Самые красивые особняки Москвы

7 ноя 2022, обновлено 5 дек 2024
Самые красивые особняки Москвы

Найти экскурсию

Показать
Москва на рубеже XIX-XX веков считалась купеческой столицей, поэтому главными заказчикам роскошных особняков были состоятельные коммерсанты. Внутри богато декорированных домов бурлила культурная жизнь: их хозяева проводили художественные выставки, устраивали музыкальные салоны, принимали высоких гостей.

Вот истории особняков Москвы, в которых бывали члены британской королевской семьи, пел арии Шаляпин, играл на фортепиано Скрябин, писал книги Горький и читал стихи Маяковский.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Елена

    Знаток Москвы и её окрестностей, о которых рассказывает с увлечением и в деталях.

  • Оксана

    Изучает Москву вдоль и поперёк, рассказывая путешественникам не только увлекательную, но и достоверную информацию, щепетильно работая с архивными данными.

Самые красивые особняки Москвы на карте

Особняк Арсения Морозова

Адрес: улица Воздвиженка, 16 

В конце XIX века собственницей участка по этому адресу становится знатная купчиха В. А. Морозова, мать наследников «текстильной империи» и русских коллекционеров произведений искусства Ивана и Михаила. Эту землю она приобрела для своего младшего сына Арсения, которого называют «самым экстравагантным представителем рода».

Неслучайный свидетель

В дни революционных событий в особняке Арсения Морозова засели анархисты. В ночь, когда большевики решили выбить их из здания, был освобождён пленник. Это был журналист, выполнявший задание редакции по освещению ночного штурма. Им оказался впоследствии известный советский писатель, корреспондент, сценарист Константин Паустовский. Этот случай он описывает в одном из своих произведений.

Елена, гид в Москве

Получив заказ, молодой архитектор В. А. Мазырин сначала предложил построить дом в русском стиле. Арсению это не понравилось — в его планы входило строительство одного из самых красивых и необычных зданий столицы.

Дворец Пена в Синтре • Особняк Арсения Морозова

Заказчик и зодчий искали вдохновение в Европе и нашли его в Португалии. Так прообразом особняка в Москве стал дворец Пена в Синтре, построенный в псевдосредневековом стиле в середине XIX века.

Архитектору удалось угодить будущему владельцу здания, но не его матери. Варваре Алексеевне приписывают такую характеристику особняка, построенного её сыном: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва».

Морозов‑младший погиб от заражения крови, которое получил, прострелив ногу на спор. Своё состояние он завещал любовнице, которая стала очередной владелицей дома и участка на Воздвиженке.

После революции здание заняли анархисты, в советское время — организации самодеятельности и иностранные представительства. Сейчас внутри располагается Дом приёмов Правительства России.

Хоть особняк и встретил критику со стороны жителей Москвы в конце XIX века, которые назвали его безвкусным, в XX веке он был признан объектом культурного наследия и сейчас находится под охраной государства.

Усадьба П. И. Харитоненко

Адрес: Софийская набережная, 14

Дом на набережной Москвы‑реки, расположенный прямо напротив Кремля, задумывался как семейная резиденция сахарозаводчика П. И. Харитоненко.

Дом в ренессансно‑барочном стиле, построенный по проекту архитектора В. Г. Залесского, появился на этом месте в конце XIX века. Интерьеры в готическом и классическом стилях, которые сохранились и сегодня, оформил на тот момент ещё молодой мастер Ф. О. Шехтель, впоследствии построивший десятки роскошных особняков для богатых московских купцов.

Дом «сахарного короля»

Так называли богатого фабриканта, который владел несколькими сахарными заводами. Поставки с них велись не только по территории Российской империи, но и в зарубежные страны. При этом Харитоненко был очень щедрым благотворителем и меценатом: на его средства строились и поддерживались храмы, больницы, училища, приюты. А ещё он коллекционировал искусство, так что в его доме хранилось немало будущих национальных шедевров.

Оксана, гид в Москве

Харитоненко жил на широкую ногу и любил культурно отдохнуть, поэтому в его особняке часто проходили приёмы для светской публики и музыкальные концерты: здесь пел Ф. И. Шаляпин и играл на фортепиано А. Н. Скрябин.

В своей семейной резиденции Павел Иванович прожил многие годы, покинув её только в 1917 году. После национализации дома в его стенах бывали не менее известные гости. Во времена, когда здесь располагался Народный комиссариат иностранных дел СССР, в нём останавливался писатель Герберт Уэллс. А когда здание заняло посольство Великобритании, в его стенах бывали Уинстон Черчилль и Елизавета II, а также другие английские политики и члены королевской семьи. Сейчас это резиденция посла Великобритании.

Ещё по теме
 

Особняк Н. А. Второва («Спасо‑хаус»)

Адрес: Спасопесковский переулок, 10

Этот дом был построен по заказу банкира и крупного предпринимателя Н. А. Второва, ещё при жизни получившего звание обладателя самого большого состояния в России начала XX века.


Торговое дело, которое приносило миллионы, его отец начал ещё в Сибири. Второв‑младший продолжил строить империю, открывая новые фабрики, заводы и магазины в разных городах России, а также вышел на другие рынки, например, по добыче золота.

Николай Александрович подобрал для семейной резиденции земельный участок в центре Москвы. Особняк построен в стиле неоклассицизм в духе загородных вилл. Главный зал дома украшен хрустальной люстрой, которую называли самой большой в столице. Остальные комнаты также отличаются богатой отделкой и убранством.

Второв прожил в доме менее пяти лет и был убит в 1918 году. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но, по одной из версий, его застрелили в собственном особняке.

1937‑38 годы. Вид на Церковь Спаса Преображения на Песках с балкона «Спасо‑Хауса». Фото: Эмлен Найт‑Дэвис • 1878 год. Тот же вид на картине В. Поленова «Московский дворик»

В 1930‑е дом передали под резиденцию американского посла. В «Спасо‑хаусе», как его начали называть, проводили пышные мероприятия с участием политической элиты США и СССР. Масштаб иллюстрируют рассказы их участников. Так, как‑то раз в столичном питомнике арендовали животных для развлечения гостей. А однажды из‑под купола главного зала несколько дней пришлось вылавливать зябликов.

Литературоведы считают, что эти вечеринки послужили прообразом бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Сейчас здание по‑прежнему занимает дипмиссия США. 

Дом Перцовой

Адрес: Курсовой переулок, 1

Сказочный терем у храма Христа Спасителя с отличным видом на Кремль заказал в начале XX века инженер Пётр Перцов, который разбогател на строительстве первых железных дорог в России. Несметными богатствами московских купцов он не обладал, но позволить себе заказ по авторскому проекту смог. Тем более что дом строился как доходный и сами хозяева занимали в нём лишь часть помещений.

Своенравный заказчик

После покупки участка земли предприниматель П. Н. Перцов объявил закрытый конкурс проектов будущего доходного дома. В жюри, которое отбирало работы, были очень влиятельные персоны в сфере искусства и архитектуры: В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. О. Шехтель. Первое место присудили младшему брату Василия Васнецова Аполлинарию. Но Перцов мнение авторитетного жюри не учёл и выбрал для реализации проект С. В. Милютина, занявшего второе место.

Елена, гид в Москве

Чтобы исключить риски конфискации имущества в случае финансовых потерь (не все проекты железных дорог приносили хорошую прибыль), Перцов записал имущество на свою жену. Именно поэтому особняк и стал известен как доходный дом Перцовой.

Путешествуя по Европе, имея хороший художественный вкус, Перцов решил объединить лучшее из стилей разных эпох. Так появился проект художника и архитектора С. В. Малютина — автора знаменитых иллюстраций к пушкинским сказкам и первым расписавшего русскую матрёшку. Именно он придал облику здания вид терема. Мозаичные панно по рисункам Малютина с изображениями сказочных животных, башенки и щипцы, балконы‑теремки — всё это гармонично сочеталось в постройке.

Хозяева прожили в доме 15 лет. В 1922 году Перцова арестовали по «делу церковников» — он пытался спасти от разграбления реликвии храма Христа Спасителя, — а имущество его семьи было национализировано. С середины 1970‑х годов здесь базируется Главное управление дипломатическим корпусом МИД России.

Ещё по теме
 

Особняк Ольги Коробковой

Адрес: Пятницкая улица, 33-35

В 1894 году дом по этому адресу перестраивают для московского купца Т. И. Коробкова. Работы заняли два года. Архитектор Л. Н. Кекушев проявил незаурядную фантазию, которая не соответствовала заявленному бюджету. По одной из версий, за воплощения некоторых идей архитектор платил сам.

Удачное знакомство

Трифон Иванович Коробков очень интересовался искусством и старался поддерживать молодых художников. Известен, например, портрет жены хозяина дома, Ольги, который написал А. М. Герасимов. Семья Коробковых поддерживала начинающего художника, который впоследствии стал первым президентом Академии художеств СССР. А познакомил их не кто иной, как известный журналист, писатель и знаток Москвы В. А. Гиляровский.

Оксана, гид в Москве

Коробков, который поселился в особняке с семьёй, владел бумажным производством. После его смерти дом перешёл супруге Ольге, поэтому и носит имя последней хозяйки.

Главным украшением особняка, помимо его ассиметричных форм и чешуйчатого купола, является красивый витраж с изображением дикой гвоздики, который освещает парадную лестницу на рассвете и закате.

Фото: сайт ВАО Москва

Сегодня дом на Пятницкой улице относится к ярким примерам эклектики с элементами барокко. После реставрации его перекрасили в фиолетовый, который является историческим цветом здания. Это удалось установить, сняв 10 слоёв более поздней краски. Теперь особняк можно увидеть таким, каким он был во времена Коробковых.

Согласно последним данным, здание находится в управлении учреждения, подведомственного Министерству иностранных дел России. Попасть в него обычным людям невозможно.

Особняк Рябушинского

Адрес: Малая Никитская улица, 6/2

Особняк был построен по заказу банкира С. П. Рябушинского. Проект здания придумал Ф. О. Шехтель — на тот момент уже модный архитектор Москвы.

Главная тема дома, посвящённая природе, просматривается в архитектурных элементах и интерьерных деталях: от мозаичного фриза с орхидеями (по другой версии — ирисами) до парадной лестницы в виде волны с люстрой, напоминающей медузу.

Внутри всё декорировано мебелью и осветительными приборами начала XX века, которые можно увидеть и сегодня. В здании также есть домашний храм — старообрядческая молельня, попасть в которую можно по тайной лестнице.

Фото: Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, Shesmax, CC BY-SA 4.0, Varvara Kless-Kaminskaia, CC BY-SA 4.0

После революции в особняке располагались советские учреждения. В 1931 году Иосиф Сталин предоставил его вернувшемуся в Москву из эмиграции Максиму Горькому. Писатель, кстати, не оценил творение именитого архитектора, высказавшись о нём так: «Дом нелеп, но работать можно».

В этом здании пролетарский писатель провёл последние пять лет жизни, превратив это место в модный клуб для столичной интеллигенции. А сейчас в нём открыт для посещения музей, посвящённый Горькому.

Ещё по теме
 

Особняк Шехтеля на Большой Садовой

Адрес: Большая Садовая улица, 4

Этот дом 1910 года — последнее из трёх зданий, построенных архитектором для себя и своей семьи. Предыдущие располагались на Петербургском шоссе и в Ермолаевском переулке в районе Патриарших прудов.

Многофункциональная крыша

Так как дом архитектор строил для себя и своей семьи, всё было обустроено под нужды жильцов. Но, кроме помещений традиционного назначения, здесь была особенная площадка. Это крыша здания, выполненная в форме мансарды. На ней можно было устраивать чаепития с видом на Патриарший пруд. Со временем её приспособили и для активных развлечений, например для катания на роликах, о чём с удовольствием любила вспоминать дочь архитектора Вера.

Елена, гид в Москве
Фото: NVO, CC BY-SA 3.0

Дом на Большой Садовой построен в стиле неоклассицизм. Он состоит из двух корпусов, один из которых выходит на улицу, а другой находится в глубине двора.

Помимо жилых помещений, внутри одного из этих зданий расположена огромная гостиная, задуманная его владельцем как храм искусств. В просторной комнате проходили выставки, на стены вывешивали картины детей и друзей Шехтеля.

Гостями в этом доме были не только художники, но и писатели. Например, В. В. Маяковский, который был близким другом сына архитектора.

Детали здания. Фото: stapelia2784

Шехтель прожил в этом здании семь с половиной лет. После революции он лишился не только особняка в Москве, но и работы — после смены власти его архитектурный талант оказался не востребован. Следующим владельцем одного из жилых зданий по этому адресу был государственный деятель Р. П. Эйдеман, пристройку во дворе некоторое время занимал скульптор И. Д. Шадр.

В 90‑е здесь жили бездомные. По некоторым данным, в холодное время года они топили камин, сжигая в нём остатки дореволюционной мебели. После реставрации собственником особняка стал фонд «Стратегия».

Ещё по теме
 

Заключение

Сегодня в большинстве особняков Москвы размещены музеи или иностранные представительства. Если в первые ещё можно попасть, вход во вторые для большинства обычных людей закрыт. Однако увидеть их хотя бы со стороны всё равно стоит. Например, чтобы понять, как жила московская элита в эпоху Серебряного века. Ещё больше об этих домах расскажут местные гиды, прогулка с которыми станет интересным опытом для ценителей архитектуры Москвы.

Автор: Инна Метелькова

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Сергиев Посад: сердце православной РоссииСергиев Посад: сердце православной России Троице‑Сергиева лавра, Черниговский скит и другие знаковые места города

Еще экскурсии по теме