Москва старообрядческая
Отправляемся в уголки мегаполиса, где можно прикоснуться к традициям раскольниковРогожская слобода
Адрес: Старообрядческая улица, 31а
Небольшой посёлок в Таганском районе Москвы считается духовным центром поповства белокриницкого согласия — это одна из ветвей русского старообрядчества. Селиться в этом районе (тогда он был Подмосковьем) старообрядцы стали ещё во второй половине XVII века после раскола в православной церкви. В 1771 году Екатерина II разрешила старообрядцам устроить там отдельное кладбище для захоронения единоверцев. Постепенно здесь появились карантины, лечебница, богадельни, храмы и гостиницы, образовав целый посёлок, где жили члены Рогожской общины. Он был обнесён высоким забором с единственными воротами. Со временем это место стало духовным центром русского старообрядчества.
Главным храмом общины считался Покровский собор. Церковь в классическом стиле построили в 1792 году по проекту прославленного зодчего Матвея Казакова. Однако ещё до завершения работ городские власти узнали, что старообрядческая церковь будет больше Успенского собора в Кремле. Екатерина II повелела «укоротить» собор — его высоту сократили, а из пяти глав оставили одну. Внутри было великолепное убранство: на стенах и сводах — росписи в древнерусском стиле и четырёхъярусный иконостас с образами XIII–XVII столетий, но заходить внутрь могли только староверы.
Пожалуй, одно из самых заметных строений на территории слободы — храм‑колокольня Воскресения Христова. Звонницу решили возвести в память о распечатывании алтарей Рогожских церквей — это произошло в 1905 году после царского указа о свободе вероисповедания. Здание в русском стиле построили на деньги меценатов в 1913‑м. По легенде, старообрядческая колокольня была всего на метр ниже колокольни Ивана Великого в Московском Кремле (она высотой 81 метр). Но на самом деле храм Воскресения Христова со звонницей изначально был задуман высотой 64 метра.
После революции храм‑колокольню закрыли — с него сняли колокола, а помещения отдали под музей. В Великую Отечественную войну строение попытались взорвать (оно было ориентиром для немецких бомбардировщиков), но здание устояло.
В 1947‑м храм передали старообрядцам, отреставрировали и вернули на него колокола и кресты. Сейчас он действующий, здесь также размещается библиотека и иконохранилище.
Рогожское кладбище
Пожалуй, самая примечательная часть Рогожской слободы — старинное кладбище. Из братской могилы для больных чумой оно разрослось в один из известнейших некрополей в Москве. Во второй половине XIX века здесь хоронили не только архиереев старообрядческой церкви, но и представителей богатейших купеческих династий — Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых, Бутиковых, Рахмановых, Шелапутиных и многих других. Правда, из сотен захоронений осталось не больше 40 — остальные уничтожили в советское время. Гранитные плиты с могил забирали для стройки, в том числе московского метро. Одно из сохранившихся захоронений принадлежит роду промышленников Морозовых. Там покоятся несколько членов семьи, включая основателя клана — Савву Морозова. Над их могилами установлена резная металлическая часовня, которую изготовили по проекту Фёдора Шехтеля.
Преображенский старообрядческий монастырь
Адрес: улица Преображенский Вал, 17
История старинной обители началась в XVIII столетии с чумы, которая свирепствовала в Москве. В 1771 году больных ею в городе стало так много, что власти попросили богатых купцов за свой счёт построить карантины и больницы. Одними из первых откликнулись старообрядцы-федосеевцы. Во главе с купцом Ильёй Ковылиным они предложили обустроить на Земляном валу лечебницу и кладбище. Уже в начале XIX века они официально превратились в богадельню с несколькими часовнями и хозпостройками. По сути, это был уже монастырь — в нём жили не только члены общины, но и многие больные, оставшиеся после выздоровления в обители.
К середине XIX столетия Преображенский монастырь представлял собой грандиозный архитектурный ансамбль. Одной из первых, в 1784 году, здесь появилась Успенская церковь, а последней, в начале XX века, — старообрядческая больница. Также в начале XIX столетия на территории общины образовались отдельные мужская и женская обители. В мужской части находилась Успенская, или Никольская, церковь. В 1854 году власти забрали храм у старообрядцев и передали единоверцам (старообрядцам, которые присоединились к православной церкви). Последние пристроили к зданию придел святителя Николая Чудотворца и алтарь. В итоге строение оказалось разделено на две части и его использовали представители обеих церквей.
В 1920‑х годах монастырь закрыли, а старообрядческую общину разогнали. На женской половине обители снесли кельи, на их месте появился рынок, который работает и сейчас. В мужской сохранилось больше — там и сейчас действует Успенский храм и моленная в бывшем братском корпусе. А главный храм до сих пор делят пополам: старообрядцам принадлежит его восточная (Успенская) часть, а вторая половина — православной церкви.
Детский сказочный театр на Таганской
Адрес: Большой Факельный переулок, 18, строение 2
Этот похожий на сказочный замок дом, где проходят постановки для детей, на самом деле бывшая старообрядческая церковь. Она возводилась для старообрядческой Каринкинской общины. Здание в неорусском стиле с шатровой колокольней и лепниной на фасаде построили в 1902‑м — тогда ещё власти не давали разрешения на возведение старообрядческих церквей. Однако попечителями нового храма были богатые московские купцы Рябушинские, поэтому запрет удалось обойти.
После революции храм Покрова Пресвятой Богородицы закрыли одним из последних среди старообрядческих церквей в Москве — богослужения проходили в нём до 1935 года. В дальнейшем здание занимали различные организации — от фабрики и учебных курсов до конструкторского бюро. В 1990‑х годах здесь прошёл ремонт — с бывшей колокольни убрали декоративные украшения, снесли хозпостройки рядом с храмом и разбили парк. В 2000‑х в здание переехал детский театр. В строении уже сложно узнать церковь, но если присмотреться, то в небольшой башенке можно угадать остатки храмовой звонницы.
Никольская церковь у Тверской Заставы
Адрес: улица Бутырский Вал, 8/3
Строительство старообрядческого храма Николы Чудотворца завершилось уже после революции. В 1921‑м церковь возвели на том месте, где в начале XIX века была часовня и небольшая молельня при ней. Считается, что построил её купец‑старообрядец Никола Царский. Затем участком земли стали владеть купцы Рахмановы — в начале XX столетия они решили возвести новый большой храм. Впрочем, деньги на стройку жертвовали и другие купеческие семьи.
Считается, что при проектировании одноглавого храма в неорусском стиле архитекторы ориентировались на традиции новгородского зодчества, точнее, на церковь Спаса на Нередице. Ещё к северной церковной традиции отсылают шатровая звонница и богатый декор на фасадах.
Богослужения в старообрядческой церкви продолжались до 1941 года. В военное время в здании находился склад противовоздушной обороны, а затем художественная мастерская. В 1989 году церковь планировали отдать под концертный зал. Однако через три года вернули старообрядцам. С тех пор в Никольской церкви проходят службы, причём исключительно при свете свечей и лампад. А ещё в храме работает самая большая в столице книжная лавка со старообрядческой литературой.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Адрес: Новокузнецкая улица, 38, строение 1
Это один из главных старообрядческих храмов в Москве, который к тому же является архитектурной достопримечательностью столицы. Собор построили в 1910 году для прихожан домовой церкви купца Фёдора Мусорина. В своей усадьбе он устроил молельню для старообрядцев. За многие годы вокруг тайной домовой церкви сформировалась большая община, которая уже с трудом помещалась в ней.
После 1905‑го в России стало разрешено строить старообрядческие храмы. Через три года на участке в Замоскворечье началась стройка: землю купила Феодосия Морозова, представительница знаменитой купеческой династии промышленников и благотворителей. Новый храм для общины возводили на деньги меценатов из числа богатых старообрядцев.
Собор из красного кирпича получился красивым — он сочетал черты византийской и древнерусской архитектуры. Его приземистый купол, похожий на шлем, и неоштукатуренные стены напоминали о храмах Константинополя, а звонница, арки и щипцы на фасадах — о церквях Великого Новгорода. Даже ограда у церкви была необычной: в ней сочетались черты классицизма с деталями из древнерусского стиля (сердечки с завитками).
В 1930‑х старообрядческую церковь закрыли, и до конца XX века тут располагались различные организации. Только в 1990 году здание вернули старообрядческой общине — через год в храме снова стали проходить богослужения. Большая часть убранства храма была утеряна, но осталось несколько фрагментов росписей, выполненных работниками мастерской Якова Богатенко — известного реставратора-иконописца. Ещё в старинной церкви можно рассмотреть уцелевшие части ограды и деревянные врата.
Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины в Лефортове
Адрес: Малый Гавриков переулок, 29
Предшественником этого старообрядческого храма в Москве была моленная, действовавшая в доме купцов Шибаевых. В 1878 году они передали строение общине, после чего его стали называть Покровским молитвенным домом. В 1908‑м старообрядцы решили возвести новый храм и выбрали проект архитектора Ильи Бондаренко, который предложил построить церковь в русском стиле.
Почти через год здание было готово. По художественной отделке и количеству древних икон новый храм уступал лишь церквям Рогожской слободы. При этом храм Покрова и Успения Пресвятой Богородицы строили по передовым технологиям: например, своды и купол были выполнены из железобетона. Строение с колокольней было отделано белым кирпичом, а купола и шатёр звонницы — позолоченной майоликовой черепицей. Двухэтажная церковь могла вместить около 500 молящихся: в нижнем, Успенском, храме на будничные службы собиралось порядка 300 человек, а в верхнем, Покровском, на праздничные богослужения — до 200 верующих.
Покровский старообрядческий храм закрыли в 1932 году. Многие иконы из него оказались в коллекции Третьяковской галереи. Во второй половине XX века в здании устроили спортзал, при этом строение ветшало и разрушалось. В 2000‑х годах его отреставрировали, а в 2017‑м передали старообрядческой общине, в храме возобновились богослужения.
Особняк Степана Рябушинского
Адрес: Малая Никитская улица, 6/2, строение 5
Одно из самых знаменитых в Москве зданий в стиле модерн появилось по заказу представителя купеческой династии старообрядцев. В 1900 году предприниматель Степан Рябушинский решил построить особняк для своей семьи. Исполнителем он выбрал Фёдора Шехтеля — тогда уже известного московского архитектора, создавшего несколько проектов.
На земельном участке на улице Малой Никитской прославленный зодчий в 1903 году возвёл изумительное строение, которое сразу стало московской достопримечательностью. В последующие два года в ряде издательств печатали открытки с изображением особняка Степана Рябушинского.
В здании были ярко выражены основные черты модерна: асимметрия, плавные линии, различная форма окон и фасадов, множество витражей и мозаик, кованых и деревянных элементов. Для особняка Шехтель придумал несколько интересных деталей — например, мозаичный фриз с цветком орхидеи по собственным эскизам. Совместно с художником Михаилом Врубелем архитектор продумал и великолепный интерьер особняка. Самой впечатляющей деталью стала 12‑метровая лестница‑волна из мрамора с фонарём‑медузой, вмонтированным в перила. Для хозяина-старообрядца обустроили тайную молельную комнату. Сегодня от её убранства остались лишь фрагменты, но по ним можно догадаться, что помещение было украшено храмовой росписью в стиле древней византийской церкви.
После революции владелец особняка эмигрировал, а в 1930‑х в дом заселили Максима Горького. Сейчас в здании можно рассмотреть интерьеры прошлого столетия, а также узнать о жизни и творчестве литературного классика.
Особняк Александры Дерожинской
Адрес: Кропоткинский переулок, 13
Здание в стиле модерн, которое построили в 1903 году, тоже спроектировал Фёдор Шехтель. А вот заказчицей стала наследница богатого фабриканта Ивана Бутикова. В 1901 году она решила построить дом для своей семьи и его возведение доверила Фёдору Шехтелю. Тот менее чем за два года создал особняк, который отличали изысканный вкус и смелые решения.
Первое, чем выделялось здание, — это огромное полуциркульное окно, которое на тот момент считалось самым большим в Москве. Как и внушительный камин в гостиной — он тоже был крупнейшим в городе. Не обошлось в особняке и без обилия интересных мелочей, часто повторяющихся. Так, узор на решётке чугунной ограды, который похож на ломаную спираль (его называли «роза Глазго»), повторяется в интерьере — например, на мебельной фурнитуре.
Внутреннее убранство дома Шехтель тоже продумал до мелочей и наполнил интересными деталями. Парадная лестница, ведущая на второй этаж, украшена деревянными цветами из разных пород дерева, на потолке гостиной в рисунок из вьющихся цветов встроены лампочки, а библиотека отделана деревом с резным орнаментом. Мебель, ткани, светильники и двери выполнены по эскизам архитектора.
После революции великолепный особняк занимали различные учреждения, а с 1959 года — австрийское посольство. В 2013‑м в здании прошла реконструкция, сейчас в нём по‑прежнему работает представительство Австрии. На строение в стиле модерн можно полюбоваться с улицы или дождаться Дней исторического и культурного наследия Москвы — они проходят в мае и апреле. В это время получится попасть в особняк и рассмотреть роскошные интерьеры.
Особняк Василия Носова
Адрес: Электрозаводская улица, 12, строение 1
Двухэтажный особняк в стиле модерн возвели в начале XX века. Заказчиком стал Василий Носов — богатый купец‑старообрядец, а архитектором — Лев Кекушев.
Идея построить для себя новый дом у промышленника появилась накануне свадьбы его сына — старый особняк Носов решил оставить молодой семье, а для себя обустроить жильё неподалёку. За образец дома купец взял американский коттедж, фото которого увидел в журнале. Однако архитектор предложил другой вариант — здание в стиле бельгийского модерна.
Изящный особняк построили всего за полгода. К концу 1903‑го в глубине участка выросло оригинальное строение, сочетавшее разные объёмы и множество деталей. Окна разных форм и размеров, круглая терраса с резным оформлением и сложная ломаная крыша делали здание похожим на сказочный дворец. Внутри тоже было чем восхититься: изящная дубовая лестница, ведущая на второй этаж, обои из кожи, бронзовые люстры и камины, отделанные майоликовой плиткой. Интересно, что у дома было два входа — по старообрядческим традициям один предназначался для женщин, второй — для мужчин.
После революции в роскошном особняке располагались детский садик, общежитие и НИИ, а с конца XX века — библиотека. В бывшее владение купца‑старообрядца сейчас легко попасть: там работает филиал Российской библиотеки молодёжи. В особняке можно пройтись по комнатам и залам, в которых воссозданы интерьеры начала XX века, — это кабинет Василия Носова, гостиная и жилые комнаты дочери купца.
Заключение
Места, о которых мы рассказали, можно включить в самостоятельный маршрут по старообрядческой Москве. Но, чтобы такая прогулка была максимально познавательной и насыщенной, отправляться по локациям лучше в компании опытного проводника, который хорошо знает об укладе и традициях раскольников. Гид проведёт по сокровенным уголкам и расскажет об истории зданий и о верованиях старообрядцев больше и интереснее, чем написано в энциклопедиях и путеводителях. Предложения гидов можно найти на сайте и в приложении Tripster.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Познакомиться с этапами производства шоколада и сделать свою собственную плитку
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки