Национальные праздники регионов России

24 июля 2024, обновлено 19 окт 2024
Национальные праздники регионов России

Найти экскурсию

Показать
Лучший способ узнать город или регион — побывать на национальном празднике того народа России, который населяет эту местность. В статье расскажем, куда и когда поехать, чтобы познакомиться с культурными и историческими традициями жителей разных уголков страны.

Масленица

Когда: февраль‑март
Где отмечают: по всей России

Один из старейших народных праздников России. В древности он был привязан к весеннему равноденствию, а отмечали его две недели. В это время славяне прощались с зимой и готовились к приходу весны, а также задабривали главных богов — Ярило и Велеса.

1916 год. «Масленица». Художник: Б. М. Кустодиев • 1891 год. Взятие снежного городка. Художник: В. И. Суриков • Проводы зимы на Воробьевых горах. Фото: В. Мариньо

В языческие времена весну было принято встречать весело и шумно: повсюду разжигали костры, катались в лошадиных упряжках, устраивали весёлые игры, ходили по гостям и, конечно, пекли блины, которые символизировали солнце. А кульминацией праздника, как и сейчас, становилось сожжение чучела. По преданию, женская фигура из соломы символизировала Морену — богиню холода и смерти. Считалось, что каждую весну она сражается с Ярилом и неизменно проигрывала. Поверженную богиню — вернее, её чучело — прилюдно сжигали на костре на Масленицу.

После принятия православия даты праздника сместились: его стали отмечать перед Великим постом, за 56 дней до Пасхи, а гуляния отныне длились не две, а одну неделю. При этом языческие традиции сохранились: на Масленицу продолжили устраивать весёлые разгуляи, сжигать соломенную куклу и печь блины.

Масленица в деревне Даровое Московской области • Праздничные блины • Народные гуляния на Красной площади в Москве • Фото: группа ВК «Администрация городского округа Зарайск», Shutterstock

Сегодня зиму по древнему обычаю продолжают провожать во всех регионах страны, попасть на масленичные мероприятия можно даже в Калмыкии и Туве, где исповедуют буддизм. Но интереснее всего отмечать праздник не в городе, а за его пределами. Например, в музее‑заповеднике в подмосковном селе Мелихово катают на лошадиных упряжках, а в деревне Даровое в Московской области научат петь русские народные песни и водить хороводы, а заодно проведут экскурсию по усадьбе Фёдора Достоевского.

Вороний день

Когда: 7 апреля
Где отмечают: Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий округа

Праздник прихода весны, который отмечают ханты и манси — коренные народы Ханты‑Мансийского и Ямало‑Ненецкого округов. Вот только название праздника звучит у них по‑разному. Хантыйский вариант — «Вурна хатл», мансийский — «Уринэква хотал». По поверью, прилёт серой вороны знаменовал наступление весны и начало нового цикла в году — заканчивался сезон охоты и начиналась подготовка к путине (рыбной ловле).

Коренные народы Тюменской области отмечают Вороний день • Выставка декоративно-прикладного творчества • Конкурс на лучший костюм вороны • Фото: издание «Агентство нефтегазовой информации», портал Ugra-news

Кроме того, эта птица считалась покровительницей материнства, семейного благополучия и любви. Поэтому в праздник в центре внимания были женщины. Они готовили обрядовые блюда, причём только на костре, и поклонялись духам. На столе в этот день обязательно была выпечка, мясо (его варили отдельно для взрослых и детей) и традиционная каша «саламат», приготовленная на мясном бульоне.

До XVIII века Вороний день отмечали в разное время — коренные народы ориентировались на дни, когда прилетали первые птицы. В первой половине XVIII столетия, после принятия православия, ханты и манси перенесли праздник на 7 апреля — так он совпал с христианским Благовещением.

Сегодня Вороний день отмечают во вторую субботу апреля. Как правило, символическое возвращение серой вороны встречают на площади или поляне, на которых разворачиваются народные гуляния.

Народные гуляния в Старом Сургуте • Фото: Ирина Швец

Гости смотрят театральные постановки по хантыйским сказкам и гонки на оленьих нартах, играют на национальных музыкальных инструментах, фотографируются в традиционной одежде обских угров и угощаются блюдами национальной кухни: наваристой ухой и пирогами с брусникой.

Сабантуй

Когда: июнь‑июль
Где отмечают: Татарстан, Башкортостан

Первое упоминание о Сабантуе встречается в 921 году: праздник тюркских земледельцев описал в своих записках о путешествии в Волжскую Булгарию багдадский посол Ибн Фадлан. Название Сабантуй бытовало уже тогда, с тюркского оно переводится как «праздник плуга». Татары отмечали его в апреле после начала весеннего сева. В праздничные дни было принято задабривать духов — проводить обряды и жертвоприношения, — чтобы высшие силы подарили земледельцам богатый урожай.

Сабантуй в Казани • Чаепитие во время празднования • Фото: Shutterstock

Сабантуй продолжили отмечать на этих территориях и после принятия ислама. Правда, религиозная составляющая ушла, а сроки проведения народных гуляний сместились: теперь его отмечают в конце июня или начале июля в честь окончания посевных работ.

И в Татарстане, и в Башкортостане торжества проводят в несколько этапов. Татары сначала празднуют в деревнях и сёлах, затем — в районных центрах, а завершаются гуляния в Казани. В Башкортостане праздник плуга отмечают поэтапно в разных районах республики.

Ещё по теме
 
Национальная борьба куреш • Традиционное соревнование — влезание на столб • Праздничные угощения • Фото: Shutterstock

Сегодня Сабантуй — это весёлый праздник с национальными песнями и плясками, весёлыми конкурсами и шуточными состязаниями: бегами с коромыслом или борьбой мешками. А самые крепкие соревнуются в национальной борьбе куреш: чтобы выиграть, нужно уложить соперника на лопатки с помощью закинутого ему за спину полотенца или пояса. И, конечно, ни один сабантуй не обходится без традиционных угощений: плова, баранины, перемячей (пирожков с мясом) и чак‑чака.

Сурхарбан (Наадан)

Когда: конец июня — начало июля
Где отмечают: Бурятия, Иркутская область

Когда возник праздник, точно неизвестно. Считается, что Сурхарбану более двух тысяч лет: отмечать его начали ещё в бронзовом веке в честь завершения посевной. Изначально предки современных бурятов почитали духов и в их честь устраивали спортивные состязания. Однако со временем праздник превратился в своеобразный военный смотр, во время которого отбирали лучших бойцов.

Празднование Сурхарбана • Национальная борьба бухэ‑барилдаан • Соревнования по стрельбе из лука • Фото: официальный портал Республики Бурятия, Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Ключ к пониманию традиций праздника спрятан в самом его названии. Монгольское слово «сур» означает «солнце», так буряты называли мишень для стрельбы из лука, а «харбан» переводится как «состязание». Таким образом, слово «сурхарбан» можно перевести как «стрельба из лука в солнце».

Объясняется необычное название древней легендой о сурке‑тарбагане. По преданию, раньше этот зверёк был человеком и метким лучником. Однажды на небе появились три солнца и наступила засуха. Тогда лучник решил спасти свой народ и сбить стрелой лишние светила, но не попал в цель. От стыда он превратился в сурка и ушёл жить в нору под землёй.

Как и в старину, сегодня цель праздника — найти самого сильного и ловкого гэсера (героя). Для этого на Сурхарбане проходят соревнования в троеборье — победитель определяется по итогам конных скачек, стрельбы из лука и национальной борьбы на руках бухэ‑барилдаан. Параллельно с соревнованиями проходят музыкальные концерты и театральные выступления, работают ярмарки, где можно закупиться национальными сувенирами и попробовать блюда бурятской кухни.

Конные скачки — бурятский национальный вид спорта
Конные скачки — бурятский национальный вид спорта. Фото: Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Хэбденек

Когда: 20-е числа июня
Где отмечают: Сибирь и Дальний Восток

Хэбденек — это Новый год у эвенов, народа, проживающего преимущественно на востоке России. Его отмечают в день летнего равноденствия в 20-х числах июня. По эвенскому поверью в этот праздник старый год умирает, новый — рождается, а высшие силы особенно чутки к молитвам.

Масштабнее всего Хэбденек сегодня отмечают в Магадане. Главная локация праздника — лесная поляна недалеко от устья реки Дукчи, в 15 минутах езды от города. Гости торжества наряжаются в национальные костюмы и совершают традиционные праздничные обряды эвенов, прямо как в старину.

Хэбденек в Магадане • Традиционные праздничные обряды • Фото: ассоциация КМНСС и ДВ РФ, агентство по туризму Магаданской области

Начинается праздник с встречи солнца. На рассвете участники праздника поднимают руки к небесному светилу под звуки варгана — национального музыкального инструмента. Затем старейшины разводят костёр и бросают в него кусочки рыбы и хлеба. Считается, что дым от горящих веток очищает всех присутствующих от накопившихся в ушедшем году тревог.

Чтобы завершить обряд очищения, нужно пройти через символические небесные врата: под протянутой между двумя деревьями верёвкой дэлбургэ. В завершение на неё повязывают цветную ленту и загадывают желание — по местным поверьям, если всё сделать правильно, в новом году мечта обязательно сбудется.

Ещё по теме
 
Стрельба из лука • Завязывание ленточек на верёвке Дэлбургэ для исполнения желания • Предметы народных промыслов • Фото: агентство по туризму Магаданской области

После совершения священных обрядов начинаются гуляния. Эвены исполняют ритуальный танец хэде — кружатся в хороводе и подпевают в такт движениям; исполняют старинные песни, состязаются в перетягивании палки, соревнуются в косторезном мастерстве и лучшем убранстве юрты. И, конечно, угощаются национальными блюдами: ухой, пирогами с рыбой, оладьями с ореховым жмыхом.

Тун‑пайрам

Когда: июнь — начало июля
Где отмечают: Хакасия

Праздник хакасских скотоводов и земледельцев, посвящённый айрану. К нему, как и ко всем молочным продуктам, в регионе особое отношение: в старину считалось, что у молока и его производных есть душа.

Отмечать Тун‑пайрам принято в июне или начале июля — в это время раньше заканчивались полевые работы, стада перегонялись с зимних пастбищ на летние и созревал первый айран. В старину Тун‑пайрам хакасы отмечали с размахом, но в начале XX века праздник из общенационального постепенно превратился в родовой или семейный.

Главная сцена • Народные гулянья • Фото: КРАСЖД

Традиции массовых гуляний начали возрождать в 1980-х. Сегодня Тун‑пайрам проводят в Хакасии ежегодно, а центром гуляний традиционно становится Сагайская поляна примерно в 100 километрах от Абакана.

Главное событие праздника — подношение даров силам Неба и Земли. Старейшина освящает ритуального коня ызыха, который считается хранителем скота: окуривает его благовониями и омывает молоком. А затем окропляет айраном костёр и берёзы. В старину считалось, что ритуал обеспечит скоту здоровье, а крестьянам богатый урожай молочных продуктов.

Во время праздника по традиции проводятся конные скачки, соревнования по стрельбе из лука и турниры по национальной борьбе хурес. Победителей угощают айраном и аракой (молочной водкой): напитки считаются целительными, а выливать их на землю в день праздника строго запрещено!

Праздничные мероприятия • Конные скачки • Соревнования по национальной борьбе хурес • Фото: сайт ВС Республики Хакасия

Луд

Когда: начало июля
Где отмечают: Республика Коми

Главный фестиваль Республики Коми, который проводят в начале июля на берегу реки Ижмы неподалёку от одноимённого села. Исторически Луд приурочен к началу сенокоса. Во время праздника местные поклонялись травам и реке, воды которой, по поверью, обретали целебные свойства. Отмечали Луд от заката и до рассвета: считалось, что в эту ночь не только весна уступает место лету, но и исчезает граница между земным и потусторонним мирами.

На праздник девушки обязательно надевали лучшие наряды — поэтому Луд называли ярмаркой невест. Эта традиция дошла и до наших дней. Кульминация гуляний — шествие «Ворота», в котором принимают участие сотни женщин в ярких национальных костюмах. Шеренгами они проходят по улицам, поют песни и приглашают односельчан на праздник.

Массовые хороводы • Шествие «Ворота» • Жители села Мохча проводят скачки • Фото: проект «Россия — страна достижений», агентство по туризму Республики Коми, группа ВК «ЛУД»

Основное действо разворачивается на большой поляне. Там обязательно появляются «сикты» — импровизированные подворья, на которых жители ижемских сёл рассказывают о своих промыслах. Например, оленеводческое село Сизябск строит чум, а жители села Мохча проводят скачки. Завершать праздник принято обращением к солнцу на рассвете — светило просят об удачном сенокосе.

Ысыах

Когда: июнь
Где отмечают: Якутия

Якутский аналог Нового года, который празднуют летом. Дату праздника назначают в каждом улусе (районе) самостоятельно, ориентируясь на множество факторов: от погоды до графика выходных дней. Как правило, ысыах проходит с 10 по 25 июня.

Когда начали отмечать праздник, точно неизвестно. По преданию, основоположник этой традиции — родоначальник якутского народа Эллэй Боотур. Согласно легенде, в этот день он впервые вознёс молитву верховным богам, окропляя кумысом огонь. С тех пор якуты отмечают ысыах каждый год в честь начала сенокоса, рождения потомства у ко­бы­лиц и сбора молока для кумыса.

Ритуал приветствия солнца • Алгысчыт разжигает огонь и символически угощает Землю кумысом • Встреча гостей у главных ворот • Фото: Shutterstock

При советской власти отмечать ысыах якутам запретили, но уже в 1992 году его объявили национальным праздником. Сегодня это красочное торжество, которое проводят согласно древним обычаям.

По традиции, в этот день из срубленных берёз складывают ритуальный круг, в центре которого устанавливают коновязь, или сэргэ — это ритуальные столбы, которые якуты считают символом мирового древа жизни и оси Вселенной. Внутри круга человек, наделённый даром заклинать добрые силы (алгысчыт), разжигает огонь и символически угощает Землю кумысом — напитком, священным для якутов.

Пожалуй, самое впечатляющее зрелище ысыаха — танец осуохай. Это хоровод из сотен людей, который символизирует солнечный круг. В 2012 году осуохай даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшей в мире хоровод — тогда в нём закружилось больше 15 тысяч участников! Праздничный танец может продолжаться несколько часов и даже дней. Считается, что движение по кругу заряжает энергией на весь год и помогает исполнить заветное желание.

Национальные якутские блюда и кумыс • Праздничные мероприятия • Хоровод из сотен людей — танец осуохай • Фото: Shutterstock, сайт 100-летия образования Якутской АССР

Семык

Когда: июнь
Где отмечают: Марий Эл, Татарстан

Летний праздник марийцев, который начинают отмечать в среду, через семь недель после православной Пасхи. Завершается Семык в Троицу. Считается, что в это время весну сменяет лето.

В первые дни праздника — среду и четверг — было принято поминать умерших родственников и просить у них помощи в делах. А вот ночь со среды на четверг считалась недоброй. В это время пробуждалась нечистая сила, которую марийцы старались отпугнуть кострами и шумом.

Праздник Семык в селе Пелемеш • Народные танцы • Изделия художественных промыслов • Фото: Денис Речкин, портал Ассамблеи народов Татарстана

Ещё по теме
 

Хулиганила в магическую ночь не только нечисть, но и марийская молодёжь: парни, например, могли заколотить ворота или заткнуть соседский дымоход. А после проделок вместе с девушками уходили на поля, где веселились до рассвета.

В четверг было принято мыться в бане, накрывать поминальный стол и ходить на кладбище. В пятницу устраивались народные гуляния, а в субботу или воскресенье праздник заканчивался, и у марийцев начинались две‑три недели «свободного лета» — это период, когда все работы на земле прекращались.

Марийцы в национальных костюмах
Марийцы в национальных костюмах. Фото: Салават Камалетдинов

Сегодня наиболее масштабно Семык отмечают в республиках Марий Эл и Татарстан, где живёт большая часть российских марийцев. В праздничные дни устраивают концерты и спортивные состязания, проводят мастер‑классы и дегустацию мёда — марийцы считаются отличными пчеловодами.

Гербер

Когда: июнь
Где отмечают: Удмуртия

Гербер удмурты традиционно проводили летом, после завершения полевых работ, и просили в этот день у Бога о хорошем урожае. Дату для праздника выбирали по погоде и состоянию травы. Сейчас Гербер отмечают в середине июня.

В старину в праздничный день удмурты надевали нарядную национальную одежду и готовили обрядовые блюда. Например, варили ячменную кашу, которая олицетворяла будущий урожай. Ещё одна традиция Гербера — кидать в воду девушек, которые недавно вышли замуж, а вытащить её обязательно должен был муж. Это символизировало переход женщины из родительской семьи в семью мужа.

Удмурты в нарядных национальных костюмах • Обрядовые блюда • Фото: группа ВК «Гербер-2024», центр развития туризма Удмуртии

В районах, где водоёмов не было, поступали по‑другому. Девушку привязывали к дереву и спрашивали, как она будет называть новых родственников. Главная сложность состояла в том, чтобы не запутаться в многообразии «терминов»: золовка, деверь, шурин, сватья и так далее. Отпускали невестку, когда она давала правильный ответ.

Сегодня Гербер превратился в масштабный национальный праздник. Главную площадку меняют каждый год, но всегда это поле в окрестностях какого‑нибудь удмуртского села или деревни. Там разворачиваются масштабные народные гуляния с концертами этноисполнителей, ярмаркой, мастер‑классами и угощениями национальными блюдами и обрядами.

Ещё по теме
 
Хороводы и праздничные мероприятия • Изделия народных художественных промыслов • Фото: центр развития туризма Удмуртии, группа ВК «Гербер-2024»

Интересно, что на Гербере никогда не бывает слишком шумно: даже водить хороводы и петь народные песни принято без громких звуков. Считается, что шум может спугнуть благословение Бога.

Кстати, побывать на празднике можно и в Москве. Его в столице проводят с 2015 года, а площадками для празднования становятся столичные парки: например, ВДНХ или сад «Эрмитаж».

Джеоргуба

Когда: третья неделя ноября
Где отмечают: Северная Осетия

Главный осетинский праздник длится неделю. Джеоргуба посвящён завершению земледельческих работ и одновременно чествованию осетинского святого Уастырджи. Он считается покровителем мужчин, защитником бедных и путников, а изображают его в образе всадника с белой бородой на трёхногом коне.

Монумент осетинскому святому Уастырджи
Монумент осетинскому святому Уастырджи. Фото: Shutterstock

Обязательный атрибут Джеоргуба — знаменитые осетинские пироги с сыром. Раньше их готовили особым образом: женщины замешивали тесто в тишине и обязательно с покрытой головой. Этот обычай многие осетинки соблюдают и сейчас.

Первый день праздничной недели считается жертвенным: в деревнях закалывают барана, а в городах — покупают готовое мясо. Этот день осетинские семьи стараются проводить вместе, а в следующие — приглашают к себе соседей и друзей или сами отправляются в гости. За столом каждый раз обязательно поднимают тост с мольбой к Богу и святому Уастырджи.

Ещё по теме
 
Стол в местной традиции — алтарь для молитвы • Обязательный атрибут Джеоргуба — знаменитые осетинские пироги с сыром • Фото: Анна Кабисова, Shutterstock

С 2018 года праздничный понедельник в Северной Осетии — выходной день. Шумных масштабных гуляний на улицах и площадях в это время нет, зато во время Джеоргубы в республике проходят спортивные игры, мастер‑классы, выставки и концерты, на которых можно познакомиться с культурой Осетии и прочувствовать гостеприимство народа.

Заключение

Многие праздники и традиции народов России похожи: в их основе — начало и окончание посевных работ, сбор урожая, встреча весны и проводы зимы. При этом у каждого торжества есть своя атмосфера, традиции и ритуалы.

Во время поездки по стране заранее узнайте о графике праздников: летнее или весеннее народное гуляние станет ярким акцентом в путешествии. А чтобы разобраться во всех нюансах национальных культур, обращайтесь к местным жителям, например гидам, которые подробно расскажут об обычаях своего народа и проведут по местам с традиционным колоритом.

Автор: Юлия Осокина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Вперёд в будущее: новые города РоссииВперёд в будущее: новые города России Где увидеть футуристичные здания, беспилотные такси и сцену на воде

Еще экскурсии по теме