Факты и мифы метро Казани
История строительства и самые красивые станцииСхема Казанского метрополитена
Подземка в столице Татарстана — четвёртая по длине в России (после Москвы, Санкт‑Петербурга и Нижнего Новгорода). Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает 11 станций. В ближайшие годы подземную транспортную сеть планируют расширить, открыв новую ветку.
Как создавалось казанское метро
Столица Татарстана может похвастаться самым молодым метро в России. Это первая и единственная на сегодняшний день подземка, которую построили не в советское время, а уже после распада СССР.
По негласному правилу, в Советском Союзе метрополитен полагался лишь городам с населением больше миллиона человек. Казань перешагнула этот рубеж в 1979 году. Местные специалисты обосновали необходимость строительства подземной транспортной сети, провели геологические работы и даже успели объявить конкурс для жителей города на лучшие названия станций. Однако стоимость открытия подземки была немаленькой, и из‑за сложной экономической ситуации строительство объекта отложили на неопределённое время. Первые тоннели начали пробивать уже в постсоветской России — в 1997 году.
В 2005 году Казань отмечала тысячелетие — в преддверии этого события в городе открыли первый участок из пяти станций. В 2013 году столица Татарстана стала площадкой для проведения летней Универсиады: к этому времени метро приросло ещё несколькими новыми остановками.
Сеть метрополитена в Казани постепенно продолжают расширять. К 2027‑му МУП «Метроэлектротранс» города планирует открыть для пассажиров первые четыре станции новой ветки: «Улицу Юлиуса Фучика», «10‑й микрорайон», «100‑летие ТАССР» и «Улицу академика Сахарова».
Тоннель под рекой, короткие поезда и другие интересные факты
Строительство метрополитена — сложнейший инженерный процесс, а во время работ происходит много непредвиденного и интересного. Вот несколько примечательных фактов о казанской подземке.
Имена кротов. В любом метрополитене шахты между станциями пробивают с помощью специальных комплексов (они также известны как щиты‑гиганты и кроты). В России их принято ласково называть женскими именами. В Москве подземку строили «Надежда», «Виктория», «Лилия» и «Победа», а вот метро столицы Татарстана обязано своим появлением «Сююмбике», «Катюше», «Полине» и «Алтынчеч».
К истории — бережно. Тоннели для подземного транспорта в Казани прокладывали по особой системе, сверяясь с картой 1711 года. Специалистам было важно тщательно изучить геологическую информацию и не уничтожить сохранившиеся под землёй исторические артефакты. При строительстве инженеры находили деревянные срубы, кирпичную кладку и даже нераскупоренную бутылку вина 1912 года.
Казанская подземка неглубокая. Это редкий случай, когда все станции находятся на одинаковом уровне — на глубине 16 метров. Удивительно, что на одной линии с подземными остановками располагается единственная в Казани наземная станция «Аметьево». Из‑за особенностей ландшафта она оказалась над землёй, при этом у тоннелей нет резких подъёмов.
Под рекой. Один из участков длиной два километра — от «Кремлёвской» до «Козьей слободы» — проходит под рекой Казанкой. Расстояние от поверхности воды до тоннеля составляет 32 метра — это высота десятиэтажного дома! По словам специалистов, шахты спроектированы таким образом, что проникновение воды в них исключено: безопасности пассажиров ничто не угрожает.
Для тех, кто спешит. Среднее расстояние между станциями казанского метро — 1,76 километра. Время в пути между остановками составляет две‑три минуты. Маршрут от одной конечной станции — «Авиастроительной» — до другой — «Дубравной» — занимает у пассажиров всего полчаса.
Компактность. В казанском метрополитене непривычно короткие поезда. Они имеют по три‑четыре вагона. Каждый поезд способен чуть больше 300 пассажиров.
Символизм в мелочах. Логотип метро в столице Татарстана зелёного цвета, который считается священным в исламе. В нём угадываются очертания тюльпана и арок мечети Кул‑Шариф — одной из главных визитных карточек города.
Самые примечательные станции
Метро Казани — не просто общественный транспорт. В облике каждой платформы есть что‑то необычное. Например, «Авиастроительная» по оформлению напоминает фюзеляж самолёта. На её сводах освещение как у громадного лайнера. «Аметьево», сделанная в стиле хай‑тек, — самая светлая, поэтому пассажиры любят устраивать здесь фотосессии. На «Дубравной» обыгрывается название: тут есть колонны с зелёной подсветкой, похожие на деревья. А на «Проспекте Победы» можно увидеть люстры в форме салюта.
Ниже рассказываем ещё про несколько станций подземки столицы Татарстана, которые заслуживают внимания.
«Кремлёвская»
Что рядом: Ивановский спуск, Национальный музей Татарстана, Казанский кремль, мечеть Кул‑Шариф, Богоявленский собор, ж/д вокзал
Самое впечатляющее на этой станции, расположенной в самом сердце города, — огромная мозаика на потолке в виде змея‑дракона Зиланта, персонажа татарских мифов. Именно он изображён на гербе Казани. Считалось, что крылатое существо обитало либо в окрестностях города, либо непосредственно на холме, где сейчас возвышается кремль.
Стены вдоль станции напоминают старинную каменную кладку цитадели. Украшают интерьер восточные мозаики, рассказывающие о жизни средневекового города во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства. На платформе установлены пять мини‑вышек. Центральная напоминает знаменитую падающую башню Сююмбике, две крайние — дозорные строения, а промежуточные — минареты.
«Площадь Тукая»
Что рядом: пешеходные улицы Баумана и Петербургская, ГУМ, театр имени Камала
Стены станции украшают 22 мозаики. Это сюжеты из стихов и сказок татарского поэта Габдуллы Тукая. На левой стене — городские легенды и портрет самого писателя, а на правой — рассказы о сельской жизни.
На одном из панно пассажиры могут увидеть зловредного шурале. Это лесное существо с рогом во лбу и длинными пальцами, которое способно убить человека щекоткой. Ещё один персонаж, который наводит ужас на детей в Татарстане, — ведьма‑водяная, которая преследует тех, кто возьмёт её гребень для волос.
«Суконная слобода»
Что рядом: театр кукол «Экият», набережная озера Нижний Кабан, парк «Туган Авылым», Аллея Славы с экспозицией исторических трамваев
Во времена Петра I в центральной части Казани располагалась Суконная слобода с крупными фабричными корпусами и мелкими частными мануфактурами. И хотя в наши дни мало что напоминает о производственном прошлом территории, местная станция метро получила историческое название.
Стены и платформа облицованы в коричневый и серый мрамор. Фонари, вензеля, шрифт в оформлении воссоздают атмосферу промышленно‑торговой слободы XVIII-XIX веков.
Оплата проезда
В казанском метро не обязательно стоять в очереди, чтобы купить билет. На всех турникетах проезд можно оплатить с помощью телефона, на котором установлено приложение платёжной системы Mir Pay. Или банковской карточкой с технологией бесконтактной оплаты — если на ней есть значок антенны.
Альтернатива — купить транспортную карту и записать на неё нужное количество поездок. Жители Казани также используют её в городских автобусах, троллейбусах и трамваях.
Можно приобрести и одноразовые пластиковые жетоны на транспорт. Важный момент: они запрограммированы на один день, то есть воспользоваться ими назавтра уже не получится.
Актуальную стоимость проезда можно уточнить на транспортном сайте города Казани.
Часы работы метро
Подземка работает каждый день без выходных. Открывается в 6:00 и закрывается в 24:00.
Как часто ходят поезда
По будням в самые загруженные часы (с 7:00 до 8:30, с 17:00 до 18:30) поезда приезжают на станцию каждые 5-6 минут. В остальное время интервалы движения составляют от 7 до 9 минут. По субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни поезда ходят раз в 9 минут.
Заключение
Как и в Москве и Санкт‑Петербурге, казанское метро — полноценная достопримечательность города. Здесь можно полюбоваться восточными орнаментами и мозаичными панно, погрузиться в историю и культуру, а также сделать атмосферные фото в красивых интерьерах на фоне движения поездов. А познакомиться с другими локациями Казани путешественникам помогут опытные местные гиды. Их предложения можно найти на сайте Tripster.
Автор: Антон Бурлаков
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Прокатиться по современному центру и увидеть город в новом свете и цвете
Объехать город на автобусе, увидеть весь исторический центр и побывать в кремле и мечети Кул-Шариф
Изучить непарадную Казань и узнать, чем жили улицы на рубеже 80-90 годов
Максимально насыщенная обзорная экскурсия для тех, кто любит всё и сразу