У этой достопримечательности две жизни. Первая была очень короткой: после возведения постройки с деревянным эркером минарет упал. Но инициатор строительства минарета караханид Арслан-хан не расстроился, а приказал построить новую башню, но уже из кирпича. В то время (1127 год) использовали жжёный кирпич. И вот эта постройка без изменений простояла до 1924 года, когда Красная армия билась за Бухару. При обстреле пострадала верхняя часть башни. Но её быстро починили, и следующая реставрация была произведена уже в 1960 году. Тогда укрепили фасад. Сегодня высота всей башни 46,5 метра, а диаметр — почти 10 метров. Верхняя открытая часть, с которой муэдзин призывает на молитву, украшена особого вида сводом-сталактитом. Это такой купол, в котором поверхность не гладкая, а ступенчатыми ленточками. Интересно, что кирпич и раствор из смеси глины и гипса со временем взаимопроникли друг в друга, что сделало стены монолитом.
До сих пор не известен возраст города Бухары. В документе XII века рассказывается о разрушении и восстановлении крепости в период с X по XII век. И уже тогда летописцы утверждали, что Бухара была построена три тысячи лет назад. Эта достопримечательность Бухары хранила в себе уникальную библиотеку, что привлекало разных учёных и исследователей, например Авиценну и Омара Хайяма. Письменные источники не дошли до наших дней, так как библиотека пострадала в войнах, грабежах и пожарах. Арк был сердцем Бухары, и каждый живущий здесь хан или эмир так или иначе менял лицо крепости. Одни строили здания, другие разрушали их, чтобы построить мечети вне стен крепости. Самым сильным разрушением стала осада Арка, которую инициировал М. В. Фрунзе в 1920 году. Позже здесь случился пожар, из-за которого здания и стены крепости превратились в кусок глины. Форма Арка — неправильный прямоугольник. Массивные стены ограждают почти четыре гектара территории. Высота стен достигает 20 метров выше площади Регистан. Самые ранние здания в цитадели датируются XVII веком.
Узбеки, как и многие восточные народы, очень чтят своих предков, а захоронения великих людей выделяются в местных путеводителях. Исмаил Самани — национальный герой Узбекистана и Таджикистана, эмир древнего государства Саманидов. Благодаря ему на этих территориях отказались от зороастризма и приняли исламскую культуру, которую узбеки и таджики чтят по сей день. Точная дата постройки мавзолея Саманидов неизвестна, приблизительно конец IX — начало X века. Исмаил воздвиг семейный склеп на могиле своего отца. Это единственное уцелевшее здание той эпохи, пережившее время, катаклизмы, набеги Чингисхана и советскую власть. Несколько раз реставрировалось.
Является частью комплекса Пои-Калян. Построена в 1514 году. В это время Бухарой правил Убайдулла-хан. Храм занимает большое пространство и способен вместить до 12 тысяч человек. На плане здание имеет прямоугольную форму, в каждом углу которого устроены айваны — помещения со сводами, полностью открытые с внешней стороны. Фасад восточного входа представляет собой огромный портал. Он украшен мозаикой, которая образует традиционные орнаменты времён Тимуридов. Далее по ступенькам можно спуститься во двор мечети. Там в обе стороны от главного здания простираются галереи с проёмами в виде арок. На крыше этих галерей расположено 288 маленьких куполов. Сами арки образованы 208 колоннами. Фасады внутреннего дворика увенчаны мозаикой из белой, синей и голубой глазури. Стены внутри самой мечети изысканно украшены орнаментами и выполненными из золота текстами из Корана. По пятницам проводятся особые службы. В этот день в храм пускают только верующих. Учтите это, планируя маршрут на день.
Это исламское образовательное учреждение было построено в Бухаре в XVI веке. С первых дней своего существования это заведение считалось одним из самых престижных образовательных учреждений в Средней Азии. Однако в 1920 году, когда Бухару захватила Красная армия, медресе было закрыто и заброшено, как большинство религиозных зданий. Вновь открылось оно только в 1946 году и долгое время оставалось единственным на территории всего Советского Союза. Мири Араб — не только важное культурное, историческое и образовательное учреждение Узбекистана, но и красивое здание, входящее в ансамбль Пои Калян. Его стены украшены прекрасной мозаикой, изображающей растительный или геометрический орнамент. Также внимание привлекают два голубых купола. Выглядит это действительно впечатляюще и удивительно.
Считается самой первой мечетью во всей Центральной Азии. На месте храма в древние времена располагался храм в честь огня. Возле него два раза в год организовывался базар. Тут продавали языческих идолов, пряности и лекарства. Ярмарка именовалась Мах, в честь именитого местного правителя. Название перешло после и на возведённую мечеть. Однако позже святыню начали называть «Магак», что означало «утопающий». Дело в том, что здание располагалось в своего рода яме, образованной в результате тектонических изменений. Сегодня храм располагается ниже основного уровня земли на 4,5 метра. Неоднократно мечеть разрушалась и восстанавливалась. Так, она сгорела в 937 году, когда в Бухаре был сильный пожар. Восстановили здание лишь в XII веке. Простояло оно около 300 лет. Следующая реконструкция прошла в XVI столетии. Строение соединяет в себе архитектурные элементы различных эпох. Из декора сохранились лишь некоторые алебастровые фрагменты и участки кирпичной кладки. Мечеть уже не функционирует, в ней разместили музей ковров.
О возведении храма существует две легенды. По одной мечеть построили по желанию супруги бухарского правителя в 1712 году. Другая рассказывает, что святыню построил Эмир Шахмурад, которому нравилось молиться с простыми горожанами. До наступления революции мечеть являлась основным пятничным храмом в городе. Боло-Хауз имеет два зала: зимний и летний. Роль летнего получила сводчатая площадка, закрытая с трёх сторон, — айван — высотой 12 метров. Потолок летней молельни, который опирается на деревянные колонны, украшен резьбой и различными орнаментами, в которых просматриваются геометрические формы и цветы. Зимний зал расположен в помещении, где есть четыре колонны и несколько входов. Весь интерьер мечети стилизован под типичный среднеазиатский стиль XVIII века. В 1917 году местный зодчий Ширин Мурадов построил минарет. Комплекс Боло-Хауз является не только достопримечательностью Бухары, но и объектом охраны ЮНЕСКО.
Источник Иова — так переводится это название. Никто не знает, где произошла история, описанная в Библии и Коране, но мусульмане считают, что окончилась она в Бухаре в XV веке до нашей эры. Когда на исходе дней пророк Айюб (Иов) пришёл в Бухару, он ударил посохом о землю, и из неё потёк ручей, водой из которого стало лечиться местное население. Возле источника, по легенде, и похоронен пророк. Со временем вокруг могилы святого построили мавзолей. Дата его возведения не ясна: встречаются элементы XI века, надписи внутри говорят о XII веке, а восточная часть датируется XVII веком. Самостоятельному исследователю Бухары обязательно стоит посетить эту усыпальницу, смотреть на которую можно с разных сторон — и вид будет разным из-за наличия четырёх разных куполов, украшающих прямоугольное здание. Здесь можно провести целый день: осмотреть достопримечательность, посетить музей водоснабжения, оборудованный прямо в мавзолее, и просто отдохнуть в парке рядом.
Внук Тамерлана, третий из династии Тимуридов, правитель тюркской державы Улугбек был известен своим интересом и любовью к наукам, а потому всячески старался поддерживать учебные заведения на подвластных землях. Со времён его правления до наших дней дошло три медресе. Одно из них находится в Бухаре и является самым древним в городе. Учебное заведение было построено в 1417 году, но увидеть его воочию Улугбек смог только в 1419-м, так как был очень занят семейными и государственными делами. Впоследствии это заведение долго оставалось центром культурной и научной жизни города. Фасад постройки богато украшен тонкой работы мозаикой. Можно заметить, что в орнаменте мозаики присутствует немало астральных мотивов. Этот момент связывают с любовью Улугбека к астрономии. Так как за годы своего существования здание неоднократно ремонтировалось, в его украшениях можно увидеть как элементы XV века, сохранившиеся со времён жизни Улугбека, так и элементы более поздних времён.
В 1651-1652 годах по приказу тогдашнего правителя Абдулазиз-хана в Бухаре выросло медресе, ставшее сегодня местом, куда стремятся попасть путешественники. Абдулазиз-хан хотел построить великолепное здание, затмевающее все сооружения, построенные когда-либо в Бухаре. На карте это сооружение можно найти напротив более старого медресе Улугбека. Для облицовки и создания декоративных орнаментов нового здания были применены едва ли не все существующие техники. Помимо традиционной майолики, мозаики и изразцов использовались также лепка из алебастра, резьба по алебастру, роспись по кундалю, мраморная плитка. В орнаментах также встречаются разные мотивы: геометрические, растительные, животные. Несмотря на свою помпезность, здание не было завершено. За годы существования некоторые декоративные элементы обвалились и потускнели. Однако школа Абдулазиз-хана — последнее крупное медресе Бухары. После него начался упадок архитектуры. Поэтому эту достопримечательность точно стоит посмотреть.
В XIX веке в эпоху правления Хайдара в Бухаре построили медресе, внешне сильно отличающееся от других зданий подобного назначения. Двор учреждения окружают 59 худжр — келий — в один этаж, юго-западный угол занимает мечеть, а в южной части расположились конюшни. Надвратная постройка Чор-Минор не имеет ничего общего с классической архитектурой медресе. Она представляет собой двухэтажное сооружение с куполом и четырьмя угловыми башенками, похожими на минареты. Каждая из башенок имеет голубой купол. Купола покрыты изразцами с уникальным для каждого купола узором. Учреждение было высшим учебным заведением и имело богатую библиотеку, однако пришло в упадок с приходом к власти большевиков. За историю своего существования постройка несколько раз реставрировалась. На сегодняшний день она охраняется и входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этот герой мусульманского эпоса известен во всей Средней Азии, на Ближнем Востоке и даже в Китае. Он же фигурирует под именами Молла Насреддин и Эфенди. С его именем связано множество анекдотов. Например, на русском языке известно 1238 баек с Ходжой Насреддином в главной роли. Во всех историях благодаря своему острому уму Насреддин не раз выходил из трудных ситуаций не только целым, но ещё и с прикупом. Предположительно, всё-таки реальный человек с таким именем существовал, и жил он в XIII веке. Но доподлинно это неизвестно. Памятник в Бухаре представляет этого ловкого персонажа сидящим на осле в халате и едва не свалившихся туфлях. Он радостно улыбается и приветствует прохожих, подняв левую руку вверх, а правую приложив к груди, что означает сердечную радость от встречи. Повстречаться с ним можно в центре города, на площади Ляби-Хауз.
Это важный пункт экскурсии по Бухаре. Загородная резиденция последнего правителя Бухарского государства Саида Алим-хана принадлежала ему до прихода в 1920 году советской власти на территорию Узбекистана. Бывший эмир так и не смирился с собственной участью и до конца дней оплакивал невозможность вернуться на родину. Но тем не менее он внёс неоценимый вклад в историческое наследие Узбекистана. Дворец делится на две части: старую, построенную ещё в XVIII веке, и новую, которую Алим-хан строил в XX веке. Название дворца переводится как «звезда, похожая на Луну», что отсылает к лунообразной форме здания. Дворец богато украшен фонтанами, скульптурами и росписью в спокойных тонах. Внутреннее убранство дворца способно рассказать об ушедших временах Бухарского эмирата. Внутри расположено много предметов прошлой эпохи: ковры, картины, вазы, люстры и мебель. Сейчас помпезное здание выполняет роль музея декоративно-прикладного искусства.
Торговый купол Токи-Заргарон — один из необычных крытых рынков прошлого, который сохранился до наших дней. В древние времена улица, на которой находится постройка, была очень оживлённой. Токи Заргарон предназначался для ювелирной торговли, и торговцы драгоценностями съезжались сюда, чтобы продать свой товар на наиболее выгодных условиях. Так продолжалось до конца XIX — начала XX века, когда место ювелиров, компактно поселившихся в другом районе, заняли торговцы сельскохозяйственной продукцией — мясом и молоком. До наших дней Токи-Заргарон дошёл в хорошем состоянии и привлекает множество путешественников. Современные бухарцы до сих пор используют купол как торговый павильон и торгуют сувенирами на любой вкус. Здесь можно купить и традиционные современные сувениры, и антикварные предметы, а также посуду и украшения, картины, книги, ковры и другие изделия в восточном стиле.
В наши дни трудно удивиться наличию обменного пункта в каждом торговом центре, а вот в древние времена обмен валюты был весьма трудоёмким процессом. Одним из таких разменных центров был базар Токи-Саррафон, чьё название с персидского языка так и переводится — «башня менял». Постройка была завершена в 1535 году во время правления Убайдулла-хана. В эпоху правления Шайбани Бухара приняла звание коммерческого центра, и в честь менял начали называться другие культовые здания и постройки. Отличительная особенность постройки — небольшой купол и арка, которая выделяет базар среди остальных зданий Бухары. На данный момент базар Токи-Саррафон находится под защитой государства и внесён в национальный список культурного наследия.
Несмотря на значительную роль самого главного водного источника Бухары и близость к главной площади города, минарет при мечети Боло-Хауз считается небольшим. К тому же башню построили почти через 200 лет после возведения мечети, а именно в 1917 году. Но и она приковывает внимание, вызывая желание рассмотреть синий орнамент на кладке из красного кирпича. А ещё минарет имеет интересную деталь в верхней части: площадка для муэдзина окружена сталактитовым «воротником». Особых слов заслуживает хауз. Это искусственный водоём красивой формы. Часто бассейн сооружали в форме восьмиконечной звезды или креста. Даже если это был круг или прямоугольник, то от него отходили узкие ответвления, которые в общем создавали картину орнамента. С водоёма Боло-Хауз начался комплекс мечети. А ещё он один из тех нескольких, что не засыпали в годы советской власти.
В 12 километрах от исторической столицы Узбекистана находится величественный дворец правителя Бухарского эмирата. Город, в котором находится сооружение, раньше назывался Новой Бухарой, а в 1935 году был переименован в Каган. Построенный в 1898 году по приказу эмира Саида Абдулахад-хана дворец считается жемчужиной узбекской архитектуры. Примечательно, что автором проекта является Алексей Бенуа — русский архитектор. Стройкой руководил также русский инженер, а к возведению дворца приглашались русские и местные мастера. В связи с этим в здании чётко проглядываются европейские нотки. Как рассказывает легенда, после принятия объекта эмир счёл дворец излишне грандиозным для себя и не стал в нём жить. В дальнейшем комплекс стал использоваться как гостевой дом для высокопоставленных гостей и чиновников. В наше время в здании находится Дворец культуры железнодорожников. Оно внесено в национальный список культурного достояния.
В самом большом мавзолее в Средней Азии покоятся останки четырёх шейхов — духовных лиц — из династии Бакров. Их имена записаны в историю Узбекистана как активных распространителей ислама. Второе название Чор-Бакра — Город мёртвых. Эти сооружения и правда похожи на город, так как помимо строений здесь имеются оборудованные улицы и дворы, ворота и… надгробия (вместо домов). В Бухаре ислам начал распространяться уже в VIII веке благодаря Джуйбарским сейидам. Они являются потомками пророка Мухаммеда, основателя ислама. Тогда же появились и первые захоронения шейхов Абу-Бакров. Это было недалеко от Бухары, в селении Сумитан. А в XVI веке Абдулла-хан II обустроил их и включил поселение в черту города, чтобы защитить погребения от врагов. Самостоятельному осмотру некрополя лучше предпочесть экскурсию, чтобы узнать об истории покойных и строительстве сооружений.
Святыня была возведена в XVI столетии в центре Бухары — богатейшем районе города. Это одна из самых старых квартальных мечетей в центральной части Азии. Название храма переводится как «высокая». Мечеть образуется двумя частями. Одна из них, называемая зимней, имеет форму куба. Она затеняется айваном, который является второй, летней, частью. Колонны айвана изготовлены из дерева и установлены на бетонные основания. Своё оформление потолок и колонны получили в XIX веке. Михраб (ниша, направление которой строго на Мекку) и интерьер оформлены живописными росписями с применением позолоты. Орнаменты украшены бутонами цветков и растительной зеленью. Потолок отделан дощечками и также расписан орнаментами. Эта 500-летняя святыня Узбекистана относится к культурному наследию ЮНЕСКО. Храм отличается сдержанностью. В нём удаётся укрыться от уличной суеты и шума, а также ощутить умиротворение.
В 1622 году сановник Узбекистана Нодир-Диван-Беги надумал построить в городе Бухаре караван-сарай — место, где располагались путешественники вместе со своими животными. Местом, где должно было появиться общественное сооружение, была площадь Ляби-Хауз. В те времена она была местом оживлённой торговли, поэтому караван-сарай там давал возможность неплохо навариться. Однако что-то пошло не так, и возведённое в 1622-1623 годах здание было переоборудовано под медресе. Впрочем, такие перемены тоже сыграли на руку Нодиру-Диван-Беги, поскольку после этого он прослыл меценатом и защитником ислама. Фасад здания богато украшен мозаикой. Над аркой портала мозаикой изображаются небольшие лани, а также красивейшие и довольно крупные «птицы счастья» симурги. Такую красоту точно захочется сфотографировать!
В 1588-1590 годы в Бухаре напротив медресе Модарихон возвели ещё одну школу, названную Абдулла-хан. Медресе было построено на деньги тогдашнего правителя Бухары Абдулла-хана. Вместе с Модарихон они образовали кош-медресе, то есть пару школ. Само здание украшено довольно скромно, но его фасад имеет яркий и запоминающийся облик. Фасад медресе украшен орнаментом, сложенным из цветных глазурованных кирпичей. Дополняет декор фасада майолика. Во внутреннем дворе больше заметна рациональная, чем эстетическая составляющая. В нём расположились худжры — монашеские кельи, а за ними — мечеть и аудитории для учебных занятий — дарсханы.
В XVI веке Бухара отстраивалась и росла. В ней появилось много новых зданий. Это было время правления Абдулла-хана ІІ. Одна из построек — медресе Кукельдаш — стала самой большой школой не только в Бухаре или Узбекистане, но и во всей Средней Азии. Возводилось здание в значительной степени на деньги влиятельного сподвижника и молочного брата Абдулла-хана ІІ, хана Кулбабы Кукельдаша. При постройке привычная классическая планировка медресе была нарушена. В результате этого обычно глухие наружные стены фасадов оказались дополнены лоджиями. Стены здания традиционно украшены мозаикой, однако довольно сдержанной. В основном она изображает геометрический орнамент, иногда встречается также растительный. Наиболее интересным с эстетической точки зрения является купол угловой аудитории. Арки в ней расположились нестандартно для подобных сооружений, что привело к изменениям в декоре всего купола. В результате получилось интересное интерьерное решение, которое выглядит привлекательно без дополнительных декоративных элементов.
Если дословно перевести слово «Гаукушон», получится «убивающий быков». Такое не самое подходящее для просветительского учреждения название медресе получило потому, что на месте его расположения до XVI века находилась скотобойня. Позже тут была торговая площадь, а образовательное заведение на этом месте было возведено в 1562-1567 годы. Время постройки Гаукушон совпадает с временем правления Абдулла-хана ІІ. Фасад здания украшен характерной для медресе, появившихся при Абдулла-хане ІІ, майоликой в синих, бирюзовых и зелёных цветах. Орнамент декора в основном цветочный, выглядит как спиральные стебли с листиками и цветами. Над некоторыми частями здания можно увидеть сохранившиеся в первозданном виде майоличные панно.
Название «Намазгох» означает, что на данном месте может совершаться по всем правилам и благопристойно намаз — обязательная пятикратная молитва. Первая молитвенная площадка в Бухаре была устроена в IX веке на главной площади. Однако из-за большого количества молящихся стало не хватать места. Тогда намазгох соорудили за чертой города. В XII столетии тогдашний правитель Арслан-хан повелел жителям не покидать город, чтобы не ослаблять оборонные силы. Верующим пришлось купить сад Шамсабад и построить новый намазгох. Им стала кирпичная стена, длина которой была почти 38 метров. В ней сделали михраб — нишу, в направлении которой нужно стоять при молитве. По обе стороны от неё соорудили глухие арки. Монументальность святыня обрела в XVII веке. Первоначальную стену вмуровали в западную, михрабную, а на месте старой деревянной построили новую кирпичную кафедру для проповедей. Мечеть изящно украшена мозаикой в форме узоров и цитат, резным гипсом и арабскими надписями.
Если вы уже не знаете, что посмотреть в Бухаре, поезжайте в Варахшу. Путеводитель показывает 40 километров от города. Лучшие годы эта местность познала в VII-VIII веках. Здесь находилась резиденция правителей — вплоть до арабского завоевания. Варахша являлась своего рода военным щитом на западном крыле оазиса. Расположение на пути между Бухарой и Хорезмом способствовало развитию торговли. В поселении образовывались ремесленные центры, что доказывают раскопки. Хорошо удавалось в Варахше развивать и сельское хозяйство. Городище процветало и развивалось. Но наличие резиденции принесло много бед во время арабского вторжения. В XI столетии местность была разрушена. В 30-е годы XX века начались археологические работы. При раскопках удалось обнаружить комнату, на стенах которой ещё виднелись следы отделки — орнаменты и фигуры. На фресках можно увидеть всю нестабильность жизни тех времён. Правителям приходилось соблюдать старые традиции и держаться веры отцов, но в то же время прикидываться новообращёнными исламистами перед арабами.
Усыпальница этого именитого поэта и богослова была воздвигнута во второй половине XIV века, в то время как сам Бохарзи умер в 1262 году. Постройка появилась случайно. Рядом с могилой Сейфеддина был построен мавзолей Буян-Кули-хана, чей авторитет в обществе никак не мог сравниться с давно почившим «эмиром мира», как называли Сейфеддина Бохарзи. В связи с этим местное духовенство решило построить мавзолей, значительно превышающий по грандиозности своего соседа. Здание отличается величавым куполом, замыкающим архитектурный комплекс. На фасаде отсутствует декор, однако выделяется мощный портал и колонны по бокам.
Эти ворота построил Абдулла-хан II — пожалуй, самый продуктивный застройщик столицы Узбекистана. Больше всего построек в Бухаре сохранилось со времён правления этого властителя — со второй половины XVI века. Кстати, Талипач означает «возвышенность падишаха». На карте их можно найти в западной части крепости, окружающей старый город. Через них проходили, чтобы попасть в Хорезм. А в городе путники попадали на торговую площадь и к мавзолею памяти библейского праведника Иова. Ворота представляют собой арку, окружённую широкими круглыми башнями с окошками-бойницами. В древности верх ворот в виде вертикальных лепестков украшал орнамент. Впервые их отреставрировали в 1960 году, а потом ещё раз в 2005 году. Вблизи ворот протекал искусственный источник Шахр-руд. Его отвели из реки Зеравшан, которая течёт в нескольких километрах от Бухары.
Несмотря на то, что Узбекистан является преимущественно мусульманской страной, второй по популярности религией является православие. Одним из самых важных и красивых православных храмов Узбекистанской епархии является храм архангела Михаила. При вопросе «что посмотреть в Бухаре» несведущему путешественнику сразу стоит найти на карте это культовое здание. На месте, где сейчас почитают архангела Михаила, изначально стояла церковь Александра Невского. Она была сложена из брёвен в 1860 году. Через 12 лет случился страшный пожар, который полностью спалил здание. Но история на этом не кончилась. Через три года здесь поставили новую церковь. Храм выложили из кирпича и освятили его в честь архангела Михаила. В советские годы судьба многих культовых сооружений была незавидной. Не стал исключением и этот храм. В нём хранили всякий скарб и провиант. А в 1931 году снесли колокольню. После развала СССР власти Узбекистана передали храм православным прихожанам, и он снова открыт для служб и молебнов.
С тех пор как в 70 году нашей эры император Тит разрушил Иерусалимский храм, тысячи евреев покинули Палестину и разбрелись по всему свету. Множество евреев ушло в Среднюю Азию. В Бухаре, которая была частью Шёлкового пути, осела довольно большая группа. В Бухаре евреи хоронили своих покойников на отдельной площади в центре города. Если смотреть сверху, площадка имеет форму прямоугольника с одним сильно вытянутым углом. Сегодня кладбище занимает территорию около девяти гектаров. Самые старые надписи на надгробиях датируются XVIII веком. Но местные говорят, что ещё недавно видели могилу 800-летней давности. Со временем кладбище пришло в упадок: могилы из песчаника рассыпались, надписи на надгробиях стёрлись. Лишь в начале прошлого века на кладбище появилось ритуальное здание. Оно тоже пришло в упадок при советской власти. Уже в нашем столетии стараниями зарубежных евреев кладбище отреставрировали: выложили новые стенки могил, уложили новые надгробные плиты, отремонтировали и украсили ритуальное здание бело-синей мозаикой.
«Кош» — значит «парное, двойное». Кош-медресе — это комплекс из двух школ, расположенных фасадами друг к другу на улице Хиабан, которая располагается в западной части города Бухара. Оба здания — медресе Модарихон и медресе Абдулла-хан — были возведены в XVI веке во времена правления Абдулла-хана ІІ. Медресе Абдулла-хан всего лишь на 20 лет моложе Модарихона. Оба здания — типовые исламские учреждения образования. В них есть комнаты для учащихся и преподавателей, мечеть и аудитории. Несмотря на то что эти здания не могут похвастаться богатством украшений других бухарских медресе, их фасады декорированы изящной мозаикой и привлекают взгляд.
Файзулла Ходжаев, родившийся в конце XIX века в семье очень богатого купца, в советские годы занимал пост председателя Совнаркома УССР. Но карьера его закончилась типично для многих революционеров: в 1938 году он был обвинён в троцкистском заговоре и расстрелян. В хрущёвскую оттепель реабилитирован, и в его бывшем родовом гнезде организовали дом-музей. Купеческая резиденция находится в центре города. В 1880-х годах купец приобрёл этот участок и построил на нём дом для всей своей обширной семьи. По исламским обычаям дом разделён на части для мужчин и для женщин. Внутри он шикарно обставлен дорогой мебелью, украшен картинами и предметами традиционного восточного искусства. Огромный дворец купца Губайдуллы Ходжаева, отца Файзуллы, стал значимой «фишкой» Бухары. Музей представляет хранилище истории Бухарского эмирата. Расписная посуда, национальные музыкальные инструменты, роскошные халаты ручной работы представляют собой ценный этнографический материал. В доме можно рассмотреть интерьер, убранство, мебель конца XIX — начала XX века.
Важным местом для посещения путешественника станет музей и мастерская кукол Хакимова Искандера. Он довольно известный мастер, чьи работы хранятся во многих музеях и коллекциях всего мира. Здешние экспонаты уникальны, каждый в своём роде неповторим. Часто гости музея отыскивают своих двойников, сами того не ожидая, ведь кукол здесь действительно много. Мастер делает своим куклам лица, изображающие разные эмоции. Но по большей части здесь представлены куклы, изображающие узбеков, живших в прошлом, до социалистической революции. Для каждого экспоната подбираются наряды, оружие, парики. Кроме того, есть возможность посмотреть кукольное представление: здесь работает собственный мини-театр, в котором ставят постановки с национальным колоритом.
Этот новодел появился в 2012 году. Власти Узбекистана таким образом и восстанавливают память о прошлых значительных сооружениях, и привлекают путешественников к историческому прошлому. Дело в том, что в этой части бухарской крепостной стены точно такие же ворота установили ещё во второй половине XVI века. Так Абдулла-хан II позаботился о жителях близлежащих селений, хотя движение через них было небольшое. А ещё здесь находилась скотобойня. Кстати, именно так переводится название «Саляххон». Баранов, забитых на этой скотобойне, продавали на площади Регистан. Говорят, что объём в день доходил до двухсот туш. В 1939 году проход разрушили, так как поток людей (и машин) увеличился, и узкие ворота не могли обеспечить нормальное движение.
Она находится в тридцати километрах от Бухары. Дорогу можно посмотреть в путеводителе. Однажды молодая девушка Мастура-ханум сбежала от навязанного ей брака и поселилась в безлюдном месте недалеко от реки Зеравшан. Вместе с ней бежали три её подруги-ученицы. Постепенно к ним примкнуло много других практикующих суфизм, для которых пришлось построить места жительства. Часть из них — под землёй. В одной из комнат однажды исчезла Киз-Биби, то есть та самая Мастура-ханум. Это произошло в 1523 году. Её место смерти и погребения так и не нашли. И ближайшие подруги, которые знали это место, вскоре тоже покинули наш мир. Тем не менее обитель продолжила существование. Более того, в XVIII веке её облагородили, выстроив красивые здания для монахинь, посетителей и хозяйственных нужд. Интересно, что обитель с приходом советской власти сразу взяли под охрану государства. Медресе на территории обители окончили люди, которые служат муфтиями в России, Азербайджане, Казахстане. Здесь же учился первый президент Чечни — Ахмат Кадыров.
Эта локация рекомендована к самостоятельному посещению. Она будет интересна молодым людям. Карван-сарай Олимджон — это уникальный случай осовременивания исторического пространства и внедрение его в быстротекущий ритм жизни в XXI веке. Самому Олимджону уже более двухсот лет. Построенный как временное пристанище для путников и торговцев, он до наших дней продолжает выполнять эту важную функцию. В 2015 году помещения караван-сарая арендовал Жамшид Кенжаев — человек, практикующий каучсёрфинг. Так называется вид путешествий, при котором каждый желающий может предоставить свой дом как ночлег для путешественника. Сначала в арендованном здании он основал шахматный клуб, а впоследствии стал принимать гостей из других стран. Кроме этого, Олимджон представляет собой арт-пространство, в котором располагается выставка фотографий узбекского художника Шавката Болтаева.
История места начинается в IV веке до н. э. Тут располагались небольшие поселения, которые со временем образовали один большой город. Общая площадь городища равнялась 20 гектарам. Центр Пайкенда венчала квадратной формы цитадель. От неё тянулись жилые кварталы. Для обороны города были возведены крепостные стены, дозорные башни и крепости. Пайкенд был торговым раем для купцов. Но не одними продажами жило городище. К IX веку за крепостными стенами появляются ремесленные предместья — рабады, а также лагеря военных. После захвата местности арабами началось распространение ислама. В Пайкенде была построена большого размера мечеть и минарет, толщина которого равнялась 11 метрам. Обнаружить его удалось при раскопках. Также археологи откопали здесь и самую древнюю на среднеазиатских просторах аптеку. Городище испытывало острую нехватку воды. Начиная с XI века город перестаёт развиваться, а семьи покидают жилища. На сегодняшний день в городище ведутся археологические работы.
Это здание в середине старого города — одно из самых красивых в Бухаре. Находится рядом с торговым центром Токи-Саррафон. Построенный в XVI веке, Нугай верой и правдой служил путникам местом отдыха и сна. Единственный в своём роде караван-сарай, предлагавший своим постояльцам все удобства, включая воду и еду. Интересно, что в Нугае была представлена широкая производственная текстильная линия, к тому же это был значимый коммерческий узел. То есть это был своего рода «хаб», который аккумулировал дистрибьюторов. Постояльцы «гостиницы» торговали ценными товарами из Китая и Индии, чаем и специями из Ирана, а местные ремесленники распространяли культуру родного края в другие эмираты и страны. Кстати, сегодня караван-сарай также используется как переговорная и выставочная площадка.
Буян-Кули-хан был правителем тюркско-монгольского государства, которое в течение более 100 лет (1224-1340 годы) имело территорию от реки Амударьи до современной Монголии. Усыпальница этого великого человека была построена в 1358 году рядом с могилой другого политического деятеля — Сейфеддина Бохарзи, над которой впоследствии также воздвигли величественный мавзолей. Это здание — небольшая по своим размерам усыпальница, однако красиво украшенная различными надписями и резьбой как снаружи, так и внутри. Портал ведёт в комнату площадью всего 36 квадратных метров, украшенную массивным парусным куполом. Эта комната предваряет собственно место погребения хана Буян-Кули. По обе стороны в стенах имеются выходы на крышу и крытые галереи. Мавзолей хорошо сохранился до наших дней. Даже облицовка не сильно пострадала, и можно рассмотреть рисунок из белой, синей, бирюзовой и фиолетовой плитки на терракотовом основании стен.
Бухара — ремесленный центр Узбекистана. В древности этот город выполнял функции мастерской по производству шёлка, бархата, ювелирных изделий. Отдельно бухарцы гордятся своей золотошвейной промышленностью. Археологические раскопки свидетельствуют, что шитьё золотом было распространено в Узбекистане ещё в VI веке, конкретно бухарские мастера упоминаются в документах, датированных XVII веком. Пик развития этого ремесла пришёлся на XIX-XX века. В 1930-х годах советским правительством была открыта Бухарская золотошвейная фабрика, куда съехались для работы самые лучшие работники этой сферы. Фабрика работает до сих пор в лучших традициях ремесла. Проводятся экскурсии по производственным помещениям. Фабрика всегда открыта для тех, кто хочет поближе познакомиться с узбекским национальным колоритом.
Среди достопримечательностей Бухары отдельно от всех сооружений выделяется католический храм святого апостола Андрея Первозванного. Католичество в стране исповедуют менее тысячи человек, но тем не менее в 2010 году древняя Бухара получила свой костёл. Храм заметно отличается от католических храмов, к которым мы от рождения привыкли. Выложенный из жёлтого кирпича Андреевский храм крайне аутентично вписывается в восточный антураж древнего города. Территория огорожена красивым кованым забором, который дополняет общую картину и дополнительно выделяет церковь из общей массы других построек.
В 1566-1567 годах по велению правившего тогда в Бухаре Абдулла-хана было построено медресе. Оно возводилось в честь его матери и было названо медресе Модарихон. В XVI веке на архитектуру Бухары часто влиял экономный рационализм: уменьшалось количество дорогих облицовочных материалов при постройке зданий. Это сооружение он тоже не обошёл стороной, поэтому действительно ярко и богато украшен только фасад. Первый раз оказавшись рядом с медресе Модарихон, сложно пройти мимо. Взгляд приковывает огромный пештак — вход, выполненный в виде вертикального прямоугольника со стрельчатой аркой. Он украшен искусной мозаикой, а над аркой красуется надпись майоликой, рассказывающая о годах постройки здания. По бокам от входа — два ряда арок. Это входы в комнаты общежития. Они украшены изразцами, из которых вдоль фасада выложен геометрический узор.
Достопримечательность Бухары была выстроена в 1598–1599 годах. Основным материалом служил жжёный кирпич. Строил здание основатель монашеского центра Мавлон Поянда-Мухаммад Ахси Файзабад. Именно в его честь храм и назвали впоследствии. Святыню использовали не только для богослужений по пятницам, но и для ежедневных намазов, общих молитвенных и ритуальных собраний суфиев — мусульманских аскетов. Нередко здесь оставались на ночлег и странствующие дервиши, а также мусульманские монахи. Старейшины местной общины имели большой авторитет среди горожан. Мечеть имеет величественный и при этом сдержанный вид. К центральному залу подходят с двух сторон галереи, имеющие купольно-арочную архитектуру. Купольная чаша украшена резьбой. Основные цвета отделки — синий и белый. За михрабом — нишей, куда обращены молящиеся во время службы, — устроены келии в три этажа для пристанища странствующих.
Построили комплекс в начале XVI столетия. В здании расположился и молельный зал, и могила Ходжи Зайнутдина, и начальная мусульманская школа, а также несколько келий для путешественников. Главный фасад, расположенный на южной стороне, имеет огромный портал с пятигранной нишей. Отсюда можно зайти через двери в боковые помещения. Южный и северный фасады оснащены айванами (помещения со сводами) на деревянных колоннах, капители которых имеют вид сталактитов. Могила Зайнутдина расположена в сводчатой нише на западном фасаде. Интерьер мечети имеет богатое исполнение. Нижние части стен украшены панелями из мозаики. Стены, арки и купольная чаша расписаны растительными узорами. Есть тут и цитаты из Корана, которые расположены по периметру стен возле основания купола. Во дворе расположен бассейн прямоугольной формы — хауз. Он напоминает своим видом открытую пасть дракона.
Само здание музея было построено в 1912 году и несколько раз меняло интерьер. Сначала первый этаж занимал магазин одежды, а второй был отдан под банк. С 1920 по 1982 год в здании организовали отделение Государственного банка СССР. С 1982 года в здании открыт музей. В музее представлены две экспозиции: Экспозиция изобразительного искусства, представляющая живопись и скульптуру авторов, корни или жизненные пути которых тесно связаны с Узбекистаном. Ювелирная экспозиция, представляющая экспонаты древнего искусства обработки драгоценностей. Также в музее изучают древнюю письменность, имеется более трёх тысяч экземпляров разных книг и документов на древних восточных языках.