Самые кинематографичные города России: где снимали советские кинохиты
От «Кавказской пленницы» до «Ассы»«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
Режиссёр: Л. Гайдай
Подлинно кавказских сцен в фильме всего две — «купание» Шурика в спальном мешке в речке Мзымте, неподалёку от Красной Поляны, и похищение Нины, отснятое в Абхазии на дороге к озеру Рица. Остальные съёмки проводились в Крыму — в Алуште и окрестностях, где можно узнать сохранившиеся до наших дней улицы, постройки и горные виды.
Так, например, в начале фильма Шурик слушает тост про кибернетиков возле старого троллейбусного кольца на фоне горного массива Демерджи.
Место, где знаменитая троица даёт уроки танцев и играет в домино, сейчас можно узнать в заднем дворе пансионата «Чайка» на Красноармейской улице. Отделение милиции в кадре заменил алуштинский загс на улице 15 Апреля, в сцене на даче Саахова, в которой Шурик и Эдик переодеваются врачами, заметен фрагмент древней крепости Алустон.
Большая часть натурных съёмок в горах проходила в селе Лучистом, а альпинистская стоянка, где начинается похищение Нины, находилась в районе Никиты.
«Бриллиантовая рука» (1968)
Режиссёр: Л. Гайдай
Пожалуй, самая известная комедия советского классика станет для внимательного зрителя настоящим кинопутешествием по Сочи и другим черноморским городам: Адлеру, Туапсе, Новороссийску.
Места съёмок в Сочи до сих пор узнаваемы, и, гуляя по ним, можно погрузиться в оригинальную атмосферу фильма. Морской вокзал, откуда Горбунков отправляется в путешествие; набережная в Адлере, где «детям — мороженое, бабе — цветы»; дом №92 на Донской улице, в котором живут Горбунковы, — всё это реально существующие и сохранившиеся локации. Сегодня на бронзовые фигуры главных героев фильма можно посмотреть возле здания Морского вокзала Сочи.
Знаменитая сцена рыбалки снималась раздельно в двух местах — под Туапсе, на живописном пляже около скалы Киселёва, и на Суджукской косе неподалёку от Новороссийска.
«Белое солнце пустыни» (1969)
Режиссёр: В. Мотыль
Съёмки культового истерна начались не в пустыне и не в закаспийских степях, а в деревеньке Мистолово Ленинградской области. Именно она возникает в снах Сухова как воспоминание о покинутом доме и разлюбезной Екатерине Матвеевне.
В основном же фильм снимался в Дагестане на побережье Каспийского моря и в окрестностях Махачкалы — здесь специально для съёмок картины выстроили декорации вымышленного города Педжента. Знаменитая сцена с закапыванием Саида произошла неподалёку, в песках бархана Сарыкум. Однако значительная часть отснятого в Дагестане материала не прошла проверку комиссии и фильм переснимали уже в Туркмении.
Сейчас узнать конкретные места съёмок вряд ли удастся, но оказаться в подобных пейзажах можно, отправившись в Дагестан на побережье Каспийского моря.
«Офицеры» (1971)
Режиссер: В. Роговой
Масштабная киноэпопея о судьбах фронтовых товарищей снималась по всей стране. Локациями для съёмок послужили Москва и Подмосковье, Севастополь и Тверь. В последней снимали, например, сцену с танковой колонной, а в Севастополе — историю любви Маши и Егора.
В Москве возле Дома со львами на Малой Молчановке, близ Арбата, происходит первая встреча и знакомство главных героев. В конце картины Люба и Алексей Трофимовы прогуливаются здесь со своим внуком Ванечкой, который справедливо отмечает, что у львов, которым в начале фильма декораторы приделали бутафорские клыки, теперь их нет.
Финальная сцена по сюжету происходит у места работы генерала Вараввы — Министерства обороны, — но снимали её возле здания химфака МГУ на Воробьёвых горах.
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Режиссёр: Т. Лиознова
Основное место действия сериала — Германия — умело сымитировано создателями картины так, что сложно угадать, где именно был снят фильм на самом деле.
Часть эпизодов действительно снималась в Восточной Германии, но во многих сценах виды немецких городов заменяют московские улицы. Например, прогулка Штирлица и фрау Заурих происходит в приусадебной роще Архангельского‑Тюриково. Дом Черткова по адресу: Мясницкая улица, 7, стр. 2, в картине стал местом переговоров немецких и американских дипломатов. А станционные здания городов Германии и Швейцарии успешно заменил Рижский вокзал в Москве.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Режиссёр: Л. Гайдай
Съёмки вольной киноадаптации пьесы М. А. Булгакова проходили сразу в трёх местах: в Москве, Ялте и кремле Ростова Великого. В столице снимали «современные» события: в фильме Шурик живёт в реальном жилом здании — доме №13 на Новокузнецкой улице. Здесь неподалёку находятся и фигурирующие в картине, но к настоящему времени не сохранившиеся магазины радиотоваров.
А вот панорама города, которую с балкона обозревает Иван Васильевич, — это вид с одного из высотных зданий на Новом Арбате, бывшем проспекте Калинина.
Вставную сцену съёмки видеоклипа, в которой героиня Натальи Селезнёвой исполняет песню «Звенит январская вьюга», снимали в Ялте, возле причального пирса №2.
Для «древнерусских» натурных съёмок создатели выбрали Ростовский кремль XVII века, отражающий визуальный образ эпохи Ивана Грозного. С тех пор он почти не изменился, так что дух старины тут и правда чувствуется очень хорошо.
«Карнавал» (1981)
Режиссёр: Т. Лиознова
По сюжету фильма, героиня Ирины Муравьёвой родом из Оханска — реально существующего города в Пермском крае. Однако далёкую сибирскую провинцию на экране заменила более доступная Калуга — все эпизоды в родном городе Нины были отсняты именно тут.
А вот столичные виды по большей части снимали в Москве. Хотя и здесь не обошлось без подмен. Например, когда цыганка указывает водителю ехать «через мост мимо базара», за окном машины виден совсем не базар, а Большой театр. Но такие технические решения не могут помешать внимательному зрителю узнать в кадре виды старой советской Москвы. На заднем плане в уличных сценах можно увидеть Новый Арбат, цирк на Вернадского, ЦУМ, главный вход парка Горького и Садовое кольцо.
«Чародеи» (1982)
Режиссёр: К. Бромберг
В новогодней комедии по сценарию братьев Стругацких Москва и Суздаль превращаются в единое пространство вымышленного города Китежграда. Большинство эпизодов в фильме — это комбинация суздальских и московских локаций. Так, например, сцены в интерьерах Института необыкновенных услуг были сняты внутри останкинского телецентра и частично в ДК ЗИЛа. А здание НУИНУ снаружи — это одновременно и столичная гостиница «Союз» на Левобережной улице, 12, и суздальский Турцентр, сейчас переименованный в ГТК «Суздаль». Эффектная сцена, в которой Алёна поёт песню «Ведьма‑речка», происходит в оранжерее Ботанического сада в Останкине.
Ещё один город, где снимался фильм, — Владимир. Здесь по сюжету Иван и Нина попадают в институтский музей — его роль в кадре играет построенный к Олимпиаде-80 ресторан «Русская деревня».
«Жестокий романс» (1984)
Режиссёр: Э. Рязанов
В пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», по мотивам которой снят фильм, действие разворачивается в условном поволжском городе Бряхимове. В начальных титрах картину иллюстрирует панорама Ярославля, а во всём остальном фильме — Кострома.
Старинный русский город должен был сыграть роль провинциального дворянского городка на Волге. В кадре даже различимы некоторые конкретные достопримечательности Костромы. Например, в паре эпизодов на заднем плане можно увидеть церковь Воскресения на Дебре XVII века и одну из древнейших улиц города — Нижнюю Дебрю. Съёмки натурных сцен на теплоходе «Ласточка» проходили на Волге также рядом с городом.
«Гостья из будущего» (1985)
Режиссёр: П. Арсенов
Любимый фантастический фильм всех советских школьников снимался в Москве. Создатели картины превратили город в фантастическое пространство будущего. Так, в Ботаническом саду появляется космический зоопарк — Космозоо, аллея Космонавтов на ВДНХ становится станцией флипов, а в вестибюле станции метро «Ботанический сад» помещается терминал космопорта.
Во второй части картины действие перемещается в Москву 1980‑х и в кадре появляются узнаваемые московские улицы и дворики: Пречистенка, Остоженка, переулки Арбата. Школа, куда ходят главные герои, — это существовавшая на самом деле спецшкола №20 на «Баррикадной».
«Курьер» (1986)
Режиссёр: К. Шахназаров
Советская лирическая комедия о жизни молодёжи 1980‑х — абсолютно московский фильм. В картине отображены характерные приметы эпохи, архитектура и люди перестроечной столицы. Некоторые кадры в фильме предельно документальны, и город в них играет не последнюю роль.
На экране с лёгкостью узнаются реальные московские виды: Воробьёвы горы, где Иван с Николаем катаются на скейтборде, песчаный карьер в Люберцах, Главное здание МГУ и знаменитый круглый дом №6 на улице Довженко, возле которого молодёжь танцует брейк на спортплощадке.
«Гардемарины, вперёд!» (1987)
Режиссёр: С. Дружинина
Съёмки киноленты проходили в Москве, Санкт‑Петербурге и Твери. Для воссоздания видов XVIII века натурные съёмки по большей части проводили в сохранившихся усадьбах и подворьях того периода. Например, дом Анастасии Ягужинской в кадре — это палаты Волковых — Юсуповых в Москве, а дом Софьиной тётки — Крутицкое подворье. Монастырём, в котором была заточена Софья, стал музей‑усадьба «Коломенское» — на втором плане в некоторых сценах виден знаменитый храм Вознесения Господня.
В Петербурге места съёмок в основном совпадали с реальными локациями по сюжету. Например, казнь Анны Бестужевой происходила в Петропавловской крепости. Бал‑маскарад отсняли в Петергофе: в кадре появляется Петергофский дворец, Большой каскад, каскад «Золотая гора» и фонтан «Тритон».
Под Тверью снимали эпизоды на природе: в сёлах Иванищи, Малинники и посёлке Отрадное развернулись сцены побегов и погонь. В самом городе кинематографистов привлекли набережная Степана Разина, Музей тверского быта и императорский путевой дворец.
«Асса» (1987)
Режиссёр: С. Соловьёв
Основным местом съёмок культового перестроечного фильма была выбрана Ялта. Здесь фильм снимался зимой 1986–1987 годов. Многие места, фигурирующие в картине, сильно видоизменились к настоящему времени, однако до сих пор узнаваемы. Среди них гостиница «Ореанда», в которой остановились Алика и Крымов, гостиница «Таврида», в которой герои ужинают, Приморский парк. А вот канатная дорога «Ялта — Горка», ялтинская набережная и Никитский ботанический сад, в которых также проводились съёмки, сохранили свой первоначальный облик.
В фильме также есть несколько сцен, которые снимали не в Крыму. Например, эпизод на Симферопольском ипподроме на самом деле снимался в Москве. А заключительный выход на сцену Виктора Цоя происходит в Зелёном театре парка Горького. Кроме того, в фильме присутствует параллельная сюжетная линия с Павлом I, над которой съёмочная группа работала в Михайловском замке в Санкт‑Петербурге.
Заключение
Советские кинематографисты выбирали для своих работ порой самые неожиданные и курьёзные места, с которыми впоследствии связывались всевозможные интересные факты и местные легенды. Предлагаем после прочтения статьи сразу же отправиться в путешествие по местам любимых советских фильмов, а для большего погружения — обратиться к местным гидам, которые не только расскажут интересные подробности о кинолокациях в своих городах, но и удивят малоизвестными фактами об этих местах.
Автор: София Хамракулова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Открыть места, о которых не знают туристы, и влюбиться в заповедную сочинскую природу
Получить объемное представление об исторических и самых живописных местах «страны души»
Если не полюбить, то хотя бы понять творения российских художников второй половины 20 и 21 вв.