Исаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажиста

6 янв 2025
Исаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажиста

Найти экскурсию

Показать
Хорошо нам знакомые с детства пейзажи Исаака Левитана поражают удивительной палитрой, эмоциональностью и непосредственностью. Рассказываем, как юноше из бедной семьи, так и не получившему диплом художника, удалось изменить один из самых популярных в нашей стране живописных жанров.

Детство

Будущий великий пейзажист родился в 1860 году в литовском Кибартае в еврейской семье. Его дед был раввином, а отец — преподавателем иностранных языков и по совместительству станционным смотрителем. В 1870‑м он перевёз семью в Москву.

Город Кибартай, где родился Исаак Левитан
1900–1914 годы. Вид на Кибартай с болота

Маленький Исаак был замкнутым ребёнком и времяпрепровождению со сверстниками предпочитал общение с природой. Творческие способности предположительно передались ему по наследству. Всё дело в том, что художником, хоть и не таким известным, стал и его старший брат Абель. В 1873‑м юного Левитана зачислили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Учёба

Хотя его художественное видение и увлечённость природными красотами по достоинству оценили педагоги, включая Алексея Саврасова, учиться Левитану было непросто. В 1875‑м он потерял мать, а ещё через два года — отца. На хрупкие плечи 17‑летнего юноши свалились тяготы бездомного сиротства. Художник Михаил Нестеров — его сокурсник — как‑то вспоминал, что о Левитане всегда ходило немало разговоров — не только о его даровании, но и об отчаянной нужде. Хотя руководству училища удалось организовать талантливому студенту небольшую стипендию, на жильё этих денег не хватало. Иногда он ночевал в квартирах друзей, а порой — прямо в стенах учебного заведения.

1880–1885 годы. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учился Исаак Левитан • 1878 год. «Портрет А. К. Саврасова». Художник: В. Г. Перов

Невероятно, но факт: официально профессиональным художником Левитан так и не стал. В 1879‑м — после очередного покушения на Александра II — был издан указ, по которому евреям запрещалось жить в Москве. Левитан переехал в дачный посёлок Салтыковка (сегодня — микрорайон Балашихи) и фактически забросил учёбу. В 1885 году он получил‑таки диплом училища, правда, как «учитель чистописания».

Исаак Левитан: Конец 1870‑х — начало 1880‑х. Фотография • 1879 год. Портрет. Художник: Авель Левитан (старший брат)

Признание

В 1880‑м Левитану наконец‑то удалось поправить своё материальное положение, во многом благодаря организованной училищем студенческой выставке. На ней было представлено сразу пять картин молодого пейзажиста. Одну из них — «Осенний день. Сокольники» — приобрёл Павел Третьяков. Ещё через некоторое время несколько популярных журналов заказали у Левитана рисунки и литографии. В 1883‑м молодому живописцу разрешили выставлять свои полотна в рамках экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок (официально статус передвижника ему присвоили в 1891‑м). Ещё через год Савва Мамонтов пригласил Левитана в мастерские Русской частной оперы, где тот создал декорации для спектаклей «Русалка», «Фауст», «Снегурочка».

1893 год. Портрет И. И. Левитана. Художник: В. А. Серов • «Пляска ведьм». Литография в журнале «Москва» (1882 год) • «Колокольня Ивана Великого». Иллюстрация из книги «Кремль в Москве» (1883 год)

С 1886‑го художник начал активно путешествовать. Природные красоты продолжали вдохновлять Левитана, и, например, результатом его двухмесячного вояжа в Крым стала серия из 60 этюдов. На неё быстро нашлись покупатели. В 1888‑м вместе с друзьями и коллегами — Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым — Левитан отправился в поездку по волжским городам. Особо очаровал его старинный Плёс. В этом городке он создал несколько пейзажей, включая и знаменитый «Вечер. Золотой Плёс». В 1890 году Левитан отправился в путешествие по городам Европы. В Италии он написал две известные работы — «Берег Средиземного моря» и «Близ Бордигеры на севере Италии».

Одним из самых ярких эпизодов в творческой биографии художника стала Тверская губерния, а точнее Горка — усадьба в окрестностях города Удомля. Сюда Левитан приехал по приглашению её хозяйки Анны Турчаниновой — супруги помощника градоначальника Санкт‑Петербурга. Красоты этого уголка России вдохновили Левитана на создание двух шедевров — «Март» и «Золотая осень» (оба приобрёл Третьяков).

1886 год. «Дворик в Ялте» • 1890 год. «Берег Средиземного моря» • 1890 год. «Близ Бордигеры на севере Италии»

Яркие, воздушные и при этом глубоко личностные полотна художника вызывали у публики безмерный восторг. Увы, хотя Левитан работал не покладая рук, проблемы со здоровьем (его мучила болезнь сердца) не позволяли живописцу реализовать творческие идеи в полную силу. Летом 1900 года 39‑летнего Левитана не стало. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин.

Личная жизнь

Художник был влюбчивым человеком, но обзавестись семьёй так и не успел. Одним из ранних увлечений Левитана была Мария Чехова — младшая сестра великого писателя и драматурга. Когда художник предложил ей руку и сердце, девушка поделилась этой новостью с братом. Автор «Чайки» фактически отговорил родственницу от этого замужества, заявив, что Левитан может по‑настоящему любить только дам «бальзаковского возраста».

Друживший с художником Чехов не преувеличивал. Например, Софья Кувшинникова, с которой Левитан долгие годы не только путешествовал, но и поддерживал романтические отношения, была старше его на 13 лет. Другая муза живописца — Анна Турчанинова — была старше на четыре года.

Мария Чехова • Софья Кувшинникова. Художник: Исаак Левитан • Анна Турчанинова

Особенности творчества

Саврасов, взявший Левитана в свой пейзажный класс, как‑то посоветовал ученику ощущать всё то, что он изображает на картине. Этот совет учителя художник запомнил на всю жизнь. Пейзажи Левитана — это не только мастерски выполненные картины природы, но и ярко выраженное эмоциональное состояние художника.

1889 год. «После дождя. Плёс» • 1890‑е. «Весна в Италии» • 1899 год. «Вновь я посетил…»

Самые известные работы

Расскажем всё самое интересное и даже необычное о главных шедеврах художника. Их сегодня можно увидеть в Москве — в Третьяковской галерее.

«Осенний день. Сокольники» (1879)

Одна из ранних работ мастера явственно проникнута ощущением одиночества. На ней изображена «унылая пора» на территории московского парка. По покрытой золотисто-охровой листвой дорожке идёт таинственная незнакомка в тёмном одеянии. Изящная женская фигурка появилась здесь по инициативе художника Николая Чехова — старшего брата писателя. Более того, родственник автора «Трёх сестёр» сам написал незнакомку в тёмном и, таким образом, стал соавтором картины. А Саврасов решил, что женская фигурка испортила весь пейзаж. По воспоминаниям Николая Чехова, за эту работу он поставил Левитану «пять с двумя минусами».

«Осенний день. Сокольники» • Осенние листья. Этюд для картины

«Вечер. Золотой Плёс» (1889)

Утопающий в зелени городок на берегу Волги в предвечерний час — одна из самых известных «летних» картин художника. Работал над ней он на вершине 50‑метрового холма, который в XIX веке назывался Петропавловской горой, а сегодня носит имя художника. Изображённая на картине Варваринская церковь, возведённая в 1820‑х, сохранились до наших дней. Как, впрочем, и белый дом с красной крышей — бывший особняк купца Грошева. Сегодня в нём находится одна из до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Плёса — Музей пейзажа.

«Вечер. Золотой Плёс» • Этюд для картины

«Над вечным покоем» (1894)

По мнению искусствоведов, эта картина — одно из самых философских произведений в русской живописи. Изобразив старую церквушку и кладбище на холме, возвышающемся над бескрайней водной гладью, Левитан предложил задуматься о быстротечности жизни.

Композиционно работа сконструирована из разных впечатлений художника. Старинный деревянный храм он видел в Плёсе, а озеро — в окрестностях Вышнего Волочка. Интересно, что Третьяков выкупил эту картину ещё до открытия очередной выставки передвижников, где её и представили публике.

«Над вечным покоем» • Эскиз картины • Облачное небо. Этюд

«Март» (1895)

Одно из главных «настроенческих» полотен русского изобразительного искусства XIX века. Его Левитан предположительно создал под влиянием французских импрессионистов (с их творчеством художник познакомился во время поездки в Европу). Написанный в Горке без этюдов и всего за несколько дней, пейзаж поражает свежестью, жизнерадостностью, а также простотой композиции. Перед нами усадебный двор, где запряжённая в сани лошадь греется под тёплыми лучами мартовского солнца.

Исаак Левитан: самые известные работы художника
«Март»

«Золотая осень» (1895)

Другой знаменитый шедевр Левитана, также написанный в Тверской губернии. Полотно завораживает цветовой насыщенностью и торжественностью. По одной из версий, на нём изображена река Съежа.

Хотя Чехов считал этот пейзаж слишком уж декоративным, Третьяков был от него в восторге и сразу же купил картину. Кстати, эту«визитку» Левитана могла постичь печальная участь. В 1896 году — на выставке в Харькове — на неё упал козырёк настенного обогревателя. Холст был порван насквозь, но, благодаря стараниям московского реставратора Арцыбашева, шедевр удалось спасти.

Картины Исаака Левитана
«Золотая осень»

Где можно увидеть картины Левитана

Хотя Третьяковская галерея — место, где собраны самые знаменитые работы мастера, его творения хранятся и в других музеях страны. Среди шедевров Русского музея в Санкт‑Петербурге — «Снопы и деревня за рекой», «Черёмуха» и «Заросший пруд», а в Тверской областной картинной галерее можно увидеть «Лесистый берег. Сумерки». В Пермской художественной галерее представлены «Постой в деревне» и «Гумно. Ток», а среди экспонатов Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля — «Лодка на берегу» и «Пасека». А ещё творения Левитана можно найти в художественных музеях Армении, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Израиля.

«Снопы и деревня за рекой» • «Лесистый берег. Сумерки» • «Постой в деревне»

Почитателям творчества пейзажиста также стоит побывать в Плёсе, где находится дом‑музей художника. Эта бывшая купеческая постройка — место, где Левитан, Кувшинникова и Степанов останавливались летом 1888‑го и 1889‑го. Среди экспонатов дома‑музея — как личные вещи художника, так и его творения: «Цветущие яблони», «Полустанок», «Тростники и кувшинки». А после визита в дом‑музей стоит подняться на Левитанову гору (она находится в 15 минутах ходьбы) и полюбоваться местными красотами, когда‑то вдохновлявшими живописца, а заодно сделать селфи на фоне памятника мастеру. Скульптурная композиция изображает задумчивого художника возле мольберта: ещё чуть‑чуть, и он нанесёт на картину очередной мазок.

Плёс: Дом‑музей художника • Гора Левитана • Памятник Левитану • Фото: Shutterstock

Заключение

Великий художник прожил хоть и короткую, но творчески насыщенную жизнь. Он не только «реформировал» популярный жанр изобразительного искусства, но и оставил после себя сотни великолепных пейзажей — сочных, воздушных, искренних. Познакомиться с ними можно как в столичной Третьяковской галерее, так и в других художественных музеях страны, куда можно отправиться в компании местных гидов.

Автор: Максим Тувим
Заглавное фото: «Тихая обитель». Художник: И. И. Левитан

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Самые живописные ботанические сады РоссииСамые живописные ботанические сады России Где насладиться красотой природы в любое время года

Еще экскурсии по теме