Старообрядческий храм Покрова Богородицы на Высоком упоминается с XVII века. С балкона храма открывается потрясающий вид на окрестности Боровска. Каждая деталь здания сделана из дерева: высокие купола, кресты, наличники, карнизы. Неповторимый силуэт церкви органично вписан в окружающий ландшафт. Стены построены из брёвен без использования гвоздей — с помощью деревянных шипов и соединений, — что делает их более устойчивыми. В годы советской власти Покровский храм закрыли, уникальное творение деревянного зодчества стало ветшать. В начале XXI века была проведена реставрация, заменены подгнившие брёвна. Храм небольшой по размерам, но именно это придаёт ему особое очарование и домашний уют. Внутреннее убранство церкви скромное. Деревянные стены завешаны иконами. Рядом со входом в храм расположен стенд, на котором подробно описана богатая история этого священного места.
История храма началась в первой трети XVII века. Но после пожара, который случился в 1634 году, это место не застраивали, а перенесли церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в постройку, принадлежащую церкви Святителя Николая. Этот храм стоял задолго до строительства Благовещенской церкви. Сегодня от него остался только четверик. Собором храм стал на рубеже XVIII и XIX веков. При восстановлении храма после наполеоновского нашествия к нему пристроили колокольню. Местный купец установил на ней куранты, которые через несколько лет были уничтожены пожаром, как и прочее церковное имущество. Эта колокольня — знаковая достопримечательность Боровска. К началу прошлого века к приходу собора относились две церкви и различные образовательные учреждения для девочек и мальчиков. Советский период был тяжёлым для собора, но службы здесь не прекращались. В 2009 году установили новые куранты и открыли музей церковной утвари. В соборе хранится икона преподобного Пафнутия, основателя Пафнутьево-Боровской обители, и его посох.
Историческая святыня основана в середине XV века монахом по имени Пафнутий. Окружена территория монастыря белой стеной с узкими окошками-бойницами и несколькими башнями. Туристы гуляют по внутренней стороне крепостной стены, любуясь пейзажами. Истинное чудо русского зодчества — монастырская колокольня. Высокое белоснежное строение украшено полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде ангелов. Главный монастырский храм — белокаменный собор Рождества Богородицы — построен в середине XVI века. Скромное здание храма Пророка Илии прилегает к помещению, которое ранее служило больничной палатой, трапезной и кухней. Митрофановский храм, построенный во второй половине XVIII века, впечатляет своей строгой красотой. Здесь находится место упокоения всех настоятелей монастыря. Посмотреть на небольшую музейную экспозицию, где представлены иконы и уникальные средневековые фрески, приходят любители иконописи.
В 1905 году российский император Николай II издал указ о веротерпимости и разрешил официальную деятельность старообрядцам. В 1906 году начали строительство старообрядческой церкви, которое длилось два года. Храм первоначально был освящён как Покровский. Яркое здание из красного кирпича построено в традиционном русском стиле — одноглавый четверик, купол окрашен в красивый нежно-голубой цвет. К церкви пристроена трапезная и величественная трёхъярусная колокольня. Во время Первой мировой войны здание использовалось как госпиталь. При советской власти церковь закрыли, в помещении функционировал инкубатор, располагались склады различных учреждений. В конце 80-х годов прошлого века начались восстановительные работы. В 1990 году церковь освятили в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Внутри много новых и старинных икон, красивый иконостас, росписи на стенах.
Первая деревянная церковь была построена на месте современного храма в начале XVII века. Здание неоднократно перестраивалось, со временем сильно обветшало и в начале XIX века было разобрано. На месте старой церкви построили новый каменный храм Преображения Господня на Взгорье. Однокупольная церковь выглядит строго и красиво, фасад лаконичен, окрашен в белый цвет. На крыше четверика установлена ротонда с куполом и главой в форме бельведера, увенчанного позолоченным крестом. Рядом возведена трапезная. Фасады декорированы арочными нишами и большими карнизами. Двухъярусная колокольня украшена колоннами. В советские времена храм закрыли, использовали для хозяйственных нужд. Во время Второй мировой войны здание пострадало от военных действий, было частично разрушено. Затем церковь оборудовали под складские помещения и мельницу, которую разобрали только в начале XXI века. Начались работы по восстановлению храма, которые полностью не завершены и в настоящее время.
Окрашенная в яркий красноватый цвет пятиглавая церковь возвышается к востоку от центра Боровска. Углы четверика украшают невысокие колонны с куполами. В центре установлена большая глава, покрытая золотом и увенчанная крестом. Фасад украшают наличники причудливых форм, многорядные карнизы и великолепные порталы. Деревянный храм на месте современного был построен в конце XVI века, а в начале XVII столетия здание пострадало от нашествия поляков. К 1704 году на месте полуразрушенной церкви был возведён каменный храм. В начале XIX века к зданию храма пристроили трёхъярусную колокольню, увенчанную небольшой главкой на изящном барабане. В советские времена церковь была закрыта и разграблена. В конце прошлого века здание отреставрировали, с 1991 года возобновлены богослужения. Внутреннее убранство храма вдохновляет лёгкостью и воздушностью. Изящные своды создают ощущение величественности. Прекрасная акустика позволяет звучанию хора и молитвам приобрести особенную силу, наполняя сердца благоговением.
Храм, построенный в начале XVIII века, возвышается на левом берегу реки Протвы в селе Роща. С этого места открывается великолепная панорама Боровска. Церковь одноглавая и является интересным образцом стиля нарышкинское барокко. Обрамлённый тонкими колоннами восьмерик установлен на четверик. Его венчает двухступенчатый восьмигранный барабан, на котором установлена главка с крестом. Проёмы окон оформлены изысканными кирпичными наличниками с разорванными фронтонами, они придают стенам игривую грацию, привлекая внимание к этому великолепному сооружению. Трапезная, как и трёхъярусная колокольня, построены в формах русского классицизма. Верхнюю часть колокольни украшают окна-люкарны и изящная главка. Все храмовые постройки белоснежные, а их крыши окрашены в яркий синий цвет. Интересно внутреннее убранство церкви: иконостас украшен позолоченной деревянной резьбой. На стенах — росписи, много старинной церковной утвари.
Великолепное архитектурное сооружение возведено в XVIII веке и являлось тогда символом богатства и процветания. История этого дома тесно связана с семьёй купца первой гильдии Большакова, который занимался производством и продажей парусины. Один из наиболее удивительных моментов в истории дома: он уцелел во время нашествия Наполеона на Россию. Император останавливался здесь на ночлег, что, возможно, спасло здание от разрушения и позволило ему просуществовать до наших дней. В исторических документах сохранились данные о том, что в этом доме останавливались члены царской семьи, когда они посещали Боровск и его окрестности. В советские времена дом купца Большакова служил различным нуждам, включая отделение милиции и поликлинику. В настоящее время это здание выкуплено частным лицом, и его интересную историю и архитектурное великолепие можно оценить только снаружи.
Научная деятельность педагога и теоретика космической науки началась в Боровске. Здесь он развивал мечты о полётах в космос. Памятник установлен в 2007 году и посвящён 150-летию со дня рождения учёного. Внешний облик самого Циолковского в памятнике представлен немного необычно. Он сидит на скамейке в валенках, что создаёт неповторимый образ человека, вечно увлечённого наукой, чудаковатого и скромного. Взгляд учёного устремлён вверх, на взлетающую миниатюрную ракету, которая установлена рядом с фигурой учёного. Памятник стал неотъемлемой частью истории Боровска и символом идей великого учёного, который стоял у истоков российской космонавтики.
Философ, учитель истории и географии, посвятивший жизнь поиску ответов на вечные вопросы человечества, долгое время жил в Боровске. Его бронзовый бюст, выполненный скульптором Артёмом Власовым, стоит на белом постаменте. Взгляд учёного направлен вдаль, словно в поисках ответов на глубокие философские вопросы. Его руки лежат на открытой книге, символизируя постоянный поиск знаний и истины. Николай Фёдоров был родоначальником русского космизма, философии, которая объединяла божественное и научное видение мира. Его учение, известное как «философия общего дела», оставило глубокий след в истории мысли и легло в фундамент ноосферной философии XX века. Его идеи стали источником вдохновения для таких учёных, как Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский.
Этот монумент — символ воинской доблести и беззаветного служения Отчизне. Адмирал в военном обмундировании олицетворяет мужество и решимость русских моряков. Он смотрит вдаль и опирается на якорь морского корабля с массивной цепью. Дмитрий Сенявин родился и вырос в этих местах, что придаёт памятнику особое значение. Дмитрий Сенявин участвовал почти во всех войнах времён правления императора Александра I. Долгое время командовал Балтийским флотом. Его настоящим подвигом стало руководство эскадрой в Русско-турецкой войне, где он продемонстрировал выдающиеся стратегические навыки и бескомпромиссное отстаивание интересов России. Имя адмирала Дмитрия Сенявина было внесено в список 100 выдающихся российских полководцев и флотоводцев.
События, происходившие в жизни богатых купеческих родов прошлых веков, оживают перед глазами посетителей, пришедших познакомиться с экспозицией. Экспонаты собраны в одном из лучших домов Боровска, принадлежавшем купцам Полежаевым. Представлена коллекция из более чем полутора тысяч предметов, которые являются свидетельствами жизни и деятельности боровских купцов. Здесь есть антикварная мебель, предметы интерьера, книги, фотографии, исторические документы. Каждый экспонат рассказывает свою уникальную историю и позволяет почувствовать дух прошлых эпох. Особое внимание уделяется судьбам российских предпринимателей, включая членов семьи Полежаевых. Посетители могут узнать о том, какие бизнес-проекты они осуществляли, какие торговые связи устанавливали и какое влияние оказывали на развитие региона. Эти истории о жизни и успехах предпринимателей прошлого позволяют понять, какое важное место занимало купечество в социокультурной жизни Боровска и России в целом.
Посмотреть на коллекцию техники и подробно узнать, как эволюционировали цифровые технологии, можно на выставке компьютеров братьев Архиповых. Здесь есть пейджеры — приборы для приёма сообщений, широко используемые в конце прошлого века. Сегодня они кажутся артефактами. Первые мобильные телефоны по сравнению с современными смартфонами выглядят громоздко и неуклюже. Интересно увидеть первые компьютеры и первый американский ноутбук. Для желающих организаторы могут отпечатать их цифровые портреты на перфокартах. Этот артефакт из прошлого компьютерной эпохи позволяет вам буквально ощутить, каким был процесс обработки данных в начале эры компьютеризации. Организаторы с огромным интересом рассказывают о каждом экспонате, делятся историей и объясняют назначение многих артефактов, которое на первый взгляд непонятно. Страсть к технике и желание организаторов поделиться знанием делают посещение экспозиции увлекательным и познавательным для людей всех возрастов.
В этом месте душа находит спокойствие, а сердце — путь к вере. Расположен святой источник возле уникального деревянного храма, построенного без использования гвоздей. Родник находится рядом с берегом реки Протвы. К нему оборудован мраморный спуск от чайной. Согласно поверью, вода в источнике обладает целительными свойствами. Рядом с криницей выстроены две купели — мужская и женская, есть раздевалки. Желающие могут омыть своё тело и душу в священных водах. По правилам, окунуться в купель можно только в чистой рубашке. Погружение в священные воды происходит под звуки молитв, которые доносятся из колонок, создавая атмосферу покоя и смирения. На холме справа от купели возвышается поклонный деревянный крест. Отсюда открываются потрясающие виды на реку, поля и окрестности Боровска.
Среди городских достопримечательностей место, где увековечена память бескомпромиссных мучениц веры, можно назвать одним из самых посещаемых туристами и верующими. Строительство часовни тесно связано с последними годами жизни боярыни Феодосии Морозовой и её родной сестры Евдокии Урусовой. Они были противницами церковных реформ патриарха Никона. За это их отправили в ссылку. Сначала женщин содержали в остроге, а затем — в глубокой яме, где они скончались от голода и холода в конце 1675 года, не отказавшись от своих убеждений. В 2005 году в память о духовном подвиге возведена часовня, которая стала символом неустрашимой веры и силы духа. Войдя в часовню, человек ощущает, что оказался на дне глубокого колодца. На стенах без окон развешаны иконы, вниз ведёт крутая лестница. Спустившись по ней, посетители попадают в символическую земляную яму, где томились мученицы в последние дни жизни. Там установлена надгробная плита с утраченной могилы непокорённых сестёр.
В начале XIX века на левом берегу реки Протвы была построена церковь, освящённая в честь Дмитрия Солунского. Возле церкви есть указатель, по которому можно дойти до источника. Родник располагается под горой, на которой стоит церковь. Возле источника находится сруб, где устроена закрытая купель. Желающие могут совершить омовение. Источник, освящённый во имя святого Николая Чудотворца, расположен также на левом берегу реки Протвы, на расстоянии 350 метров от храма Дмитрия Солунского. Рядом с родником построен сруб, в котором находится обустроенная купальня для омовений. Вода этих источников считается особенно благословенной и целебной. Её можно набрать и увезти с собой. Ежегодно в день праздника Крещения к источникам идут крестные ходы и совершается освящение воды.
Экспозиция представляет собой настоящий кладезь знаний о традициях, обычаях и культуре народа, населяющего Боровск и окрестности. Одной из самых увлекательных частей музейной экспозиции является коллекция бытовых предметов XVII-XX веков. Здесь можно увидеть, как жили и работали наши предки и какие у них были обычаи и традиции. Любителей истории монет, которые были в обращении в разные исторические периоды, привлекает коллекция нумизматики XVI-XX веков. Фрагменты фресок XV и XVII веков из не сохранившихся до нашего времени монастырей иллюстрируют культурную жизнь древних монахов. Обширна коллекция документов, фотографий и наград, связанных с событиями мировых войн ХХ века, ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Интересны коллекции фотографий представителей купеческих и мещанских династий, городских видов прошлого века.
Памятное место расположено в центральной части Боровска. Местные жители и приезжие приходят сюда, чтобы почтить память героев, отдавших свои жизни ради свободы и мира в годы Второй мировой войны. На аллее установлены обелиски из чёрного гранита, на них размещены портреты боровчан — героев Советского Союза и их имена. Величественная белая стела возвышается рядом с мемориальной аллеей. У подножия её полыхает Вечный огонь, напоминая о подвиге тех, кто стоял на защите Родины. Возле стелы — братское захоронение воинов, погибших в 1941-1942 годах при защите и освобождении Боровска от немецко-фашистских захватчиков. Рядом установлены противотанковые ежи и пушки, которые служат напоминанием о тяжёлых испытаниях Второй мировой войны. Путешественники и горожане любят гулять по мемориальной аллее, ощущая тишину и величие этого места. Красивые клумбы с цветущими растениями добавляют ярких красок и жизни торжественной территории памяти.
Здание — не просто архитектурное сооружение, это любимая туристами достопримечательность Боровска, так как сочетает в себе прочность и изящность. Построена усадьба купцом Фёдором Шокиным в начале XIX века. Этот дом поражает своей архитектурной изысканностью. Каменный первый этаж усадьбы украшен рустованными вставками, что создаёт ощущение прочности и устойчивости. Второй этаж выполнен из дерева. Это настоящий художественный шедевр. Деревянная резьба, которая его украшает, напоминает кружева и создаёт невероятное ощущение лёгкости, элегантности и сказочности. Завершение архитектурной симфонии — фронтон с небольшим, будто сказочным, чердачным окошком. Декоративный элемент словно окошко в мир мечтаний и фантазий придаёт дому загадочности и привлекательности. В настоящее время в доме Шокиных функционирует выставочный зал. В экспозиции представлены работы местных мастеров народного творчества: вышивка, керамика, игрушки, предметы художественной росписи.
Посещение экспозиции позволяет гостям окунуться в прошлое и узнать о богатой истории удивительного города, основанного в середине XIV века. За более чем шесть веков существования произошло много интересных событий, накопились факты, о которых повествует экспозиция. Здесь представлены предметы городского быта позапрошлого века: старинная мебель, самовары, швейная машинка, сервизы, письменные принадлежности, скатерти, которыми владели жившие в этой местности купцы и представители мещанского сословия. Также имеется большое количество старинных фотографий, документов. На тематической выставке, посвящённой старообрядчеству, демонстрируются подлинные облачения священников XIX века, церковная утварь, оригинальные иконы, рукописные и печатные книги староверов. Много мужской и женской одежды старообрядцев, предметов их интерьера и быта. В одном из залов проводятся временные выставки работ местных художников.
Калужскую область не зря считают колыбелью российской космонавтики. В Боровске жил и работал учёный и изобретатель, которому принадлежат проекты аэропланов, дирижаблей и первых образцов ракетной техники. В нескольких комнатах дома, где проживал К. Э. Циолковский с семьёй, можно увидеть личные вещи учёного, рисунки, записные книжки с математическими выкладками. Генеалогическое древо Циолковского раскрывает его семейные корни. Циолковский был женат, имел семерых детей. Преподавал геометрию и арифметику в местной гимназии, разрабатывал свои методы и принципы преподавания, которые помогали ученикам лучше усваивать материал. Экскурсоводы подробно рассказывают обо всех аспектах жизни учёного, его активной научной и педагогической деятельности. Квартира, где жил Циолковский, не только место, где можно увидеть артефакты и документы, но и атмосфера, в которой можно почувствовать дух научных открытий и стремления человечества к звёздам.
Под одной крышей здесь собрано искусство и история. Функционируют три постоянные экспозиции: «Боровск в фотографиях начала века» — это путешествие в прошлое, в ходе которого можно увидеть, как выглядел город в начале XX века. Можно сравнить, как менялись улицы, здания и жизнь горожан с течением времени. Выставка советской аудио- и видеотехники знакомит с историей развития производства этой техники в СССР, от первых радиоприёмников до видеомагнитофонов. Экспозиция предметов советского быта 50-80-х годов погружает в прошлое, позволяя рассмотреть бытовые вещи и артефакты, которые наполняли тогда жизнь советских граждан. Организуются также несколько вариантов временных выставок. Экспонируются картины художников Боровска и соседних регионов, изделия народного творчества и декоративно-прикладного искусства местных мастеров. Фотовыставки предлагают посетителям широкий спектр тем и стилей, отражая разнообразие искусства современной фотографии.
Величественный старообрядческий храм в неорусском стиле возведён в начале XX века. Исходно собор представлял собой белоснежное здание с пятью куполами, изготовленными из меди, что придавало храму особое величие и блеск. Рядом с собором была возведена трёхъярусная колокольня, завершающая архитектурный ансамбль святыни. В годы советской власти сильно пострадало внутреннее убранство собора, его помещения использовались как гараж. Но даже в полуразрушенном состоянии храм продолжал оставаться архитектурным украшением Боровска. С 2018 года начались работы по восстановлению здания и воссозданию его первоначального облика. Сперва был восстановлен фундамент. Внутри проводится роспись стен, укладка плитки, постепенное восстановление подвальных помещений. В настоящее время почти полностью завершены работы по реконструкции сияющего белизной фасада.
Деревянный храм появился рядом с Боровском в селе Красное в середине XVII века и был освящён в честь Архангела Михаила. Храм неоднократно перестраивался. В начале XX столетия возле обветшавшей постройки было возведено новое нарядное здание из красного кирпича. Рядом пристроена трёхъярусная шатровая колокольня с высоким шпилем и небольшая трапезная. Храм яркий, построен в русском стиле. Четверик завершается пятью луковичными главами. Самая большая, центральная, стоит на световом барабане, благодаря чему внутреннее пространство церкви хорошо освещается. Малые главки установлены на глухих барабанах. Краснокирпичный фасад богато украшен белокаменными деталями: полукруглыми кокошниками, навесными гирьками, аркатурно-колончатыми поясами. До 1959 года церковь функционировала, потом была закрыта, использовалась для нужд народного хозяйства. В начале 90-х годов храм возвратили верующим, восстановили. Возобновились службы, возродилась духовная жизнь.
Храм построен в классических православных традициях, представляет собой одноглавый четверик, к которому пристроены трапезная и колокольня. Возведено здание в начале XIX века. История Воздвиженской церкви была непростой. В годы советской власти храм был закрыт и приспособлен под нужды машинно-тракторной станции. Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала от военных действий. После войны здание приспособили под водонапорную башню. В конце XX века начались работы по восстановлению Воздвиженской церкви. Внешний облик приобрёл своё изначальное величие, отреставрирована колокольня. В настоящее время продолжаются работы по воссозданию внутреннего убранства. Восстанавливаются фрагменты росписей храма, датируемые XIX веком, различные архитектурные детали. Храм действующий.