Самые знаменитые православные храмы в мире
Топ-10 зарубежных соборов от Казахстана до лигурийского побережьяКафедральный собор Святого Саввы (Белград, Сербия)
Самое впечатляющее в этом храме — это его габариты и сроки строительства. «Душа страны», как здесь называют храм, находится на горе Врачар, где в XVI столетии османы уничтожили мощи самого почитаемого святого Сербии — Саввы. В XII веке он основал независимую от Константинополя Сербскую православную церковь. А в конце XIX столетия память о нём решили увековечить в виде собора. Но Балканские войны, а потом Первая мировая в начале XX века затормозили проект. Проектирование и строительство началось только в середине 1930‑х, но снова было прервано уже Второй мировой войной. К этому времени успели соорудить фундамент и частично возвести стены. Возобновить строительство получилось только в 1985 году, когда местная Коммунистическая партия всё‑таки дала на это разрешение. Однако работы несколько раз прерывала война в Югославии. В итоге достроен собор был только к 2004 году, а роспись интерьеров завершена и вовсе в 2020 году.
Размеры сооружения поражают воображение: собор в сербско‑византийском стиле — один из самых больших в мире, а в молитвенном зале могут поместиться до 10 тысяч верующих. Архитекторы вдохновлялись храмом Святой Софии в Константинополе (ныне Айя‑София в Стамбуле). А четыре башенки по бокам подчёркивают связь с архитектурой средневековой Сербии. Особенно грандиозно смотрится купол собора, увенчанный 12‑метровым крестом. Голосом собора выступают 49 колоколов, размещённых на двух колокольнях: в дни праздников звон слышен за многие километры.
Интерьеры храма запоминаются удивительной по красоте мозаикой — одной из самых больших в мире: она состоит из 50 миллионов фрагментов. Украшением стен и сводов занимались российские художники, которые вдохновлялись лучшими образцами искусства Византии, а также средневековой Сербии. Особенно запоминается композиция «Вознесение Господне» с 14‑метровой фигурой Христа и четырьмя ангелами по сторонам, которая схематично напоминает крест.
Кафедральный собор Трёх Святителей (Тимишоара, Румыния)
Больше похожий на сказочный замок, этот храм слабо напоминает привычные верующим образцы православной архитектуры. Здание, которое построили в 1950‑х, сочетает в себе византийские и молдавско‑румынские традиции. Посвящённый Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову храм украшают 13 остроконечных башенок, напоминающих детали средневековой архитектуры, высота главной из них достигает 83 метров. Это делает храм одним из самых высоких православных соборов в мире. Поскольку места здесь болотистые, в основание фундамента пришлось вбить 20 свай, на которые установили мощную железобетонную плиту.
Молельный зал храма отличает не только высокий свод, но и большая площадь: церковь вмещает до пяти тысяч верующих. Пол здесь выложен мраморной мозаикой, а окна оформлены витражами, через которые в богато украшенные интерьеры попадает много света.
Один из символов современной Румынии, собор появился относительно недавно: его начали возводить перед Второй мировой войной — в 1936 году, но отделочные работы внутри продолжались до середины 1950‑х годов. В храм можно зайти не только для молитв. В подвальном помещении организован музей с богатой коллекцией древних икон периода Баната: эта историческая область как отдельное образование существовала в Европе с XII до XVI века, а в составе различных государств — даже до начала XX столетия.
Свято‑Алексиевский храм‑памятник русской славы (Лейпциг, Германия)
Собор построен на месте так называемой Битвы народов. Здесь в 1813 году произошло важнейшее сражение войск России, Австрии и Пруссии против подразделений Наполеона. Храм‑памятник решили возвести к столетию исторического события в 1913 году. Кстати, местные колокола создали из переплавленных пушек, участвовавших в той самой Битве народов.
Своеобразная в архитектурном плане церковь выполнена в духе русских шатровых соборов XVI–XVII столетия. При создании проекта архитектор В. А. Покровский вдохновлялся образом Вознесенского храма в Коломенском. Как и московская церковь, эта тоже разделена на верхний и нижний храм. Шатёр в верхней части покрыт стеклянной венецианской мозаикой, венчает здание золочёный купол и крест.
Богослужения проводятся в верхнем храме, где удивляет своими масштабами иконостас: он состоит из семи ярусов общей высотой 18 метров. Это дар от донских казаков, предки которых участвовали в Битве народов. На стенах верхнего храма также располагаются бронзовые таблички с указанием всех частей, которые воевали против Наполеона под Лейпцигом.
А нижний храм служит усыпальницей, где покоятся тела участников битвы — как генералов, так и солдат, погибших в ходе исторического сражения. Здесь также открыт небольшой музей, посвящённый событиям войны с Наполеоном.
Свято‑Николаевский собор (Ницца, Франция)
Первый русский храм за рубежом прихожане и путешественники называют кусочком России во Франции. История православия в Ницце началась в середине XIX столетия, когда здесь скончался сын Александра II Николай. Вначале в память о наследнике императорской семьи была построена часовня, а в 1912 году освящён полноценный собор.
Архитектор, профессор петербургской Академии художеств М. Т. Преображенский спроектировал нарядное здание в русском стиле с ярким и запоминающимся оформлением, для которого использовано большое количество голубой керамической плитки и розового гранита. Для строительства применялись качественные материалы (немецкие кирпичи, флорентийская мозаика, итальянский гранит), а над декором трудились самые опытные специалисты из разных стран: резьбу по камню для украшения оконных и дверных проёмов выполнили итальянцы, полихромные изразцы на фасадах — художники из Флоренции, а мозаичные иконы — мастера Санкт‑Петербурга.
Интерьер храма тоже сделан с царским размахом. Иконостас из трёх ярусов по старинной технологии покрыт басмой — это техника украшения окладов икон, на которых рисунок выдавливается в виде узоров. А на алтаре можно увидеть фрески, созданные итальянским мастером Дезиньори.
Главная святыня храма — чудотворная икона святителя Николая. Образ принадлежал сыну Александра II Николаю и был при нём до самой смерти. Сегодня иконе можно поклониться в северной части собора.
Свято‑Троицкий собор (Иерусалим, Израиль)
Храм, возведённый в середине XIX столетия у стен Старого города академиком Императорской академии художеств в Петербурге архитектором Мартином Эппингером, сразу же стал главным среди всех русских религиозных построек на Святой земле. Собор в неовизантийском стиле выложен из белого камня и украшен пятью куполами. Примечательно, что всё убранство храма, включая купольные кресты и даже чугунные лестницы, доставили в Израиль по морю из Санкт‑Петербурга.
В отличие от большинства православных храмов, этот выглядит очень скромно внутри. Но простые материалы в отделке здесь имеют большое символическое значение. Например, в основе каменного престола алтаря лежит капитель, то есть часть колонны, из храма Гроба Господня, двухъярусный деревянный резной иконостас и его иконы созданы из русского дуба, бронзовые врата с позолотой подарил храму председатель Палестинского комитета князь Константин Николаевич Романов.
Храм может вместить до 1200 верующих. В дни православных праздников сюда приходит намного больше людей, так что, если планируете спокойно осмотреть интерьер, лучше сделать это в обычные будние дни.
Обращают на себя внимание также и росписи стен храма. Здесь, помимо традиционных образов Иисуса Христа, Девы Марии и святых, можно увидеть изображения византийских царей и русских князей, а также основателей палестинских и русских монастырей, например святого преподобного Антония Печерского.
Свято‑Вознесенский собор (Алматы, Казахстан)
Расположенный у подножия хребта Алатау в сейсмически опасной зоне храм построили в начале XX века по особой технологии, для чего применялась невероятно прочная тянь‑шаньская ель. Причём это редкий случай в архитектуре, когда собор, созданный в традициях каменного зодчества, выстроен из дерева.
Храм, который, по легенде, возведён без единого гвоздя, на самом деле пронизан железом. Во‑первых, фундамент отлили из армированного бетона, чтобы он выдержал любые подземные толчки, что было ноу‑хау для начала XX века. Для укладки брусьев строители придумали деревянные «сжимы» с металлическими болтами, которые намертво стягивали конструкции. Барабаны куполов и стены колокольни тоже пронизывает металлическая арматура. Для обеспечения прочности используется даже мощная главная люстра: она играет роль маятника, который гасит колебания во время землетрясений. Проверило конструкцию на прочность 10‑балльное землетрясение, которое произошло в Алматы почти сразу после освящения храма в 1911 году. Оно разрушило все постройки вокруг, но собор выстоял.
Сегодня храм признан одной из самых крупных деревянных церквей в мире: крест на главном куполе поднимается над землёй на 40 метров, а верхушка колокольни доходит до высоты в 46.
В советские годы храм сильно пострадал: интерьеры были практически уничтожены. В 1990‑е годы удалось восстановить позолоченный трёхъярусный алтарь, а также отлить новые колокола. Паломники из десятков стран приезжают сюда, чтобы поклониться главной святыне собора, одной из самых древних сохранившихся до наших дней икон — образу Феодоровской Божьей Матери XII–XIII веков.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Хельсинки, Финляндия)
Эффектный храм на гранитной скале в русско‑византийском стиле возвёл в 1860‑е годы архитектор А. М. Горностаев между Северной и Южной гаванью. Создавали церковь на пожертвования, в том числе и от Александра II: Финляндия в то время входила в Российскую империю.
Собор из красного кирпича с золотыми куполами выглядит очень необычно и празднично. Материал специально выбирали таким, чтобы он был устойчивым к суровому морскому климату, а все швы тщательно обработали специальным составом. Кстати, именно по причине солёных балтийских ветров сразу же отказались от штукатурки на стенах. Интересно, что кирпич для строительства привезли с разрушенной во время Крымской войны русской крепости Бомарсунд.
Собор поднимается к небу своими 13 главками, которые символизируют Христа и его учеников. Основную часть церкви с трёхъярусной колокольней на южной стороне соединяет многоступенчатая галерея, что соответствует обычаям традиционного русского зодчества. А влияние византийского стиля подчёркивают аркатуры: это декоративные колоннады, которые выступают из стен.
Престол собора изначально находился в монастыре на Валааме, а затем был перенесён сюда. Обращает на себя внимание также обильно украшенный двухъярусный иконостас, иконы которого были написаны на позолоченной подложке. Потолок расписан образами святителей Алексея, Ионы, Петра и Филиппа.
Храм‑памятник Александра Невского (София, Болгария)
Крупнейший православный храм Балкан был построен в конце XIX века. Так болгары на собственные средства решили увековечить память русских воинов, погибших за независимостьБолгарии в ходе Русско‑турецкой войны 1870‑х годов. Главным архитектором храма стал известный российский мастер А. Н. Померанцев (автор проекта ГУМа в Москве, а также множества церквей от Петербурга до Челябинска). Название собора отсылает к памяти внёсшего ключевой вклад в освобождение Болгарии императора Александра II, который называл своим духовным покровителем Александра Невского.
Собор в неовизантийском стиле, освящённый только в 1924 году, представляет собой грандиозное сооружение. Здесь могут одновременно молиться пять тысяч верующих. Рядом с ним возвышается 53‑метровая колокольня с 12 отлитыми в Москве колоколами, самый тяжёлый из которых весит 12 тонн. Причём каждый колокол украшен образами Иисуса Христа, Богородицы, святых Александра Невского, Софии, Кирилла и Мефодия. В хорошую безветренную погоду звон разносится на расстояние 30 километров от Софии.
Впечатляет и внутреннее убранство: пол, стены и колонны декорированы итальянским, немецким, бразильским и даже марокканским мрамором. В отделке также используется оникс, который обычно применяется для создания ювелирных украшений. Особенно роскошным и массивным выглядит центральный иконостас, созданный из жёлтого и красного мрамора с колоннами из зелёного. Есть здесь и музей, куда приезжают ценители православного искусства со всего мира: в крипте под зданием можно увидеть собрание древних икон из коллекции Национальной художественной галереи Болгарии.
Храм Христа Спасителя (Сан‑Ремо, Италия)
Собор на любимом русской аристократией лигурийском побережье построили в начале XX века. Автором проекта был тогда ещё молодой архитектор А. В. Щусев, ставший позже известным по строительству гостиницы «Москва», столичного Казанского вокзала и Мавзолея Ленина. Но непосредственно на месте работу курировали итальянцы — Пьетро Агости и Антонио Торнатори.
Пятиглавый собор в псевдорусском стиле на фоне пальм смотрится очень необычно. Храм построен в традициях московского и ярославского зодчества XV–XVI столетий: стены из кирпича украшают изразцы, трёхчастные окна обрамлены белой окантовкой из песчаника. Оригинален и декор куполов: они кажутся ещё более объёмными благодаря использованию в отделке цветной гранёной черепицы.
Интерьеры собора, хотя и отличаются простотой, всегда кажутся нарядными благодаря свету, проходящему через витражные окна. А в 1990‑х годах зал украсил торжественный бело‑золотой четырёхъярусный иконостас. В остальном же интерьеры храма оформлены довольно скромно: нижняя часть стен голубого цвета, выше можно увидеть фрески с изображениями православных святых и сцены из Библии.
Церковь Святой Елизаветы (Висбаден, Германия)
Собор был возведён в середине XIX века в память о Елизавете Михайловне: великая русская княжна, племянница Николая I, вышла замуж за герцога Нассауского, но умерла при родах в 1845 году.
Архитектор Филипп Гофман черпал вдохновение в работах прославленного зодчего К. Тона и задумал возвести церковь в русско‑византийском стиле. Получившийся в результате проект отдалённо напоминает примеры древнерусского зодчества. С владимирскими храмами его роднит в первую очередь симметричная крестообразная композиция и пятиглавие, а также светло‑бежевый цвет стен: в виде облицовочного материала использовали песчаник. Из него же сделаны и горельефы над окнами с изображением святых покровителей герцогини Елизаветы Михайловны и её родителей.
В интерьерах архитектор использовал много мрамора разных видов и цветов: жёлтый с острова Родос, чёрно‑белый из Египта, серый из Швеции и коричневый из Германии. Из мрамора создан и иконостас, который поднимается на три яруса. Его украшают 25 икон: изображения святых написаны поверх фона из золота. А в северной части храма можно увидеть скульптуру самой Елизаветы Михайловны: она изображена спящей на мраморном саркофаге.
Заключение
На развитие храмовой архитектуры в каждой конкретной стране оказывали влияние местные традиции, а также исторический контекст. Но почти всегда зарубежные православные соборы создавались или по проекту российских зодчих, или при их непосредственном участии. Узнавать историю церквей и гулять по улицам вокруг лучше в компании местных гидов: так путешествие будет ещё более познавательным.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Посетить 3 города за 1 день и продегустировать легендарное местное вино
Отправиться в динамичное путешествие в мини-группе к природным достопримечательностям края
Увидеть знаковые места Старого города и понять характер сербов
Увидеть больше, чем на пешеходной — обзорная авто-экскурсия по исторической части города