Зимний дворец: прошлое и настоящее царской резиденции в Санкт‑Петербурге

14 июня 2023, обновлено 1 окт 2024
Зимний дворец: прошлое и настоящее царской резиденции в Санкт‑Петербурге

Найти экскурсию

Показать
Зимний дворец — величественный памятник архитектуры и символ Северной столицы. Более века он служил зимней резиденцией для русских императоров, а теперь входит в состав Эрмитажа — самого посещаемого музея Санкт‑Петербурга. Рассказываем, как строили грандиозный дворец и какие секреты хранят его роскошные залы.

История создания

Зимний дворец, каким мы его знаем, далеко не первая зимняя резиденция императорской четы. В Санкт‑Петербурге в разное время и для разных правителей было построено несколько дворцов. Рассказываем обо всех по порядку.

Первые варианты

Сначала, в 1711 году, появился небольшой деревянный домик на берегу Невы, рядом с которым прорыли новый канал — Зимнюю канавку. А через пару лет у самого канала возвели двухэтажный каменный дворец по проекту немецкого архитектора Георга Маттарнови. После смерти Петра I здание расширили и построили вдоль канала дополнительные корпуса. Сейчас на этом месте располагается Эрмитажный театр.

Первый Зимний дворец Петра I. Гравюра, 1711 год, автор: А. Ф. Зубов • Третий Зимний дворец Анны Иоанновны. Гравюра, первая половина XVIII века, Автор: М. И. Махаев • Последний Зимний дворец, вид с Васильевского острова. 1796 год. Художник: И. Г. де Майр

С восшествием на престол Анны Иоанновны началось строительство нового Зимнего дворца, потому как прежний императрица посчитала недостаточно просторным. Чтобы освободить территорию, Анна Иоанновна выкупила соседние графские дома на Дворцовой набережной. К 1735 году на их месте уже возвышался огромный четырёхэтажный дворец, спроектированный Франческо Растрелли. Главный фасад был развёрнут к Адмиралтейству, а южный выходил на современную Дворцовую площадь. Дворец прослужил царской резиденцией 20 лет.

Зимний дворец Елизаветы Петровны

С приходом к власти новой императрицы начинается история знакомого нам Зимнего дворца. Она несколько раз перестраивала резиденцию Анны Иоанновны, с каждым разом желая всё больше её расширить. В 1754 году Елизавета Петровна утвердила проект нового дворца.

Строительные работы под руководством Растрелли продолжались семь лет, и ещё год потребовался для оформления внутреннего убранства. Правда, в новом дворце императрице так и не довелось пожить. В 1762 году зимнюю резиденцию принял новый император — Пётр III, которого вскоре сменила Екатерина II. Она тоже внесла небольшие изменения в первоначальный проект, так как на смену модному во времена Елизаветы барочному стилю пришёл строгий классицизм.

Ещё по теме
 
Проект Растрелли фасада Зимнего дворца
1754‑1762 годы. Проект Растрелли фасада Зимнего дворца

Архитектурные особенности

Несмотря на множество перестроек и страшный пожар в 1837 году, Зимний дворец не утратил своего великолепия. Он, как и задумывала Елизавета Петровна, стал воплощением мощи российской монархии и во все времена привлекал внимание своим величием.

Пожар в Зимнем дворце
1838 год. «Пожар в Зимнем дворце». Художник: Пьер Мари Жозеф Верне

Архитектурный стиль

Зимний дворец традиционно причисляют к елизаветинскому барокко, которое отличается пышностью, обилием декора и золотой отделки, а также использованием контрастных цветов в оформлении фасадов.

Согласно проекту Растрелли, трёхэтажное здание построили в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. При создании дворца особое внимание архитектор уделил отделке фасадов. Белоснежные колонны на всём протяжении постройки в одних местах расставлены тесно, небольшими группами, а в других — широко, обнажая участки стен. Карниз дворца украшен древнеримскими статуями и вазами, а окна — богато декорированными наличниками. Интересно, что каждое лепное украшение в наружной отделке здания было сделано мастерами вручную, поэтому все они уникальны.

Несмотря на обилие декора, дворец выглядит сдержанно и аккуратно. Визуально всё здание поделено на два яруса: нижний — более приземистый и верхний — воздушный и парадный. Парадный вход южного фасада (со стороны Дворцовой площади) украшен тремя арками, а также фронтоном с часами и флагштоком.

Ещё по теме
 

Кстати, бирюзовый оттенок у дворца появился сравнительно недавно — в 1947 году. Изначально здание покрасили в охристые тона, а декор был белым. При Александре II дворец приобрёл более тёмный оттенок, а Николай II распорядился перекрасить его в кирпичный цвет. После революции цвет здания ещё несколько раз меняли, пока не нашли тот самый, ставший визитной карточкой Зимнего дворца.

Размеры дворца

Он и сегодня поражает не только великолепием убранства, но и внушительными размерами. Площадь Зимнего дворца составляет 60 тысяч квадратных метров, на которых расположено около полутора тысяч комнат. На втором и третьем этаже находились царские покои, многочисленные парадные залы и апартаменты придворных. На первом этаже — подсобные помещения и комнаты для прислуги (всего во дворце проживало примерно четыре тысячи служащих). Помимо этого, здесь были столовые, библиотека, сад, театр и даже две церкви.

Вплоть до начала ХХ века Зимний дворец считался самым высоким зданием в Санкт‑Петербурге. В 1844 году Николай I даже выпустил указ о запрете строительства домов выше 11 саженей (23,5 метра) — именно такой была высота дворца.

Размеры Зимнего дворца
Зимний дворец был самым высоким зданием Петербурга до начала XX века

Интерьеры Зимнего дворца

Внутреннее убранство царской резиденции впечатляет роскошью. Правда, далеко не все залы сохранили свой первоначальный облик таким, каким его задумывал Растрелли. Новые владельцы переделывали покои под свои вкусы, а после пожара 1837 года большую часть интерьеров пришлось восстанавливать. Рассказываем про самые интересные залы главной императорской резиденции.

Иорданская лестница

Считается главной в Зимнем дворце. По ней поднимались иностранные послы и гости на аудиенцию с императором. Лестница выполнена из белого мрамора, а её высота — 22 метра. Пролёты украшены скульптурами XVIII и начала XIX веков, золочёной лепниной и массивными колоннами на верхней площадке. Лёгкость и воздушность помпезной конструкции придают дневной свет, который отражается от ложных зеркальных окон, и огромная картина‑плафон на потолке.

После пожара в начале XIX века Иорданская лестница была практически уничтожена. Её восстановлением занимался архитектор Василий Стасов, который сумел воссоздать проект Растрелли, правда, с некоторыми изменениями. Вместо розовых колонн установили серые, из натурального гранита. А утраченный плафон с росписью итальянского художника Франческо Фонтебассо заменили новым — «Олимпом» Гаспаро Дициани.

Иорданская лестница • Плафон • Статуя «Правосудие» • Фото: Nektarios Karefyllakis, Алексей Федосеенко, Diana Bradshaw

За время своего существования лестница сменила несколько названий: Парадная, Посольская и, наконец, Иорданская. Последнее она получила от слова «иордань», что значит прорубь. Царские особы в Крещение спускались по лестнице к Неве, чтобы окунуться.

Аванзал

Зал №192

Наверху Иорданской лестницы находится вход в первый зал Невской анфилады (так называют несколько парадных залов, которые в 1791-1793 годах создал по указу Екатерины II Джакомо Кваренги).

Аванзал — это небольшая светлая комната с лепным карнизом и потолочным плафоном. На плафоне изображена сцена жертвоприношения Ифигении работы итальянского художника Джакомо Гуарана.

После пожара интерьер этого зала был восстановлен по проекту Василия Стасова. Архитектор в мельчайших деталях повторил отделку, выполненную Кваренги, украсив стены мрамором и лепниной.

1858 год. Аванзал. Художник: К. А. Ухтомский • Современный вид. Фото: сайт Эрмитажа

В 1958 году в центр зала из Александро‑Невской лавры перенесли Малахитовую ротонду, украшенную яркими колоннами и куполом из золочёной бронзы. В 1830‑е годы её подарил Николаю I богатейший петербургский меценат Анатолий Демидов. Но император щедрый дар не оценил: назвал ротонду «клеткой» и отправил пылиться на склад, а позже её передарили Александро‑Невской лавре.

Ещё по теме
 

Николаевский зал

Зал №191

За аванзалом следует самый большой парадный зал Зимнего дворца (около 1100 м²). Сюда после смерти Николая I перенесли его большой портрет, поэтому зал стали называть Николаевским. Интерьер помещения после пожара также восстанавливал Василий Стасов.

Просторный белоснежный зал предназначался для официальных приёмов и балов. Строгость и одновременно торжественность помещению придают коринфские колонны с лепниной, мраморная отделка стен и роскошные хрустальные люстры с позолотой конца XIX века.

В 1915 году по указу императорской семьи в зале разместили хирургический лазарет для тяжелораненых солдат. А сегодня здесь проводят временные выставки.

Николаевский зал
Фото: сайт Эрмитажа

Малахитовая гостиная

Зал №189

Была парадной приёмной императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I), в которой она устраивала семейные празднества и принимала придворных дам. До пожара 1837 года комната была отделана яшмой. Архитектор Александр Брюллов, занимавшийся восстановлением гостиной императрицы, оформил комнату контрастно. Позолоченные двери и узорчатый потолок вкупе с белыми стенами и колоннами из малахита делают помещение ярким, а изящная мебель придаёт уюта.

1833 год. Яшмовая гостиная. Художник: Г. Г. Чернецов • 1865 год. Малахитовая гостиная. Художник: К. А. Ухтомский • Современный вид

Малахитовые в зале не только колонны: камень встречается в отделке камина, вазонов и столешниц. Всё это выполнено в сложной технике «русской мозаики» (когда поверхность оклеивают кусочками камня так, что материал выглядит монолитным). Не менее впечатляющее украшение гостиной — изображение аллегорических фигур Поэзии, Дня и Ночи работы итальянского художника Антонио Виги.

Кстати, именно в этой комнате заседало Временное правительство в 1917 году, когда большевики штурмовали Зимний дворец.

Будуар Марии Александровны

Зал №306

С восшествием на престол Александра II изменилась отделка нескольких комнат в царских покоях. Одна из них — будуар супруги императора Марии Александровны. Небольшую комнату‑гостиную в стиле неорококо проектировал Гаральд Боссе в 1850‑х.

Стены будуара обтянуты шёлком гранатового цвета с золочёными узорами‑завитками. На потолке — зеркало в большой золотой раме, растительный орнамент и небольшие скульптуры мальчиков‑ангелочков, а над дверью — живописное панно с изображением древнеримской богини любви. В глубине комнаты обустроен альков с потайной дверью, которая вела в детские покои. Эту нишу обрамляет ажурная арка с кариатидами. А около окна, со стороны наружной стены Зимнего дворца, находится небольшой камин из мрамора.

Интерьер практически полностью сохранился, включая изящные кресла, диваны и шкаф‑витрину для безделушек.

Будуар Марии Александровны
Фото: гид Tripster Наталья Дубовик

Белый зал

Зал №289

Помещение с купольным сводом, многочисленными арками и огромными белоснежными колоннами предназначалось для торжественных приёмов и балов. Оно было создано на месте трёх гостиных к свадьбе Александра II в 1841 году. Оформлением парадного зала занимался Александр Брюллов, вдохновлённый древнеримскими виллами.

Стены и потолок Белого зала украшены изящной лепниной, повсюду расставлены статуи древнеримских богов, а главным акцентом выступают огромные люстры в позолоте.

Белый зал
Фото: сайт Эрмитажа

Сейчас в Белом зале выставлена коллекция мебели конца XVIII века знаменитого немецкого мебельщика Давида Рёнтгена и севрский фарфор (особенно впечатляет синяя ваза высотой почти два метра). А ещё здесь можно увидеть небольшую коллекцию картин французских живописцев XVIII века.

Военная галерея 1812 года

Зал №197

Была основана в 1826 году в честь победы над Наполеоном, а также военных походов 1813 и 1814 годов. Торжественное открытие приурочили к знаменательной дате — 25 декабря (день, когда французские войска были изгнаны из России). После праздничной службы в церкви Зимнего дворца галерею освятили, а мимо портретов знаменитых военачальников торжественным маршем прошли солдаты пехоты и кавалерии.

Проектировал зал архитектор Карл Росси. Зал выполнен в модном в те времена стиле ампир, который подчёркивает строгость и торжественность галереи. На красных стенах ровными рядами размещаются 332 портрета в золочёных рамах. Роскоши портретному залу добавляют расписной цилиндрический потолок и лепные лавровые венки с названиями мест самых значительных сражений.

Военная галерея 1812 года
Фото: сайт Эрмитажа

Над созданием картин для галереи трудился британский живописец Джордж Доу вместе с русскими художниками Александром Поляковым и Василием Голике. В течение 10 лет авторы писали портреты преимущественно с натуры, а погибших военачальников — с уже существующих полотен. Однако изображения 13 героев так и не удалось найти, поэтому в зале можно увидеть пустые рамы, затянутые зелёной тканью.

Кстати, галерея существенно пострадала в пожаре 1837 года, но все без исключения портреты чудом уцелели.

Петровский зал (Малый тронный зал)

Зал №194

Был спроектирован в 1833 году архитектором Огюстом Монферраном. Парадный зал посвящён первому русскому императору Петру I и предназначался для проведения небольших торжественных приёмов.

Элегантное и эффектное помещение украшают яркие настенные панно из пунцового бархата с вышивкой золочёными нитями. На них изображены растительные орнаменты, вензеля, короны и больше тысячи двуглавых орлов. Сводчатый потолок расписан золотом, чуть ниже привлекает внимание лепнина и живописные панно, посвящённые петровским победам в Северной войне.

В центре зала устроена полукруглая ниша, в глубине которой находятся картина Якопо Амигони «Пётр I с Минервой» и позолоченный трон конца XVIII века.

Ещё по теме
 
Петровский зал
Фото: сайт Эрмитажа

Информация для посетителей

Зимний дворец входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа на Дворцовой набережной. Здания дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажа соединены между собой галереями, поэтому можно свободно перемещаться по залам сразу нескольких корпусов.

Фото с экскурсии «Нестандартный Эрмитаж»

Правда, увидеть всё за один день вряд ли получится, ведь дворцовый комплекс включает 365 залов! Чтобы провести время интересно и не заплутать в многочисленных комнатах и коридорах, можно воспользоваться готовыми маршрутами по Эрмитажу или обратиться к профессиональным гидам.

Ещё по теме
 

Часы работы и стоимость билетов

Попасть в Эрмитаж можно по сеансам с 11:00 до 18:00 (в среду, четверг и воскресенье) и до 20:00 (во вторник, пятницу и субботу). По понедельникам, 1 января и 9 мая музей не работает. Приобрести билеты удобнее всего онлайн.

Стоимость взрослого билета в 2023 году — 500 рублей; для пенсионеров, студентов и школьников цена ниже — 300 рублей. Каждый третий четверг месяца вход в музей свободный, но имейте в виду, что в этот день посетителей будет очень много.

Фото с экскурсии «Эрмитаж с нуля»

Как добраться

Зимний дворец находится по адресу: Дворцовая площадь, 2. На общественном транспорте добираться удобнее всего от станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект», а также на городских автобусах №7, 10, 24, 191 до остановки «Дворцовая площадь».

Заключение

Зимний дворец по праву считается главной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью Санкт‑Петербурга. Сегодня в его залах можно познакомиться с богатой коллекцией Эрмитажа и роскошными интерьерами бывших царских покоев. А заодно узнать от гидов интересные подробности о жизни и привычках монарших особ, проследить, как сменяли друг друга модные направления, и сделать много великолепных фото на память.

Автор: Дарья Савина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Знаменитые художники ИталииЗнаменитые художники Италии И где можно увидеть их шедевры

Еще экскурсии по теме