Адмиралтейство
Один из самых красивых архитектурных комплексов Санкт‑ПетербургаНа фасаде — статуи нимф и античных героев, много горельефов, лепнины. Летом перед центральным входом бьёт фонтан, который зимой заменяют сияющие новогодние огоньки.
Расскажем об удивительной истории Адмиралтейства, малоизвестных фактах о здании. Узнаете, как добраться до исторического памятника и где можно сделать удачные фото.
Адмиралтейсво на карте Санкт‑Петербурга
История здания Адмиралтейства
Более трёхсот лет назад (в 1704 году) началось строительство Адмиралтейства. Это здание решило две задачи: стало верфью у моря и защитным сооружением. Государь определил место для стройки на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы.
Пётр I лично нарисовал проект будущего здания. По форме оно напоминало растянутую букву «П», обращённую открытой частью к Неве. Сделанный рукой Петра Великого чертёж хранится в архивах Военно‑морского музея.
XVIII век
Адмиралтейство изначально представляло собой одноэтажное деревянное мазанковое строение. Во дворе стояли стапеля для спуска судов на воду. В здании находились плотницкие мастерские, кузницы, склады, административные и другие помещения. Возле стапелей построили чертёжную мастерскую, где проектировали корабли.
Для придания оборонительных функций сооружению выкопали рвы, насыпали земляные валы. Вход на территорию был возможен только по подъёмным мостам. Лес вокруг вырубили, на его месте устроили обширный луг. Это позволяло контролировать местность.
Со стапелей Адмиралтейской верфи первые суда были спущены на воду в 1706 году. В петровские времена здесь было построено много кораблей, в том числе линкор «Полтава» с 54 пушками. Царь участвовал не только в проектировании, но и в строительстве судов.
Постепенно здание Адмиралтейства ветшало и всё больше нуждалось в масштабной перестройке. Реконструкцию поручили архитектору Ивану Коробову. Прежняя планировка комплекса сохранилась, однако строение стало более величественным. В центре возвели башню, которую по‑прежнему украшал шпиль с корабликом. Здание полностью выполнили из камня. Реконструкция завершилась в 1738 году.
Члены комиссии, которые планировали строительство Санкт‑Петербурга, за градообразующее приняли здание Главного Адмиралтейства. Именно от него берут начало три главные городские магистрали СПб.
XIX век
Постепенно внешний вид Главного Адмиралтейства перестал сочетаться с пышными дворцами, которые возводились в центре города. Архитектору Андреяну Захарову поручили в 1806 году перестроить комплекс и обновить фасад. В основу проекта положили старые габариты здания. Внутренние помещения переоборудовали под административные и жилые комнаты для высшего командного состава Морского министерства.
После 17 лет реконструкции убранство и архитектура строения кардинально изменились. На фасаде появились скульптурные композиции.
В центре, над воротами, построили высокую башню. Любимый петербуржцами кораблик‑флюгер был вознесён на высоту более 70 метров, где и находится до сих пор.
Корабли с Адмиралтейской верфи продолжали сходить на воду до 1844 года. Позднее в здании располагались государственные организации, в том числе Морское министерство и Главное гидрографическое управление.
XX век
С 1925 по 2009 год в здании функционировало Военно‑морское инженерное училище. Также до конца тридцатых годов прошлого века в некоторых помещениях располагалась экспозиция Военно‑морского музея.
В период блокады Ленинграда постройка сильно пострадала от бомбёжек. После войны провели реставрацию и вернули зданию довоенный архитектурный облик.
Адмиралтейство в настоящее время
Сейчас здание используется для нужд Генерального штаба ВМФ России, поэтому осмотреть комплекс внутри нельзя.
В правом павильоне Адмиралтейства находится действующий православный храм Святителя Спиридона Тримифунтского. Возведён по проекту архитекторов Огюста Монферрана и Ивана Гомзина в 1821 году. Это главный храм Российского флота. Церковь отреставрировали и открыли в 2013 году. Проводятся богослужения.
Архитектура Адмиралтейства
Современный вид строение приобрело после перестройки в середине XIX века. Архитектор Андреян Захаров решал сложные архитектурно‑художественные задачи.
Элементы фасада и художественное убранство нового строения должны были прославлять историческое прошлое русского флота. Постройку следовало гармонично вписать в окружающие достопримечательности Санкт‑Петербурга.
Благодаря реконструкции, строение превратилось в выдающееся произведение архитектуры, выполненное в стиле русского классицизма. Корпуса корабельных сараев объединили с главным зданием. Комплексное строение стало восприниматься как единое целое.
Многоярусная башня, созданная архитектором Иваном Коробовым, сохранилась, но была увеличена в объёме. Верхний куб окружают 28 колонн, что создаёт впечатление невесомости. Купол со шпилем и флюгером — выразительная вертикаль, устремлённая ввысь.
Фасады, выходящие на Дворцовую и Сенатскую площадь, имеют торжественный вид. В центре — монументальная башня Адмиралтейства со шпилем. Триумфальная арка въездных ворот украшена скульптурами морских нимф, поддерживающих небесную сферу. Автор — Феодосий Щедрин.
Над аркой размещены парящие Славы со знамёнами. Выше — горельеф, посвящённый зарождению флота в России. В центре композиции изображён Пётр I, принимающий трезубец (символ власти) от покровителя морей Нептуна. Первый ярус башни с четырёх сторон украшают статуи античных героев. Над колоннадой размещены скульптуры времён года и стихий. В верхней части центральной башни висят позолоченные часы.
Кораблик на шпиле
Одна из самых известных достопримечательностей города, которую изображают на открытках, памятных медалях, телевизионных заставках, — кораблик на шпиле Адмиралтейства. Проектировал и создавал металлический парусник Харман ван Болос, уроженец Амстердама.
Государь велел сделать шпиль и закрепить на нём яблоко и корабль с короной. Мастер с филигранной точностью воплотил желание царя. В 1719 году кораблик воспарил над землёй.
С земли корабль кажется маленьким, однако его высота более полутора метров, длина 192 сантиметра, а вес 65 килограммов. На позолоту изделия ушло более двух килограммов золота.
Интересные факты
В первые годы после создания Адмиралтейской верфи на ней, как обычный плотник, трудился царь Пётр I. Строители работали с пяти утра до девяти вечера. Государь был для них примером трудолюбия и ответственного отношения к труду.
Другие интересные факты об Адмиралтействе:
- Через 10 лет после начала строительства верфи Российский флот стал одерживать победы над шведами. Исход двадцатилетней Северной войны определили корабли, сошедшие со стапелей у берегов Невы.
- Традиция полуденного выстрела в СПб родилась не в Петропавловской крепости, а гораздо раньше. В 1736 году государыня Анна Иоанновна велела стрелять из пушки каждый день ровно в полдень с вала Главного Адмиралтейства.
- Комиссия по застройке Санкт‑Петербурга в тридцатые годы XVIII века определила здание Адмиралтейства как композиционный центр, на который ориентировалась застройка города.
- Самая глубокая станция метро в Петербурге называется «Адмиралтейская». Она располагается на глубине 86 метров. Сфотографируйтесь на фоне панно из мозаики «Основание Адмиралтейства» — оно расположено на противоположной от входа на станцию стене. На картине изображён Пётр I, указывающий, где будет стоять крепость.
Напоследок напомним легенду, согласно которой в шаре под кораблём на адмиралтейском шпиле спрятали ларец с золотыми монетами. Однако при вскрытии шара сокровище обнаружено не было.
Где находится Адмиралтейство и как добраться
До достопримечательности можно доехать на метро. Необходимо выйти на станции «Адмиралтейская», пройти до Невского проспекта, повернуть налево и идти 100 метров.
До остановки «Дворцовая площадь» довезут автобусы № 1, 7, 10, 11, 24 и маршрутное такси № 252.
Адрес достопримечательности: Адмиралтейский проезд, 1.
Заключение
Здание Адмиралтейства — это режимный объект, поэтому попасть внутрь нельзя. Но можно полюбоваться корабликом на шпиле, разглядеть скульптуры на башне и заглянуть в православный храм Святителя Спиридона Тримифунтского, который считается главной церковью Военно‑морского флота России.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Осмотреть дом и все сохранившиеся залы, послушать историю купца и сделать атмосферные фото