Крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин» и другие плавучие музеи России
От символа революции до космической лабораторииСуда Центрального военно‑морского музея
Список плавучих филиалов у музея небольшой — их всего два: один в Санкт‑Петербурге, а второй в Новороссийске.
Крейсер «Аврора»
Санкт‑Петербург
Имя для знаменитого корабля выбрал Николай II — в честь древнеримской богини зари. Он же и лично присутствовал при спуске «Авроры» на воду в 1900 году. С тех пор корабль успел поучаствовать в трёх войнах (Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной) и стать символом Октябрьской революции 1917 года: крейсер дал залп, сигнализирующий начало осады Зимнего дворца. Правда, холостой — штурм произошёл спустя несколько часов, но легендарный выстрел остался в истории судна навсегда.
Ещё «Аврора» послужила миру кинематографа до того, как стать частью музея. Известный корабль получил серьёзные повреждения во время Великой Отечественной войны, после которых больше не смог вернуться в строй. Зато пригодился на съёмочной площадке фильма «Крейсер „Варяг“» о судне, участвовавшем в русско-японской войне.
А в 1961 году «Аврора» превратилась в плавучий военно-морской музей в Петербурге. Выставки находятся в шести залах, а в седьмом расположен восстановленный корабельный храм. Воссоздали его по чертежам первоначальной церкви, которая была на судне до 1917 года.
Каждая экспозиция посвящена определённому периоду в жизни «Авроры». Например, во втором зале вы познакомитесь с бытом матросов XIX–XX веков, в четвёртом — с историей участия судна в революции 1917 года, а в шестом — посмотрите на модели кораблей: например, на миниатюрную копию яхты «Гранма», которую музею подарила кубинская делегация, посетившая «Аврору» в 1965 году. Дело в том, что именно на этом судне группа молодых революционеров‑героев, возглавляемая Фиделем Кастро, приплыла на Кубу для борьбы с диктатором Батиста. Поэтому кубинцы часто называют «Гранму» младшей сестрой «Авроры» в память о революционном прошлом крейсера и сделали музею вот такой символичный подарок.
Крейсер «Михаил Кутузов»
Новороссийск
Последний артиллерийский корабль российского военно-морского флота, который удалось сохранить благодаря усилиям моряков-ветеранов (остальные отправились на металлолом ещё в начале 1990-х). А также ЮНЕСКО — международная организация поддержала инициативу и добавила образец советского кораблестроения в свой каталог.
Формально «Кутузов» — не совсем судно. В 2012 году крейсер стал частью Центрального военно‑морского музея и в документах он числится как здание! А ещё крейсер не раз становился съёмочной площадкой: например, здесь снимался молодой Владимир Высоцкий — в фильме «Увольнительная на берег». Причём жил он прямо на корабле и подчинялся общему распорядку, а в перерывах между работой устраивал концерты для матросов.
Поднявшись на борт, невольно начинаешь восхищаться мощью этого судна. Например, орудия Б-38 на верхней палубе, которые могли поражать морские цели на расстоянии до 165 кабельтовых (до 30 километров). А якорные цепи весят по 30 тонн каждая!
Во внутренних помещениях корабля — небольшая экспозиция об истории судна и крейсеров 1960-х. Путешественникам покажут кубрики — каюты для матросов (условия в них, кстати, были далеко не первый класс), прачечную и даже медицинскую часть с операционным блоком.
Атомный ледокол «Ленин»
Мурманск
Первое в мире судно, на борту которого использовалась ядерная энергетическая установка. На воду его спустили в 1957 году. Для того времени это было настолько новым и необычным открытием, что вызвало панику среди глав зарубежных стран — всем казалось, что в любой момент ядерная установка может взорваться. Опасения оказались напрасными: за годы эксплуатации на судне от радиации никто не пострадал. Чтобы обезопасить экипаж и окружающую среду, корабль оснастили конструкциями из необходимых материалов — стали и бетона.
Более того, корабль, созданный по новым технологиям, также помогал сохранять экологию благодаря экономному использованию ядерного топлива — несколько граммов такого горючего заменяет десятки тонн нефти. При этом увеличивался и его запас хода — за одно путешествие «Ленин» мог проплыть от полюса до полюса.
Среди историков даже есть мнение, что именно из-за «Ленина» и появилось выражение «мирный атом». Ведь строили его в самый разгар холодной войны, но с мирными целями — для развития северного судоходства. В течение 30 лет, с 1959 по 1989 год, корабль обеспечивал навигацию по Северному морскому пути и помог тысячам советских судов пройти через льды Арктики. Сам за это время ледокол наверстал больше одного миллиона километров! А по мощности превзошёл даже первую в мире атомную электростанцию, построенную в СССР в Калужской области.
В наши дни реакторов на корабле уже нет. Зато сохранилась первоначальная отделка жилых и части служебных помещений, которая выполнена из дерева. Такая роскошь во времена СССР была только на «Ленине» — на других судах в основном всё делалось из металла. А вместо реактора на борту — его макет и полностью сохранившееся машинное отделение, где стояла установка.
Ледокол «Ангара»
Иркутск
Его история неразрывно связана со знаменитой Транссибирской магистралью. Во время строительства железной дороги от Москвы до Владивостока инженеры столкнулись с трудностями: нужно было возвести виадуки вдоль берега Байкала и прорыть четыре десятка тоннелей разной длины. Чтобы ускорить строительство, специально для этих целей в Англии заказали паромы-ледоколы — «Байкал» и «Ангару», которые перевозили пассажиров и грузы между причалами Байкал и Мысовая.
Их доставили по частям из города Ньюкасл сначала в Петербург, потом в Красноярск, а затем на побережье озера, где собрали снова. После открытия магистрали два судна выполняли регулярные рейсы в течение десяти лет, а в 1918 году были переоборудованы в боевые корабли и принимали участие в Гражданской войне, во время которой «Байкал» был уничтожен.
«Ангару» удалось сохранить, и сегодня это — самый старый ледокол в мире, возраст которого насчитывает более 120 лет. К сожалению, от первоначальной планировки внутри практически ничего не сохранилось: «Ангара» несколько раз тонула и неоднократно подвергалась перестройке.
Но, оказавшись в Иркутске, сюда всё-таки стоит прийти. Во-первых, побывать на судне, которому больше века. А во-вторых, посмотреть на сохранившее машинное отделение (в рабочем состоянии) и увидеть макеты кораблей, которые бороздили просторы Байкала с XVII века. Также на борту открыта новая интерактивная экспозиция. Девять необычных мультимедийных инсталляций рассказывают о судьбе паромов. В создании выставки даже использовали реальные портреты капитанов и членов экипажа, которые голосами актёров повествуют об истории «Ангары» и «Байкала».
Пароход «Святитель Николай»
Красноярск
Судно, которое помнит молодого Николая Александровича (будущего императора Николая II) и В. И. Ленина.
Построили пароход на верфи в Тюмени в 1886 году, а позже он оказался в Красноярске. В своё время это было самое быстроходное судно на Енисее, но после 1960 года его механизмы устарели и корабль оказался на свалке.
Спасло «Святителя» его историческое прошлое: энтузиаст Лев Арутюнов доказал, что именно на этом пароходе в 1897‑м Ленин плыл в Минусинск, к месту ссылки. Кроме вождя революции, на корабле „отметился“ и император Николай II, который в 1891 году совершил на нём путешествие по Енисею.
Это и стало поводом к восстановлению судна и превращению его в музей. Перед установкой парохода на набережной, в течение месяца в реке при помощи плотины Красноярской ГЭС поднимали уровень воды — для буксировки «Святителя» к месту стоянки. А потом ждали его понижения — чтобы закрепить судно на специальном постаменте.
Сегодня на пароходе восстановлены обе каюты: императора и Ленина. А ещё тут можно постоять за штурвалом в капитанской рубке, почитать старинное меню на камбузе и ударить в корабельный колокол, рынду.
Парусник «Гото Предестинация»
Воронеж
Именно с этого парусного корабля и началась история русского военно-морского флота. «Гото Предестинацию», что в переводе с латинского означает «Божье предвидение», заложили по приказу Петра в 1698 году на воронежской верфи. Сегодня на историческом месте на Адмиралтейской набережной находится копия первого российского линейного корабля. Строили его по гравюрам, так как чертежи «Предестинации» не сохранились, а вместо дубовой обшивки, которая использовалась в петровские времена, деревянные детали выполнили из карельской сосны. Ко всему, фрегат является действующим: на нём стоит дизельный двигатель, а доставили корабль в Воронеж своим ходом из Павловска, где его и строили.
Внутри — музей, рассказывающий об истории морского дела. Здесь буквально ныряешь в атмосферу корабельного быта XVIII века: посуда, которой пользовались матросы, каюты, где жил высший командный состав, и даже трюм с пушками и гамаками для матросов — всё это в расположении любознательных гостей. В одном из таких гамаков для наглядности положили манекена. Но, глядя на него, вряд ли захочется становиться матросом: места для взрослого человека здесь откровенно мало. Вообще, манекены на судне повсюду: например, в каюте Петра I путешественников встречает восковая фигура первого русского императора за столом.
На корабле есть и своё привидение — матрос Петрушка, а иначе Пётр Иванович. Это манекен, который живёт в носовой части судна. Матросы говорят, что по ночам он может таинственным образом включать свет и даже напевать песенки. А чтобы Петрушка не буянил, надо вечером зайти к нему и пожелать спокойной ночи.
Корабль — популярная городская достопримечательность и визитная карточка города. Благодаря «Гото Предестинации» Воронеж считается «колыбелью русского флота» — именно практика строительства на местных верфях помогла впоследствии в работе над Балтийским и Черноморским флотами.
Суда Музея Мирового океана
В коллекции этого музейного объединения целая флотилия — шесть судов: от подводной лодки до рыболовного траулера. Практически все они (за исключением ледокола «Красин», который пришвартован в Санкт-Петербурге) находятся в одном месте — на набережной Музея Мирового океана в Калининграде. И только здесь можно заночевать в каюте и узнать, как корабль обеспечивает связь с космосом. Рассказываем о самых интересных.
Подводная лодка Б-413
Калининград
Один из немногих кораблей в России, который сохранился в аутентичном виде. Рубка управления, механизмы и приборы — всё так, как было в 2000 году, когда подводную лодку вывели из состава Военно-морского флота и передали музею в Калининграде. Перед тем как пришвартоваться на набережной, подлодка прошла тысячи миль и побывала почти во всех морях и океанах. И даже сегодня она полностью исправна и может выйти в рейс в любой момент.
Здесь семь отсеков, в которых жили и работали подводники. Развлечение не для слабонервных — достаточно просто представить, что вокруг многокилометровая толща воды и сразу становится жутковато. Но интересно — увидеть, где жили моряки, как они проводили досуг и каким образом управлялось судно.
Научно‑исследовательское судно «Витязь»
Калининград
Внёс огромный вклад в изучение океанских глубин. С него впервые была измерена глубина Марианской впадины (11 022 метра), а в экспедициях участвовали учёные из 20 стран мира.
В 1994 году «Витязь» пришвартовался у набережной Музея Мирового океана в Калининграде и стал первым его экспонатом и плавучим филиалом одновременно. На борту несколько выставок, которые подробно рассказывают об истории морских экспедиций и жизни на корабле. Не удивляйтесь, когда во время прогулки по палубе наткнётесь на полуразобранное помещение — это тоже экспонат. Дело в том, что в советское время судно чуть было не пустили на металлолом, а почти все «внутренности» вывезли. В память об этом и сохранили одно помещение.
Отдельная фишка «Витязя» — возможность переночевать или даже пожить на корабле. Можно арендовать каюту, хоть на день, хоть на неделю, и почувствовать себя морским волком. Здесь всё по‑настоящему: круглые окна‑иллюминаторы, минимум мебели и двухъярусные кровати — не хватает только морской качки. Бонусом — возможность гулять по судну в ночное время, любуясь соседними кораблями в свете фонарей (фотографии получаются просто огненные!), и бесплатное посещение всех выставок на «Витязе».
Научно‑исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев»
Калининград
Единственный в России и мире музейный корабль с космической станцией на борту. «Виктор Пацаев» был построен в 1968 году. Он стал частью «Звёздной флотилии» из 11 судов, которые выполняли космическую программу. Сегодня он единственный сохранившийся из них (остальные после распада СССР были отправлены в металлолом).
«Виктор Пацаев» до 2017 года обеспечивал связь с экипажами орбитальной станции «Мир», передавал данные на космические аппараты «Союз» и «Прогресс». Несмотря на важную роль в науке, судно чуть было не отправили на свалку: с 1994-го по 2001-й, до момента швартовки в Калининграде , он постепенно разрушался и не ремонтировался. А в 2021 году в нём заработала экспозиция.
Сегодня это уникальный плавучий музей, в котором космическая аппаратура мирно соседствует с экспозицией в одной из бывших лабораторий. Среди экспонатов есть не только приборы управления и разнообразные макеты, но и предметы, побывавшие в космосе. Например, страница из бортового журнала и небольшой флаг, который космонавт станции «Мир» привёз на Землю с орбиты. А ещё здесь есть самый настоящий «ключ от космоса», при помощи которого запустили программу аппарата «Союз-19». На нём отправился в полёт космонавт А. А. Леонов, а после завершения экспедиции передал ключ музею.
Ледокол «Красин»
Санкт‑Петербург
Начал службу в 1917 году, а уже в 1928 году принял участие в масштабной операции по помощи экспедиции Умберто Нобиле, разбившейся на дирижабле в районе Шпицбергена. Но список подвигов «Красина» на этом не заканчивается. Например, он первым из кораблей прошёл по Северному морскому пути, а в 1934 году участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», затонувшего в Беринговом проливе.
Возраст ледокола — более 100 лет. Он несколько раз менял страну: построен был в Англии, потом был передан российскому флоту, а затем снова оказался заграницей в результате трагических событий. Это произошло в 1918 году, когда корабли англо‑французских захватчиков подошли к Архангельску, где находилось судно. Чтобы предотвратить вторжение, «Красина» решили затопить у входа в бухту и таким образом перегородить её. В итоге англичане легко обошли преграду, а потом и вовсе подняли со дна «утопленника» и забрали его в Англию. В Россию корабль вернулся только в 1921 году.
Сегодня на «Красине», ошвартованном в Петербурге у Васильевского острова, работает несколько выставок. Посетители заглянут в каюту капитана, побывают в штурманской с массой хитроумных приборов управления и в других помещениях корабля. А на выставке «Рождение ледокола» можно прочитать телеграмму на имя помощника морского министра с просьбой выбрать, какую из моделей ледоколов строить. Считается, что именно с неё и началась история «Красина».
Заключение
Плавучие музеи — живые свидетели истории. Здесь не только гуляешь по старинным палубам, некоторые из которых помнят ещё императора Николая II, но и знакомишься с корабельным бытом и узнаёшь о необычных открытиях в океанологии. Но главное — правильно спланировать визит, потому что суда иногда закрывают на ремонт, а на некоторые (например, на «Виктора Пацаева») могут не пустить из‑за погодных условий. Поэтому перед посещением лучше уточнить время работы на официальных сайтах музеев, чтобы не испортить себе досуг.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Отправиться в легендарный посёлок на краю земли и увидеть морских гигантов
Поймать мерцающее небо и полюбоваться величием природы
Янтарный и Светлогорск + посещение янтарного производства