Кто такие казаки
Горячие головы и богатая культура: откуда пошло казачество и в чём его особенности [18+]Кто такие казаки и почему их так назвали
Впервые в русском языке в письменном источнике слово «казак» появляется в 1395‑м в значении «свободный человек», «вольнонаёмный работник». Ещё раньше казак упоминался в «Сугдейском синаксаре» (греческой рукописной книге) начала XIV века — в значении «страж».
Некоторые историки считают, что слово родом из тюркского языка и имеет несколько толкований: «вольный человек», «бродяга» и даже «разбойник». Есть и монгольский вариант происхождения: от «ко» — броня и «зах» — граница, что буквально переводится как «страж границы».
Казаки в Российской империи были отдельным сословием со своими традициями и укладом. Они несли воинскую службу, ходили в походы и даже участвовали в исследовательских экспедициях.
В современной России это граждане, которые относят себя к казачеству и потомкам казаков. Их общества и объединения существуют в более чем 70 субъектах РФ.
Происхождение казачества
Историки до сих пор не могут сойтись во мнении по поводу возникновения этого сословия. Существует масса теорий о происхождении казачества, среди которых больше всего сторонников у двух прямо противоположных версий.
По самой популярной оно возникло к середине XVI века на Диком поле (территории причерноморских и приазовских степей) между реками Днестр и Дон. Численность казачества постоянно увеличивалась за счёт беглых людей, укрывающихся на этих землях от закона или от налогов.
Вторая теория о том, как могло появиться казачество, отсылает к античной эпохе. Её сторонники определяют казаков как особый народ. По их мнению, он сформировался в начале нашей эры из‑за смешения племён, которые говорили на славянских наречиях.
Есть и другие версии. По мнению историка Л. Н. Гумилёва, казачество могло произойти от половцев, которые приняли христианскую веру.
Казаки на Руси
До XIV века вольные люди активно грабили и разбойничали. Ситуация изменилась в 1549 году, когда Иван Грозный начал нанимать казаков на государственную службу, в составе нерегулярных войск. А с XVII столетия они стали привилегированным военным сословием.
Вопреки распространённому мнению, казачество состояло не только из русских и украинцев. В зависимости от территории в него входили татары, башкиры, буряты, чеченцы, калмыки, эвенки и прочие народы.
Интересно, что в некоторых литературных источниках к казакам относят даже знаменитого богатыря Илью Муромца. Так, в былине, которую записал учёный А. Ф. Гильфердинг в 1871 году, его так и называют «Старый казак Илья Муромец».
Участие казаков в войнах
С XVIII по XIX век «вольные люди» участвовали во всех крупных сражениях. И неудивительно, ведь все мужчины в казачестве обязаны были нести военную службу с восемнадцати. Причём не год или два, а 20 лет!
Впервые официально (как царская армия) казаки участвовали в 1552 году при покорении Казани. Причём не просто взяли город штурмом, а устроили настоящие сапёрные работы: вырыли подкопы под крепостью, заложили туда бочки с порохом и подожгли. Прогремел взрыв, стены были частично разрушены, а казачье войско вошло в город.
Участвовали казаки и в морских сражениях. Например, во время русско‑шведской войны 1656–1658 годов в битве у острова Котлин в Финском заливе. После победы над шведами им удалось захватить вражеский корабль с командой и капитаном.
А в войне 1812 года казаки едва не взяли в плен самого Наполеона! Три казачьих отряда под Малоярославцем (территория современной Калужской области) захватили орудия вражеской артиллерии. Часть из них атаковала неприятельский эскадрон, который стоял рядом, — там в это время находился Наполеон. Но, пока казаки занимались орудиями, император успел скрыться.
Не остались они в стороне и во время Первой мировой войны. Только с Кубани было мобилизовано около 110 тысяч казаков, а общая их численность в армии превышала 4 миллиона человек. Они прославились своими подвигами и героизмом, наводившим ужас на неприятеля. Например, «волчья сотня» (особое казачье формирование) под командованием есаула А. Г. Шкуро стала первым спецназом в русской военной истории.
Революция 1917 года расколола казачество: часть осталась сражаться за Белое движение, а другие перешли на сторону советской власти. После окончания Гражданской войны казаки стали жертвами репрессий, но даже тогда не перестали служить в армии. С началом Великой Отечественной начали создаваться как регулярные, так и добровольческие казацкие части, которые участвовали практически во всех ключевых сражениях. Интересно, что большинство казаков-добровольцев приходили в армию плохо вооружёнными и на лошадях, за что и стали называться «дикими дивизиями».
Восстания
История казачества в России — это не только «государева служба», но ещё и частые бунты, которые возникали из‑за разногласий между вольными людьми и властью. К самым знаменитым из них относятся:
Восстание Ивана Болотникова
Проходило с 1606 по 1607 год. В нём участвовали представители казачества, дворянства и крестьяне. Его предводитель — казак Болотников, который за границей познакомился с самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия. Лжецарь отправил Болотникова в Россию в качестве воеводы. Бунт длился недолго: в 1607 году войска Василия Шуйского разгромили заговорщиков, а их предводитель был казнён.
Восстание Степана Разина
Длилось с 1667 по 1671 год. По мнению историков, оно случилось из‑за ужесточения крепостного права и роста налогов. Восстание возглавил донской казак Разин, который обещал «дать волю» крепостным. В итоге бунт был жестоко подавлен, а лихого атамана публично казнили в Москве.
Восстание Емельяна Пугачёва
Одно из самых кровопролитных в истории России. Началось в 1773 году и быстро переросло в масштабную войну казаков и крестьян с правительством Екатерины II. Пугачёв объявил себя царём Петром Фёдоровичем (Петром III). Он обещал бунтовщикам привилегии: возвращение земель, освобождение от налогов, прощение совершённых преступлений и т. д. Восстание продолжалось до 1775‑го, когда Пугачёва арестовали и казнили.
Воинская иерархия казаков
Хотя казачество по своей сути — общественная организация, чины здесь строго регламентируются. Документально это зафиксировано в 1772‑м в «Табеле о рангах», изданном ранее по указу Петра I. Туда входили:
- старшие офицеры — полковники и подполковники, войсковые старшины,
- младшие офицеры — есаулы, хорунжие, сотники,
- нижние чины — рядовые, вахмистры, урядники и приказные.
С тех пор эта иерархия сильно не менялась. В 1880–1884 годах к списку добавили чин подъесаула и подхорунжего.
Современные казачьи чины закреплены указом президента России. Закон регламентирует и знаки казачьего отличия (лычки и погоны), которые распределяются согласно званиям.
Виды войск у казаков
Кроме разделения по воинским званиям, казачество делится ещё и по территориальному признаку. Виды войск зависят от мест, где проживают казаки.
В России насчитывается более 10 казачьих войск. Среди них не только донские и кубанские казаки, но и «вольные люди» из более отдалённых регионов. Например, Забайкальское и Иркутское войсковые казачьи общества. У каждого из них существует собственное знамя и герб, который охраняется законом.
Форма и оружие
До XIX века внешний вид — то, как одевается и какое оружие носит казак, — официально нигде не регламентировался. И только в 1816‑м вышел указ, в котором подробно описывалась одежда и вооружение. Но даже после этого форма продолжала незначительно различаться — в зависимости от вида казаков. В то время к общим элементам формы относились:
- Сапоги из мягкой кожи, в дождливую погоду поверх них могли надеть более толстые калоши. Зимой носили валенки.
- Шаровары, чаще всего синие. У донских казаков на штаны нашивали лампасы, на Кубани — нет.
- Черкеска, иногда бешмет — кафтан с воротником‑стойкой. Интересно, что казаку нельзя было надевать черкеску, если он работал по найму. В дождь носили балахон, а в холодное время или на парад — чёрную, бурую или (реже) белую бурку.
- Папаха: парадная — чёрного цвета, повседневная — серого. Позже их пытались заменить киверами и фуражками, но последние не прижились.
Одеждой гордились и передавали её по наследству. Для определения рода войск на одежду нашивали лампасы — по ним можно было узнать также принадлежность к региону, где жили казаки.
К оружию было особенное отношение. Ещё со времён Ивана Грозного оно обязательно освящалось во время церковных богослужений. Сохранилась эта традиция и сегодня, а в 2011 году был даже издан сборник, где описан порядок благословения воинского оружия.
До 1881 года главным предметом казачьего вооружения была сабля. Позже её заменили шашкой, которую казаку вручали на 17‑летие. К ней добавлялся прямой или изогнутый кинжал — в бою он выступал как дополнительное оружие. Также нередко за голенищем сапога у казаков можно было увидеть нагайку — короткую плеть из кожаных ремешков с деревянной рукояткой. Она редко применялась в качестве боевого оружия, чаще её использовали для управления лошадью.
Быт и жизнь
До второй половины XVII века в основе хозяйства у казаков были охота, скотоводство и ловля рыбы, а главным заработком были боевые трофеи и государственное жалование. В XVIII столетии за государственную службу войско получало землю, на которой располагалось. Здесь находились станицы — объединения из нескольких посёлков (хуторов). Постройка дома была важным этапом в жизни каждого казака. Обычно помогать приходила большая часть станицы, а хату возводили «всем миром». После завершения работ на новоселье приглашали всех желающих.
Управление осуществлялось казачьим кругом — собранием, которое выбирало атамана. Последний принимал все решения: в войсках их называли «войсковыми», а в поселениях — «станичными» или «хуторским». В семьях главными считались старики, младшие в их присутствии не имели права даже сесть без разрешения.
Женщины в казачьих сообществах
Изначально жёнами казаков становились пленницы, привезённые из походов и набегов. Власть мужчины над женщиной ничем не ограничивалась, а для заключения брака будущему мужу было достаточно привести свою избранницу на собрание народа и назвать женой.
В конце XVII — начале XVIII века отношение к семейной жизни постепенно менялось. Браки заключались уже по церковным обычаям, а женщины‑казачки на время отсутствия мужа становились главными в семье. На их плечи ложилась вся работа по хозяйству (от бытовых дел до защиты имущества). По описаниям этнографов, они с «таким же искусством управлялись с вилами и косой, как с ружьём или шашкой».
Женщины в казачестве могли заниматься не только домашними делами. В военных конфликтах они нередко становились сёстрами милосердия и получали награды за мужество. Так, кубанская казачка Матвеева во время Первой мировой войны только за один бой вынесла 30 раненых солдат и стала первой женщиной, получившей Георгиевский крест за героизм.
Культура казачества
Казаки — гостеприимный и весёлый народ. Они славятся не только удалью в сражениях, но и богатой культурой и интересными традициями.
Казачьи песни
Их легко узнать по многоголосию и протяжному, напевному исполнению. В качестве первых партий всегда выступают мужские голоса, женский вокал — на втором месте. Казачьи песни — своего рода летописи. В них рассказывается о военных походах, традициях мирной жизни и значимых событиях: например, о покорении Сибири казаком Ермаком Тимофеевичем.
Традиции и обычаи
В семьи царило безоговорочное почитание старших, а детей с ранних лет начинали готовить к взрослой жизни: мальчиков в год первый раз сажали на коня, а девочек с малолетства обучали домашнему хозяйству.
Праздники отмечали с размахом. Например, на время Масленицы целую неделю проводились гулянья, семьи ходили в гости к соседям на блины, устраивались дружеские состязания по верховой езде и стрельбе. А на Троицу девушки гадали на будущих мужей — плели венки и опускали в реку: куда поплывёт, оттуда и придёт жених.
Особые традиции были связаны с гостями, которые считались посланцами бога. Было неприличным в течение трёх дней после приезда спрашивать гостя, откуда и зачем приехал. Гостям уступали место даже старики и всегда отдавали лучшие куски за общим столом.
Традиционные блюда
Среди казаков часто встречались украинцы, сибиряки, представители народов из Средней Азии и Северного Кавказа. Поэтому казачья кухня впитала множество кулинарных традиций и рецептов.
Самое популярное блюдо — уха во всех её видах: например, с помидорами или с пшеном. Рыба присутствовала и в других вариантах: жареная, фаршированная, солёная. Нередко на стол подавали блюда из мяса и птицы: например, таранчук — жаркое из баранины со жгучим перцем.
Славилась казачья кухня и десертами. Ватрушки, выпечка из сладкого теста и знаменитый нардек — мёд, который делали из арбузов. Его подавали как самостоятельное блюдо и использовали, например, для приготовления пряников.
В походах основной едой была каша из обжаренного пшена: так его было проще готовить. И не только «в полях»: дома из пшённой каши даже пекли блины, причём казаки на Дону уверены: рецепт придумали именно местные женщины.
Казачьи напитки
Оказывается, казаки, жившие по берегам Терека и Дона, уже в XVII веке активно занимались виноделием. Вино они называли чихирём — по версии учёных, это слово пришло из тюркского языка. Делали вино настолько хорошо, что даже поставляли к царскому столу. На таких поставках казак‑виноградарь мог неплохо заработать.
Ещё один любопытный напиток — дымка, или самогон. Делали его из фруктов и ягод (яблок, вишни, абрикосов, слив), в каждой семье существовал свой рецепт, например «дымка с перчиком».
Из безалкогольных напитков популярен был взвар, или узвар, — компот из сушёных яблок и ягод. Считалось, что особенно душистым узвар получится, если добавить в него дикую грушу.
Самые известные казаки
В истории казачества сохранилось много имён выдающихся атаманов, среди которых были как герои, так и бунтовщики. Вот самые известные из них:
Ермак Тимофеевич, имя которого слышал почти каждый россиянин. Однако известно о легендарном атамане мало: например, учёные до сих пор расходятся во мнении о месте его рождения. Прославился Ермак Тимофеевич открытием водного пути через Уральские горы до Западной Сибири.
Степан Тимофеевич Разин — ещё одна легендарная фигура среди казаков. В 1667–1671 годах руководил крестьянским восстанием против бояр и знати. Мнения историков о его личности расходятся: некоторые считают его героем‑освободителем, а кто‑то — бунтовщиком и разбойником.
Кондратий Афанасьевич Булавин — донской казак, в 1707 году возглавивший вооружённое сопротивление против выдачи с Дона беглых людей. Восстание продлилось недолго: в 1708‑м Булавин погиб от рук казаков-заговорщиков, которые мечтали арестовать его и выдать царю.
Емельян Иванович Пугачёв — ещё один знаменитый бунтовщик. Объявил себя царём Петром III и стал предводителем крестьянского восстания, которое продлилось с 1773 по 1775 год. Пугачёву удалось собрать огромную армию и добиться серьёзных военных успехов, например захватить Оренбург. Но это «царю» не помогло — Емельяна арестовали и выдали властям его же сподвижники.
Матвей Иванович Платов, под руководством которого была основана казачья столица — Новочеркасск. Участвовал в сражениях 1812 года, а после лично сопровождал Александра I во время поездки в Лондон. Говорят, после войны с Наполеоном Платов стал настолько популярным у британцев, что во время посещения храма толпа вынесла его оттуда на руках.
Алексей Максимович Каледин — герой Первой мировой войны и один из лидеров Белого движения в 1917 году. Активно выступал против революции и участвовал в создании Добровольческой армии в Новочеркасске для борьбы с Советами.
Роль казачества в истории России
Вольные люди нередко становились участниками военных походов и сражений, о которых мы рассказывали выше. Несмотря на свою героическую историю, казаки доставляли правителям и немало хлопот. Под предводительством атаманов нередко вспыхивали кровопролитные восстания, которые порой затягивались на несколько лет. Например, уже упомянутый бунт под предводительством Степана Разина, который продлился с 1667 по 1671 год.
Казаки прославились не только как воины и бунтовщики. Они были ещё и первооткрывателями, и послами, отправляющимися с дипломатическими миссиями. Так, казак из Томска Иван Петлин в 1618 году возглавил первую русскую экспедицию, которой удалось достигнуть Пекина. Петлин составил подробный отчёт с описанием пути из Сибири в Китай и предоставил массу сведений об этой стране. А ещё — получил для царя Михаила Фёдоровича Романова официальную грамоту, которая разрешала торговать и налаживать дипломатические отношения с Китаем.
Современные казаки
После Гражданской войны в России активно проводилась политика расказачивания. Казаки становились жертвами репрессий: их отправляли в ссылки вместе с семьями, конфисковывали имущество и лишали всех прав. Постепенно возрождаться культура казачества начала только в 1980-1990‑х годах, когда стали появляться организации и органы самоуправления казачества. Сегодня в России есть казачьи общества — некоммерческие общественные организации, которые вносятся в специальный реестр. Их насчитывается более двух с половиной тысяч.
Современные казаки занимаются военно‑патриотическим воспитанием молодёжи, участвуют в охране правопорядка и служат в армии. Также участвуют в различных экологических мероприятиях. Например, летом в Ростовской области действуют казачьи пожарные команды.
Новочеркасск — казачья столица
Город в Ростовской области не всегда носил такой гордый титул. Его история начинается в 1805 году, когда по приказу атамана М. И. Платова на этом месте был заложен фундамент будущего Новочеркасска. До этого момента столица казачества находилась в Черкасске (современная станица Старочеркасская) на берегу Дона. Весной река часто разливалась, и город страдал от наводнений. Поэтому было решено перенести казачью столицу подальше от Дона.
Проектированием Новочеркасска занимался французский архитектор Франц де Воллан, участвовавший также и в строительстве Одессы. А план застройки подписал лично император Александр I. Считается, что француз при разработке проекта вдохновлялся планировками Парижа и Санкт‑Петербурга. В итоге получился уютный город с логичной застройкой и множеством тенистых аллей для прогулок.
Современный Новочеркасск сохранил не только своё очарование, но и многочисленные достопримечательности, которые неразрывно связаны с историей казачества. Так, здесь находится Патриарший Вознесенский собор — главный храм казаков. Его фундамент заложили одновременно с городом — в 1805 году. Сегодня собор считается третьим по величине в России, уступая только московскому храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору в Санкт‑Петербурге.
В городе есть и Музей донского казачества. В коллекции — свыше 100 тысяч экспонатов. Зайти сюда стоит хотя бы ради единственного в мире собрания знамён, штандартов и бунчуков, которые принадлежали донскому казачеству в XVIII-XIX веках. Ну и чтобы посмотреть на парадные казачьи портреты XVIII века. Эту коллекцию, кстати, тоже можно увидеть только в новочеркасском музее — нигде в стране такого собрания больше нет.
Заключение
Члены общественной организации, вольный народ или охрана правопорядка — роль казачества в жизни общества до конца не определена. С богатой культурой этого сословия можно познакомиться почти в каждом регионе России, а особенно на юге. Например, в Ростовской области, где местные гиды организуют путешествие на родину донских казаков и расскажут, откуда те взялись.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Наскальная крепость Дзивгис, «город мертвых», старинный монастырь и горные ущелья за 1 день
Отправиться в самобытную Кабардино-Балкарию и насладиться ее фантастической красотой
Посетить сердце Северного Кавказа и окружающие её живописные места
Познакомиться с главными достопримечательностями города в душевном дружеском формате