Национальные праздники регионов России
Где покружиться в хороводе, поучаствовать в скачках и забеге с коромысломМасленица
Когда: февраль‑март
Где отмечают: по всей России
Один из старейших народных праздников России. В древности он был привязан к весеннему равноденствию, а отмечали его две недели. В это время славяне прощались с зимой и готовились к приходу весны, а также задабривали главных богов — Ярило и Велеса.
В языческие времена весну было принято встречать весело и шумно: повсюду разжигали костры, катались в лошадиных упряжках, устраивали весёлые игры, ходили по гостям и, конечно, пекли блины, которые символизировали солнце. А кульминацией праздника, как и сейчас, становилось сожжение чучела. По преданию, женская фигура из соломы символизировала Морену — богиню холода и смерти. Считалось, что каждую весну она сражается с Ярилом и неизменно проигрывала. Поверженную богиню — вернее, её чучело — прилюдно сжигали на костре на Масленицу.
После принятия православия даты праздника сместились: его стали отмечать перед Великим постом, за 56 дней до Пасхи, а гуляния отныне длились не две, а одну неделю. При этом языческие традиции сохранились: на Масленицу продолжили устраивать весёлые разгуляи, сжигать соломенную куклу и печь блины.
Сегодня зиму по древнему обычаю продолжают провожать во всех регионах страны, попасть на масленичные мероприятия можно даже в Калмыкии и Туве, где исповедуют буддизм. Но интереснее всего отмечать праздник не в городе, а за его пределами. Например, в музее‑заповеднике в подмосковном селе Мелихово катают на лошадиных упряжках, а в деревне Даровое в Московской области научат петь русские народные песни и водить хороводы, а заодно проведут экскурсию по усадьбе Фёдора Достоевского.
Вороний день
Когда: 7 апреля
Где отмечают: Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий округа
Праздник прихода весны, который отмечают ханты и манси — коренные народы Ханты‑Мансийского и Ямало‑Ненецкого округов. Вот только название праздника звучит у них по‑разному. Хантыйский вариант — «Вурна хатл», мансийский — «Уринэква хотал». По поверью, прилёт серой вороны знаменовал наступление весны и начало нового цикла в году — заканчивался сезон охоты и начиналась подготовка к путине (рыбной ловле).
Кроме того, эта птица считалась покровительницей материнства, семейного благополучия и любви. Поэтому в праздник в центре внимания были женщины. Они готовили обрядовые блюда, причём только на костре, и поклонялись духам. На столе в этот день обязательно была выпечка, мясо (его варили отдельно для взрослых и детей) и традиционная каша «саламат», приготовленная на мясном бульоне.
До XVIII века Вороний день отмечали в разное время — коренные народы ориентировались на дни, когда прилетали первые птицы. В первой половине XVIII столетия, после принятия православия, ханты и манси перенесли праздник на 7 апреля — так он совпал с христианским Благовещением.
Сегодня Вороний день отмечают во вторую субботу апреля. Как правило, символическое возвращение серой вороны встречают на площади или поляне, на которых разворачиваются народные гуляния.
Гости смотрят театральные постановки по хантыйским сказкам и гонки на оленьих нартах, играют на национальных музыкальных инструментах, фотографируются в традиционной одежде обских угров и угощаются блюдами национальной кухни: наваристой ухой и пирогами с брусникой.
Сабантуй
Когда: июнь‑июль
Где отмечают: Татарстан, Башкортостан
Первое упоминание о Сабантуе встречается в 921 году: праздник тюркских земледельцев описал в своих записках о путешествии в Волжскую Булгарию багдадский посол Ибн Фадлан. Название Сабантуй бытовало уже тогда, с тюркского оно переводится как «праздник плуга». Татары отмечали его в апреле после начала весеннего сева. В праздничные дни было принято задабривать духов — проводить обряды и жертвоприношения, — чтобы высшие силы подарили земледельцам богатый урожай.
Сабантуй продолжили отмечать на этих территориях и после принятия ислама. Правда, религиозная составляющая ушла, а сроки проведения народных гуляний сместились: теперь его отмечают в конце июня или начале июля в честь окончания посевных работ.
И в Татарстане, и в Башкортостане торжества проводят в несколько этапов. Татары сначала празднуют в деревнях и сёлах, затем — в районных центрах, а завершаются гуляния в Казани. В Башкортостане праздник плуга отмечают поэтапно в разных районах республики.
Сегодня Сабантуй — это весёлый праздник с национальными песнями и плясками, весёлыми конкурсами и шуточными состязаниями: бегами с коромыслом или борьбой мешками. А самые крепкие соревнуются в национальной борьбе куреш: чтобы выиграть, нужно уложить соперника на лопатки с помощью закинутого ему за спину полотенца или пояса. И, конечно, ни один сабантуй не обходится без традиционных угощений: плова, баранины, перемячей (пирожков с мясом) и чак‑чака.
Сурхарбан (Наадан)
Когда: конец июня — начало июля
Где отмечают: Бурятия, Иркутская область
Когда возник праздник, точно неизвестно. Считается, что Сурхарбану более двух тысяч лет: отмечать его начали ещё в бронзовом веке в честь завершения посевной. Изначально предки современных бурятов почитали духов и в их честь устраивали спортивные состязания. Однако со временем праздник превратился в своеобразный военный смотр, во время которого отбирали лучших бойцов.
Ключ к пониманию традиций праздника спрятан в самом его названии. Монгольское слово «сур» означает «солнце», так буряты называли мишень для стрельбы из лука, а «харбан» переводится как «состязание». Таким образом, слово «сурхарбан» можно перевести как «стрельба из лука в солнце».
Объясняется необычное название древней легендой о сурке‑тарбагане. По преданию, раньше этот зверёк был человеком и метким лучником. Однажды на небе появились три солнца и наступила засуха. Тогда лучник решил спасти свой народ и сбить стрелой лишние светила, но не попал в цель. От стыда он превратился в сурка и ушёл жить в нору под землёй.
Как и в старину, сегодня цель праздника — найти самого сильного и ловкого гэсера (героя). Для этого на Сурхарбане проходят соревнования в троеборье — победитель определяется по итогам конных скачек, стрельбы из лука и национальной борьбы на руках бухэ‑барилдаан. Параллельно с соревнованиями проходят музыкальные концерты и театральные выступления, работают ярмарки, где можно закупиться национальными сувенирами и попробовать блюда бурятской кухни.
Хэбденек
Когда: 20-е числа июня
Где отмечают: Сибирь и Дальний Восток
Хэбденек — это Новый год у эвенов, народа, проживающего преимущественно на востоке России. Его отмечают в день летнего равноденствия в 20-х числах июня. По эвенскому поверью в этот праздник старый год умирает, новый — рождается, а высшие силы особенно чутки к молитвам.
Масштабнее всего Хэбденек сегодня отмечают в Магадане. Главная локация праздника — лесная поляна недалеко от устья реки Дукчи, в 15 минутах езды от города. Гости торжества наряжаются в национальные костюмы и совершают традиционные праздничные обряды эвенов, прямо как в старину.
Начинается праздник с встречи солнца. На рассвете участники праздника поднимают руки к небесному светилу под звуки варгана — национального музыкального инструмента. Затем старейшины разводят костёр и бросают в него кусочки рыбы и хлеба. Считается, что дым от горящих веток очищает всех присутствующих от накопившихся в ушедшем году тревог.
Чтобы завершить обряд очищения, нужно пройти через символические небесные врата: под протянутой между двумя деревьями верёвкой дэлбургэ. В завершение на неё повязывают цветную ленту и загадывают желание — по местным поверьям, если всё сделать правильно, в новом году мечта обязательно сбудется.
После совершения священных обрядов начинаются гуляния. Эвены исполняют ритуальный танец хэде — кружатся в хороводе и подпевают в такт движениям; исполняют старинные песни, состязаются в перетягивании палки, соревнуются в косторезном мастерстве и лучшем убранстве юрты. И, конечно, угощаются национальными блюдами: ухой, пирогами с рыбой, оладьями с ореховым жмыхом.
Тун‑пайрам
Когда: июнь — начало июля
Где отмечают: Хакасия
Праздник хакасских скотоводов и земледельцев, посвящённый айрану. К нему, как и ко всем молочным продуктам, в регионе особое отношение: в старину считалось, что у молока и его производных есть душа.
Отмечать Тун‑пайрам принято в июне или начале июля — в это время раньше заканчивались полевые работы, стада перегонялись с зимних пастбищ на летние и созревал первый айран. В старину Тун‑пайрам хакасы отмечали с размахом, но в начале XX века праздник из общенационального постепенно превратился в родовой или семейный.
Традиции массовых гуляний начали возрождать в 1980-х. Сегодня Тун‑пайрам проводят в Хакасии ежегодно, а центром гуляний традиционно становится Сагайская поляна примерно в 100 километрах от Абакана.
Главное событие праздника — подношение даров силам Неба и Земли. Старейшина освящает ритуального коня ызыха, который считается хранителем скота: окуривает его благовониями и омывает молоком. А затем окропляет айраном костёр и берёзы. В старину считалось, что ритуал обеспечит скоту здоровье, а крестьянам богатый урожай молочных продуктов.
Во время праздника по традиции проводятся конные скачки, соревнования по стрельбе из лука и турниры по национальной борьбе хурес. Победителей угощают айраном и аракой (молочной водкой): напитки считаются целительными, а выливать их на землю в день праздника строго запрещено!
Луд
Когда: начало июля
Где отмечают: Республика Коми
Главный фестиваль Республики Коми, который проводят в начале июля на берегу реки Ижмы неподалёку от одноимённого села. Исторически Луд приурочен к началу сенокоса. Во время праздника местные поклонялись травам и реке, воды которой, по поверью, обретали целебные свойства. Отмечали Луд от заката и до рассвета: считалось, что в эту ночь не только весна уступает место лету, но и исчезает граница между земным и потусторонним мирами.
На праздник девушки обязательно надевали лучшие наряды — поэтому Луд называли ярмаркой невест. Эта традиция дошла и до наших дней. Кульминация гуляний — шествие «Ворота», в котором принимают участие сотни женщин в ярких национальных костюмах. Шеренгами они проходят по улицам, поют песни и приглашают односельчан на праздник.
Основное действо разворачивается на большой поляне. Там обязательно появляются «сикты» — импровизированные подворья, на которых жители ижемских сёл рассказывают о своих промыслах. Например, оленеводческое село Сизябск строит чум, а жители села Мохча проводят скачки. Завершать праздник принято обращением к солнцу на рассвете — светило просят об удачном сенокосе.
Ысыах
Когда: июнь
Где отмечают: Якутия
Якутский аналог Нового года, который празднуют летом. Дату праздника назначают в каждом улусе (районе) самостоятельно, ориентируясь на множество факторов: от погоды до графика выходных дней. Как правило, ысыах проходит с 10 по 25 июня.
Когда начали отмечать праздник, точно неизвестно. По преданию, основоположник этой традиции — родоначальник якутского народа Эллэй Боотур. Согласно легенде, в этот день он впервые вознёс молитву верховным богам, окропляя кумысом огонь. С тех пор якуты отмечают ысыах каждый год в честь начала сенокоса, рождения потомства у кобылиц и сбора молока для кумыса.
При советской власти отмечать ысыах якутам запретили, но уже в 1992 году его объявили национальным праздником. Сегодня это красочное торжество, которое проводят согласно древним обычаям.
По традиции, в этот день из срубленных берёз складывают ритуальный круг, в центре которого устанавливают коновязь, или сэргэ — это ритуальные столбы, которые якуты считают символом мирового древа жизни и оси Вселенной. Внутри круга человек, наделённый даром заклинать добрые силы (алгысчыт), разжигает огонь и символически угощает Землю кумысом — напитком, священным для якутов.
Пожалуй, самое впечатляющее зрелище ысыаха — танец осуохай. Это хоровод из сотен людей, который символизирует солнечный круг. В 2012 году осуохай даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшей в мире хоровод — тогда в нём закружилось больше 15 тысяч участников! Праздничный танец может продолжаться несколько часов и даже дней. Считается, что движение по кругу заряжает энергией на весь год и помогает исполнить заветное желание.
Семык
Когда: июнь
Где отмечают: Марий Эл, Татарстан
Летний праздник марийцев, который начинают отмечать в среду, через семь недель после православной Пасхи. Завершается Семык в Троицу. Считается, что в это время весну сменяет лето.
В первые дни праздника — среду и четверг — было принято поминать умерших родственников и просить у них помощи в делах. А вот ночь со среды на четверг считалась недоброй. В это время пробуждалась нечистая сила, которую марийцы старались отпугнуть кострами и шумом.
Хулиганила в магическую ночь не только нечисть, но и марийская молодёжь: парни, например, могли заколотить ворота или заткнуть соседский дымоход. А после проделок вместе с девушками уходили на поля, где веселились до рассвета.
В четверг было принято мыться в бане, накрывать поминальный стол и ходить на кладбище. В пятницу устраивались народные гуляния, а в субботу или воскресенье праздник заканчивался, и у марийцев начинались две‑три недели «свободного лета» — это период, когда все работы на земле прекращались.
Сегодня наиболее масштабно Семык отмечают в республиках Марий Эл и Татарстан, где живёт большая часть российских марийцев. В праздничные дни устраивают концерты и спортивные состязания, проводят мастер‑классы и дегустацию мёда — марийцы считаются отличными пчеловодами.
Гербер
Когда: июнь
Где отмечают: Удмуртия
Гербер удмурты традиционно проводили летом, после завершения полевых работ, и просили в этот день у Бога о хорошем урожае. Дату для праздника выбирали по погоде и состоянию травы. Сейчас Гербер отмечают в середине июня.
В старину в праздничный день удмурты надевали нарядную национальную одежду и готовили обрядовые блюда. Например, варили ячменную кашу, которая олицетворяла будущий урожай. Ещё одна традиция Гербера — кидать в воду девушек, которые недавно вышли замуж, а вытащить её обязательно должен был муж. Это символизировало переход женщины из родительской семьи в семью мужа.
В районах, где водоёмов не было, поступали по‑другому. Девушку привязывали к дереву и спрашивали, как она будет называть новых родственников. Главная сложность состояла в том, чтобы не запутаться в многообразии «терминов»: золовка, деверь, шурин, сватья и так далее. Отпускали невестку, когда она давала правильный ответ.
Сегодня Гербер превратился в масштабный национальный праздник. Главную площадку меняют каждый год, но всегда это поле в окрестностях какого‑нибудь удмуртского села или деревни. Там разворачиваются масштабные народные гуляния с концертами этноисполнителей, ярмаркой, мастер‑классами и угощениями национальными блюдами и обрядами.
Интересно, что на Гербере никогда не бывает слишком шумно: даже водить хороводы и петь народные песни принято без громких звуков. Считается, что шум может спугнуть благословение Бога.
Кстати, побывать на празднике можно и в Москве. Его в столице проводят с 2015 года, а площадками для празднования становятся столичные парки: например, ВДНХ или сад «Эрмитаж».
Джеоргуба
Когда: третья неделя ноября
Где отмечают: Северная Осетия
Главный осетинский праздник длится неделю. Джеоргуба посвящён завершению земледельческих работ и одновременно чествованию осетинского святого Уастырджи. Он считается покровителем мужчин, защитником бедных и путников, а изображают его в образе всадника с белой бородой на трёхногом коне.
Обязательный атрибут Джеоргуба — знаменитые осетинские пироги с сыром. Раньше их готовили особым образом: женщины замешивали тесто в тишине и обязательно с покрытой головой. Этот обычай многие осетинки соблюдают и сейчас.
Первый день праздничной недели считается жертвенным: в деревнях закалывают барана, а в городах — покупают готовое мясо. Этот день осетинские семьи стараются проводить вместе, а в следующие — приглашают к себе соседей и друзей или сами отправляются в гости. За столом каждый раз обязательно поднимают тост с мольбой к Богу и святому Уастырджи.
С 2018 года праздничный понедельник в Северной Осетии — выходной день. Шумных масштабных гуляний на улицах и площадях в это время нет, зато во время Джеоргубы в республике проходят спортивные игры, мастер‑классы, выставки и концерты, на которых можно познакомиться с культурой Осетии и прочувствовать гостеприимство народа.
Заключение
Многие праздники и традиции народов России похожи: в их основе — начало и окончание посевных работ, сбор урожая, встреча весны и проводы зимы. При этом у каждого торжества есть своя атмосфера, традиции и ритуалы.
Во время поездки по стране заранее узнайте о графике праздников: летнее или весеннее народное гуляние станет ярким акцентом в путешествии. А чтобы разобраться во всех нюансах национальных культур, обращайтесь к местным жителям, например гидам, которые подробно расскажут об обычаях своего народа и проведут по местам с традиционным колоритом.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Объехать город на автобусе, увидеть весь исторический центр и побывать в кремле и мечети Кул-Шариф
Прокатиться по современному центру и увидеть город в новом свете и цвете
Для гурманов и охотников за настоящей национальной кухней
Увидеть город в иллюминации и посмотреть на Казань с высоты птичьего полета на автобусной экскурсии