Главный символ и одно из старейших сооружений города. Воскресенский собор расположен в центре Шуи на берегу реки Тезы, откуда открывается потрясающий вид на воду и живописные луга. На этом месте в древности стояла деревянная церковь — первое упоминание о ней датируется 1629 годом. В 1650-х годах она прославилась на всю округу благодаря чудотворной Смоленской иконе Божьей Матери. По преданию, благодаря молитвам прихожан, обращённых к этому образу, удалось остановить моровую язву в городе. А позже в церковь приезжал сам царь Пётр I и, исцелившись от недуга, хотел забрать икону с собой. Следующее преображение ждало собор в конце XVII века: вместо прежнего деревянного сооружения возвели сразу два новых: Воскресенский собор и зимнюю Никольскую церковь. Но оба здания сгорели, а отстроили их заново только в 1799 году. Храмы сохранили архитектурные черты конца XVIII века несмотря на реконструкции, поэтому сегодня в Шуе можно полюбоваться двумя строгими церквями в стиле раннего классицизма.
Одно из самых роскошных зданий города находится на улице Московской. Усадьба принадлежала купцу и предпринимателю Михаилу Павлову, который управлял крупной и высокотехнологичной по тем временам ткацкой фабрикой «Товарищество Шуйской мануфактуры». Во владении Павлова была усадьба в области и особняк с конюшней, служебным корпусом и флигелем в самой Шуе. Комплекс городских зданий построили в 1880-х годах в стиле необарокко с элементами классицизма — старинный дом богато украшен декором и напоминает настоящий царский дворец. До наших дней сохранился не только изящный облик здания, но и его внутреннее убранство. В интерьере можно увидеть парадную лестницу, оригинальный паркет и мозаику, а также сохранившиеся элементы декора. В особняк стоит заглянуть, чтобы не только посмотреть на архитектуру, но и попасть на одно из мероприятий культурного центра, располагающегося в здании. Здесь проходят фестивали, концерты классической музыки и литературные чтения.
Удивительной красоты колокольня, высота которой составляет целых 106 метров, входит в число самых высоких в стране. Знаменитая достопримечательность Шуи относится к ансамблю кафедрального Воскресенского собора: колокольню возвели рядом с храмом на Зелёной площади, а её строительство заняло более 20 лет. В 1810 году начали возведение башни по проекту архитектора-швейцарца Гауденцио Маричелли, но недостроенное сооружение рухнуло. После чего строительство доверили русскому зодчему Евграфу Петрову — четырёхъярусную колокольню в стиле классицизма архитектор закончил в 1832 году. Сооружение вышло по-настоящему уникальным для того времени — на открытие приехали даже гости из других губерний. Полюбоваться на колокольню можно и сегодня — до наших дней она сохранилась без значительных изменений. Также уцелели два старинных колокола и 45-метровый шпиль с крестом, установленный в 1868 году.
В историческом центре города на площади Ленина находится первый в стране музей, посвящённый Константину Бальмонту — выдающийся поэт Серебряного века и переводчик родился и вырос в Шуе. Сначала небогатая дворянская семья жила в селе Гумнище в области, а в дошкольном возрасте старших детей переехала в город. Здесь будущий поэт-символист учился в мужской гимназии, где впервые проявился его талант — именно в школе он написал свои первые стихи. В возрасте 18 лет отправился во Владимир, а затем в Москву, чтобы продолжить обучение. Сегодня в музее, расположенном в роскошном особняке XIX века в псевдорусском стиле, напоминающем сказочный терем, можно узнать о творчестве и судьбе поэта и истории Шуйского края. В экспозиции представлены личные вещи и прижизненные издания Бальмонта, макет древней городской крепости, документы, принадлежавшие знаменитым местным купцам, а также коллекция живописи.
Шуя богата старинными церквями и храмами. Один из знаковых для города находится на площади Революции, которая раньше называлась по имени самого храма — Ильинской. Церковь построили прямо на въезде в город в 1881 году из красного кирпича — таким её вид сохранялся до начала XX века, пока сооружение не оштукатурили. Храм возвели в эклектичном стиле с пятью главами на четверике и шатровой колокольней, а позже пристроили к основному объёму притвор. В советское время у храма снесли главы, а внутри организовали клуб ткацкой фабрики «Шуйский пролетарий», который местные прозвали «Безбожник». Возобновились богослужения в храме только в 2009 году, а реставрация идёт до сих пор.
Чтобы посмотреть самые важные здания города, отправляйтесь в исторический центр Шуи. Здесь находятся знаковые административные сооружения, старинные особняки и дореволюционные дома. Один из самых заметных — Народный дом, построенный в 1901 году из красного кирпича по проекту московского архитектора Константина Терского, учителя известного зодчего Фёдора Шехтеля. Дом возвели из кирпича разобранной после пожара ткацкой фабрики, которая принадлежала предпринимателю Ивану Попову — тот пожертвовал средства и материал для культурного учреждения. В 1911 году в здании разместилось Благородное собрание, а после госпереворота — Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым управлял Михаил Фрунзе. В 1918 году с подачи революционера в здании организовали Шуйский драматический театр, а в 1951 году разместили Дом культуры, который находится здесь и по сей день.
Среди известных достопримечательностей Шуи — старинный водочный завод на Завокзальной улице. Казённые винные склады с прилегающей к ним железной дорогой построили в 1899 году в традиционном промышленном стиле из красного кирпича с фигурной кладкой. Производство выпускало водку и стало одним из крупнейших в стране — его выработка достигала около 300 тысяч вёдер в год. Ликёроводочный завод был закрыт в годы Первой мировой войны, когда действовал сухой закон, и в 1980-х, во времена борьбы с алкоголизмом. Сегодня предприятие с большой историей продолжает выпускать продукцию, а при заводе работают магазин и музей. Здесь можно узнать о традициях русского винокурения, изготовлении местных напитков и продегустировать морсы и соки, которые используют в шуйском производстве.
Шуя издревле считалась промышленным городом: здесь развивались мыловаренный, текстильный и даже овчинно-шубный промысел — старинное ремесло было особенно популярно в годы правления Василия Шуйского, владевшего городом, за что тот получил прозвище Шубник. Благодаря деятельности местных предпринимателей Шуя активно застраивалась: появлялись не только мануфактуры, но и административные здания и купеческие дома, которые определили архитектурный облик всего города. Он хранит большое количество старинных особняков, как, например, усадьбу купцов Посылиных — одних из главных промышленников в городе, которым принадлежали две ситценабивные и одна миткалевая фабрики. Здание построили на рубеже XVIII–XIX веков на площади Ленина (в то время — Спасской) в стиле классицизм — у фабрикантов была даже собственная оранжерея, где круглый год выращивали цветы. Усадьбу посещал будущий царь Александр II вместе с наставником Василием Жуковским во время своего визита в Шую в 1837 году.
Более ста лет назад Шую потрясли трагические события. В 1921 году в Поволжье начался масштабный голод из-за засухи, и, чтобы помочь нуждающимся, православная церковь организовала сбор средств и пожертвовала драгоценную утварь. Ситуацию большевики использовали против духовенства: в 1922 году власти издали закон об изъятии церковных ценностей. В Шуе на защиту церкви вышли прихожане и преградили вход в Воскресенский собор, чтобы специальная комиссия не могла войти внутрь. Спустя несколько дней такой обороны власти применили оружие против толпы. После чего Ленин приказал расправиться со священниками храма, а также ужесточить гонения на духовенство по всей стране. Погибшие в Шуе у стен собора и замученные настоятели храма были причислены к лику святых в 2000 году, а в 2007-м на площади у колокольни установили памятник павшим за веру в годину гонений на церковь. Бронзовая композиция состоит из фигур двух священнослужителей и девочки, будто закрывающей их собой от выстрелов.
Если не знаете, что в первую очередь посмотреть в Шуе, отправляйтесь к павильону мерных весов — точке отсчёта всех дорог в городе. Старинное сооружение находится на Центральной площади — его построили в 1820 году. В старину на огромных мерных весах взвешивали тяжёлые грузы — на них возы заезжали прямо вместе с товаром. Они назывались вагой, а крытый квадратный павильон для них — важнёй. До наших дней сохранилась только постройка в стиле классицизм с рядами колонн, фронтонами и ротондой, которая является сегодня единственной в своём роде во всей России. Важня остаётся одним из главных символов древнего купеческого города и напоминает о его богатой истории. От павильона мерных весов обязательно стоит прогуляться по главной пешеходной улице Шуи, чтобы рассмотреть старинные торговые ряды, познакомиться с атмосферой города и сделать несколько фото на память.
На главной пешеходной улице Шуи в самом центре города находится музей, посвящённый знаковой личности в революционное время — Михаилу Фрунзе. Его имя запечатлено в истории города: государственный деятель сбежал из ссылки в Казани в Шую, где организовал движение местных рабочих, вместе с которым участвовал в Декабрьском восстании 1905 года в Москве. В 1917 году служил в Минске, после чего советские власти направили Фрунзе в Шую, где революционер стал председателем Совета рабочих, земской управы и городской думы. В память о местном чиновнике создали экспозицию в здании, где шуйские боевые дружины проходили обучение под его руководством. Сегодня в музее можно узнать о судьбе Фрунзе и истории города во времена Гражданской войны, а также увидеть краеведческую выставку — здесь представлены предметы быта и одежда разных сословий дореволюционного времени и макет с исторической планировкой города.
Историю развития города можно проследить по его планировке: Шуя делится на старый центр с белоснежными церквями и Заречье — правый берег реки Тезы, где строили мануфактуры в классическом промышленном стиле. Фабричный район начинается сразу за мостом на площади Революции, а открывает его храм Ильи Пророка и старинные корпуса текстильного производства. Его основал купец Калужский в 1860-х годах, а в 1878-м владельцами ситцепечатной фабрики стали братья Шорыгины и Михаил Павлов. Спустя несколько лет Михаил Алексеевич выкупил «Товарищество Шуйской мануфактуры» у напарников и развернул крупное производство: в 1903 году здесь перерабатывали 100 тысяч пудов хлопка. В советское время фабрику национализировали и переименовали в «Шуйский пролетарий». Сегодня в нескольких зданиях старинной мануфактуры по-прежнему работает текстильное производство.
Чтобы узнать больше о местности, отправляйтесь в Ивановскую область в село Введенье к одному из древнейших монастырей в стране — Николо-Шартомскому. Считается, что он был основан в XIII веке в месте обретения иконы Николая Чудотворца на берегу реки Шартомы, а первое документальное описание монастыря относится к 1425 году. Обитель с давних времён считалась важным оплотом веры: её почитали цари и жертвовали средства представители княжеских родов. До 1649 года строения монастыря были деревянными. После пожара, уничтожившего все постройки, его решили возвести в камне на новом месте, у устья Молохты. Строительство крупного монастырского комплекса заняло десятилетия — Преображенскую церковь закончили только в 1813 году. В годы советской власти обитель переживала упадок, а её восстановлением занялись в 1990-е годы — монастырь был возвращён церкви одним из первых в стране. Поэтому сегодня во Введенье можно полюбоваться на величественные храмы в византийско-русском стиле, напоминающие о древней и богатой истории России.
Вокзал в Шуе не просто станция, а настоящий культурный объект и значимое историческое здание. Его построили в 1896 году — прежний вокзал, возведённый в 1868-м, перенесли на другое место из-за увеличения пассажирского потока, а здесь построили новое здание, которое и сегодня встречает прибывших гостей и жителей города. В 2020 году вокзал отреставрировали, восстановив его первоначальный облик: центральная часть здания выполнена из кирпича, а крылья — из дерева. Также восстановили резные наличники и карнизы и декоративную башню с часами, а внутри создали экспозицию: по рейтингу РЖД Шуйский вокзал входит в число лучших железнодорожных музеев страны. На выставке можно узнать об истории Шуйско-Ивановской линии и достопримечательностях города. Ещё на вокзале можно оказаться в эпицентре городских культурных событий: здесь проводят различные мероприятия, например фестиваль шуйского мыла.
На карте города можно обнаружить множество зданий дореволюционного времени из характерного красного кирпича. Одно из самых ярких сооружений этого периода — мужская гимназия на улице Советской. Её построили в 1873 году в эклектичном стиле, а средства на учебное заведение пожертвовали местные купцы — Иван Попов, Алексей Посылин и ещё несколько десятков человек. В 1900 году к зданию пристроили церковь Николая Чудотворца. В советское время она была закрыта, а крест и глава утрачены. Но само здание и некоторые элементы интерьера сохранились до наших дней — здесь по-прежнему размещается средняя образовательная школа. Она носит имя Константина Бальмонта: знаменитый поэт Серебряного века учился в этой гимназии в 1876–1884 годах. Кроме него, здание помнит и других выдающихся людей: художника Анатолия Лебедева-Шуйского, актёров московских театров Юрия Юницкого и Василия Лужского.
Важнейший символ Шуи, как ни странно, самый обыкновенный брусок мыла — предмет гигиены даже запечатлён на гербе города. Всё потому, что в XVIII–XIX веках здесь работало около 20 мыловарен — производство считалось одним из главных в Шуе, а товар очень ценился по всей России. Сегодня на Дубковской улице работает музей, посвящённый важному для города ремеслу: здесь можно узнать, как развивалась технология мыловарения с XVII века по наши дни, какие бывают традиции стирки в разных странах, сколько зарабатывали мыловары и как использовали мыло для изготовления оружия в годы Первой мировой войны. А ещё в музее получится самому сделать мыльный брусок на мастер-классе или приобрести готовое изделие от местных производителей в качестве идеального сувенира из Шуи.
Не только одна из древнейших церквей в Шуе, но и важное сооружение для всего архитектурного облика центра города. Она расположена на берегу Тезы на Театральной — в древности на этой улице стояли в ряд несколько храмов, задавая композицию прилегающему к кремлю посаду, а Крестовоздвиженская церковь, располагавшаяся на Торговой площади, замыкала всю перспективу. Её построили примерно в XVII веке — первое упоминание относится к 1619 году. Но деревянное сооружение сгорело в 1662 году, а каменный храм на его месте возвели в 1693 году. Скромное здание перестроили в стиле классицизм в начале XIX века и украсили внутри росписями — роскошную церковь посещал даже Александр II вместе со своим наставником, поэтом Василием Жуковским. Но к сожалению, убранство храма не сохранилось: в советское время колокольню, главы и часовню церкви снесли, а внутри выполнили перепланировку под фабричные помещения. Несмотря на значительные изменения в облике, храм не потерял своей значимости для города — сейчас он находится в процессе восстановления.
В течение нескольких столетий Шуя считалась крупнейшим центром текстильного производства, о продукции которого знали не только в России, но и за рубежом. Первую ткацкую фабрику открыли в 1755 году — с этих пор в Шуе одна за другой открывались новые мануфактуры, а делу посвящали себя целые династии предпринимателей, как, например, семья Киселёвых. Отец Максим Степанович — бывший крепостной, выкупил себе свободу у помещика и отправился в Шую, где стал одним из главных промышленников. В местную историю он и его сыновья вошли как прогрессивные предприниматели, первыми наладившие поставку хлопковой пряжи из Англии в город и окрестности. А ещё — как благотворители и городские деятели. Например, в Шуе можно до сих пор увидеть больницу, построенную на средства семьи, которую так и называют — Киселёвской. В Шуе также сохранился одноэтажный рубленый дом с мезонином на Советской улице, где жила сама семья в первой половине XIX века.
Одна из самых красивых церквей находится на окраине города на Мельничной улице. В древности здесь находилось село Мельничное, которое принадлежало княжескому роду Шуйских, как и сама Шуя, на протяжении 200 лет — фамилию знатная династия как раз получила от названия города. В вотчину часто приезжал сам Василий Шуйский, последний государь из рода Рюриковичей, чтобы развлечься на соколиной охоте, а по легенде, здесь даже покоится его дочь. Преображенскую церковь предположительно основали во времена правления Ивана Грозного рядом с княжеской усадьбой. Современную же каменную церковь в стиле классицизм с элементами псевдорусского стиля возводили в несколько этапов в XIX веке, а оригинальная застройка сохранилась до наших дней. Храм не пострадал в советское время и был закрыт всего в течение 10 лет — в это время в нём размещались мастерские и склады. Но уже в 1940-х в церкви возобновили службу — она оставалась единственной в городе действующей и считалась соборной, пока в 1990-х не открыли Воскресенский собор.
Храм находится в самом центре Шуи рядом с площадью Ленина, а в древности одну из старейших церквей города окружала крепость. Её возвели в XVII веке: именно она считалась соборной, пока в Воскресенском храме не появилась главная святыня — Смоленская икона Божьей Матери. Деревянную церковь заменили каменной в 1754 году, а спустя 20 лет при ней возвели ещё одну, тёплую, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — до революции в храме хранилась икона святого, присланная в дар от самого Ивана Грозного. В начале XVIII века церкви объединили и пристроили трёхъярусную колокольню в стиле классицизм с высоким шпилем. Его, как и купола храма, в советское время снесли, а в здании разместили сначала пекарню, а затем склады. Богослужения возобновились в 1998 году. Общий облик здания в эти годы практически не пострадал, а дореволюционные детали восстанавливают до сих пор, поэтому сегодня можно полюбоваться не только на оригинальную архитектуру церкви, но и увидеть копии старинной ограды и деревянных дубовых дверей и репродукции древних икон.
В самом сердце города находится старинная пожарная водонапорная башня — одно из самых красивых исторических сооружений Шуи. Здание возвели в 1883 году по проекту известного московского архитектора и автора Исторического музея на Красной площади Владимира Шервуда. Постройка отличается оригинальностью и нетипичной для служебных сооружений архитектурой: её построили в эклектичном стиле из красного кирпича с фигурной кладкой в стиле русского зодчества. Башня состоит из крестообразного основания и восьмерика, украшенного аркатурными поясами. Здание обязано попасть на фото каждого гостя города, как и расположенные рядом с ним Центральная площадь и местный Арбат: исторические локации богаты на объекты культурного наследия Ивановской области и красивые старинные здания.