Спасо‑Андроников монастырь: от православной обители до музея Андрея Рублёва
История, архитектура и интересные факты о столичной святынеИстория монастыря
Спасо‑Андроников монастырь был основан в XIV веке и считается одним из древнейших в Москве. Основатель обители митрополит Алексий возглавлял церковь в период господства татаро‑монгольского ига. Отсюда он провожал Дмитрия Донского в Орду за ярлыком (документом, который утверждал власть ханов над князьями).
Несмотря на огромный вклад иерарха, Спасо‑Андроников монастырь носит имя его последователя Андроника, известного сподвижника Сергия Радонежского. По преданию, преподобный несколько раз бывал в гостях у любимого ученика.
Столетиями судьба преподносила обители суровые испытания. С глубокой древности она подвергалась нападениям золотоордынцев, а в Смутное время — литовцев и поляков. В царствование Алексея Михайловича её использовали как место заточения еретиков, в том числе знаменитого протопопа Аввакума — сторонника старообрядчества и противника церковной реформы патриарха Никона. При Петре I она лишилась источников доходов и потеряла привилегии, а при Александре I чуть не сгорела в пожаре, который последовал за французской оккупацией Москвы.
В середине XIX века Спасо‑Андроников монастырь перестроили в духе эпохи. Однако в таком виде ему было суждено процветать только чуть больше полувека. С установлением советской власти на его территории оборудовали лагерь ВЧК, а затем общежитие «Серп и молот».
После Великой Отечественной войны в обители провели реставрацию, вернув ей древний облик. Тогда же в её стенах открыли Музей имени Андрея Рублёва, который работает и сейчас. В 1990‑е часть Спасо‑Андроникова монастыря вернули верующим.
Архитектурный ансамбль
Древняя обитель включает несколько зданий разных эпох. Главное сооружение на её территории — Спасский собор. Это памятник древнерусской архитектуры, в котором и сегодня проводят службы. К действующим также относится современный храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского.
В ещё одной церкви — во имя Архангела Михаила, — а также примыкающей к ней трапезной палате, обе датируются XVI–XVII веками, расположена музейная экспозиция.
Остальные здания на территории обители занимают службы музея. Так, в бывших покоях настоятеля проходят временные выставки. В училище для духовников находятся музейные отделы, а в братских кельях — депозитарий. Эти постройки относятся к XVII–XIX векам.
В архитектурный ансамбль также входит часовня, которая поставлена на том месте, где настоятель монастыря Андроник прощался с преподобным Сергием Радонежским, когда тот навещал его в обители. Это здание неоднократно перестраивалось, но его последнее воплощение, которое относится к XIX веку, стилизовано под русские храмы более ранних эпох. Сюда можно попасть на службы.
Храмы
Два из них — действующие, ещё один принимает посетителей как музей.
Спасский собор
Древнейший на территории Москвы. Во времена митрополита Алексия он был деревянным. При третьем настоятеле, примерно в первой трети 1400‑х, его перестроили в камне, что даровало монастырю статус архимандрии (то есть особо значимой обители).
С точки зрения архитектуры Спасский собор напоминает религиозные памятники Пскова того же периода и домонгольские храмы Суздаля и Владимира.
За старинными стенами скрыты остатки фресок Андрея Рублёва и Даниила Чёрного — древнерусских мастеров, писавших иконы и украсивших множество святынь страны, в том числе знаменитую Троице‑Сергиеву лавру. Большая часть росписей была уничтожена во время реконструкции XVIII века. Отдельные фрагменты в виде геометрического и растительного орнамента сохранились на откосах окон у алтаря.
По некоторым данным, это была последняя работа Андрея Рублёва. Художник принял постриг в этом монастыре. Здесь же он скончался. Его захоронение, как и могила Даниила Чёрного, расположено на территории обители.
В настоящее время двери Спасского собора открыты для верующих и посетителей монастыря.
Церковь Михаила Архангела
Трёхэтажный храм пристроили к более древней трапезной палате в XVII веке. Заказчицей здания была Евдокия Лопухина — первая жена Петра I, так как тут находилась могила её матери. В связи со ссылкой царицы церковь оказалась забыта почти на 50 лет — о ней вспомнили лишь к середине XVIII века. С петровского времени в её подклете была оборудована родовая усыпальница опальной императрицы, позже место освятили как Знаменскую церковь.
Сегодня в этом храме располагается главная экспозиция Музея имени Андрея Рублёва, которая включает 20 тысяч экспонатов. Среди них — образы святых, оригинальные фрагменты фресок и их копии, рукописные и печатные книги и другие православные реликвии, которые удалось спасти из заброшенных храмов России в XX веке. При этом работ древнерусского мастера, именем которого названо учреждение, тут по иронии судьбы нет.
Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского
Эту церковь построили уже в наши дни на территории монастырского кладбища, где, по преданию, были похоронены участники Куликовской битвы — знаменитого сражения русской армии во главе с Дмитрием Донским, которое закончилось разгромом золотоордынских войск под предводительством Мамая.
Внешне здание копирует московские шедевры культового зодчества XV века, в том числе Спасский собор обители. Внутри оно украшено росписями, выполненным в духе древней иконописи. Сегодня в храме проходят богослужения с участием священников монастыря.
Иконы и мощи
Как следует из исторических источников, на протяжении нескольких столетий иконостас Спасского собора украшал Нерукотворный Образ Спаса. По преданию, митрополит Алексий привёз его из Константинополя. Однако он был утрачен в ходе осад, грабежей и пожаров.
Тем не менее в наши дни можно представить, как выглядела эта икона. Для этого достаточно взглянуть на хоругви (церковные знамёна) и палицы (элементы облачения священников) XVII века из ризницы обители, которые копируют образ. Они представлены в музее‑заповеднике «Московский Кремль».
Сегодня в обители особо чтут преподобных Андроника и Савву (ещё одного игумена монастыря). Образ с их изображением, украшающий иконостас Спасского собора, относится ко второй половине XIX века. Долгие годы он тоже числился пропавшим. Однако в конце прошлого столетия его обнаружили в другом монастыре и вернули на историческое место.
Помимо этого, в конце прошлого столетия под алтарём главного храма были найдены человеческие останки, которые предположительно относятся к XV веку. В РПЦ считают, что это могут быть мощи четырёх настоятелей монастыря, а также Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Однако в научном сообщества единого мнения на этот счёт нет.
Что касается сокровищ музея, к ним можно отнести уникальные иконы. Самая старинная — «Господь Вседержитель» — датируется первой половиной XIII века. Это уникальный пример произведения церковного искусства домонгольской Руси.
Экспозиция также включает спасённые фрагменты фресок из храмов, которых уже не существует — например, барочные росписи XVIII века со стен церкви Воскресения в Пучеже. Она оказалась затоплена во время строительства Горьковского водохранилища.
Среди других экспонатов стоит увидеть археологические находки, сделанные на территории самого монастыря, которые позволят ещё глубже погрузиться в историю древней обители.
Интересные факты
Вот ещё несколько любопытных подробностей о Спасо‑Андрониковом монастыре:
- Алексий основал обитель, исполняя обет, который дал во время своего возвращения из Константинополя. По преданию, его корабль чуть не утонул в шторме в Чёрном море. В тот момент, когда судно могло уйти ко дну, митрополит стал молиться византийской иконе Спаса Нерукотворного, которую вёз с собой. После этого буря якобы стихла и он смог продолжить путешествие. По другой версии, его спасение пришлось на день празднования Спаса Нерукотворного
- В память о паломничестве ручей в окрестностях монастыря получил название Золотой Рожок — в честь залива Золотой Рог в Стамбуле. Сейчас ручей заключён в коллектор, а от его названия пошло множество московских топонимов
- Спасо‑Андроников монастырь окружён мощными стенами не случайно — в эпоху Золотой Орды он стоял на дороге, ведущей в направлении неприятеля. В те времена обитель также служила наблюдательным пунктом, оповещая власть и население о надвигающейся опасности
- Многие сооружения монастыря не дошли до наших дней. Среди утраченных построек — Святые врата XVII века и расположенная над ними Рождественская церковь того же периода. От первых сохранился лишь фрагмент арки, от второй — кусок стены. Святые врата восстановили по рисункам и чертежам в XX веке. Как и прежде, они служат главным входом в монастырь
- С древних времён обитель служила местом захоронения столичной знати. Здесь, например, нашли последний приют представители таких известных семейств, как Барятинские и Трубецкие
Где находится и как добраться
Спасо‑Андроников монастырь расположен по адресу: Андроньевская площадь, 10 (Таганский район Москвы). Удобнее всего до него добираться на метро. Ближайшие станции — «Римская», «Площадь Ильича» и «Чкаловская». Рядом с территорией обители есть остановки наземного транспорта (автобуса и трамвая) «Музей Андрея Рублёва» и «Костомаровский мост» и несколько парковок, поэтому к нему можно подъехать на личном автомобиле.
Заключение
Древняя обитель на левом берегу Яузы — один из шедевров столичного зодчества. Однако это не единственный памятник древнерусской архитектуры на территории Москвы. В городе есть много скрытых жемчужин, которые хранят тайны прошлых эпох. Отыскать их поможет опытный гид: он проведёт по местам, где не ступала нога туриста, и расскажет истории, которые не прочитать в интернете. Актуальные предложения экскурсий можной найти на сайте и в приложении Tripster.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами