Замоскворечье: что посмотреть в самом купеческом районе Москвы
Богатые особняки, старинные церкви и музеиИстория Замоскворечья
Расположение Замоскворечья очевидно из названия — это район за Москвой‑рекой. За рекой по отношению к Кремлю, конечно, ведь именно он испокон веков был сердцем города и главной точкой отсчёта.
На картах в районе Замоскворечье для ориентира указаны некоторые строения «из будущего»
Впервые район упоминается в документах XIV века — тогда он назывался просто Заречьем. Но судя по археологическим данным, эта местность начала заселяться ещё в XII веке. Здесь жили люди, обслуживавшие кремлёвскую знать — великого князя, его семью, чиновников и приближённых. Среди местных были придворные ткачи, изготовлявшие шубы овчинники, толмачи-переводчики, садовники государева сада, работники монетного двора. Память об этих профессиях осталась в названиях улиц и переулков Замоскворечья: здесь есть Монетчиковские и Толмачёвские переулки, Овчинниковская набережная, Садовническая улица и так далее.
Географическое положение района сказалось на истории Замоскворечья, облике, названиях улиц, национальном составе. Замоскворечье лежит на правом, низком берегу реки, к югу от Кремля. Здесь проходила дорога из Москвы в Золотую Орду — государство, в подчинении у которого находились русские княжества до конца XV века — отсюда и названия улиц Большая и Малая Ордынки. Здесь же селились татары: выходцы из Орды, Казанского и Крымского ханства. Поэтому некоторые улицы района до сих пор носят татарские названия (например, улица Балчуг).
Неукреплённое Замоскворечье первым принимало на себя удар при набегах южных соседей Московского княжества. Для защиты подступов к Кремлю здесь стали селить стрельцов, а потом построили укрепление — Земляной вал. Тем не менее местность всё равно оставалась малопривлекательной: низкий берег реки был заболоченным и часто страдал от наводнений. Поэтому земля здесь была дешёвой, что в XVII веке привлекло купцов. Они скупали здесь землю и строили просторные усадьбы: с высокими домами, тенистыми садами и огородами.
В конце XVIII века по приказу Екатерины II в Замоскворечье был прорыт Водоотводный канал, забиравший лишнюю воду из Москвы‑реки и во многом решивший проблему с наводнениями. После этого купцы стали приобретать землю здесь ещё охотнее, и вскоре Замоскворечье превратилось в купеческий район.
Что посмотреть в Замоскворечье. Достопримечательности района на карте Москвы
Дух купечества витает здесь по сей день. Гуляя по узким улочкам и запутанным переулкам, можно увидеть богатые усадьбы и особняки и узнать, как жило «третье сословие» Российской империи: чем купцы торговали, где кутили и молились.
Музеи
При слове «купец» мы часто представляем тучного мужчину с окладистой бородой и хитрыми глазками, одетого в традиционную русскую одежду, патриархального, плохо образованного и недалёкого. Этот образ сложился во многом из‑за пьес А. Н. Островского и картин П. А. Федотова. Они черпали вдохновение как раз в Замоскворечье, так что этот образ верен, но лишь отчасти.
После отмены крепостного права в 1861 году купцы стали основной движущей силой экономики и культуры Российской империи. Уже к началу XX века купечество представляло собой слой людей исключительно образованных. К примеру, Е. А. Андреева‑Бальмонт, жена известного поэта, происходившая из купеческого сословия, делилась в своих воспоминаниях, как была разочарована, познакомившись с аристократами: они показались ей гораздо более легкомысленными, чем люди из купечества.
Купеческие сыновья и дочери учились за границей, изучали иностранные языки, строили больницы для бедных и публичные библиотеки, знали толк в искусстве и собирали обширные коллекции. Многие собрания впоследствии легли в основу музеев.
Музей А. А. Бахрушина
Адрес: улица Бахрушина, 31/12, строение 1
Ещё один всемирно известный музей Замоскворечья, основанный в 1894 году. А. А. Бахрушин — известный благотворитель, меценат, мануфактур‑советник, владелец кожевенно‑суконного производства, был страстным театралом, коллекционером и мечтал создать музей истории театра. С этой целью ездил за границу, общался с актёрами, посещал антикварные лавки и скупал экспонаты для будущей экспозиции.
Под музей Бахрушин отдал собственный особняк. Сейчас его детище, в котором представлены афиши, декорации, предметы гардероба, костюмы, ноты, пластинки и редкие издания, считается одним из самых больших театральных музеев в Европе.
Третьяковская галерея
Адрес: Лаврушинский переулок, 10
Прогулку по Замоскворечью можно начать с одного из самых известных музеев России: Третьяковской художественной галереи. Здесь хранится одно из крупнейших в мире собраний русского искусства: более 180 тысяч экспонатов начиная с XI века.
В основу музейного собрания легла коллекция московских купцов Третьяковых. Братья начали собирать картины в 1850‑х годах. Сергей Михайлович интересовался западноевропейским искусством, а Павел Михайлович сосредоточился на коллекционировании современной ему русской живописи. Он поддерживал молодых мастеров и в своих художественных взглядах во многом опережал время.
Мечтой П. М. Третьякова было создать общедоступную художественную галерею, куда могли бы свободно и бесплатно ходить представители всех сословий. Для этой цели братья построили рядом с собственным домом здание, где и разместили картины. Сейчас здесь располагается основная экспозиция Третьяковской галереи.
Музей Тропинина
Адрес: Щетининский переулок, 10, строение 1
Один из самых маленьких и уютных музеев в Москве. Расположен в небольшом купеческом особняке, в переулке между улицами Большая Ордынка и Большая Полянка. Экспозиция посвящена творчеству и биографии крепостного художника В. А. Тропинина, ставшего родоначальником русской школы художественного реализма.
В комнатах сохранились купеческие интерьеры, а среди картин много портретов москвичей первой половины XIX века.
Театры
Купеческое сословие внесло большой вклад в развитие театрального искусства в России. Например, основателем первой русской частной оперы стал промышленник и предприниматель С. И. Мамонтов. Выходцем из купеческой семьи был и великий режиссёр К. С. Станиславский, по системе которого до сих пор работают актёры по всему миру.
Сегодня в Замоскворечье есть два крупных театра, которые стоит посетить.
Малый театр на Ордынке
Адрес: улица Большая Ордынка, 69
Филиал Государственного академического Малого театра. С его историей неразрывно связано имя А. Н. Островского, который написал для этого театра большинство своих пьес.
Любопытно, что театр расположен недалеко от музея‑квартиры писателя: на Большой Ордынке, в двухэтажном особняке 1867 года постройки. Когда‑то это был обычный купеческий дом, в 1913 году в нём открыли кинотеатр, а уже в 1914‑м здание было перестроено под театр режиссёра Струйского. Под разными названиями и с разными коллективами театр просуществовал до 1944 года, когда, наконец, судьба его была окончательно определена — он стал филиалом Малого театра.
Сейчас его называют «экспериментальной сценой»: здесь, наряду с классическими постановками, можно увидеть драматургические опыты молодых режиссёров.
Московский театр Луны
Адрес: улица Малая Ордынка, 31, строение 1
В строгом, но изящном здании 1912 года постройки расположился один из самых романтичных театров столицы. Он был основан в 1993 году режиссёром С. Б. Прохановым. Здесь выступала молодая Чулпан Хаматова: интересно, что именно после роли в спектакле Московского театра Луны о ней заговорила вся Москва.
В театре ставят спектакли и для детей, и для взрослых. Объединяет их настроение: романтическое, загадочное. Под стать тематике театра оформлены и его интерьеры: зеркала, мостики, авангардные скульптуры и сияющая мраморная облицовка стен.
Усадьбы и особняки
В Замоскворечье сохранилось множество усадеб и особняков — таких же своеобразных и характерных, какими были когда‑то их хозяева. Среди них особенно выделяются несколько. Предлагаем отправиться на прогулку и осмотреть их.
Особняк Коробковой
Адрес: Пятницкая улица, 33-35
Особняк известного в своё время предпринимателя и мецената Т. И. Коробкова и его жены — один из самых красивых домов старейшей улицы Замоскворечья, Пятницкой. Его называют «хамелеоном», так как цвет стен здания меняется в зависимости от погоды и освещения: иногда он кажется лиловым, иногда сиреневым или серым.
Особняк в стиле эклектики привлекает внимание необычной асимметричной архитектурой, высокой башенкой‑эркером с чешуйчатой крышей, коваными решётками, изысканной лепниной с растительными орнаментами, лицами‑маскаронами и женскими фигурами-кариатидами.
Первоначальное здание было построено в 1866 году, а в 1894‑м кардинально перестроено известным архитектором Л. Н. Кекушевым. Фирменным знаком зодчего можно считать оригинальные окна различной формы. Ещё одна интересная деталь — морда льва на крыше башенки. Изображения царя зверей Кекушев добавлял в свои архитектурные произведения в качестве подписи.
Сейчас в здании находится посольство Республики Гана.
Усадьба Демидовых
Адрес: Большой Толмачёвский переулок, 3
Одна из красивейших усадеб Замоскворечья построена на рубеже XVIII и XIX веков. Первым её владельцем был военный, дворянин А. П. Демидов, происходивший из рода известных горнозаводчиков.
Главный усадебный дом, по мнению исследователей, был построен в стиле классицизм М. Ф. Казаковым или одним из архитекторов его круга. Во время московского пожара 1812 года особняк сильно пострадал, от него остались лишь кирпичные стены и своды. Разорённая усадьба была продана почётному купцу И. М. Козлинину, который энергично взялся за её восстановление.
К главному дому пристроили высокий портик с колоннами, достигавшими второго этажа. Стены украсили барельефами и медальонами аллегорического содержания. Ещё одно украшение усадьбы — ажурная ограда, выкованная на демидовских заводах в 1770‑х годах. В таком виде дом дошёл до нашего времени.
Сейчас в усадьбе находится библиотека имени К. Д. Ушинского.
Дом Брашнина
Адрес: Пятницкая улица, 44
Ещё одна достопримечательность Пятницкой улицы — небольшой двухэтажный особняк в стиле классицизм. Был построен в конце XVIII века и за время своего существования сменил много хозяев, но сохранил имя первого владельца — почётного гражданина, предпринимателя Н. С. Брашнина. Никите Сергеевичу принадлежала шёлкоткацкая фабрика в Орехово‑Зуеве.
Особняк, на первый взгляд не слишком примечательный, радует глаз чёткой симметрией и строгой красотой. Это уцелевший обломок старой Москвы, задающий тон и настроение всему ансамблю улицы. В отличие от стоящих по соседству зданий, он избежал перестроек и дошёл до нас в первозданном виде.
Сейчас в здании находится административная организация.
Церкви и монастыри
Богатая история Замоскворечья и пёстрый национальный состав района сказались и на его религиозных памятниках: здесь есть и старообрядческий храм, и мечеть. Но больше всего — православных храмов.
Церковь Климента Папы Римского
Адрес: Пятницкая улица, 26, строение 1
Пожалуй, самый известный храм Замоскворечья — благодаря и расположению, и архитектурному своеобразию. Церковь стоит недалеко от станции «Третьяковская» — каждый, чей маршрут пролегает рядом с метро, наверняка заметит устремлённые в небо купола. Церковь считается самой высокой в Замоскворечье.
Храм был построен в 1770 году на личные средства жившего неподалёку коллежского асессора К. М. Матвеева. Имя архитектора доподлинно неизвестно, но есть предположение, что им мог быть сам П.‑А. Трезини — основоположник петровского барокко.
Нарядный, яркий, пышно украшенный храм радует глаз композиционным единством и изяществом деталей. Сдвоенные арки, обрамляющие окна, роскошные лепные детали и кованые ажурные решётки по верху здания делают храм одним из красивейших в Москве. Его архитектура не типична для России и напоминает европейскую.
В советское время здание было отдано под хранение книг Библиотеке имени Ленина. Сотрудники бережно сохранили доставшийся им архитектурный памятник, в результате интерьеры храма и резной семиярусный иконостас XVIII века дошли до нашего времени.
Марфо‑Мариинская обитель милосердия
Адрес: улица Большая Ордынка, 34
Маленький женский монастырь притаился за глухой каменной стеной в самом центре суетливой Москвы. Он был основан в 1909 году великой императрицей Елизаветой Фёдоровной.
В строительстве обители принимали участие виднейшие художники начала XX века. Архитектором главного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы стал А. В. Щусев, а росписи выполнил М. В. Нестеров.
Одухотворённые лица и фигуры святых, густые, глубокие цвета фресок до сих пор радуют взгляд посетителей монастыря. В саду летом цветёт множество растений, а от белокаменных стен церкви, обликом напоминающей древнерусский храм, веет прохладой и спокойствием. Обитель можно назвать одним из самых умиротворяющих мест Москвы.
Храм Троицы Живоначальной в Вишняках
Адрес: Пятницкая улица, 51, строение 4
Храм находится на пересечении Пятницкой улицы и Вишняковского переулка. С давних времён в этом квартале селились стрелецкие полки, и первоначальная деревянная Троицкая церковь предназначалась именно для них.
Первый каменный храм на этом месте вырос в конце XVII века, но затем неоднократно перестраивался. В пожаре 1812 года церковь почти полностью сгорела и была восстановлена в 1815 году. К этому времени относится основной массив храма, колокольня же была построена в 1828 году.
Каменная церковь долгое время выделялась на фоне деревянных построек Замоскворечья. и хотя облик района с течением времени изменился, просторный и высокий храм по сей день служит архитектурной доминантой Пятницкой улицы.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове
Адрес: Садовническая улица, 6, строение 11
На острове Балчуг, в тех местах, где когда‑то цвели царские сады, стоит небольшой храм во имя Георгия Победоносца. Он был построен в 1653 году в стиле русского узорочья и московского барокко: церковь декорирована затейливыми наличниками и кокошниками.
Судьба церкви была нелёгкой: храм многократно страдал от наводнений и пожаров. Во время одного из наводнений рухнула колокольня. Новую, в стиле классицизм, построили в 1806 году на пожертвования прихожан.
Сейчас храм является подворьем Соловецкого монастыря — этакое посольство Соловков в Москве.
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
Адрес: Большая Серпуховская улица, 24/21а, строение 1
Церковь интересна своей историей: её строительство на землях, выделенных Даниловским монастырём, велось в начале XVIII века под покровительством цесаревича Алексея, сына Петра I. Архитекторами на разных этапах выступали Д.‑А. Трезини, И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский.
Строительство пришлось прервать на середине — то ли из‑за нехватки денег, то ли из‑за указа царя, дозволявшего возводить каменные постройки только в Петербурге. А есть легенда, что в немилость у Петра I храм попал лишь потому, что инициатором строительства был его нелюбимый сын, Алексей.
Цесаревича Алексея Пётр I в итоге казнил, а храм стоял недостроенным ещё много лет. Местные жители неоднократно просили у императорских особ средств, но были услышаны лишь в 1756 году. Строительство продолжилось, и в 1762 году храм был достроен уже в другом стиле — позднего барокко.
В 1929 году храм постигла участь других церквей страны: его закрыли, лишили одной главы, а колокольню и церковную ограду снесли. Нижний ярус церкви перестроили, варварски уничтожив всё убранство, и приспособили сначала под склад, а затем под общежитие и конторы.
В 1990‑х храм вернули православной церкви и отреставрировали: воссоздали колокольню, главу и интерьеры. Внутри можно увидеть и кое‑что из исконного убранства. Во время работ специалисты обнаружили под слоем штукатурки оригинальные росписи, а из Даниловского монастыря в церковь передали Иерусалимскую икону Божьей Матери, которая ранее принадлежала храму.
Церковь Григория Неокесарийского
Адрес: улица Большая Полянка, 29а
Рядом с метро «Полянка» стоит небольшой яркий и жизнерадостный храм в стиле московского узорочья. Он был построен на средства царя Алексея Михайловича в конце XVII века и щедро украшен изразцами работы знаменитого мастера Степана Полубеса. Строили его известнейшие зодчие своего времени: Иван Кузнечик и Карп Губа. Внутренними росписями занимался знаменитый иконописец С. Ф. Ушаков.
Известно, что храм был придворным. Существует легенда, впрочем, не подтверждённая фактами, что именно в этом храме Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной, и здесь же затем крестили Петра Алексеевича, будущего царя Петра I.
Красота храма заставляет любителей старой Москвы сочинять легенды о нём: ещё одна не имеющая серьёзных исторических оснований, но любопытная байка связывает историю церкви с именем Наполеона. По легенде, французский император восхищался красотой здания и во время Великого московского пожара приказал французским солдатам поливать его водой, чтобы спасти от огня.
Стоит зайти внутрь, чтобы увидеть главную храмовую святыню — Боголюбскую икону Богоматери, а заодно полюбоваться образами кисти великих мастеров: Г. Т. Зиновьева и С. Ф. Ушакова.
Историческая мечеть
Адрес: Большая Татарская улица, 28, строение 1
В память о временах, когда в Замоскворечье жила татарская диаспора, осталась Историческая мечеть. Это старейшая из сохранившихся в Москве исламских святынь, она находится там, где раньше селились выходцы из Золотой Орды, Казанского и Крымского ханств: в Татарской слободе (местность между Пятницкой и Большой Татарской улицами).
Первое упоминание о мечети относится к 1712 году. Она находилась при дворе татарского князя, служившего переводчиком в Иностранной коллегии. В XIX веке мечеть исчезла: то ли её разобрали из‑за ветхости, то ли она сгорела всё в том же наполеоновском пожаре. Татары многократно подавали прошение о разрешении построить новую мечеть, но получили его лишь в 1823 году, причём с условием, что мечеть не должна ничем отличаться от окружающих зданий. По сути, в те времена это был просто молельный дом. Лишь в 1882 году к зданию пристроили минареты. Тогда же мечеть была значительно расширена и перестроена.
Сейчас мечеть открыта для всех желающих — нужно лишь уважительно относиться к традициям её общины. Интерьеры оформлены керамической плиткой белого и голубого цветов, арки сводов добавляют восточного колорита. Многие верующие называют её одной из самых малолюдных и умиротворяющих мечетей Москвы.
Заключение
Замоскворечье — самый «московский» район Москвы, где атмосфера старого города сохранилась как нигде. Так что если хотите увидеть настоящую старую столицу — отправляйтесь сюда на прогулку с опытным гидом, который покажет все тайные места и расскажет много интересного.
Автор: Татьяна Иванова‑Дятлова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Познакомиться с этапами производства шоколада и сделать свою собственную плитку
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки