Самые старинные вокзалы России
10 железнодорожных комплексов, которые поразят своей историей и красотойВитебский вокзал в Петербурге
Хотя сооружение, которое мы видим сегодня, датируется началом XX века, сам вокзал считается старейшим в России. Первое деревянное здание было построено перед запуском железнодорожного сообщения между городом и Царским Селом. Поезда начали ходить в 1837 году. Их прибытие было для жителей Петербурга диковинным зрелищем, поэтому на перронах скапливались толпы зевак.
В середине XIX века, когда вокзал перестал справляться с потоком пассажиров, на его месте возвели новый — более вместительный и уже из камня. А современное здание построили в 1904 году. Оно стало первой общественной постройкой в Петербурге в стиле модерн. Вокзал был оборудован по последнему слову техники: тут работали лифты, транспортёры и было электрическое освещение.
Сегодня вокзал называют одним из самых красивых в России. Он привлекает своими интерьерами: витражными окнами, лепниной цвета бронзы на стенах и панно с изображениями Петербурга и Одессы. Фасад здания украшен дорическими колоннами, а над входом красуются гербы столицы Российской империи и Витебска.
Вокзал часто становился декорацией к известным фильмам: например, мелькал в киносерии о Шерлоке Холмсе (и «сыграл роль» сразу двух лондонских вокзалов), появлялся в «Вокзале для двоих» и «Брате». А современные киношники снимали здесь сцены для «Анны Карениной» с Елизаветой Боярской в главной роли и «Серебряных коньков».
Вокзал в Новом Петергофе
Открылся в 1857 году, когда из Петербурга провели железную дорогу в один из главных его пригородов. Здание в псевдоготическом стиле возвели по проекту Н. Л. Бенуа.
В наши дни вокзал стал одной из достопримечательностей Петергофа. Старинное здание притягивает внимание прежде всего готическими элементами: арки, через которые проезжают прибывающие поезда, и окна имеют стрельчатую форму, а венчает строение изящная башня со шпилями.
В середине XIX века в газетах писали, что пассажиры были в восторге от нового вокзала. Он не перестаёт восхищать петербуржцев и путешественников и сейчас. А хорошая сохранность здания привлекает сюда ещё и киношников. Например, здесь снимали советский фильм «Кортик» и современные ленты «Батальонъ» и «Матильда».
Ярославский вокзал в Москве
Появился в 1862 году и соединил на тот момент второй по величине город России с Сергиевым Посадом. Первая постройка была деревянной и двухэтажной, но через 40 лет подверглась большой реконструкции. Автором проекта стал один из лучших архитекторов того времени Ф. О. Шехтель, который работал в стиле модерн.
Здание отличает шатёр на центральной башне — он напоминает одновременно праздничный кокошник, который носили в губерниях на севере страны, распространённые там же деревянные дозорные сооружения и юрту кочевника. Такие отсылки неслучайны: с вокзала отходили поезда в Архангельск.
Фасад здания отделан сразу несколькими материалами: кирпичом, металлом, камнем, изразцами и штукатуркой. Ещё одна интересная особенность вокзала — фриз из бирюзовой майолики, который визуально соединяет верхнюю и нижнюю части комплекса.
Несмотря на несколько реконструкций, которые пережило здание за свою историю, здесь сохранились элементы конца XIX века. Один из них — массивные колонны в зале ожидания. Долгое время они украшали перрон, но в начале 2000‑х, когда помещения вокзала решили расширить, были перемещены.
Казанский вокзал в Москве
Первое деревянное здание построили в 1862 году, когда город соединили ж/д путями с Коломной и Рязанью. Каменное сооружение, которое появилось на этом месте спустя два года, проектировал М. Ю. Левестам. Интересно, что первое здание соседнего Ярославского вокзала было построено по его же задумке.
В 1911 году началась реконструкция вокзала, которая растянулась до 1940 года и проходила под руководством А. В. Щусева. Новое здание возвели в стиле московского барокко, а самым узнаваемым его элементом стала высокая 73‑метровая башня — копия башни Сююмбике в Казанском кремле.
Восточные элементы на фасаде соседствуют с западными. В числе последних, например, вокзальные часы со знаками зодиака — подобные можно увидеть во многих городах Европы. Очень похожий циферблат украшает собор Святого Марка в Венеции, — принято считать, что именно им вдохновлялся А. В. Щусев.
Внутри здания стоит обратить внимание на богато украшенный зал «Комфорт»: тут можно долго разглядывать расписанный внуком Н. Л. Бенуа Е. Е. Лансере потолок и золочёную лепнину на стенах. Богатство убранства связано с тем, что раньше в помещении был ресторан.
Вокзал Волгограда
Первая постройка на его месте появилась в 1871 году, когда из Москвы проложили дорогу в Царицын (так тогда назывался город). В 1942 году вокзальный комплекс разрушили фашисты. Вместо него возвели временную одноэтажную постройку, которую в начале 1950‑х снесли и заменили более вместительным зданием в стиле сталинского ампира.
Сооружение можно узнать по высокому шпилю (67 метров). Фасад выполнен из гранита, а отдельные его элементы — из мрамора и инкерманского камня — разновидности известняка, которую добывали в городе Инкерман недалеко от Севастополя. По обеим сторонам от входа расположены пятиметровые барельефы, которые посвящены советским солдатам, вставшим на защиту Сталинграда в Великую Отечественную войну.
За последние 20 лет постройка пережила две реставрации. В 2005 году здание очистили от грязи и вернули ему белый цвет, а ещё снабдили подсветкой. Спустя восемь лет на вокзале произошёл страшный теракт. Взрыв уничтожил роскошную лепнину, купол, панно и другие декоративные элементы вестибюля и зала ожидания, выбил стёкла и повредил часы. Всё, что было утрачено, удалось восстановить благодаря чертежам 1954 года. Сегодня вокзал выглядит практически так же, как в середине прошлого века.
Вокзал Владивостока
Открылся в 1893 году и изначально представлял собой каменное здание с двумя этажами. Уже через 20 лет вокзал был перестроен, так как перестал справляться с потоком пассажиров. Здание решили возвести в необычном для Дальнего Востока псевдорусском стиле, позаимствовав элементы Ярославского вокзала в Москве. Архитекторы хотели сделать так, чтобы ж/д комплексы городов, где начинается и заканчивается Транссибирская магистраль, стилистически перекликались. Главное сходство между зданиями — массивный шатёр над главным входом.
Из‑за нескольких реставраций облик вокзала во Владивостоке заметно изменился. В 1924 году с крыши сняли символ Российской империи — двуглавого орла — и закрасили панно с гербами Москвы и Приморья, которые красовались на фасаде. Тогда же здание перекрасили в зелёный, а исконный жёлтый цвет вокзалу вернули только в 1990‑х.
На вокзале есть два памятника. Один из них — стела «9288» с двуглавым орлом на платформе. Число обозначает протяжённость Транссиба в километрах. Кстати, на Ярославском вокзале в Москве есть похожая композиция — нулевой километр.
Рядом со стелой стоит мемориальный локомотив 1944 года, который годом позднее поступил в СССР из США по ленд‑лизу и перевозил грузы. Когда поезд перестал курсировать, его решили установить на рельсах как памятник труду железнодорожников в годы войны.
Царский павильон в Нижнем Новгороде
Расположен около Московского железнодорожного вокзала. Здание возвели в 1894 году для приёма членов императорской семьи и других важных гостей. Первые вагоны поездов раньше останавливались прямо перед центральным входом в павильон. Таким образом почётные гости сразу попадали, что называется, «с корабля на бал».
Автором красивой постройки в стиле эклектики стал Д. Н. Чичагов, создавший также проект старой Московской городской думы на площади Революции. Николай II и его близкие наведывались сюда дважды — в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская выставка, и в 1913‑м. Тогда царская чета прибыла в город на праздник по случаю 300‑летнего юбилея дома Романовых.
После революции 1917 года в павильоне базировались местные структуры большевистской партии. Вскоре постройка отошла железной дороге, а сейчас здесь, как и прежде, проводят официальные приёмы. Они проходят в большом зале с золочёной лепниной, мраморным камином и портретом Николая II. Ещё в павильоне есть кабинет императора с печью, отделанной майоликой, и комната его супруги. Из‑за того, что назначение здания неоднократно менялось, многие предметы обстановки не уцелели и были воссозданы по старым фотографиям.
К сожалению, внутрь павильона попасть нельзя, но это не помешает оценить его внешний вид. На эффектном здании красного цвета можно увидеть герб Российской империи с короной и надписью «С нами Богъ», а по обе стороны от него стоят по два вазона. Чтобы осмотреть здание, заходить на территорию вокзала необязательно: нарядный фасад выходит прямо на улицу.
Вокзал Казани
Его возвели в 1890‑е, когда город соединили железнодорожным сообщением с Москвой. Автором проекта стал один из лучших архитекторов Казани Г. Б. Руш, построивший в городе несколько известных сооружений, в том числе Александровский пассаж. Вокзал считается выдающимся памятником промышленной архитектуры и дошёл до наших дней почти в первозданном виде. В 1992 году на вокзале случился пожар. К счастью, внешний облик постройки не пострадал, а вот внутренне оформление частично сгорело. В течение пяти лет убранство восстановили.
По обеим сторонам от входа сидят белые барсы — символ Казани, изображённый на гербе города. Любопытно, что эти животные в Поволжье никогда не водились, а культ дикой кошки в этих землях распространили булгары и монголы, которые жили тут в Средневековье.
В 1967 году рядом с главным зданием возвели пригородный вокзал. Он привлекал внимание красивым портретом девушки‑татарки, сделанном в популярной тогда в СССР технике сграффито, когда стену покрывают несколькими слоями штукатурки, а затем к поверхности прикладывают трафарет и выскабливают рисунок до нижнего слоя — так получается рельефное изображение. В 2005 году здание хотели полностью перестроить, но мэр города К. Ш. Исхаков настоял, чтобы полюбившееся казанцам сграффито сохранили. Так стена с изображением стала частью новой постройки.
Станция Слюдянка (Иркутская область)
Находится на берегу Байкала. Здание возвели в 1904 году, когда строилась Кругобайкальская железная дорога.
Это единственный в мире вокзал, сделанный из бело‑розового мрамора. Как ни странно, материал выбрали по экономическим причинам: за несколько лет до начала работ поблизости от будущей станции обнаружили мраморный карьер, а доставка кирпичей, из которых хотели строить вокзал изначально, стоила бы дорого. Кстати, мрамором, который добыли в этих краях, отделаны также станции метро «Баррикадная» и «Марксистская» в Москве, «Красный проспект» в Новосибирске и «Индустриальная» в Харькове.
Слюдянка славится и тем, что до конца прошлого века здесь процветала торговля копчёным омулем, которым богаты воды Байкала. Раньше поезда здесь делали длительную остановку — пассажиры основательно закупались свежей рыбой, а потом устраивали трапезу прямо в вагонах. К середине 2000‑х станция перестала быть стыковочной и время стоянки сократилось до нескольких минут. Так омулевый бизнес практически сошёл на нет, но местные всё ещё помнят, как бойко здесь торговали деликатесами из Байкала.
Вокзал Сочи
Железнодорожные пути провели до города в начале 1920‑х. Тогда в Сочи и появился вокзал. Сначала это была скромная деревянная постройка, затем её сменила каменная. А в 1952 году вокзал переехал в новое роскошное здание в стиле сталинского ампира. Его архитектор — А. Н. Душкин, который также спроектировал вокзалы в Днепре, Евпатории и Симферополе, «Детский мир», несколько станций метро и одну из семи сталинских высоток в Москве.
В Сочи часто наведывались И. В. Сталин и первые лица СССР, поэтому разработка концепции здания считалась ответственной задачей. Говорят, что результат главе государства понравился, но историки утверждают, что из‑за болезни И. В. Сталин на вокзале так и не побывал.
Отрицательный отклик работа А. Н. Душкина получила позднее — от Н. С. Хрущёва и его окружения. В 1955 году началась борьба с архитектурными излишествами и «помпезным и расточительным» сталинским ампиром. Под раздачу попал сочинский вокзал с его лепниной, колоннами и элементами из мрамора. Это поставило крест на карьере архитектора. Уже в 1975 году государство пересмотрело отношение к богатому убранству помещений и фасада вокзала и он стал памятником местного значения, а также вошёл в Красную книгу ЮНЕСКО.
Отдельного внимания заслуживают вокзальные часы. Вместе девяти чисел на циферблате установлены знаки зодиака, стоящие в неверном порядке, а вместо ещё трёх — символы созвездий Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Доподлинно неизвестно, с чем связано это оригинальное решение А. Н. Душкина, по одной из версий — с увлечением архитектора эзотерикой.
Заключение
Во время путешествий по России не спешите покидать железнодорожные вокзалы. Часто они могут рассказать об истории города не меньше, чем другие памятники, и впечатлить архитектурой и интерьерными решениями.
Ещё интереснее знакомство с ж/д комплексами сделают местные гиды. Они поделятся самыми любопытными фактами о строительстве вокзалов, расскажут о том, как они менялись с течением времени и чем примечательны сейчас.
Автор: Анна Знаменская
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Получить объемное представление об исторических и самых живописных местах «страны души»
Проехать по вантовому мосту, посетить Токаревский маяк и сделать яркие фотографии на память
Насладиться красотами природы Приморского края, исследуя загадочные острова Японского моря