Самые известные памятники Москвы
«Скандальный» Юрий Долгорукий, сдвинутый Пушкин и тайна шарфа колхозницыМогила Неизвестного Солдата
Мемориал, посвящённый победе в Великой Отечественной войне, расположен в Александровском саду у кремлёвской стены близ Угловой Арсенальной башни.
Здесь захоронен один из защитников Москвы, чьё имя осталось неизвестным. Останки солдата перенесли сюда из братской могилы у деревни Крюково недалеко от Зеленограда. Здесь в конце 1941 года шли ожесточённые бои и советская армия остановила наступающие подразделения фашистов, защитив столицу.
В декабре 1966 года, ровно через четверть века после исторических событий, прах воина торжественно перенесли на артиллерийском лафете в центр Москвы и захоронили в нынешнем месте. Однако сам мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» открылся только через полгода — 8 мая 1967‑го. Тогда же в Александровском саду зажгли Вечный огонь.
Пятиконечная звезда, из которой вздымается пламя, — центр композиции. Перед ней расположена надпись, ставшая символом не только этого мемориала, но и всех безымянных могил: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Автор проникновенного текста — знаменитый поэт Сергей Михалков. С противоположной стороны возвышается мощная гранитная плита, под которой находится захоронение.
Композиция наполнена символизмом. Могилу Неизвестного Солдата как бы укрывает бронзовое боевое знамя, на котором лежит простая солдатская каска и лавровая ветвь — символ победы. По правую руку от монумента тянется Аллея городов‑героев, где золотыми буквами выбиты названия населённых пунктов, а под гранитными плитами находятся привезённые из них капсулы с землёй.
С 1997 года на Могиле Неизвестного Солдата с 8:00 до 20:00 дежурит почётный караул, который сменяется каждый час. Путешественники стараются заранее занять выгодные места, чтобы увидеть, как маршируют военные Президентского полка.
Памятник маршалу Жукову
Ещё один монумент из списка самых известных памятников в Москве, посвящённых Великой Отечественной войне, расположен недалеко от Могилы Неизвестного Солдата — на Манежной площади за Историческим музеем. Монумент планировали установить на самой Красной площади, но от идеи пришлось отказаться, поскольку эта территория носит охранный статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и любые перемены в её облике запрещены. Памятник маршалу Победы, как называют Г. К. Жукова, открыли в год полувекового юбилея окончания Великой Отечественной — в мае 1995‑го.
Под командованием легендарного военачальника наши войска смогли нанести первое существенное поражение фашистам: это произошло в конце 1941 года во время Битвы за Москву. Затем Жуков командовал многими наступательными операциями. А в мае 1945 года именно он представлял Советский Союз на церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции вермахта.
Через полтора месяца после окончания войны, в июне 1945 года, Жуков на Красной площади принимал исторический Парад Победы: маршал объезжал расчёты верхом на белом коне. Этот торжественный момент и изобразил скульптор. Конь Жукова топчет фашистские штандарты: это прямая отсылка к параду, на котором 200 вражеских знамён наши военные бросили к стенам Кремля.
Памятник Минину и Пожарскому
Первый в истории страны монумент, посвящённый не государственным деятелям, а героям из народа, находится на Красной площади перед храмом Василия Блаженного. Скульптурная композиция из бронзы изображает купца Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, которые в 1612 году собрали в Нижнем Новгороде народное ополчение и отправились освобождать Москву от польских интервентов.
На создание памятника в начале XIX века деньги собирали всей страной. Потребовалось больше тысячи пудов меди (более 16 тонн), а гранит для высокого основания доставили из Финляндии. Монумент собирались установить в Нижнем Новгороде, откуда ополчение и вышло на борьбу с захватчиками. Однако скульптор Иван Мартос смог убедить власти, что памятник имеет общенациональное значение. В результате бронзовые Минин и Пожарский в 1818 году встали перед Верхними торговыми рядами (сегодня на их месте расположен ГУМ). А в 1931 году скульптуру перенесли на нынешнее место.
По одной из версий, позировали скульптору Ивану Мартосу его сыновья. Доподлинно неизвестно, действительно ли они были именно такой комплекции: Минин и Пожарский получились похожими на античных богов. При этом сомнений не остаётся, что перед нами русские герои XVII столетия. Об этом свидетельствует масса деталей: например, Кузьма Минин одет в рубаху и пострижен по обычаям своего времени — «калиточкой»: по бокам и сзади волосы одной длины, а спереди обозначена ровная чёлка.
Скульптурная композиция полна динамики и символизма. Минин, вскинув ладонь к небу, призывает народ подняться на защиту Москвы, одновременно вручая Пожарскому меч, которым ополчение выбьет захватчиков с русской земли. Пожарский одной рукой принимает оружие, а второй опирается на щит с изображением Спаса.
Постамент украшен двумя горельефами с массовыми сценами. На лицевом скульптор запечатлел самого себя в трагический момент: отец отдаёт сыновей на службу Отечеству (оба сына Ивана Матроса погибли на войне). Второй горельеф посвящён эпизоду изгнания поляков.
Памятник Петру I
Этот 100-метровый монумент — третий по высоте в столице. Он высится на искусственном островке перед Стрелкой и посвящён 300-летию российского флота. Автор проекта, скульптор Зураб Церетели, использовал для создания памятника почти 2000 тонн стали, цветных и драгоценных металлов.
Первый российский император изображён за штурвалом корабля с позолоченным свитком в правой руке. Основанием монумента служит ростральная колонна, украшенная носами вражеских кораблей, которые пали под мощью российского флота. Лёгкости исполинской композиции придают развевающиеся за спиной монарха паруса, а динамики — бьющие внизу фонтаны.
Монумент открыли в 1997 году в рамках празднования 850-летия столицы. Общество композицию восприняло неоднозначно: многие называли её непропорциональной и уродливой. И хотя горячие споры не умолкают по сей день, со временем памятник стал одним из самых известных символов Москвы.
Памятник Юрию Долгорукому
Монумент основателю города напротив мэрии на Тверской улице установили к 800-летию столицы. И это ещё один памятник Москвы, который местные приняли не сразу.
Скандалы сопровождали монумент на протяжении всей истории. Даже участие в конкурсе его создателя — Сергея Орлова — началось с конфликта. Во время международной выставки в 1946 году одну из работ мастера министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов подарил американскому послу, но разрешения у автора не спросил. Это так возмутило скульптора, что тот дошёл до самого Сталина, который и предложил Орлову — в знак примирения — представить своё видение памятника Долгорукому. И вот скульптор, который изначально не планировал участвовать в конкурсе, благодаря скандалу получил такую возможность и в результате ещё и выиграл.
На этом трудности не закончились. Из‑за постоянных проблем с финансированием создавали монумент долгих семь лет. А у его автора случился новый спор с властями: Орлов требовал отказаться от предложенной чиновниками таблички на постаменте с надписью «Основателю Москвы от советского правительства». Смущала творца, разумеется, вторая часть текста. Поразительно, но каким‑то чудом Орлову удалось отстоять своё видение.
Когда же монумент был открыт, на автора обрушилась волна негативной критики от горожан: москвичи с откровенной прохладой относились к личности Долгорукого, а место, где воздвигли памятник, считали несчастливым, поскольку скульптуры там часто меняли по воле чиновников. Однако основателю города суждено было остаться на Тверской.
Точных данных о внешности князя история не сохранила, поэтому за основу взяли собирательный образ богатыря. Облачили древнерусского витязя при этом в доспехи эпохи Средневековья. Юрий Долгорукий, привстав на стременах, указывает на место, где будет основана Москва. На его щите изображён покровитель города — Георгий Победоносец. А мраморное основание памятника украшено орнаментом со славянской символикой.
Памятник Булату Окуджаве
Монумент расположен на Арбате между зданиями №45/24 и 49, недалеко от дома, где жил певец. Здесь Окуджава часто прогуливался и черпал вдохновенье, а любимой улице города посвятил немало песен и стихов.
Памятник создал наш современник — известный скульптор Георгий Франгулян. Открытие состоялось в 2002 году. Композиция изображает типичную арбатскую подворотню: бронзовый Окуджава выходит из проходного московского дворика с двумя арками, за его спиной — стол и скамейки, на которых иногда можно встретить поклонников поэта с гитарой.
Внимательно присмотритесь к композиции и заметите несколько неочевидных деталей. На арках выбиты стихи Окуджавы, а на одной из складок пиджака великого барда автор скульптуры оставил свой автограф.
Памятник Юрию Никулину
Один из самых душевных памятников Москвы был установлен в 2000 году на Цветном бульваре у входа в цирк. Скульптор Александр Рукавишников изобразил доброго клоуна выходящим из кабриолета, знакомого нам по комедии «Кавказская пленница», где Никулин сыграл одну из главных ролей. На номерном знаке красуются имя и фамилия артиста.
Любопытно, что скульптуру хотели установить прямо на дороге — для достоверности. Но Госавтоинспекция из соображений безопасности попросила перенести композицию на тротуар.
В хорошую погоду памятник окружают дети и взрослые. Одни фотографируется на фоне, другие потирают на счастье бронзовый башмак артиста или его нос. А самые активные залезают в автомобиль, чтобы составить Юрию Никулину компанию в воображаемом путешествии.
Памятник Пушкину
Монумент великому поэту высится на Пушкинской площади. Для москвичей это особое место: по традиции пары часто назначают свидания «у Пушкина», так что любовь здесь витает в воздухе. Сам поэт тоже изображён в романтическом ключе: он задумчиво склонил голову, заложил руку под жилет, на плечи неряшливо накинул плащ. Так скульптор показал момент размышлений творца над новым произведением.
Это один из самых старых памятников в Москве: его открыли в 1880 году. Над проектом работал известный скульптор Александр Опекушин, в поисках наилучшего варианта он создал около 30 глиняных прототипов в миниатюре. Отлили бронзовый монумент в Санкт‑Петербурге, а для постамента использовали гранит, добытый на берегу Ладожского озера близ Сортавалы.
Любопытно, что изначально памятник стоял в другом месте: в самом начале Тверского бульвара, напротив снесённого в советское время Страстного монастыря (располагался на месте сквера перед кинотеатром «Россия»). Отсюда и возникшее после революции прозвище монумента — Пампуш на Твербуле. В 1950 году после реконструкции Пушкинской площади скульптуру перенесли на место снесённой колокольни монастыря и развернули на 180°.
«Рабочий и колхозница»
Этот памятник знают даже те, кто никогда не бывал в столице, ведь знаменитый монумент Веры Мухиной изображён на заставке киностудии «Мосфильм». Кстати, для её создания в павильоне снимали уменьшенную копию скульптуры.
Удивительный факт: «Рабочего и колхозницу» широкой публике впервые представили за тысячи километров от Москвы: в 1937 году скульптура украшала советский павильон на Международной выставке в Париже и символизировала достижения СССР. Главной задаче — продемонстрировать отечественные передовые технологии — служил даже материал композиции: для её создания использовали изобретённый в то время сплав из хромоникелевой стали, который не ржавел и эффектно блестел на солнце.
С инженерной точки зрения монумент тоже был передовым. Он состоит из 5000 деталей разного размера. А держит 80-тонную композицию прочный внутренний каркас, к которому приварены наружные блоки.
Исторический курьёз связан с шарфом на шее колхозницы. О целесообразности этого элемента шли горячие споры. Вопрос о необходимости детали задал Вере Мухиной и В. М. Молотов, принимавший работу. Художница ответила, что шарф нужен для баланса, имея в виду художественную целостность произведения. Но председатель Совета народных комиссаров понял это буквально, решив, что речь об устойчивости фигуры, и принял проект без изменений. Эта неточность впоследствии была растиражирована: в литературе до сих пор можно встретить упоминание шарфа как элемента, необходимого для физического баланса памятника.
До начала 2000‑х годов фигура стояла на 11-метровом основании возле Южного входа ВДНХ. Постамент сама Мухина называла «пеньком». После масштабной реставрации в 2009 году памятник подняли на крышу здания, которое по форме напоминает советский павильон на той самой выставке в Париже, где «Рабочий и колхозница» впервые были презентованы.
Монумент «Покорителям космоса» на ВДНХ
Ракета, взмывающая ввысь напротив главного входа на ВДНХ, — один из самых известных памятников Москвы. Он венчает здание Музея космонавтики и считается вторым по высоте в Москве (110 метров), уступая пальму первенства колонне Победы на Поклонной горе (141 метр).
Работа над памятником началась через полгода после запуска в 1957 году первого искусственного спутника Земли, а завершилась только в 1964‑м. По предложению основоположника отечественной космонавтики С. П. Королёва сделали монумент из титана, который используется для строительства космических аппаратов. Для памятника потребовалось целых 45 тонн дорогостоящего материала.
Любопытно, что учёные выступали против памятника в таком виде: ракета взлетает не вверх, а по параболической траектории, что противоречит законам физики. К тому же сам аппарат не похож ни на ракету‑носитель «Р‑7», которая доставила на орбиту первый спутник, ни на гагаринский «Восток». Фигура на монументе специалистам напомнила первую советскую баллистическую ракету «Р‑1», которая предназначалась для военных целей.
Заключение
Памятники Москвы хранят много историй, легенд и загадок, о многих из которых известно только местным жителям. Поэтому изучать их всегда лучше в компании гида‑москвича, который поделится интересными фактами, а заодно поможет сориентироваться в городе.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Пройти потайными улочками, увидеть старину и современность и получить кадры в необычных локациях
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки