых
Это средневековое кладбище, которое состоит из однотипных сооружений для погребения тел умерших. Такие могильники распространены в Северо‑Кавказском регионе России. Так, например, в Чечне это Цой‑Педе, а в Кабардино-Балкарии — Фардык‑Кешене.
В Северной Осетии подобные комплексы можно встретить во многих селениях, например в Донифарсе или Фаснале. Город мёртвых у древнего селения Даргавс — самый крупный не только в республике, но и на всём Кавказе. Он расположен в одноимённом ущелье и включает около сотни родовых усыпальниц (в то время как в других местах их количество на один населённый пункт, как правило, не превышает десяти).
Даргавский некрополь
Большая часть фамильных склепов на территории могильника — это сооружения из песка и известняка с квадратным основанием и пирамидальной крышей. По одной из версий, традиция хоронить так тела восходит к зороастрийскому учению, которое запрещает предавать труп земле. Согласно другой, обусловлена характером почвы в горной местности.
Однако есть здесь сооружения полуподземного и подземного типа. Последние, как полагают некоторые специалисты, более древние. По ещё одной версии, разница в устройстве фамильных склепов обусловлена положением той или иной семьи в обществе.
По мнению учёных, в прежние времена высота наземных сооружений варьировалась от двух до четырёх этажей, поэтому внутри каждого из них могло поместиться более ста покойников. Тела укладывали на специальные полки через сквозные отверстия, которые после закрывали щитами из дерева. А когда свободное место заканчивалось, человеческие останки спускали вниз, освобождая место для недавно почивших родственников.
В последний путь умершим собирали вещи, которые те использовали в быту и которые, как считалось, могли понадобиться им в загробном мире: посуду, одежду, обувь, украшения, оружие.
Самые ранние захоронения на территории могильника датируются XIV веком, а самые поздние — 1915 годом. По подсчётам учёных, за это время здесь обрели покой около 10 тысяч человек.
История изучения Даргавса
Первые попытки исследовать могильник предприняла русский археолог П. С. Уварова ещё в конце XIX века. Она сфотографировала и составила описание как самого комплекса, так и найденных на его территории погребальных предметов. После неё учёные не проявляли интерес к городу мёртвых более 50 лет.
Более‑менее систематическое изучение Даргавса ведётся с конца 1960‑х. Тогда на его территории побывали советские археологи, в числе которых известный осетиновед В. Х. Тменов, впоследствии посвятивший городу мёртвых статьи, монографии и даже диссертацию.
Тщательное исследование историко-архитектурного комплекса продолжается до сих пор, но увидеть его теперь могут не только учёные, но и все желающие по входному билету. Памятник принимает посетителей с 10 утра до 18 вечера без перерывов и выходных, но с одним ограничением: на его территорию не пускают после заката. Это связано с осетинской традицией, согласно которой никому нельзя находиться на кладбище после захода солнца.
Археологические находки
В результате многолетних исследований склепов учёным удалось изучить свыше полутора тысяч погребальных предметов, которые позволили составить более полную картину духовной и материальной культуры народа, проживавшего на территории республики несколько столетий назад.
Среди них, например, керамическая и стеклянная посуда (кружки, кувшины, графины), ювелирные изделия (кольца, серьги, ожерелья) и холодное оружие (бритвы, ножи, кинжалы). Тонкая работа, характерная для всех этих вещей, говорит о высоком мастерстве их изготовителей: гончаров, стеклодувов и кузнецов. А их разнообразие указывает на частые контакты с соседними народами.
Особое место в коллекции занимает одежда и обувь. Солнечный, сухой и ветреный климат уберёг кожу и ткань от распада, подарив потомкам аланов уникальную возможность увидеть, что носили их предки. Это и тканые кисеты, и мужская обувь из натуральной кожи, и даже женское платье из настоящего хлопка XIV-XVIII веков. Все артефакты, обнаруженные в ходе археологических раскопок, хранятся в республиканском музее во Владикавказе.
Легенды и истории
С этим местом связано множество мрачных мифов и интересных фактов, которые способствуют росту его популярности у путешественников. Вот несколько из них.
Согласно одной из самых известных легенд, возникновение города мёртвых связано со страшным проклятием. В центре предания — украденная джигитами красивая девушка. Они не смогли договориться о том, кому достанется пленница. Спор не разрешили и старейшины. Тогда один из них убил её, чтобы не допустить братоубийственной войны. После этого селение скосила неизвестная болезнь. Земля не принимала тела умерших: захороненные останки оказывались на поверхности, поэтому и пришлось возводить вокруг них фамильные склепы.
В высокогорье особый климат: сухо и ветрено, а солнце в среднем светит 300 дней в году. Это обусловило хорошую сохранность погребальных предметов из некрополя. А наличие сквозных отверстий в склепах способствовало не гниению, а мумификации тел умерших.
Среди потомков жителей этой местности, населявших её в конце XVIII — начале XIX веков, свежа память об эпидемии чумы, охватившей эти края на рубеже столетий. Говоря о том страшном времени, они рассказывают, что обречённые на смерть уходили доживать отведённые им дни и недели в родовые усыпальницы, тем самым спасая близких от неминуемой гибели.
Зная об этом, советские археологи приступили к раскопкам лишь после того, как могильник был исследован на наличие опасной инфекции. Однако даже после получения утешительных результатов некоторые из них предпочитали работать в перчатках, вспоминает один из участников экспедиций.
Во время изучения некоторых родовых усыпальниц города мёртвых учёные обнаружили, что человеческие останки лежат в небольших ладьях, выдолбленных из стволов деревьев, а рядом с одной из них даже нашли весло. Это при том, что высокогорные реки ни тогда, ни сейчас не подходят для сплавления на лодках. По мнению учёных, этот атрибут может быть связан с неизвестным на данный момент древним культом или же с античным представлением о загробном мире: рекой Стикс и паромщиком Хароном. Эта загадка ещё не разгадана.
Как добраться до Даргавского ущелья
Ближайший к локации город — Владикавказ. Между ним и Даргавсом, расположенным в одноимённом ущелье, около 42 километров. Это расстояние преодолевается примерно за час‑полтора. Если вы не едете сюда с гидом, который организует трансфер, вот основные виды транспорта, которыми можно воспользоваться.
- Маршрутка №115. Её следует искать рядом с Центральным рынком (перекрёсток улиц Куйбышева и Тамаева). Актуальное расписание нужно уточнять на месте.
- Такси. Частные перевозчики берут от 600 рублей в одну сторону, агрегаторы предлагают от 1300-1400 рублей в одну сторону.
- Аренда автомобиля. Так как путь пролегает по горной местности, для подобной поездки подойдёт лишь внедорожник. Средняя цена съёма машины за сутки составит 4000-5000 рублей. Такую услугу предоставляет множество компаний, с их предложениями лучше ознакомиться заранее. Помимо этого нужно включить в предстоящие затраты расходы на бензин.
Заключение
Северная Осетия привлекает не только уникальными памятниками, аналогов которым нет в мире, но и неповторимой природой. Так, после города мёртвых в Даргавсе многие путешественники отправляются в долину реки Цей, известную древними ледниками, горными хребтами и каньонами, быстротечными реками, каскадными водопадами и альпийскими лугами.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Горные ущелья, Мидаграбинские водопады, Аланский монастырь и Город мертвых за 1 день!
Получить объемное представление о величественной природе и старинных памятниках края
Посетить Кармадонское ущелье, «Город мертвых», поселок Фиагдон и ощутить энергию гор
Город мертвых Даргавс, Кармадонское ущелье и Суаргомский перевал на автомобильной экскурсии