Этот памятник — визитная карточка города. Его установили ещё в восьмидесятых годах прошлого века на берегу реки Суры. В основе памятника — образ крестьянина, одного из тех, которые первыми поселились на этих землях в XVII веке, жили здесь и обороняли рубежи Руси от нападений южных кочевников. В одной руке мужчина держит копьё, как символ воина. Во второй — орало, символ созидания. За ним стоит конь — верный друг и соратник как в бою, так и в мирной жизни. Рядом с памятником обустроена смотровая площадка, с которой можно посмотреть на южную часть Пензы, панораму реки Суры и попутно сделать красивые фото на память о поездке.
Одну из главных улиц Пензы часто называют Пензенским Арбатом. Она расположена в историческом центре города и имеет протяжённость более двух километров. По пешеходной её части любят гулять жители и гости города. Прогуливаясь здесь, можно увидеть памятники архитектуры — дома XIX-XX веков, огромный семиметровый градусник на стене одного из домов, мозаичное панно «Восстание». На этой же улице располагается один из символов города — искусно выполненная скульптура «Часы с кукушкой». Она появилась на своём месте, потому что Пенза — город-производитель таких часов. Также по Московской можно дойти до одного из первых в стране цветомузыкальных фонтанов. Здесь же можно вкусно поесть в одном из многочисленных кафе и ресторанов, а также купить сувениры и другие вещи в одном из магазинов и торговых центров. Прогуливаясь по улице, можно оказаться на одной из главных площадей Пензы — имени Ленина. На ней расположено красивое здание администрации Пензенской области, рыбный пассаж из красного кирпича, а ещё — много мест для отдыха.
Красивый, величественный собор в стиле классицизма на Соборной площади — украшение улицы Московской и всего города. Спасский собор появился здесь в начале XIX века и пользовался большим уважением со стороны императорской семьи. Он украшал собою Пензу до 1934 года. В тот год большевики уничтожили храм. Его просто взорвали. В 2011 году было решено возвести собор заново. И вот уже более 10 лет его восстанавливают в первоначальном виде шаг за шагом. Снаружи все работы завершены, а внутри отделка продолжается. Несмотря на то, что храм не до конца отреставрирован, он уже открыт для посещения. Рядом со Спасским собором возводят высокую колокольню. Такую же, существовавшую здесь ранее, также разрушили вместе со старинным храмом.
В центре Пензы стоит удивительный артефакт городского ландшафта — краснокирпичное здание в псевдорусском стиле, украшенное башенками с шатровыми крышами. Сооружение больше похоже на замок или боярские палаты, чем на место для торговли. Мясной пассаж несёт в себе неповторимый дух конца XIX века. Фасад здания поражает красотой: фигурная кирпичная кладка и разнообразие рельефного декора. До революции в залах пассажа торговали мясными и молочными изделиями. Сегодня для рынка построено новое здание, а в стенах старинного строения располагаются магазины, спортивная школа и клуб, уютные закусочные. Взгляд на фасад этого здания, торжественно возвышающегося в центре города, заставляет восхищаться его неповторимой красотой.
Во время прогулки по набережной реки Суры можно увидеть возвышающийся серебристый величественный обелиск высотой 25 метров. Этот монумент воздвигнут в память о воинском духе и трудовом подвиге жителей Пензы. Он предстаёт перед глазами горожан как росток — стремительно тянущийся к солнцу символ надежды и благополучия. Воздвигнутый в 1967 году в честь пятидесятилетия Октябрьской революции «Росток» стал неотъемлемой частью исторического наследия города. У подножия монумента установлена гранитная плита, в которой было замуровано письмо потомкам. Его надо было извлечь и прочитать через полвека, в 2017 году. Сегодня это послание из Страны Советов хранится в Краеведческом музее. Новое письмо помещено в гранит и ожидает своего времени. Его достанут и прочтут в 2063 году, когда городу Пензе исполнится 400 лет.
Каждый русскоязычный человек знает, кто такой Михаил Юрьевич Лермонтов. А недалеко от Пензы в селе Тарханы — сейчас оно называется Лермонтово — располагается родовое имение Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, «самой известной бабушки русской литературы», бабушки известного поэта. Здесь, в имении, Михаил Юрьевич провёл своё детство, уехав в Москву только в возрасте 13 лет. Бабушка много времени и сил уделяла образованию любимого внука, а также любила устраивать праздники для него и его друзей. После отъезда поэт иногда возвращался в имение. Здесь его и похоронили по настоянию бабушки в семейном склепе. Спустя четыре года, тяжело пережив смерть внука, Елизавета Алексеевна отправилась в мир иной и сама. Дом по завещанию отходил её брату, но с условием, что комнаты поэта останутся нетронутыми. В экспозиции музея сегодня можно увидеть интерьеры XIX века, а также личные вещи и книги, которые принадлежали писателю. Также приятно будет прогуляться по парку рядом с имением. По желанию можно посетить и могилу поэта на территории заповедника.
Величественный трёхэтажный особняк построен в классическом стиле. Изначально использовался как резиденция губернских наместников. В конце XVIII столетия Пензенская губерния была упразднена, дом некоторое время пустовал, потом его занял пензенский архиерей. В начале XIX столетия губернии был возвращён прежний статус, в город назначили нового губернатора. Однако Архиерейский дом остался в ведении православной епархии до революции. После установления советской власти в здании располагался штаб Красной Армии, затем военкомат. В 1998 году здание возвращено православной церкви. Рядом с домом находятся захоронения четырёх пензенских святителей. По благословению архиепископа Пензенского в конце XX столетия останки были перенесены с Советской площади и перезахоронены возле Архиерейского дома.
В 1905 году на месте сгоревшей церкви рядом с Мироносицким кладбищем был возведён величественный собор из красного кирпича. Его спроектировал инженер Александр Старжинский. Собор выполнен в неовизантийском стиле. После революции 1917 года собор был передан так называемым обновленцам — представителям раскольнического движения в православии. Позже, в 1937 году, советские власти закрыли собор. В помещении церкви располагался склад военной части. Сразу после Великой Отечественной войны храм открылся для проведения богослужений. С того момента они не прекращаются и по сей день.
Если вы ищете ответ на вопрос, что интересного и необычного в Пензе, то этот музей — одно из самых оригинальных городских мест. Сам музей располагается в старинном строении, возведённом ещё в позапрошлом веке. И вместо большого количества картин выставка здесь состоит из одной, которая периодически меняется. Но вы заблуждаетесь, если думаете, что справитесь с посещением этого места за пять минут. Прежде чем перейти к просмотру картины, вы узнаете об эпохе, в которую жил художник, о культуре того времени и об истории создания картины. Всё это покажут в 45-минутном фильме. После поглощения информации посетители переходят к осмотру картины, который получается более осознанным и интересным.
Одна из самых известных творческих личностей, живших в Пензе, — театральный актёр и режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд. На улице Володарского сохранился деревянный дом, построенный в конце XIX века, в котором когда-то жила семья режиссёра. Дом является памятником русского деревянного зодчества. Снаружи он украшен красивой резьбой. Внутри есть мемориальный музей, по которому проводятся экскурсии. Здесь можно увидеть личные вещи, отражающие быт семьи Мейерхольд, в которой родился Всеволод Эмильевич. Также в этом доме действует интересный театр, получивший имя в честь псевдонима Мейерхольда — Доктор Дапертутто. Его сцена находится на расстоянии вытянутой руки от зрителя, а в постановках участвуют как актёры, так и марионетки. Такая постановка точно стоит того, чтобы посетить её, находясь в Пензе.
Сегодня церковь считается наиболее старым строением в городе. Её история началась в конце XVII столетия, когда на этом месте построили мужской монастырь. Правда, уже в 1750 году на его территории возвели церковь, которая дожила до нашего времени. Через некоторое время корпуса, в которых обитали монахи, перенесли на окраину Пензы. Как и многие храмы страны, эту церковь после прихода к власти большевиков конфисковали вместе со всем имуществом. Долгое время в ней работал архив и хранились книги. Верующие вернулись в церковь Преображения Господня в 1993 году, службы в ней проходят и сегодня.
Идея установки этого памятника принадлежит внуку известного пензенского ювелира Владимира Ломоносова. Скульптура представляет собой ювелира, который изготовил кольцо и рассматривает его через лупу. На столике рядом с ним лежат ювелирные инструменты, а также лист бумаги с подписью «Владимиру Евгеньевичу Ломоносову посвящается». Хотя памятник был установлен только в 2013 году, он уже оброс местными легендами. Первая гласит, что если потереть кольцо, то непременно вскоре найдёшь себе мужа или жену. Правда это или нет — неизвестно. Однако кольцо и палец ювелира затёрты до золотого блеска. Другая легенда говорит, что нужно посмотреть в лицо ювелиру через кольцо. После этого потереть его обувь. Одновременно с этими действиями нужно загадать желание. Если всё сделать правильно, то оно обязательно сбудется.
Этот парк на улице Карла Маркса считается одним из самых посещаемых мест города. Его открыли более двухсот лет назад — в 1821 году. Парк носит имя известного литературного критика неслучайно. В разные годы здесь бывали и прогуливались не только Виссарион Григорьевич, но и такие представители золотого века русской литературы, как поэты Василий Жуковский и Михаил Лермонтов. В наше время в парке любят проводить время самые разные люди: для любителей долгих прогулок тут есть тропа здоровья; для семей с детьми — детские аттракционы, качалки, карусели; для подростков — аттракционы посерьёзнее, дарящие большую порцию адреналина, есть колесо обозрения и тир. Также во время прогулки можно заметить кота учёного, который ходит по цепи кругом, и скульптуру медведицы с медвежатами. В парке много зелени, некоторым деревьям около 300 лет. А также тут есть места, где можно вкусно поесть всей семьёй: к услугам посетителей различные кафе и рестораны.
Место, где можно узнать о быте пензенцев прошлых веков. В экспозиции представлены старинные вещи, которыми когда-то пользовались простые жители города. В экспозиции можно посмотреть на вышитые рушники, которым около ста лет, посуду, старинные самовары, часы, медали и царские деньги. Есть и очень милые экспонаты, от которых веет уютом и любовью. Например, коллекция небольших статуэток слоников с отколотыми хоботками или кисет авторства неизвестной рукодельницы, на котором вышита фраза с грамматическими ошибками. Весь просмотр сопровождается экскурсией с подробным рассказом обо всех экспонатах.
В 1898 году в Пензе на финансы бывшего губернатора Н. Д. Селивёрстова было открыто художественное училище. Первым его директором был Константин Аполлонович Савицкий, художник и академик живописи. Именно он организовал картинную галерею, которая сегодня носит его имя. В основу первой композиции легли картины того же губернатора Селивёрстова. Постепенно коллекция пополнялась работами русских и зарубежных художников. Среди работ, хранящихся в галерее, есть картины авторства И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и других художников. Всего в фондах галереи хранится около 12 тысяч работ. Помимо картин, стоит уделить внимание выставкам предметов, выполненных из хрусталя и стекла.
Более ста лет это здание являлось резиденцией пензенских губернаторов. Дом идеально гармонирует с остальными постройками Соборной площади благодаря классической архитектуре. В центральной части фасад украшен портиками с пилястрами и треугольным фронтоном. После Октябрьской революции в помещениях Губернаторского дома размещались организации органов власти. Затем здесь функционировала детская художественная школа. В 2011 году здание передано Пензенской картинной галерее. Уютные интерьеры прекрасно подходят для организации выставочного пространства: просторные залы с высокими потолками, красивый наборный паркет, окна, пропускающие дневной свет. В здании находится постоянная экспозиция картин европейских и российских мастеров.
Один из известных уроженцев Пензы, обладавший большим количеством званий и достижений, — нейрохирург Николай Нилович Бурденко. Он прошёл четыре войны и был основоположником советской нейрохирургии. В доме, где располагается музей, Николай Нилович провёл своё детство и юность. В выставке музея можно посмотреть на множество вещей, которые принадлежали семье хирурга и ему самому. Производит впечатление и огромная научная библиотека, состоящая из 860 книг, причём многие из них с автографами авторов. Также один из самых ценных экспонатов — медицинские карточки, заполненные хирургом в годы работы в местной больнице. Экспозиция музея рассказывает о быте семьи Бурденко и научной и врачебной деятельности хирурга.
Здание собора пережило несколько капитальных реконструкций. Изначально это была деревянная церковь (построена в 1677 году). В середине XVIII века вместо второго деревянного здания, которое возвели после пожара, построили более долговечный каменный собор. В 1765 году его освятили, и храм открыл свои двери для прихожан. Позже, по прошествии около ста лет, он был ещё раз реконструирован, после чего и приобрёл свой современный вид. Однако после революции, как и многие другие религиозные здания, собор у верующих забрали. Непродолжительное время в нём был кинотеатр, после склад, а затем храм и вовсе забросили. Он пришёл в упадок и превратился в руины. В 1989 году о соборе снова вспомнили, а в 1990-м стартовало его восстановление. Отстроили собор в том виде, в котором он был до прихода к власти большевиков. Сегодня это действующий храм, памятник архитектуры.
Находится возле проходной завода «Станкомашстрой». Представляет собой отлитый из бронзы в полную величину памятник мужчины с деталью и микрометром в руках. Рядом возле него расположен токарный станок. Идею установки этой скульптурной композиции предложил Олег Кочетков, генеральный директор завода. Мысль была благодушно принята городской администрацией. Открытие памятника состоялось в 2016 году и было приурочено ко Дню машиностроителя. Прототипом для памятника послужил невероятно преданный своему делу человек, токарь Виктор Кондрашин, всю жизнь проработавший на одном заводе и за одним станком.
Пензенский фонтанный комплекс обязательно стоит посетить всем путешественникам. Он находится на участке между улицами Максима Горького и Кураева. Его смело можно назвать воплощением эстетики и современных технологий. Центральный светомузыкальный фонтан, чаша которого имеет зеркало воды площадью более 350 м2, является площадкой, где разворачивается водная феерия. Более 270 струй танцуют под популярные современные и классические мелодии. Зрелище дополняется лазерными проекциями, направленными на водные струи. Необыкновенную игру световых потоков создают несколько сотен фонарей, переливающихся разноцветными оттенками. Водные струи взмывают вверх, обрушиваются вниз, закручиваются в виде замысловатых фигур, превращаются в пенные столбы. Водная феерия в Пензе вызывает восторг и поражает воображение. По периметру площади растут высокие деревья, под ними разместились уютные лавочки, откуда, как из партера, зрители любуются танцующими фонтанами.
Истинное произведение искусства, украшающее один из скверов Пензы и привлекающее взгляды прохожих, носит название «45-й меридиан». Аэрокосмические съёмки подтверждают, что 45-й меридиан — невидимая, но известная географам линия, — находится в самом центре Пензы. Этот арт-объект несёт в себе ещё одну удивительную деталь: отсчёт московского времени начинается именно по 45-му меридиану. Расположенный в ухоженном сквере памятный знак стал городской достопримечательностью. Структура и форма арт-объекта визуально восхитительны. Он притягивает внимание путешественников, которые с удовольствием фотографируются возле символического знака, чтобы увезти с собой память о городе. Пенза, таким образом, становится не только точкой временного отсчёта, но и местом, где географическая особенность запечатлена в искусстве.
Это интересная и необычная скульптура, вызвавшая противоречивые отзывы у жителей города. Одним скульптура понравилась необычностью, новизной и смыслом, у других вызвала непонимание и неприязнь. Скульптура изображает кентавра, но его туловище и голова развёрнуты к спине, а руки широко раскрыты. В туловище — квадратное окошко, которое задумывалось автором как открытая душа. Однако, по его же словам, каждый воспринимает его как хочет. Распахнутые руки символизируют открытость и дружелюбие. Сам скульптор говорил, что эта скульптура тактильная, с ней надо взаимодействовать, залезать, фотографироваться. Какое бы недовольство ни вызывала она у некоторых жителей, тем не менее творение входит в список достопримечательностей Пензы.
Во время прогулки по Московской улице можно встретить необычный памятник. Он появился в Пензе благодаря заботливости солдатских жён. В 1799 году при переходе армии Суворова через Альпы ноги пензенских солдат не пострадали, а у многих других солдат они оказались натёрты. В конце перехода великий полководец похвалил солдат из Пензы и шутливо назвал их «пензяками толстопятыми». И в какой-то степени был прав, ведь ноги помогли сохранить носки с толстой двойной пяткой, которые были связаны солдатскими жёнами. Эта история и была взята за идею для памятника. В результате появилась скульптура, показывающая двух человек: генерала Суворова и пензенского солдата, показывающего практичные носки. По местной легенде, если потереть большой палец солдата, то всегда будешь здоровым и весёлым, а в жизнь придёт успех.
Областной драматический театр ведёт свою историю с конца XVIII столетия. Первый спектакль был сыгран в 1793 году. В конце 2000-х здание драмтеатра сгорело. На его месте построили новое здание в стиле позднего классицизма, впечатляющее мраморными колоннами и лепниной. Окна из тёмного стекла украшают центральную часть фасада от пола почти до крыши здания. К огромным центральным дверям ведут мраморные лестницы. Вокруг здания вымощенная плиткой площадь, множество фонариков, подчёркивающих величие здания. Интерьеры театра уютные и торжественные. Внутри — просторный и красивый зал с партером, бельэтажем и балконом, в которых зрителей ждёт около тысячи мягких мест для просмотра спектаклей. Световое и звуковое оформление сделано с использованием современных технологий на высшем уровне. В репертуаре театра есть пьесы для зрителей всех возрастов.
Настоящий оазис для отдыха и развлечений расположен в микрорайоне Спутник. Протянувшаяся вдоль живописной реки Суры набережная поражает разнообразием сценариев использования и функциональностью. Вокруг много зелени и красочных клумб. Территория разделена на два яруса: один предназначен для пешеходов, другой — для велосипедистов и роллеров. Выбирая, что посетить в Пензе, включите в маршрут набережную в Спутнике — центр культурных и развлекательных мероприятий города. Набережная украшена великолепными фонтанами и сценой, где проходят концерты. В зоне развлечений установлены аттракционы, предназначенные для детей и взрослых. С колеса обозрения открывается великолепный вид на Пензу. Обустроенный пляж с кабинками для переодевания востребован в летний период. В тёплое время года также актуальны речные экскурсии по реке Сура. А вдоль набережной расположены уютные кафе, предоставляющие отличную возможность остановиться, насладиться вкусной едой и отдохнуть.
В начале XIX века в Пензе жил успешный промышленник Степан Тюрин. Для него был построен красивый деревянный дом, больше напоминающий терем. В 1975 году этот дом стал приютом для предметов народного творчества. В нём представлены изделия мастеров разных направлений, выполненные вручную. Тут посетители могут посмотреть на красивые керамические изделия, резные деревянные фигурки, ажурные кружева, игрушки, соломенные изделия. Часть предметов — старинные изделия, другая часть выполнена современными мастерами. Интересно посмотреть и на сам дом, который считается архитектурным памятником. Фасад музея народного творчества украшают резные кружева, а внутри особняка находится комната, где представлен интерьер кабинета промышленника Тюрина.
Именно в этом городе свои ранние годы провёл знаменитый русский историк. В доме, где он жил в то время, сегодня располагается музей его имени. В него входят сам дом, соседнее строение, в которое из основной части дома можно попасть по переходу, и флигель. Внутри — множество предметов, которыми когда-то владел сам Ключевский и его семья. Композиция музея разделена на две части. Одна посвящена периоду жизни историка в Пензе, вторая — его научной деятельности. В экспозиции есть посуда и мебель, которые принадлежали когда-то семье историка, а также его личные вещи — часы, чернильница, подстаканник. Всё это воссоздаёт атмосферу, в которой жил и работал Василий Осипович.