Факты и мифы метро Казани

4 фев 2024, обновлено 28 окт 2024
Факты и мифы метро Казани

Найти экскурсию

Показать
Казанский метрополитен — удобный вид транспорта, на котором легко добраться до самых интересных мест в городе. А ещё это важная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть: здесь можно выучить пару слов по‑татарски и увидеть мифического дракона Зиланта с грозным лесным шурале. Рассказываем главное о казанской подземке, её станциях и движении поездов.

Схема Казанского метрополитена

Подземка в столице Татарстана — четвёртая по длине в России (после Москвы, Санкт‑Петербурга и Нижнего Новгорода). Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает 11 станций. В ближайшие годы подземную транспортную сеть планируют расширить, открыв новую ветку.

Схема метро Казани • Возможные станции согласно Генплану до 2040 года • Фото: сайт МУП «Метроэлектротранс», портал «Казанское метро»

Как создавалось казанское метро

Столица Татарстана может похвастаться самым молодым метро в России. Это первая и единственная на сегодняшний день подземка, которую построили не в советское время, а уже после распада СССР.

По негласному правилу, в Советском Союзе метрополитен полагался лишь городам с населением больше миллиона человек. Казань перешагнула этот рубеж в 1979 году. Местные специалисты обосновали необходимость строительства подземной транспортной сети, провели геологические работы и даже успели объявить конкурс для жителей города на лучшие названия станций. Однако стоимость открытия подземки была немаленькой, и из‑за сложной экономической ситуации строительство объекта отложили на неопределённое время. Первые тоннели начали пробивать уже в постсоветской России — в 1997 году.

1997 год. Церемония запуска строительства метрополитена • 1998 год. Производство работ • 2000 год. 1000 дней с момента начала строительства • Фото: сайт АО «Казметрострой»

В 2005 году Казань отмечала тысячелетие — в преддверии этого события в городе открыли первый участок из пяти станций. В 2013 году столица Татарстана стала площадкой для проведения летней Универсиады: к этому времени метро приросло ещё несколькими новыми остановками.

Сеть метрополитена в Казани постепенно продолжают расширять. К 2027‑му МУП «Метроэлектротранс» города планирует открыть для пассажиров первые четыре станции новой ветки: «Улицу Юлиуса Фучика», «10‑й микрорайон», «100‑летие ТАССР» и «Улицу академика Сахарова».

Ещё по теме
 

Тоннель под рекой, короткие поезда и другие интересные факты

Строительство метрополитена — сложнейший инженерный процесс, а во время работ происходит много непредвиденного и интересного. Вот несколько примечательных фактов о казанской подземке.

Имена кротов. В любом метрополитене шахты между станциями пробивают с помощью специальных комплексов (они также известны как щиты‑гиганты и кроты). В России их принято ласково называть женскими именами. В Москве подземку строили «Надежда», «Виктория», «Лилия» и «Победа», а вот метро столицы Татарстана обязано своим появлением «Сююмбике», «Катюше», «Полине» и «Алтынчеч».

Метро Казани
Тоннелепроходческий комплекс «Марина». Фото: портал Мэра и Правительства Москвы

К истории — бережно. Тоннели для подземного транспорта в Казани прокладывали по особой системе, сверяясь с картой 1711 года. Специалистам было важно тщательно изучить геологическую информацию и не уничтожить сохранившиеся под землёй исторические артефакты. При строительстве инженеры находили деревянные срубы, кирпичную кладку и даже нераскупоренную бутылку вина 1912 года.

Казанская подземка неглубокая. Это редкий случай, когда все станции находятся на одинаковом уровне — на глубине 16 метров. Удивительно, что на одной линии с подземными остановками располагается единственная в Казани наземная станция «Аметьево». Из‑за особенностей ландшафта она оказалась над землёй, при этом у тоннелей нет резких подъёмов.

Под рекой. Один из участков длиной два километра — от «Кремлёвской» до «Козьей слободы» — проходит под рекой Казанкой. Расстояние от поверхности воды до тоннеля составляет 32 метра — это высота десятиэтажного дома! По словам специалистов, шахты спроектированы таким образом, что проникновение воды в них исключено: безопасности пассажиров ничто не угрожает.

Для тех, кто спешит. Среднее расстояние между станциями казанского метро — 1,76 километра. Время в пути между остановками составляет две‑три минуты. Маршрут от одной конечной станции — «Авиастроительной» — до другой — «Дубравной» — занимает у пассажиров всего полчаса.

Метропоезд «Казань» на станции «Аметьево» • Логотип Казанского метро • Фото: Д. Сагдеев, CC BY-SA 3.0, канал Телеграм МУП «Метроэлектротранс»

Компактность. В казанском метрополитене непривычно короткие поезда. Они имеют по три‑четыре вагона. Каждый поезд способен чуть больше 300 пассажиров.

Символизм в мелочах. Логотип метро в столице Татарстана зелёного цвета, который считается священным в исламе. В нём угадываются очертания тюльпана и арок мечети Кул‑Шариф — одной из главных визитных карточек города.

Самые примечательные станции

Метро Казани — не просто общественный транспорт. В облике каждой платформы есть что‑то необычное. Например, «Авиастроительная» по оформлению напоминает фюзеляж самолёта. На её сводах освещение как у громадного лайнера. «Аметьево», сделанная в стиле хай‑тек, — самая светлая, поэтому пассажиры любят устраивать здесь фотосессии. На «Дубравной» обыгрывается название: тут есть колонны с зелёной подсветкой, похожие на деревья. А на «Проспекте Победы» можно увидеть люстры в форме салюта.

Ниже рассказываем ещё про несколько станций подземки столицы Татарстана, которые заслуживают внимания.

«Кремлёвская»

Что рядом: Ивановский спуск, Национальный музей Татарстана, Казанский кремль, мечеть Кул‑Шариф, Богоявленский собор, ж/д вокзал

Самое впечатляющее на этой станции, расположенной в самом сердце города, — огромная мозаика на потолке в виде змея‑дракона Зиланта, персонажа татарских мифов. Именно он изображён на гербе Казани. Считалось, что крылатое существо обитало либо в окрестностях города, либо непосредственно на холме, где сейчас возвышается кремль.

Станция метро «Кремлёвская»
A. Savin, FAL

Стены вдоль станции напоминают старинную каменную кладку цитадели. Украшают интерьер восточные мозаики, рассказывающие о жизни средневекового города во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства. На платформе установлены пять мини‑вышек. Центральная напоминает знаменитую падающую башню Сююмбике, две крайние — дозорные строения, а промежуточные — минареты.

Ещё по теме
 

«Площадь Тукая»

Что рядом: пешеходные улицы Баумана и Петербургская, ГУМ, театр имени Камала

Стены станции украшают 22 мозаики. Это сюжеты из стихов и сказок татарского поэта Габдуллы Тукая. На левой стене — городские легенды и портрет самого писателя, а на правой — рассказы о сельской жизни.

На одном из панно пассажиры могут увидеть зловредного шурале. Это лесное существо с рогом во лбу и длинными пальцами, которое способно убить человека щекоткой. Ещё один персонаж, который наводит ужас на детей в Татарстане, — ведьма‑водяная, которая преследует тех, кто возьмёт её гребень для волос.

Станция метро «Площадь Тукая»
A. Savin, FAL

«Суконная слобода»

Что рядом: театр кукол «Экият», набережная озера Нижний Кабан, парк «Туган Авылым», Аллея Славы с экспозицией исторических трамваев

Во времена Петра I в центральной части Казани располагалась Суконная слобода с крупными фабричными корпусами и мелкими частными мануфактурами. И хотя в наши дни мало что напоминает о производственном прошлом территории, местная станция метро получила историческое название.

Стены и платформа облицованы в коричневый и серый мрамор. Фонари, вензеля, шрифт в оформлении воссоздают атмосферу промышленно‑торговой слободы XVIII-XIX веков.

Станция метро «Суконная слобода»
A. Savin, FAL

Оплата проезда

В казанском метро не обязательно стоять в очереди, чтобы купить билет. На всех турникетах проезд можно оплатить с помощью телефона, на котором установлено приложение платёжной системы Mir Pay. Или банковской карточкой с технологией бесконтактной оплаты — если на ней есть значок антенны.

Альтернатива — купить транспортную карту и записать на неё нужное количество поездок. Жители Казани также используют её в городских автобусах, троллейбусах и трамваях.

Можно приобрести и одноразовые пластиковые жетоны на транспорт. Важный момент: они запрограммированы на один день, то есть воспользоваться ими назавтра уже не получится.

Актуальную стоимость проезда можно уточнить на транспортном сайте города Казани.

Фото: сайт МУП «Метроэлектротранс»

Часы работы метро

Подземка работает каждый день без выходных. Открывается в 6:00 и закрывается в 24:00.

Как часто ходят поезда

По будням в самые загруженные часы (с 7:00 до 8:30, с 17:00 до 18:30) поезда приезжают на станцию каждые 5-6 минут. В остальное время интервалы движения составляют от 7 до 9 минут. По субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни поезда ходят раз в 9 минут.

Заключение

Как и в Москве и Санкт‑Петербурге, казанское метро — полноценная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть города. Здесь можно полюбоваться восточными орнаментами и мозаичными панно, погрузиться в историю и культуру, а также сделать атмосферные фото в красивых интерьерах на фоне движения поездов. А познакомиться с другими локациями Казани путешественникам помогут опытные местные гиды. Их предложения можно найти на сайте Tripster.

Автор: Антон Бурлаков

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Вперёд в будущее: новые города РоссииВперёд в будущее: новые города России Где увидеть футуристичные здания, беспилотные такси и сцену на воде

Еще экскурсии по теме