Лучшие железнодорожные музеи России
От Петербурга до СахалинаМузей железных дорог России
Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корп. 2
Главная железнодорожная экспозиция страны. Музейный комплекс занимает 57 тысяч м², что сопоставимо с площадью полноценного ж/д вокзала, а в коллекции — более сотни составов.
Здесь можно увидеть П36-0251 — последний пассажирский паровоз, построенный в Советском Союзе, или, например, знаменитого «Крокодила» — электровоз с выразительным профилем, похожий на тропического хищника.
Один из самых интересных экспонатов — служебный вагон состава, курсировавшего по Китайско-Восточной железной дороге в первой половине ХХ века. Бронированный, с залом для заседаний, кухней, многочисленными антресолями, мраморными раковинами, он предназначался исключительно для высокопоставленных лиц. Предположительно, когда-то в нём путешествовали адмирал Колчак и последний император Китая Пу И.
А самый необычный экспонат — макет паровоза Эр-791-81 в разрезе. Посетители могут не только увидеть внутренности локомотива, но и, надев 3D-бинокуляры, понаблюдать, как вода нагревается в котле и превращается в пар.
Есть здесь и другие интерактивные экспонаты. Например, гостям предлагают послушать звуки железной дороги, прикладывая к уху металлические рожки. Или сесть за руль тепловоза-симулятора, где воссоздан не только пульт управления, но и виды за окном. Полное погружение обеспечено!
Музей Московской окружной железной дороги
Адрес: Москва, 3-я Магистральная улица,19, стр. 3
Небольшая, но атмосферная экспозиция находится в здании 1908 года, построенного по проекту знаменитого архитектора Александра Померанцева. Здесь можно заглянуть в воссозданный «офис» Петра Рашевского — проектировщика окружной дороги, увидеть фрагмент рельса 1904 года и узнать принцип работы электрожезловой системы — конструкции, с помощью которой регулировалось движение поездов на малозагруженных участках.
Среди экспонатов — сигнальные флажки 1930-х годов, коллекция железнодорожных плакатов, а также многочисленные исторические фотографии. Есть в музее и небольшая фотозона со станционным колоколом: когда-то один удар сообщал о прибытии состава, а три — об отправлении. Обязательно позвоните в него и не забудьте записать видео на память!
Ретровыставка железнодорожной техники
Адрес: Воронеж, площадь Черняховского, 1
Визит в этот музей под открытым небом — отличный способ скоротать время в ожидании поезда: экспозиция расположена возле главного городского вокзала, открыта круглосуточно, а её посещение бесплатно.
Коллекция небольшая, но интересная. Самый яркий экспонат — паровоз образца 1950-х с узнаваемой красной звездой на носу; самый необычный — копия велодрезины, на которой в конце XIX столетия по путям передвигались дорожные рабочие. А один из старейших — путевой струг, выпущенный в 1936-м. Эту машину использовали для очистки путей от снега и для ремонта земляного полотна.
Любителям истории железнодорожного транспорта понравятся стенды с образцами рельсов разных стран и эпох. Среди них — английские, изготовленные во времена королевы Виктории, или, например, отечественные, выплавленные в Ленинграде в конце 1940-х.
Паровозы России
Адрес: Нижний Новгород, микрорайон Сортировочный (между платформами Сортировочная и Кондукторская)
Ещё один музей под открытым небом, правда, в отличие от воронежского, расположился далеко и от главного вокзала, и от центра города — ехать сюда из исторической части Нижнего придётся около часа. Наградой станет небольшая, но атмосферная экспозиция: в коллекции более 30 образцов железнодорожной техники конца XIX — середины ХХ века.
Среди самых ценных экспонатов — редкий промышленный паровоз Ь (ерь) вн-9773. Он был выпущен в 1900-х в Санкт-Петербурге — в цехах Невского судостроительного завода. Сохранилось всего четыре локомотива этой марки. Кстати, производили паровозы и в Нижнем — на заводе «Красное Сормово». Один из них — локомотив серии С — тоже есть в коллекции.
Погружают в атмосферу старины и другие ретроэкспонаты: переводной стрелочный механизм, старинный семафор и, конечно, воссозданная пассажирская платформа в дореволюционном стиле.
Поволжский музей железнодорожной техники
Адрес: Самара, улица Литвинова, 332а
Экспозиция рассказывает об истории Куйбышевской железной дороги и о развитии железнодорожного транспорта в России.
На открытой площадке выставлены образцы рельсов, семафоры, путевые знаки и старые поезда. Например, магистральный паровоз П36, который выпускали в 1950-х и в народе прозвали «генералом» — из-за продольных полос-лампасов по бокам. Или первый в Советском Союзе скоростной электропоезд — ЭР200, курсировавший между Москвой и Северной столицей.
Оказавшись здесь, обязательно загляните в изящный деревянный домик с большими окнами — здание станции 1874 года. Его перенесли сюда из Пензенской области. Несмотря на солидный возраст, оригинальные брёвна отлично сохранились — именно их использовали для восстановления архитектурного памятника. Внутри — реконструированная комната дежурного с предметами интерьера XIX столетия. А в расположенном здесь же кинозале крутят кинохронику, посвящённую Куйбышевской железной дороге.
Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги
Адрес: Челябинск, улица Железнодорожная, 11
Открылся он в 2020 году рядом с главным железнодорожным вокзалом Челябинска. Проект здания Центра разрабатывали специально, а таких построек в России больше пока нет нигде. Похожие здания есть только в Швейцарии (Музей часов) и в Нью-Йорке (Музей Гуггенхайма).
Центр исторического наследия занимает четыре этажа и полностью посвящён истории Южно-Уральской железной дороги. Построен он в виде спирали вокруг огромного атриума с мультимедийным экраном, по которому бесконечно идут всевозможные паровозы.
Экспозиция тоже «спиральная»: сначала вы знакомитесь с первыми изобретателями паровозов и постепенно поднимаетесь вверх — к современным технологиям, которые используются на железной дороге. Каждый сектор оформлен в тематике исторического периода: например, в части, посвящённой дореволюционным железным дорогам, воссоздан интерьер купе для пассажиров первого класса.
В Центре десятки макетов и подлинных предметов. Например, станционный колокол со станции Чернявская, в который звонят все желающие. Есть даже настоящая кабина электропоезда «Ласточка» с симулятором машиниста, где каждый может попробовать управлять этой техникой.
Нагулявшись по музею, не спешите уходить. Рядом со зданием находится выставка железнодорожной техники под открытым небом. Здесь тоже интересно: на путях выстроились старинные паровозы и электровозы, среди которых есть даже «ЗУБ» — машина для уборки земли и снега с рельс, и раритетный промышленный электровоз серии «В» — в СССР таких было всего 26 штук, а привезли их из Италии для обмена опытом между странами.
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги
Адрес: Екатеринбург, Вокзальная улица, 14
Находится в здании бывшего железнодорожного вокзала, возведённом в 1878-м. Впервые увидев эту богато декорированную постройку в неорусском стиле, писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк пришёл в неописуемый восторг и впоследствии писал, что вокзалы Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода с ней «трудно даже сравнить».
В музее два отдела — исторический и технический. Среди экспонатов — путеизмерительные инструменты, старинные средства железнодорожной связи, макеты станций и даже воссозданный по старым фотографиям перрон Екатеринбургского вокзала со скамейкой, где «отдыхает» загадочная дама «с корзиной, картонкой и маленькой собачонкой» — как в известном стихотворении Самуила Маршака.
После визита в музей погуляйте вокруг здания и устройте небольшую фотосессию на площадке перед «теремком». Здесь установлены скульптуры, посвящённые железнодорожникам и пассажирам. Селфи на память можно сделать в компании звонящего в колокол начальника станции, гражданина с чемоданами или проводницы с чаем.
Выставочный центр истории Западно-Сибирской железной дороги
Адрес: Новосибирск, улица Дмитрия Шамшурина, 39
Экспозиция в стенах бывшего ДК «Транспортник» рассказывает о строительстве Транссиба и о модернизации подвижных составов.
В залах музея можно изучить коллекцию телеграфных аппаратов Морзе, станционные колокола и макет первого русского паровоза, построенного в 1833-м в Нижнем Тагиле.
Один из самых интересных экспонатов — жестяная «шарманка». Так называли похожие на музыкальный инструмент переносные сундучки машинистов. В них они носили всё необходимое для рейса — документы, инструменты и даже еду. А выставленное здесь фортепьяно XIX века когда-то принадлежало семье Николая Тихомирова — известного русского инженера-путейца и одного из основателей Новосибирска.
Музей истории Сахалинской железной дороги
Адрес: Южно-Сахалинск, Вокзальная улица, 14
Открылся в 2004-м в городском Доме культуры железнодорожников. Часть экспозиции расположилась на открытой площадке возле здания: здесь выставлены образцы железнодорожной техники.
В залах музея гости знакомятся с историей развития ж/д сообщения на острове. Здесь можно посмотреть редкие документы, архивные фотографии и предметы: первые компостеры и локомотивные радиостанции, коллекцию подстаканников фирменного поезда «Сахалин» и даже символический ключ от вокзала Южно-Сахалинска.
Но самое интересное находится на открытой площадке музея железной дороги. Коллекция здесь собрана уникальная. Всё дело в том, что железную дорогу на Сахалине начали строить в годы японской оккупации. Первую узкоколейку японцы проложили ещё в 1906-м, а поезда из Страны восходящего солнца эксплуатировались здесь вплоть до 2000-х — окончательная «перешивка» местной железной дороги по российскому стандарту завершилась только в 2019-м.
Сегодня образцы иностранной техники — главная гордость местной коллекции. Здесь выставлены снегоочистители, паровозы, экскаваторы и прочие машины из Японии, которые не увидишь ни в одном российском музее.
Заключение
Музеи железных дорог в России не редкость, но у каждого своя фишка. Так, питерская экспозиция впечатляет интерактивными экспонатами, южно-сахалинская — уникальными экземплярами японской техники, а екатеринбургская — расположением: музейное здание само по себе городская достопримечательность.
Изучать такие экспозиции интересно и самостоятельно, но гораздо познавательнее прогулка по музею станет в компании гида. Местные проводники расскажут самое важное о развитии железнодорожного транспорта в своём регионе, а заодно подскажут, что ещё посмотреть в городе.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии