Столичные магнаты: московское наследие купцов Морозовых

9 дек 2024
Столичные магнаты: московское наследие купцов Морозовых

Найти экскурсию

Показать
Одна из богатейших российских династий промышленников и благотворителей известна не только своим вкладом в экономику страны. Напоминают о семье Морозовых в Москве, где обосновался основатель рода, порядка 70 зданий: от роскошных особняков до театров, больниц и школ. Рассказываем о лучших образцах архитектурного наследия Морозовых.

История рода Морозовых

Одна из известнейших династий Москвы возникла благодаря предприимчивому крестьянину. Основоположник семьи купцов и благотворителей Савва Морозов родился в Московской губернии в 1770 году в семье крепостных старообрядцев. Работая ткачом на шелковой фабрике в деревне Зуево, он часто ездил в Москву, чтобы продать товар. Там же в 1797 году он создал своё первое предприятие — небольшую ткацкую мастерскую.

Савва Васильевич Морозов • Начало 1860‑х годов. Представители четырёх ветвей морозовского рода (слева направо): Абрам Морозов, Тимофей Морозов, Иван Морозов и Викула Морозов

По одной из версий, деньги на создание бизнеса крепостному дал на свадьбу хозяин. По другой — это было приданое супруги Морозова. Через 14 лет на предпринимателя трудились порядка 20 человек, а годовой оборот составлял более 1000 рублей — огромная сумма для того времени. Ещё лучше дела пошли после войны 1812 года — жители столицы остро нуждались в ткани. Через девять лет Савва Морозов купил вольную для всей своей семьи, а также приобрёл у бывшего хозяина землю в селе Никольском, где основал крупное ткацкое производство. В последующие годы дело только расширялось: открывались новые фабрики и мануфактуры, а их владелец стал купцом первой гильдии и одним из самых богатых московских предпринимателей.

После смерти Саввы Васильевича в 1860‑м его дело и колоссальное состояние унаследовали пять сыновей. Из всех них только Ивана не интересовало предпринимательство. Четверо стали родоначальниками купеческих династий, представителей которых называли по именам основателей: Викуловичи, Захаровичи, Абрамовичи и Тимофеевичи. Каждая ветвь семьи Морозовых создавала и развивала собственное дело. Самым деятельным из них был младший, Тимофей: он основал Никольскую мануфактуру, одно из лучших и крупнейших в стране текстильных предприятий.

1889 год. Тимофей Морозов • Конец XIX века. Никольская мануфактура

К началу XX века представители клана Морозовых породнились не только со многими богатыми купеческими семьями, но и с дворянскими. Пять поколений знаменитой династии создали целую империю из фабрик и торговых домов, которая вносила существенный вклад в экономику России. Кроме того, представители рода прославились тем, что спонсировали учебные заведения и театры, финансировали строительство общественных зданий.

Благотворительность и меценатство

Первым из купцов Морозовых, кто стал тратить деньги не только на развитие дела, стал Тимофей Саввич, сын основателя династии. Он жертвовал на возведение и работу больниц и детских домов, выплачивал стипендии бедным студентам Московского университета, отправлял талантливых школьников на стажировку за границу. В своём завещании он оставил просьбу для потомков: 5% от наследства тратить на благотворительность. Его супруга Мария также была известна своей щедростью: она жертвовала церквям, оплачивала образование талантливым девушкам и выделяла средства на стипендии для бедных московских гимназистов.

1881–1882 годы. Мария Морозова • 1896 год. Савва Морозов • Сергей Морозов

Их сыновья Сергей и Савва тоже стали известными меценатами. Первый спонсировал Общедоступный театр (позже МХАТ), давал деньги старообрядческим общинам и больницам, жертвовал на развитие спорта. Савва Морозов был известен тем, что финансировал МХАТ, строил благоустроенные казармы и больницы для рабочих, первый начал выплачивать пособие по беременности своим сотрудницам и построил родильное отделение при больнице в Подмосковье.

В числе известнейших меценатов из династии Морозовых стали представители ветви Абрамовичей. Так, Варвара Морозова на свои деньги построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, приюты для детей и основала общественную читальню. А Братья Михаил и Иван Морозовы собрали большую коллекцию живописи, которая позднее стала частью экспозиций Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа.

Портрет Варвары Морозовой, Константин Маковский (1884 год) • Фрагмент портрета Михаила Морозова, Валентин Серов (1902 год) • «Иван Морозов», Валентин Серов (1910 год)

Особняки

Жилые постройки находятся в разных уголках Москвы. И если одни можно осмотреть только с улицы, в другие легко попасть внутрь.

Особняк в Шелапутинском переулке

Адрес: Шелапутинский переулок, 1, строение 1

Это здание стало первым в списке семейных владений Морозовых. Усадьбу с каменным двухэтажным домом, хозпостройками и небольшим садом в 1826 году купил Савва Васильевич. И почти сразу перестроил в стиле классицизм, возвёл рядом порядка 10 каменных строений и несколько построек из дерева — в итоге имение увеличилось почти вдвое.

После смерти владельца хозяйкой семейного гнезда стала его внучка Евдокия. Она частично перестроила дом и открыла в нём старообрядческий храм и богадельню для единоверцев.

Особняк Саввы Морозова: 1938 год • 1980 год • Современный вид • Фото: блог «Зачем я там была?»

Однако после революции церковь и приют закрыли, а в строении поочерёдно располагались страховая касса, клуб рабочих и НИИ. В 2013 году особняк реконструировали, а затем здесь разместили закрытые фонды Литмузея. Доступа внутрь здания у простых посетителей сейчас нет.

Особняк на Спиридоновке

Адрес: улица Спиридоновка, 17

Роскошное псевдоготическое строение появилось благодаря Савве Морозову — внуку основателя династии. Создать дом для себя и любимой супруги промышленник в 1893 году доверил молодому архитектору Фёдору Шехтелю — этот проект стал первой крупной работой для будущего мастера.

Ещё по теме
 
1898–1905 годы. Особняк Зинаиды Морозовой • 1898–1915 годы. Интерьеры особняка

Из всех предложенных эскизов Морозов выбрал особняк, похожий на готический замок. Строительство продлилось пять лет и закончилось в 1898 году. В итоге получился великолепный особняк с элементами романтизма и модерна. Его отличали асимметричная композиция с угловой башней в средневековом стиле, три арки‑портала главного входа и богато украшенные фасады с горельефами в виде человеческих лиц и мифических существ, цветочными орнаментами и множеством неповторяющихся деталей.

Ещё более впечатляющими были интерьеры особняка. Над многими комнатами и залами также работал Шехтель — в оформлении он использовал не только готический стиль, но также и ампир, классику, барокко. Убранством дома для Морозовых занимался и Михаил Врубель. Художник создал панно в Малой гостиной, витраж в холле с изображением рыцаря и скульптурную композицию у главной лестницы.

После смерти Саввы Морозова его супруга продала дом. С 1920‑х годов в здании располагался детский интернат, а с 1930‑х — Дом приёмов МИД.

купцы морозовы
Современный вид. Фото: Shutterstock

Особняк в Трёхсвятительском переулке

Адрес: Большой Трёхсвятительский переулок, 1–3, строение 1

Он принадлежал семье Тимофея Морозова — самого предприимчивого сына родоначальника династии. Владением Морозовых особняк стал в 1865‑м — его выкупили у Василия Кокорева, известного московского мецената и коллекционера картин русских художников.

Новые владельцы изменили дом на свой лад: переделали интерьеры двухэтажного дома и обустроили зимний сад и старообрядческую домовую церковь в одном из залов на верхнем этаже. Сын хозяев имения — Сергей — перестроил один из флигелей из оранжереи в художественную мастерскую. Сначала он сам занимался рисованием в одноэтажном строении с ротондой, а в 1889 году передал мастерскую и позже весь флигель Исааку Левитану. В Трёхсвятительском переулке живописец прожил вплоть до своей смерти в 1900 году.

1900–1912 годы. Особняк Морозова в Трёхсвятительском переулке • 1900–1912 годы. Интерьеры дома

Вообще, на рубеже XIX и XX веков дом Морозовых стал местом, где часто бывали знаменитые художники и деятели искусства. В гости к хозяевам особняка заезжали такие мастера, как Константин Коровин, Валентин Серов и братья Васнецовы, а также Павел Третьяков, Фёдор Шаляпин и Антон Чехов.

В 1911 году после смерти Марии Морозовой, хозяйки имения, дом перешёл внукам. При этом морозовский особняк был одним из самых дорогих в Москве. Он оценивался в 235 000 рублей — баснословные деньги по тем временам. После революции усадьбу поочерёдно занимали эсеры, тюрьма и детский сад. В дошкольном учреждении в 1977 году проходили съёмки известного фильма «Усатый нянь». За последние сто лет роскошные интерьеры особняка были утрачены, но внешне он сохранился почти без изменений. Сейчас здание принадлежит частным лицам, но рассмотреть его с улицы будет легко. Рядом разбит Морозовский сад, где летом можно отдохнуть под кронами каштанов.

Современный вид особняка. Фото: Shutterstock

Особняк Арсения Морозова

Адрес: улица Воздвиженка, 16, строение 1

Идея построить здание, напоминающее готический замок, принадлежала правнуку Саввы Морозова. Арсений не занимался семейным бизнесом и благотворительностью, однако наследство позволяло ему много путешествовать по зарубежным странам. В Париже будущий владелец особняка встретился с Виктором Мазуриным — архитектором, известным своим увлечением эзотерикой. Вместе они отправились в путешествие по Европе. В португальском городке Синтре их вдохновил замок Пена в стиле мануэлино, возведённый на скале. Что‑то похожее Арсений Морозов захотел построить для себя в Москве.

В 1895‑м закипела работа на земельном участке, который незадолго до этого подарила Арсению мать, Варвара Морозова. В 1899 году особняк был готов — он получился настолько необычным на фоне соседних домов, что слава о строении быстро разлетелась по Москве.

Ещё по теме
 
1900–1905 годы. Особняк Арсения Морозова • Современный вид • Интерьер особняка • Фото: Shutterstock

Здание в эклектичном стиле поражало и размерами, и обилием необычного декора. По бокам центрального портала с витыми колоннами высились две башни с арочными окнами, фасад здания украшали ажурные карнизы с растительным орнаментом, лепнина в виде ракушек (отсылка к средиземноморским мотивам) и цветочные барельефы. Не менее роскошным было и внутреннее убранство. Для него использовали почти все стили — от неоготики в столовой до рококо в кабинете и ампира в парадной гостиной.

В 1908 году Арсений Морозова скончался, а дом по завещанию перешёл к его любовнице. После революции в здание ненадолго вселились анархисты, а затем — рабочий театр и посольства различных стран. Сейчас особняк занимает Дом приёмов правительства.

Особняк в Подсосенском переулке

Адрес: Подсосенский переулок, 21, строение 1

Усадьбу в Подсосенском переулке получил в наследство от отца Викула Морозов. И построил там новый двухэтажный дом по проекту известного зодчего Михаила Чичагова. Это здание с богатой лепниной, вазонами в нишах, картушами и куполами сохранилось до наших дней почти без изменений. А вот внутреннее убранство полностью обновили.

1900–1909 годы. Особняк Морозова в Подсосенском переулке • 1896–1898 годы. Интерьеры дома

В 1895 году заново переоформлять интерьеры особняка решил уже новый владелец, Алексей Морозов, и пригласил Фёдора Шехтеля. Это ещё один морозовский дом, над которым работал знаменитый архитектор. Помимо Шехтеля, в создании интерьеров принимали участие художник Михаил Врубель и скульптор Сергей Коненков.

Пожалуй, самым эффектным помещением стала прихожая, оформленная в стиле Древнего Египта. Гостей особняка встречали колонны с цветочным орнаментом и зеркало, расписанное рисунками с солнцем, мифическими змеями и птицами. Другие части дома поражали не менее роскошным убранством: гостиная с гобеленами XVIII века была сделана в стиле рококо, столовая — в русском, а кабинет — в готическом. Впрочем, морозовский особняк славился не только убранством, но и богатой коллекцией предметов искусства, которые были выставлены в парадных помещениях. Хозяин дома был страстным собирателем фарфора, старинных книг, икон и картин русских художников.

В 1913 году свою обширную коллекцию Алексей Морозов завещал Москве. Однако после революции сокровища мецената национализировали — ненадолго они стали экспонатами Музея русской старины, а бывший хозяин роскошного особняка стал их смотрителем. Позже все эти предметы разошлись по столичным музеям, а особняк долгие годы занимали различные организации. В последние годы в здании располагаются хостел, офисы и магазины. Сегодня в особняк можно попасть с экскурсией и полюбоваться изумительными интерьерами.

Современный вид особняка • Лестница в готическом кабинете • Фото: Shutterstock, Varvara Kless-Kaminskaia, CC BY-SA 4.0

Общественные здания

Вкладывались Морозовы не только в свои жилища, но и в культурные и общественные проекты города. Благодаря им в Москве появились больницы, музейные пространства и знаменитое здание театра МХТ.

Кустарный музей

Адрес: Леонтьевский переулок, 7, строение 1Б

Создателя этого музея, Сергея Морозова, мало интересовало предпринимательство. Куда больше он увлекался искусством и коллекционированием. Делом его жизни стал музей кустарных промыслов. Официально его учредило Московское земское собрание в 1885 году. В основу первой экспозиции легли предметы, которые Морозов нашёл на Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проводилась в Москве в 1882 году. Изделия, представленные в разделе кустарных промыслов, так поразили его, что он скупил их все.

наследие морозовых
1900–1911 годы. Здание Кустарного музея

В 1890‑м Сергей возглавил Кустарный музей, что послужило толчком для развития места. Он не только вкладывал в него собственные деньги, но и передал сюда свою коллекцию декоративно-прикладного искусства ХVII–XIX веков — она стала частью раздела «русской старины».

Одним из самых значимых подарков Кустарному музею от мецената стало отдельное здание. В первые годы существования экспозиции размещались в частных домах или небольших флигелях. В 1902‑м Сергей Морозов купил часть старинного имения в Леонтьевском переулке. По его заказу каменные палаты XVII–XVIII веков были перестроены в русском стиле с богато декорированными наличниками и высокой щипцовой крышей. Позже к зданию пристроили торговое помещение с крылечком и четырёхскатной крышей с флюгерами-игрушками.

После революции музей не прекратил работать — Сергей Морозов смог доказать властям важность кустарных промыслов для развития торговли. В 1925 году меценат эмигрировал в Европу, а музей продолжал работать в Леонтьевском переулке до 1999 года — затем он переехал в другое здание. В настоящее время здание бывшего музея принадлежит хореографическому ансамблю «Берёзка», в строении проходят репетиции коллектива.

наследие морозовых
Современный вид. Фото: AKfounder, CC BY-SA 4.0

Московский художественный театр

Адрес: Камергерский переулок, 3, строение 1

Строительство здания театра стало главным делом для одного из самых известных представителей прославленной династии. Савва Морозов — тёзка и внук родоначальника купеческого клана — был не только основным спонсором, но и соратником создателей художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

В 1902 году промышленник арендовал здание в Камергерском переулке и начал его перестройку. Фасад двухэтажного строения почти не изменился — его лишь украсили знаменитым горельефом, изображающим человека среди волн и летящую над ним чайку. Однако внутри здание изменилось кардинально. Проект будущего театра безвозмездно сделал Фёдор Шехтель. При этом он спроектировал в нём отопление, собственную электростанцию, вентиляцию и канализацию. А также продумал до мелочей внутреннее оформление — от шрифта надписей до униформы сотрудников. Он же создал знаменитую чайку, которая многие годы символизирует МХТ. Сам Морозов не только спонсировал стройку, но и закупал за рубежом осветительное оборудование, театральные костюмы и декорации.

Спустя время Савва Морозов отстранился от дел в театре, а в 1905‑м скончался за границей. В МХТ всегда помнили о вкладе промышленника в создание учреждения: в фойе здания зрители видят бюст и портрет мецената.

Московский художественный театр: 1902 год • Современный вид • Фото: Shutterstock

Морозовская детская больница

Адрес: 4‑й Добрынинский переулок, 1/9

Одно из лучших детских медицинских учреждений в городе появилось благодаря правнуку основателя знаменитой династии. Алексей Морозов в 1898 году предложил Московской городской думе построить детскую больницу — на это он готов был выделить 400 000 рублей. В Москве в конце XIX века было всего три лечебницы для детей, а инфекционной была только одна из них.

Предложение приняли и для больницы выделили землю в Замоскворечье. Первоначально там планировалось возвести строение, рассчитанное на 150 мест, но потом его решили увеличить до 340, а корпуса строить постепенно — сразу на всё денег уже не хватало.

В 1903‑м открылись первые три корпуса, спустя ещё три года — остальные шесть, а также часовня и жилое здание для персонала. Каждый корпус предназначался для отдельного типа инфекции, а внутренние помещения можно было разделить на изолированные блоки. В последующие годы в Морозовской больнице нередко внедряли многие передовые технологии: здесь первыми стали делать рентген и использовать изолированные боксы.

наследие морозовых
1913–1914 годы. Морозовская детская больница

Морозовская больница стала одним из крупнейших архитектурных комплексов в новом тогда стиле модерн. Его основа — амбулаторный комплекс, который образует центральную ось, а с трёх сторон от него располагаются остальные строения. Симметричный фасад главного больничного здания декорирован ризалитами, аттиками и лепными барельефами.

После революции больница продолжала работать. В 1941‑м здание сильно пострадало от бомбардировок, но здесь продолжали лечить не только детей, но и солдат. В конце XX века больнице официально вернули название — из Городской клинической №1 она снова стала Морозовской.

купцы морозовы
Современный вид больницы. Фото: A.Savin, CC BY-SA 3.0

Заключение

Прогулка по знаковым для купеческой династии местам может стать не только интересной, но и познавательной — она позволит посмотреть на историю Москвы с необычного ракурса. А узнать больше о строениях, оставшихся после Морозовых, помогут местные гиды. Во время экскурсии они расскажут исторические факты о морозовских зданиях и легенды о представителях прославленной династии. Ищите их предложения на сайте и в приложении Tripster.

Автор: Юлия Осокина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Сергиев Посад: сердце православной РоссииСергиев Посад: сердце православной России Троице‑Сергиева лавра, Черниговский скит и другие знаковые места города

Еще экскурсии по теме