Морские ворота Санкт‑Петербурга: всё о Кронштадте
Форты, военно‑морские музеи и парки старинного городаМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
История города
В 1703 году Пётр I приказал возвести на отмели неподалёку от острова Котлин форт «Кроншлот» для защиты молодой столицы Российской империи. Это была деревянная башня, построенная в сжатые сроки по проекту императора. Спешка не была напрасной: в 1704‑м крепость отбила атаку шведского флота.
Спустя 10 лет на острове уже работали портовые гавани, принимающие торговые корабли. Постепенно город‑крепость разрастался и в 1723 году получил название Кронштадт. Топоним восходит к сочетанию немецких слов krone (корона) и stadt (город) и подчёркивает особый статус населённого пункта, важного для защиты империи.
Известно, что над застройкой Кронштадта трудились лучшие архитекторы XVIII — начала XIV веков (Д. Трезини, С. И. Чевакинский, В. И. Баженов, Ч. Камерон), однако расположение города среди Финского залива обернулось проблемами: остров Котлин регулярно страдал от наводнений, под воду уходили и здания, и суда, пришвартованные в гаванях. Одно из самых разрушительных наводнений произошло в 1824 году. Тогда пришлось заново отстраивать значительную часть города.
Несмотря на все неприятности, Кронштадт процветал, а вокруг него возводили новые форты. Всего с момента основания города до XX века выстроили 21 укрепление. Некоторые сохранились до нашего времени, другие разрушила стихия и атаки неприятелей — теперь от них остались лишь руины.
Важнейшую роль в истории Кронштадта сыграло основание на Котлине военных учреждений: баз морского флота, судостроительных предприятий, офицерских корпусов и учебных заведений. В 1783 году Екатерина II даже приказала временно перенести сюда Адмиралтейство из‑за угрозы пожара. А во время Великой Отечественной войны город подвергался страшным бомбардировкам, но его жители продолжали работать. Здесь чинили военные корабли, отсюда отправляли на операции подводные лодки. А ещё город Кронштадт был частью Малой дороги жизни, через которую велось сообщение с Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом, переправлялись топливо, продовольствие и боеприпасы.
В советский период Кронштадт был закрытым городом. Всё изменилось в 1996‑м — с этого времени территория открыта для всех желающих. Сегодня Кронштадт входит в состав Санкт‑Петербурга как отдельный район. Ежегодно миллионы людей приезжают на Котлин, чтобы увидеть легендарный город‑крепость.
Климат и погода
Кронштадт расположен на северо‑западе России, поэтому здесь бывает прохладно даже летом. Ситуацию усугубляют ветра, дующие с Финского залива, которым окружён остров Котлин. Благоприятным для поездок считается период с конца мая по начало сентября, а самым тёплым месяцем — июль, когда столбик термометра показывает выше +20°C.
Зимы бывают снежными и не слишком холодными: температура редко опускается ниже −10°C. В это время Кронштадт действительно красив. А дождливое межсезонье отлично подходит для знакомства с местными музеями. Осенью и весной сюда приезжает не так много путешественников, а потому исследовать экспозиции намного комфортнее.
Как добраться
Кронштадт связан с Санкт‑Петербургом Приморским шоссе, проложенным среди Финского залива. Самый быстрый способ добраться до города — такси, но есть и другие варианты:
- На автобусе. Рейсы стартуют от метро «Проспект Просвещения» и «Старая Деревня» несколько раз в час. Сесть на автобус можно по пути следования, например, одни маршруты проходят по улице Шостаковича и Комендантскому проспекту, другие — через метро «Беговая». Время в пути — чуть больше часа, если ехать от «Старой Деревни», и почти два часа от «Проспекта Просвещения», однако нередко автобусы приходят в пункт назначения позже из‑за пробок
Совет: если хотите добраться до туристического центра Кронштадта, выходите на остановке «Якорная площадь», а если едете в парк «Остров фортов» — на остановках «16‑й квартал» или «Гостиный двор». Правда, до последней локации в обоих случаях предстоит прогуляться 1,5 километра или пересесть на местный транспорт.
- На метеоре или катамаране. Скоростные суда отправляются от центра Петербурга — причалов «Адмиралтейство», «Сенатская пристань» и «Зимняя канавка». Поездка обойдётся значительно дороже, чем на автобусе, а время в пути составит около часа. Главное преимущество этого способа — возможность увидеть с воды достопримечательности Петербурга и знаменитые форты Кронштадта. Однако зимой этот вариант недоступен
- С экскурсией. Вариантов однодневных поездок из Санкт‑Петербурга в Кронштадт много. Можно выбрать групповую экскурсию на автобусе, индивидуальную на автомобиле или мотоцикле, а также программу, включающую посещение фортов. А некоторые гиды предлагают после знакомства с Кронштадтом отправиться в Петергоф и Ораниенбаум
Транспорт
В Кронштадте развита система общественного транспорта — всего за 20–30 минут можно пересечь город на автобусе. Но не спешите покупать билет! От Петровского парка до остановки «Дом быта» ходят бесплатные шаттлы. Автобусы следуют через многие популярные достопримечательности, и пассажиры могут выйти на Якорной площади, Гостином дворе или форте «Константин».
Интересные места в Кронштадте
Город изобилует интересными местами. Если у вас есть пара дней на знакомство с Кронштадтом, получится увидеть большую их часть. Но если времени не так много, лучше остановиться на главных. Вот что стоит внести в программу-минимум.
Морской Никольский собор
Эта визитная карточка Кронштадта появилась на карте города в начале XX столетия. Сам вице‑адмирал Н. И. Казнаков просил Николая II поддержать масштабное строительство храма, куда могли бы приходить моряки. В итоге в Кронштадте возвели роскошный белоснежный собор, сочетающий неовизантийскую эстетику и морские мотивы. Это не просто церковь, а настоящий памятник мужеству и героизму моряков. Стены собора украшали таблички с именами русских военных и священников, погибших в море.
Уже в 1913 году храм был полностью электрифицирован — его освещали более тысячи лампочек. А в годы Великой Отечественной войны в соборе размещался радиоузел и каждый день голосом диктора Елены Капитанской звучало: «Говорит Кронштадт!»
Сегодня мы не можем оценить красоту собора в первозданном виде: в советское время пространство переоборудовали для проведения культурно-массовых мероприятий, и многие детали интерьера были безвозвратно утеряны. В нулевых постройку реставрировали. Наиболее точно удалось восстановить экстерьер здания, а вот помещения теперь выглядят иначе. Тем не менее зайти внутрь стоит, чтобы полюбоваться роскошными мозаичными окнами, разглядеть макеты кораблей, установленные по периметру зала, и подняться на смотровую площадку под куполом.
Петровская пристань
Находится у набережной Кронштадта с XVIII века. Тогда это место называлось Котлинской гаванью, и причал наряду с другими постройками был выполнен из дерева. Современный вид в камне Петровская пристань приобрела во второй половине XIX столетия.
Сюда приходят, чтобы полюбоваться заливом и сделать фото на фоне стоянки военных кораблей. Однако это не всё, чем интересна Петровская пристань. К примеру, по бокам от причала стоят пушки, которые ранее находились на вооружении форта «Император Павел I», а чуть дальше по набережной можно увидеть орудия времён Крымской войны. Есть история и у якорей, украшающих вход на причал: они сняты с судов петергофского десанта.
Петровский док
В 1720‑е годы император Пётр I занялся исследованием зарубежных сооружений, предназначенных для ремонта кораблей, чтобы возвести нечто подобное в Кронштадте. Работы на острове начались в 1719‑м. По проекту, в городской черте должно было появиться четыре канала, шлюзовые конструкции, соединённые с бассейном, где располагалось бы шесть ремонтных станций, причём половина из них должна была обслуживать суда в воде, а другая часть — на суше. На реализацию масштабной задумки при Петре не хватило денег, а впоследствии количество доков сократили.
В наши дни Петровский док закрыт для визитов. Путешественники могут увидеть одну из старых шлюзовых конструкций и пройтись вдоль Обводного канала, любуясь Купеческой и Средней гаванями. Отличным завершением прогулки станет посещение выставки военной техники под открытым небом (вход сюда платный). Среди впечатляющих экспонатов — юркий ракетный катер Р‑47 и огромный миноносец «Беспокойный». А в конце набережной Обводного канала стоит Белый маяк 1899 года постройки — единственное в мире действующее сооружение подобного типа, выполненное из дерева. Посмотреть башню изнутри не получится, зато можно сфотографироваться на её фоне.
«Остров фортов»
Адрес: Цитадельское шоссе, 14ж
Масштабный музейно-исторический парк раскинулся на окраине Кронштадта, у берега Финского залива. Пространство рассказывает об истории военно‑морского флота России. В тематических зонах можно почитать информационные стенды и исследовать арт‑объекты. Например, композиция «Морская авиация» в виде зеркального самолёта отсылает к эпизоду Первой мировой войны, когда российские гидросамолёты Ми‑9 смогли отразить атаку немецких аэропланов над Балтийским морем.
Главная дорога парка — Аллея героев российского флота — рассказывает об 11 исторических деятелях, связавших свою жизнь с защитой водных границ государства. Здесь установлены стенды с биографическими справками и картами военных сражений. Дополняют картину инсталляции, раскрывающие личность и подвиги каждого героя. К примеру, у постамента основателю российского флота Петру I стоит штурвал, а композицию об адмирале И. Ф. Крузенштерне, который в 1818‑м совершил кругосветную экспедицию, дополняет модель секстанта — прибора для навигации в море.
«Остров фортов» привлекает гостей возможностью не только познакомиться с историей флота в незаурядной форме и сделать десятки памятных фото, но и просто отдохнуть у берега Финского залива, Например, в зоне «Остров мечтателей» проходят развлекательные мероприятия для юных посетителей и их родителей. А ещё на территории парка организуют культурные события. Самые крупные из них — летний фестиваль «Паруса Кронштадта», объединяющий любителей музыки, водных видов спорта и гастрономических открытий, а также рок‑фестиваль «Рокштадт».
Музеи Кронштадта
Погрузиться чуть больше в историю города советуем на тематических экспозициях. Вот несколько интересных для первого визита мест.
Музей «Дом маяков»
Адрес: Коммунистическая улица, 1
Ни в одном другом уголке России нет столько маяков, как в Санкт‑Петербурге. Только в Кронштадте их шесть, и один из них (Белый маяк) даже действует. Узнать подробнее о конструкции этих сооружений и посмотреть, как выглядели не сохранившиеся до наших дней образцы, можно в музее «Дом маяков».
Помимо интересных экспонатов, в музее живёт, пожалуй, самый необыкновенный гид — большой попугай Проша. Он раньше выступал в цирке, поэтому всегда очень радуется приходу посетителей.
В музее установлен макет старейшего на Балтике маяка Толбухин. Построенный в 1719 году по личному указанию Петра I, он и сегодня встречает все классы судов, проходящих в Санкт‑Петербург.
Основная часть экспозиции — детализированные макеты с яркими лампочками. По ним легко отследить, как менялись маяки с течением времени. Начать погружение в историю стоит с осмотра модели «Журавль», больше напоминающей подъёмный механизм колодца. Ещё несколько веков назад подобные конструкции использовали по всей Европе, но сейчас их нигде не встретить.
Среди впечатляющих экспонатов музея также осветительные приборы, снятые с маяков. Например, посетители могут оценить размеры фонаря, служившего в прошлом ориентиром для кораблей, проплывающих близ берегов Кронштадта. А ещё здесь есть отреставрированная линза 1960‑х. Она помогала рассеивать свет от мощной лампочки таким образом, чтобы его было видно на расстоянии до 60 километров.
Музей военно‑морской славы
Адрес: Цитадельское шоссе, 18
Двухэтажное здание музея находится в отдалённом уголке парка «Остров фортов» у берега Финского залива. Это стильное пространство, оборудованное по последнему слову техники. На первом этаже располагается обширная историческая экспозиция, охватывающая период с VI до середины XX столетия. Залы рассказывают о водных торговых путях в Древнерусском государстве, переносят в XVIII век, чтобы познакомить посетителей с историей основания военно‑морского флота в Российской империи, и рассказывают о развитии судостроения. Среди самых впечатляющих экспонатов — модель старинной деревянной ладьи в пространстве «Сила стихии» и гидросамолёта М‑5 (такие были в ходу в начале XX века) в пространстве «Сила скорости».
Второй этаж занят экспозицией об истории флота начиная с середины XX столетия и появления ядерного оружия. Здесь ещё больше интерактивных экспонатов, которые понравятся и детям, и взрослым. При помощи одного из них, например, можно почувствовать себя капитаном ледокола и попытаться не врезаться в айсберг.
Самый масштабный экспонат музея видно с улицы через панорамные окна здания. Это настоящая атомная подводная лодка модели К‑3, впервые запущенная в море в 1957 году под названием «Ленинский комсомол». До неё в Советском Союзе не было подобных судов с ядерной силовой установкой. Субмарина отработала больше 14 тысяч часов и была списана лишь в 1988 году. А в 2021‑м её переправили из Мурманска, где она находилась на стоянке, в Кронштадт, чтобы восстановить для экспонирования в музее. Посетители по предварительной записи могут изучить устройство подлодки и оценить условия жизни экипажа в восстановленных каютах.
Музей истории Кронштадта
Адрес корпусов: Якорная площадь, 2а и Ленинградская улица, 2
Узнать больше об основании города, строительстве фортов и быте местных жителей можно в здании у Морского собора. Экспозиция музея небольшая, но насыщенная: здесь собраны документы разных эпох и архивные фотографии, рассказывающие об истории Кронштадта, макеты городских достопримечательностей и подлинные вещи XIX–XX столетий, переданные в фонд кронштадтцами.
Экспозиция в здании городского водопровода XIX века на Ленинградской улице носит название «Подводная археология». Наиболее впечатляющая её часть посвящена кораблекрушениям. Здесь выставлены экспонаты, обнаруженные на затонувших кораблях: личные вещи моряков, оружие, посуда и рабочие инструменты. Особой атмосферой обладает часть выставки с фрагментами кораблей и разбросанными по ним предметами быта, камнями и пушечными ядрами. Благодаря хаотичному размещению экспонатов и зеленоватой подсветке зала, создаётся ощущение, будто наблюдаешь прямо в море за настоящим кораблём, потерпевшим крушение.
Музей‑макет фортов Кронштадта
Адрес: Макаровская улица, 2
Экспозиция музея размещается в двух залах, где выставляются макеты фортов, созданные при участии историков по старинным чертежам в масштабе 1:87. Посетители могут в деталях разглядеть каждую модель и послушать аудиоэкскурсию об истории строительства и нюансах устройства каждой крепости. Не стоит думать, что музей — лишь скучное собрание макетов: каждый из них оживает благодаря визуальным эффектами и движущимся деталям. Например, к мини‑версии форта «Александр I» подплывает пароход с забавным названием «Микроб», пришвартовывается, а затем на пристани начинается разгрузка корабля.
Каждый экспонат здесь восстановлен с исторической точностью: количество деталей и механизмов поражает. Подробные макеты фортов в совокупности с видеороликом на большом экране и звуковым сопровождением передают всю мощь Российского государства со времён Петра I до Великой Отечественной войны.
Интересно, что музей занимает часть здания Голландской кухни — места, где готовили пищу для моряков, прибывших в Кронштадт на торговых кораблях. В XVII веке постройка была деревянной, а в 1805 году на её месте возвели корпус из красного кирпича. Именно он сохранился до наших дней и был отреставрирован совсем недавно. Другую часть здания занимает музей «Голландская кухня», где подробно рассказывают, как функционировало здание со времён Петра I.
Форты Кронштадта
Главная гордость морского города — могучие цитадели, которые веками защищали государство от врагов. Рассказываем о трёх популярных кронштадтских фортах с интересной историей, до которых можно добраться как с экскурсией, так и самостоятельно.
«Император Пётр I»
Этот форт, возведённый недалеко от острова Котлин в 1724 году, стал вторым по счёту оборонительным сооружением Кронштадта. Строительство инициировал император Пётр I, а поводом для этого послужила необходимость защиты популярной Купеческой гавани от возможных вражеских атак. Форт «Цитадель» и «Кроншлот» образовали мощную оборонительную систему, препятствующую продвижению неприятеля к столице.
Первоначально масштабное укрепление, обнесённое рвом и вмещающее более 100 огневых точек, построили из дерева, однако после разрушительного наводнения 1824 года его воссоздали в камне. А спустя 10 лет «Цитадель» получила новое название в честь Пётра I.
По прямому назначению сооружение не используется с XX века. Сначала территорию отдали под военные исследовательские лаборатории, во время Великой Отечественной войны в помещениях развернули производство боеприпасов, а после — склады. В наши дни форт «Император Пётр I» находится на реставрации. Ожидается, что вскоре он станет частью парка «Остров фортов». Кстати, именно в парке стартует дорога к крепости, открытая для посетителей. Отсюда можно оценить масштабы постройки, но лучше всего осматривать крепость с воды, отправившись на экскурсию по фортам Кронштадта.
«Великий князь Константин»
Крепость начала XIX века впервые появилась в рамках подготовки северных границ империи к войне с Англией. Строить нужно было быстро, поэтому в качестве основного материала использовали дерево. А поскольку сооружение было двухэтажным и находилось у Южного фарватера, назвали форт незамысловато — «Двойная Южная батарея». Конфликт между государствами удалось урегулировать дипломатическим путём, поэтому крепость не пострадала в сражениях, однако бушующее море в первые десятилетия существования постройки нанесло ей серьёзные повреждения.
В 1834 году в цитадель прибыл Николай I, чтобы оценить состояние форта. Тогда император принял два важных решения: оставить постройку деревянной и дать ей новое имя — «Константин», в честь собственного сына.
Лишь во второй половине XIX века форт решили перестроить в камне. Остров, где находится «Константин», расширили и обнесли могучими стенами с многочисленными огневыми точками. С годами мощь форта нарастала: начали строиться новые батареи, старое вооружение поменяли на передовые модели. Удивительно, но при этом крепость практически не использовалась в военных конфликтах, а в 1960‑е и вовсе перестала носить статус фортификационного сооружения.
Возрождение крепости в качестве туристического объекта произошло в конце нулевых. Историко‑культурный комплекс «Форт Константин» стоит посетить, чтобы прогуляться по старинным стенам, сделать фотографии на фоне проходящих мимо кораблей и заглянуть в местные музеи — «Пушкарь» с экспозицией об истории форта и «Музей маяков», рассказывающий о развитии этого вида навигационных сооружений.
«Риф»
Самый необычный форт Кронштадта, основанный в 1889 году в качестве полигона для испытания разработок военных инженеров. Вскоре «Риф» дополнили брустверами и батареями и начали использовать для защиты города от вражеских кораблей, прорвавшихся в Финский залив. Форт регулярно реконструировали и обновляли, что позволило ему проработать до второй половины XX века, причём закрытым объектом он считался и в начале 2010‑х.
В 2020‑м «Риф» открыли для всех желающих. Теперь это одно из самых атмосферных мест Кронштадта. Территорию с многочисленными постройками можно осмотреть и даже прогуляться по нагоняющим жуть тёмным подвалам. Один из самых любопытных объектов «Рифа» — капонир, то есть помещение, оборудованное для дистанционного запуска стрельбы из 20 орудий одновременно. Испытывали такую чудо‑машину на местном полигоне.
Где поесть
В Кронштадте есть масса кафе и ресторанов на любой вкус. Заведение с хорошими отзывами можно найти недалеко от Якорной площади. А если вы решили прогуляться по набережной и вдруг проголодались, дойдите до Итальянского пруда и Купеческой гавани — там организована стоянка фудтраков и можно пообедать с красивым видом на залив. Однако будьте готовы выложить круглую сумму даже за скромный перекус. Больше всего заведений общепита находится вдали от популярных локаций: на проспекте Ленина — главной улице Кронштадта — есть уютные ресторанчики и кофейни, бюджетные кафе и точки фастфуда.
Что привезти
В кронштадтских сувенирных лавках продают много товаров с изображением городских достопримечательностей, однако не все отдыхающие готовы привозить домой магниты и тарелки. Вот несколько неочевидных вариантов.
- Морская атрибутика. Если любите практичные подарки, обратите внимание на тельняшки. Такой сувенир точно не останется лежать на полке. Красивая вещица, напоминающая о поездке в город моряков, — вымпел, то есть флаг, который обычно крепится на мачту. В магазинах можно найти миниатюрные варианты, не занимающие много места в чемодане. Символичный сувенир на грани красоты и пользы — миниатюрная версия корабельного колокола (рынды). Его можно использовать дома, например на кухне, чтобы звать семью к столу
- Сувенирный жетон. В Петербурге продаются монеты с изображением разных городских объектов, например Зимнего дворца. А в Кронштадте продают жетоны с Никольским морским собором и памятником С. О. Макарову
- Сладости. В городе работает кондитерская фабрика, которая выпускает зефир, пастилу и суфле. Приобрести продукцию можно в фирменном магазине по адресу: проспект Ленина, 16
Заключение
Кронштадт — это необычный район Санкт‑Петербурга, способный влюбить любого человека в северные пейзажи и историю морского флота. Интересных мест на острове Котлин так много, что их с трудом можно осмотреть за один день. А сделать поездку максимально познавательной и насыщенной помогут экскурсии с местными гидами. В их компании можно отправиться на катере к знаменитым фортам или узнать больше фактов про Кронштадт, гуляя по городским улицам.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии
Познакомиться с коллекцией музея и послушать об образе жизни российских императоров