Где увидеть шедевры русского барокко
Изучаем Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород через архитектуру прошлогоЧто значит термин «русское барокко»
Барокко известно как европейское течение в искусстве, которое возникло в Италии в конце XVI века. В Россию этот стиль пришёл в конце XVII века, а наивысшего расцвета достиг к середине следующего столетия.
При строительстве роскошных дворцов и храмов барочные архитекторы в России опирались в первую очередь на работы европейских мастеров. Тогда в оформлении зданий начали активно использовать ордерные элементы: колонны и антаблемент (горизонтальное перекрытие) с завершением в виде фронтонов. Фасады и интерьеры дворцов и церквей стали украшать позолоченной лепниной, белокаменной резьбой и скульптурными композициями. Обилие нарядного декора придавало постройкам помпезный вид.
При этом русское барокко в архитектуре крайне самобытно и пронизано национальными мотивами. Например, многие церкви сохранили традиционное для храмового допетровского строительства пятиглавие с луковичными куполами и полукруглое завершение восточного фасада в виде апсиды.
Виды и примеры стиля в городах России
Одна из основных особенностей русского барокко — невероятное многообразие течений и вариаций. Так, нарышкинский стиль значительно отличается от петровского, а его, в свою очередь, невозможно спутать с постройками елизаветинской эпохи. Вот основные из направлений русского барокко и примеры, куда стоит отправиться для изучения деталей и особенностей каждого.
Нарышкинское барокко
Этот стиль ещё называют московским барокко, поскольку он начал развиваться в Первопрестольной, а затем охватил и регионы. Отсылка к фамилии знаменитого дворянского рода в названии условна. Действительно, некоторые здания были построены по заказу Нарышкиных, но далеко не все.
Нарышкинское барокко эклектично: на формирование стиля повлияла как западноевропейская, так и украинская и польская архитектурные традиции того времени. Его особенность — активное использование ордерных элементов в декоре фасадов и интерьеров. Стали применяться и новые композиционные решения. Например, популярность приобрели четырёхлепестковые церкви, которые образованы кубическим объёмом и примыкающими к нему, как лепестки, полукружиями апсид. Часто храмы нарышкинского барокко высотные и напоминают многоярусную башню с широким основанием, которая постепенно сужается кверху. Они обычно состоят из квадратного в плане элемента (четверика), на котором возвышается несколько восьмигранных объёмов (восьмериков).
Для этого стиля также характерны неоднородность и многообразие: некоторые постройки носят подчёркнуто европейский характер (например, церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Троице‑Лыково), а другие больше напоминают традиционные допетровские церкви с барочным декором (например, храм Ризоположения на Донской улице).
Пример стиля: храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Где находится: Москва, Новозаводская улица, 6
Это самый яркий пример нарышкинского барокко. Храм был построен по заказу Л. К. Нарышкина — дяди Петра I — в начале 1690‑х годов. Здание совмещает в себе и церковь, и колокольню, что стало в дальнейшем характерной чертой нарышкинского стиля.
Пятиглавая церковь состоит из нескольких ярусов, которые подчёркивают резные декоративные парапеты из белого камня. Похожим образом в виде «петушиных гребешков» оформлены и наличники окон. На уровне первого яруса храм окружает галерея с арками по типу балкона, подняться на который можно по лестницам.
На первом этаже здания располагалось зимнее отапливаемое помещение для богослужений, а выше — более лёгкая и светлая летняя церковь. Внутреннее убранство нижнего храма сильно пострадало во время Отечественной войны 1812 года — тогда французы использовали его как конюшню.
А вот интерьер летней церкви сохранился хорошо: дубовый паркет датируется XVII веком. Жемчужина храма — позолоченный ажурный иконостас в барочном стиле с резными раковинами и растительными орнаментами. Интересно, что в образе святого Стефана, которым украшен боковой проём в нижнем ряду, легко узнать молодого Петра I. На западной стене была устроена позолоченная ложа‑балкончик в европейском духе для заказчиков Нарышкиных. Всё это придавало интерьеру церкви светские черты и сильно контрастировало с консервативным образом аскетичного храма.
Строгановское барокко
Этот стиль считается вариацией нарышкинского барокко и связан с именем крупного солепромышленника и мецената Г. Д. Строганова. По его заказу было возведено несколько церквей в Нижнем Новгороде, Сольвычегодске, Гордеевке и Устюжне.
Храмы в стиле строгановского барокко отличаются пышным и нарядным декором фасадов с белокаменной резьбой. Она контрастно выделяется на фоне кирпичных или окрашенных в бордовый цвет стен. Фасады этих зданий украшены изящными колоннами, полукруглыми фронтонами, декоративными элементами в виде раковин, а окна обрамляют фигурные наличники. Несмотря на явные заимствования из западноевропейской барочной архитектуры, все постройки имеют традиционную для русского храма XVI–XVII веков композицию и интерьер. Это бесстолпные пятиглавые церкви, которые украшались фресками внутри.
Пример стиля: храм в честь Собора Пресвятой Богородицы
Где находится: Нижний Новгород, Рождественская улица, 34а
Возведение этой нарядно декорированной пятиглавой церкви с колокольней началось в конце XVII века. Но из‑за вспыхнувшего пожара строительные работы сильно затянулись, и храм был освящён только в 1719 году.
Церковь больше известна как Рождественская. Это связано с тем, что до XIX века рядом с ней, на Рождественской улице, стоял одноимённый храм. Когда его разобрали, нижегородцы «передали» привычное название строгановской церкви.
Из всех храмов, построенных по заказу Строганова, этот считается самым ярким образцом стиля. Фасады здания покрыты изящной белокаменной резьбой, которая приобретает более усложнённые формы с каждым новым ярусом. Окна богато декорированы растительными узорами и обрамлены колонками, украшенными на мотив виноградной лозы.
Судя по фотографии, раскрашенной художником И. И. Шишкиным, купола здания изначально были зелёными, но в конце XIX века их переделали по образцу храма Василия Блаженного в Москве, купола которого тоже не всегда были разноцветными
Через несколько лет после открытия храма его посетил Пётр I, который присутствовал на Божественной литургии. Спустя некоторое время вышло распоряжение о закрытии нижегородской церкви. По некоторым свидетельствам, причиной стало то, что император увидел в иконостасе несколько знакомых образов, которые были написаны для Петропавловского собора. Вероятно, Григорий Дмитриевич выкупил понравившиеся ему иконы у мастера без ведома Петра I. Вскоре после смерти императора службы в церкви возобновились.
Интерьер храма сильно пострадал с приходом советской власти, и фрески на библейские сюжеты практически не сохранились. Однако о былой роскоши напоминает позолоченный иконостас с 43 образами из изначальных 46.
Голицынское барокко
История этого стилевого течения связана с именем одного заказчика — князя Б. А. Голицына, воспитателя и приближённого Петра I. Всего к этому направлению относят три храма, самый известных из которых — Знаменская церковь в Дубровицах.
Борис Алексеевич был поклонником западноевропейского искусства, придерживался прозападных взглядов и поддерживал петровские реформы. Его мировоззрение отразилось в возводимых им храмах, которые практически никак не связаны с русской архитектурной традицией. Эти здания имеют центрическую композицию, лишены традиционного купола, богато украшены лепным и скульптурным декором, который в интерьере заменяет привычные росписи. Вероятно, в возведении этих храмов участвовали европейские мастера.
Этот революционный для своего времени вариант русского барокко не получил широкого распространения и остался камерным явлением в истории отечественной архитектуры.
Пример стиля: Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы
Где находится: Московская область, Подольск (координаты 55.441324, 37.494584)
Строилось здание на протяжении 1690‑х годов, освятили его в 1704‑м. Церковь была облицована белым камнем, который добывали вблизи Подольска. Здание высотой около 42 метров образует в плане равноконечный крест. Его опоясывает низкая галерея, подняться на которую можно по симметрично расположенным лестницам.
По своему облику церковь больше напоминает католический западноевропейский храм. Помимо лепного декора, в оформлении фасадов использовались скульптурные группы и статуи из белого камня. Западный вход обрамляют фигуры святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, а основание восьмерика — апостолы.
Существует версия, что возведение храма связано с историей отношений князя‑заказчика и молодого Петра I. За год до начала строительства Голицын попал в немилость к государю, и тот приказал своему подданному удалиться в своё имение. Однако скоро Борис Алексеевич вернулся и даже получил боярское звание. Вероятно, зная вкусы императора, князь решил построить церковь в подчёркнуто европейском стиле и увенчать её короной из кованого железа вместо купола в знак своей преданности.
Необычно для своего времени и внутреннее убранство церкви. Стены здесь покрыты белоснежными скульптурными композициями, а главный сюжет декоративного оформления — Распятие Христа. В западной части храма напротив пышного барочного иконостаса можно увидеть деревянные двухъярусные хоры — балкон, где размещалась семья Голицыных во время службы. Здесь же находился император во время освящения церкви.
Петровское барокко
Этот стиль чётко ассоциируется с эпохой правления Петра I. Он развивался преимущественно в Санкт‑Петербурге и до 1714 года в Москве, пока не вышел указ императора о запрете каменного строительства по всей России, кроме новой столицы. В отличие от других вариантов русского барокко, петровское получило небывалый масштаб распространения. Фактически в этом стиле были отстроены целые кварталы центра Санкт‑Петербурга, причём здания возводились по проектным чертежам, а к работам активно привлекали иностранных архитекторов.
Петровское барокко отличает окончательный разрыв со средневековой традицией, полный переход к светскости в храмовом строительстве и ориентация на западноевропейские образцы (итальянские, французские и немецкие). Стиль охватывает не только культовые сооружения, но и гражданские, внешнему виду которых стало уделяться не меньшее внимание.
Планировка и оформление зданий были подчинены принципам симметрии и упорядоченности, в чём заметно влияние архитектуры знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио. Оштукатуренные фасады покрывали цветной краской, на фоне которой ярко выделялись белые декоративные детали. Завершения зданий многообразны: это могли быть островерхие шпили или нарядные криволинейные крыши с окнами‑люкарнами.
Пример стиля: Петропавловский собор
Где находится: Санкт‑Петербург, Петропавловская крепость, 3ж
Собор выстроен на Заячьем острове и является архитектурной доминантой Петропавловской крепости. Строительство началось в 1712 году, работами руководил иностранный архитектор Доменико Трезини. Здание закончили спустя 20 лет уже после смерти императора.
По задумке Петра I, оно должно было стать и символом окончательного утверждения позиций Российской империи на берегах Балтийского моря, и главным храмом новой столицы. В плане собор напоминает корабль. С запада вытянутое сооружение увенчано высокой ярусной колокольней с ангелом на шпиле, а над предалтарной частью возвышается купол с окнами‑люкарнами в скате крыши, завершённый изящным позолоченным фонариком. Особое изящество главному фасаду придают волюты — плавные завитки, которые часто можно встретить в итальянской барочной архитектуре.
Пышный интерьер собора больше напоминает дворцовый. Главное его украшение — 20‑метровый иконостас в виде триумфальной арки, покрытый матовой и глянцевой позолотой. Среди 43 образов, написанных в первой половине XVIII века, наиболее интересны и символичны иконы Богоматери и Иисуса, которые расположены по обе стороны от царских врат. Фигуры облачены в наряды московского царя и царицы XVII века: Иисус держит в руках скипетр и державу — символы светской власти, а голову Богородицы венчает практически точная копия коронационной короны Екатерины I — супруги первого российского императора.
В соборе похоронено большинство правителей Российской империи начиная с Петра I. В 1998 году здесь были погребены останки расстрелянного в 1918 году Николая II, его жены и детей, однако споры о подлинности не прекращаются до сих пор. В конце XIX — начале XX века к основному зданию собора пристроили одноэтажную галерею, которая соединяет его с Великокняжеской усыпальницей, где похоронены некоронованные члены императорской семьи.
Елизаветинское барокко
Стиль в основном связан с периодом правления дочери Петра I Елизаветы Петровны и с именем её придворного архитектора — Франческо Бартоломео Растрелли. Именно ему принадлежат проекты по‑барочному пышных церквей и роскошных дворцов, которые строились в Северной столице и загородных резиденциях императрицы.
От петровского елизаветинское барокко отличают намного более сложные и разнообразные пластические решения. Ощущение динамики строения создавалось благодаря ритму одиночных и сгруппированных в пучки колонн и пилястр на фасадах зданий, окна обрамляли фигурные наличники, а обилие лепных украшений — волют, раковин, масок, гербов, гирлянд — придавало зданиям ещё более нарядный вид. Ранее монолитный антаблемент тоже «пришёл в движение» и приобрёл прерывистую форму.
В интерьерах дворцов активно использовались зеркала, создавая эффект расширения пространства. Потолки залов покрывали живописные полотна в основном на мифологические сюжеты, а ещё более парадный вид каждому помещению придавал позолоченный декор.
Пример стиля: Строгановский дворец
Где находится: Санкт‑Петербург, Невский проспект, 17
Строительством дворца для знатной семьи Строгановых Растрелли занимался в начале 1750‑х годов. Перед архитектором стояла непростая задача — объединить два существовавших на этом месте корпуса в единый ансамбль. Получившееся здание образовало в плане букву «Г», но в результате позднейших перестроек приобрело форму каре, или четырёхугольника.
Парадные фасады дворца украсили набережную реки Мойки и Невский проспект. Центральная часть каждого отмечена портиком с фронтоном, внутри которого расположен фамильный герб заказчика. Как и в остальных работах мастера, здесь можно увидеть характерный почерк архитектора: чередование сгруппированных колонн и пилястр, а также различные по форме окна и обрамляющие их наличники, которые создают особую ритмическую композицию.
Из первоначальных интерьеров середины XVIII века во дворце сохранился только Большой зал. Остальные помещения неоднократно перестраивались под воздействием быстро меняющихся модных тенденций. Стены зала для музыкальных вечеров и танцев покрыты белоснежным лепным декором в виде растительных орнаментов и изящных фигур атлантов, которые будто держат на своих плечах карнизы. Потолок украшен монументальной работой итальянского художника Джузеппе Валериани с имитацией архитектурных форм по периметру.
Сейчас во дворце размещаются постоянные и временные экспозиции Русского музея. Желающие оказаться внутри могут посетить Минералогический кабинет с воссозданными интерьерами конца XVIII века.
Заключение
Барокко в России оставалось главенствующим стилем более 50 лет и уступило классицизму только с приходом к власти Екатерины II. И хотя большая часть памятников сконцентрирована в двух столицах, не менее интересны и образцы в других российских городах. Например, оригинальна Спасо‑Преображенская церковь в селе Нижняя Синячиха, которая отличается плавными текучими линиями в оформлении всех элементов фасадов. А отправиться на изучение архитектурных шедевров в любом из мест можно в компании местного гида, который со знанием дела расскажет о деталях и истории храмов и дворцов своего города.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии