Секреты метро Екатеринбурга

14 янв 2023, обновлено 28 окт 2024
Секреты метро Екатеринбурга

Найти экскурсию

Показать
Екатеринбургское метро молодое (открылось только в 1991 году) и не самая очевидная достопримечательность города, но ради интереса здесь можно прокатиться и посмотреть на необычное оформление некоторых станций. Например, на одной из них пассажиры окажутся в огромном «улье» из десятков сот, на другой — в космических просторах, где чёрный мрамор имитирует звёздное небо. А ещё тут есть станция, похожая на салон огромного самолёта. Приглашаем в небольшую виртуальную поездку по атмосферному метро Екатеринбурга.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Елизавета

    Бывшая сотрудница журнала «Уральский следопыт», а сейчас знаток городской культуры и всего нового, что происходит в Екатеринбурге.

Фото: Евгений Смирнов, CC BY-SA 4.0

История строительства

Свердловский метрополитен (Екатеринбургу вернули историческое название после распада СССР) начал свою работу 26 апреля 1991 года. Этого памятного дня жители ждали почти 25 лет! Дело в том, что в 1967‑м Свердловск стал городом-миллионником и именно тогда получил право на строительство метро. Среди местных сразу пошли разговоры и мечты о подземке прямо как в Москве.

Не в полную силу

Поначалу пассажиров было очень мало, это даже привело к тому, что в четырёхвагонных составах использовались только первый и последний вагоны, а в промежуточных были просто заблокированы двери. Позже, по некоторым данным, на линии стали временно эксплуатировать составы из трёх вагонов. В таком виде метро работало полтора года.

Елизавета, гид в Екатеринбурге

Но стройка началась не сразу — только в 1980 году. Сроки открытия метро несколько раз переносили, поэтому первые три станции — «Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей» — приняли пассажиров только спустя 11 лет. Позже на единственной ветке екатеринбургского метро стали появляться новые остановки. Последнюю на сегодняшний день, «Чкаловскую», открыли в 2012 году.

15 ноября 1974 года. И. А. Сабуров и П. П. Брагин у самоходной буровой установки • 9 июля 1977 года. Схема линий метро, опубликованная в газете «Вечерний Свердловск» • 1980 год. Закладка ствола первой шахты Свердловского метрополитена

Сегодня линия метро состоит из девяти действующих станций. Для сравнения: в петербургской подземке станций в восемь раз больше, а в московской — почти в 28. В планы мэрии Екатеринбурга входит строительство ещё двух веток — их даже частично изобразили на карте метро. Но точного понимания, когда они появятся, нет.

При своей небольшой протяжённости Екатеринбургский метрополитен не самый короткий в России. Это звание принадлежит так и не запущенной подземке Омска: там с 2000‑х годов, когда началось плановое строительство, была построена всего одна станция. Потом деньги кончились, и проект законсервировали. Так омское метро всего с одной станцией на схеме стало поводом для многочисленных шуток в интернете.

Схема метро Екатеринбурга

Станции метро в Екатеринбурге

Посетить стоит каждую, чтобы полюбоваться интересным архитектурным оформлением. Почти все станции метро имеют тематические интерьеры. Они посвящены космосу, спорту, рабочим-машиностроителям или даже Уральской земле. Рассказываем про особенности станций на единственной линии екатеринбургской подземки.

«Проспект Космонавтов»

Конечная остановка Екатеринбургского метро в северной части города. Тема её оформления — космос. Здесь словно оказываешься в кадрах из фильмов про «Звёздные войны» — на борту космического лайнера. Путевые стены станции украшает чёрный мрамор с белыми прожилками, напоминающий звёздную тьму за бортом, а все потолочные светильники выглядят как сопла космических кораблей.

Рок‑архитектор

В строительстве станции, будучи студентом Уральского государственного архитектурно-художественного университета, принимал участие будущий лидер групп Nautilus Pompilius и «Ю‑Питер» Вячеслав Бутусов. Кроме того, будущий музыкант нарисовал чертежи облицовки колонн.

Елизавета, гид в Екатеринбурге
Фото: A.Savin, FAL

«Уралмаш»

Эта станция метро Екатеринбурга расположена рядом со знаменитым заводом «Уралмаш», поэтому главным мотивом в оформлении стал труд уральских рабочих. Именно поэтому на сводчатом потолке станции можно увидеть необычные диагональные «прорези» со светильниками, которые напоминают резьбу винта.

Сложно выговорить

Проектное название — «Орджоникидзевская», по имени наркома Серго Орджоникидзе, — хотели присвоить станции по логике её месторасположения, прямо в центре одноимённого района. Потом решили, что название для станции с фонетической точки зрения не совсем удачное, труднопроизносимое.

Елизавета, гид в Екатеринбурге
Фото: A.Savin, FAL

«Машиностроителей»

Ещё одна «индустриальная» станция Екатеринбургского метрополитена. Она находится недалеко от машиностроительного завода имени М. И. Калинина — одного из крупнейших промышленных предприятий города. На стенах станции можно увидеть сюжетные панно с изображением рабочих завода, например как они трудятся за станками или героически уходят на фронт во времена Великой Отечественной войны. Именно на «Машиностроителей» в 1991 году состоялся торжественный митинг в честь открытия метро.

Народный дизайн

Лампы на станции в виде блестящих труб с круглыми белыми плафонами — идея работников завода.

Елизавета, гид в Екатеринбурге
Фото: A.Savin, FAL

«Уральская»

Эту станцию метро также называют «воротами города», потому что она расположена рядом с железнодорожным вокзалом и автовокзалом Екатеринбурга. Оформление тут лаконичное и строгое. Главные декоративные элементы — это геометрические узоры на гранитном полу, а также кованые светильники. Мрамор для отделки стен здесь использован местный, добытый в Нижнетагильском месторождении — как символ мощи и богатства Урала.

Фото: A.Savin, FAL

«Динамо»

Самая «спортивная» станция метрополитена, при оформлении которой архитекторы явно вдохновились античностью. Перрон украшают стилизованные под гигантские факелы светильники, а в конце платформы установлена бронзовая копия статуи «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона. Название и тематика оформления выбраны неслучайно: рядом со станцией «Динамо» находятся одноимённый стадион и Дворец игровых видов спорта «Уралочка».

Фото: A.Savin, FAL

«Площадь 1905 года»

Станция метро в самом сердце Екатеринбурга, посвящённая первой русской революции. Она была открыта прямо у здания городской администрации и площади 1905 года, от которой и получила своё название. Интерьер явно делали с оглядкой на первые советские станции станции московского и санкт-петербургского метро, богато отделанных дорогими материалами. В оформлении станции «Площадь 1905 года» использовали контрастное сочетание цветов — белого мрамора и красного карельского гранита, массивные стеклянные светильники и бра. А путевые стены украшают декоративные вставки в технике флорентийской мозаики.

Находки из прошлого

Во время строительства станции на глубине восемь метров метростроевцы откопали трапециевидную конструкцию из дерева. Археологи пришли к выводу, что это был фрагмент локального водопровода или канализации самых первых дней существования города.

Елизавета, гид в Екатеринбурге
Фото: A.Savin, FAL

«Геологическая»

Первая станция Екатеринбургского метрополитена, открытая уже в XXI веке — в декабре 2002 года. Тематически эта станция метро посвящена богатству уральских недр. Визуально она не поражает дизайном, но суть тут в отделке, для которой был использован только местный мрамор чёрных тонов. Есть здесь и немного декоративных элементов: мозаичные вставки на путевых стенах из разных сортов камня изображают земную кору в разрезе.

Фото: A.Savin, FAL

«Чкаловская»

Необычная станция метрополитена, которую открыли в 2012 году и специально сделали похожей на самолёт. Например, стены благодаря изгибу напоминают салон аэросудна, потолочный свод внешне похож на самолётное крыло, а торцевую стену украшает несколько больших часов с циферблатами в виде бортовых приборов. Они показывают время в четырёх городах: Москве, Архангельске, Ванкувере и Сан‑Франциско.

Такое оформление — не случайность. Станция метро посвящена известному советскому лётчику В. П. Чкалову. В 1937 году он совершил свой знаменитый перелёт из Москвы в США через Северный полюс. Преодолел это огромное расстояние Чкалов на самолёте АНТ‑25 с номером борта URSS N025. Именно эти цифры и буквы можно увидеть на потолочном своде станции — в яркой красной подсветке.

Фото: A.Savin, FAL

«Ботаническая»

Конечная станция метро с южной стороны города. Её архитектура вдохновлена Ботаническим садом Екатеринбурга, который расположен неподалёку.

Все стены и потолок здесь украшают элементы в форме пчелиных сот — как символ растительной клетки, основы всего живого на Земле. Они нанесены на металлические колонны на платформе, в сотах расположена каждая буква названия станции на путевых стенах, шестиугольную форму имеют даже светильники на «Ботанической».

Круглое число

«Ботаническая» — восьмая по счёту станция екатеринбургского метро и 300‑я станция метро в России.

Елизавета, гид в Екатеринбурге

Ещё одна отличительная черта «Ботанической» — рекордное количество выходов на поверхность. Здесь их восемь — больше, чем у любой другой станции Екатеринбургского метрополитена.

Фото: A.Savin, FAL

Заключение

Несмотря на свой юный возраст и небольшое количество станций, метро Екатеринбурга помнит много интересных историй и даже хранит свои тайны. Всё самое‑самое о единственной линии подземки может рассказать опытный местный гид на тематической экскурсии от Tripster. Например, путешественники узнают, сколько в екатеринбургском метро существует счастливых примет и какая станция самая глубокая. И даже смогут послушать мистические легенды о призраках! Такое погружение в историю Екатеринбургского метрополитена отлично дополнит знакомство с городом.

Автор: Никита Показанников

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Екатеринбург: зачем ехать в столицу УралаЕкатеринбург: зачем ехать в столицу Урала Уличное искусство, шедевры конструктивизма и ностальгия по 90‑м

Еще экскурсии по теме