Исаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажиста
Биография, особенности стиля, главные шедеврыДетство
Будущий великий пейзажист родился в 1860 году в литовском Кибартае в еврейской семье. Его дед был раввином, а отец — преподавателем иностранных языков и по совместительству станционным смотрителем. В 1870‑м он перевёз семью в Москву.
Маленький Исаак был замкнутым ребёнком и времяпрепровождению со сверстниками предпочитал общение с природой. Творческие способности предположительно передались ему по наследству. Всё дело в том, что художником, хоть и не таким известным, стал и его старший брат Абель. В 1873‑м юного Левитана зачислили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Учёба
Хотя его художественное видение и увлечённость природными красотами по достоинству оценили педагоги, включая Алексея Саврасова, учиться Левитану было непросто. В 1875‑м он потерял мать, а ещё через два года — отца. На хрупкие плечи 17‑летнего юноши свалились тяготы бездомного сиротства. Художник Михаил Нестеров — его сокурсник — как‑то вспоминал, что о Левитане всегда ходило немало разговоров — не только о его даровании, но и об отчаянной нужде. Хотя руководству училища удалось организовать талантливому студенту небольшую стипендию, на жильё этих денег не хватало. Иногда он ночевал в квартирах друзей, а порой — прямо в стенах учебного заведения.
Невероятно, но факт: официально профессиональным художником Левитан так и не стал. В 1879‑м — после очередного покушения на Александра II — был издан указ, по которому евреям запрещалось жить в Москве. Левитан переехал в дачный посёлок Салтыковка (сегодня — микрорайон Балашихи) и фактически забросил учёбу. В 1885 году он получил‑таки диплом училища, правда, как «учитель чистописания».
Признание
В 1880‑м Левитану наконец‑то удалось поправить своё материальное положение, во многом благодаря организованной училищем студенческой выставке. На ней было представлено сразу пять картин молодого пейзажиста. Одну из них — «Осенний день. Сокольники» — приобрёл Павел Третьяков. Ещё через некоторое время несколько популярных журналов заказали у Левитана рисунки и литографии. В 1883‑м молодому живописцу разрешили выставлять свои полотна в рамках экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок (официально статус передвижника ему присвоили в 1891‑м). Ещё через год Савва Мамонтов пригласил Левитана в мастерские Русской частной оперы, где тот создал декорации для спектаклей «Русалка», «Фауст», «Снегурочка».
С 1886‑го художник начал активно путешествовать. Природные красоты продолжали вдохновлять Левитана, и, например, результатом его двухмесячного вояжа в Крым стала серия из 60 этюдов. На неё быстро нашлись покупатели. В 1888‑м вместе с друзьями и коллегами — Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым — Левитан отправился в поездку по волжским городам. Особо очаровал его старинный Плёс. В этом городке он создал несколько пейзажей, включая и знаменитый «Вечер. Золотой Плёс». В 1890 году Левитан отправился в путешествие по городам Европы. В Италии он написал две известные работы — «Берег Средиземного моря» и «Близ Бордигеры на севере Италии».
Одним из самых ярких эпизодов в творческой биографии художника стала Тверская губерния, а точнее Горка — усадьба в окрестностях города Удомля. Сюда Левитан приехал по приглашению её хозяйки Анны Турчаниновой — супруги помощника градоначальника Санкт‑Петербурга. Красоты этого уголка России вдохновили Левитана на создание двух шедевров — «Март» и «Золотая осень» (оба приобрёл Третьяков).
Яркие, воздушные и при этом глубоко личностные полотна художника вызывали у публики безмерный восторг. Увы, хотя Левитан работал не покладая рук, проблемы со здоровьем (его мучила болезнь сердца) не позволяли живописцу реализовать творческие идеи в полную силу. Летом 1900 года 39‑летнего Левитана не стало. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин.
Личная жизнь
Художник был влюбчивым человеком, но обзавестись семьёй так и не успел. Одним из ранних увлечений Левитана была Мария Чехова — младшая сестра великого писателя и драматурга. Когда художник предложил ей руку и сердце, девушка поделилась этой новостью с братом. Автор «Чайки» фактически отговорил родственницу от этого замужества, заявив, что Левитан может по‑настоящему любить только дам «бальзаковского возраста».
Друживший с художником Чехов не преувеличивал. Например, Софья Кувшинникова, с которой Левитан долгие годы не только путешествовал, но и поддерживал романтические отношения, была старше его на 13 лет. Другая муза живописца — Анна Турчанинова — была старше на четыре года.
Особенности творчества
Саврасов, взявший Левитана в свой пейзажный класс, как‑то посоветовал ученику ощущать всё то, что он изображает на картине. Этот совет учителя художник запомнил на всю жизнь. Пейзажи Левитана — это не только мастерски выполненные картины природы, но и ярко выраженное эмоциональное состояние художника.
Самые известные работы
Расскажем всё самое интересное и даже необычное о главных шедеврах художника. Их сегодня можно увидеть в Москве — в Третьяковской галерее.
«Осенний день. Сокольники» (1879)
Одна из ранних работ мастера явственно проникнута ощущением одиночества. На ней изображена «унылая пора» на территории московского парка. По покрытой золотисто-охровой листвой дорожке идёт таинственная незнакомка в тёмном одеянии. Изящная женская фигурка появилась здесь по инициативе художника Николая Чехова — старшего брата писателя. Более того, родственник автора «Трёх сестёр» сам написал незнакомку в тёмном и, таким образом, стал соавтором картины. А Саврасов решил, что женская фигурка испортила весь пейзаж. По воспоминаниям Николая Чехова, за эту работу он поставил Левитану «пять с двумя минусами».
«Вечер. Золотой Плёс» (1889)
Утопающий в зелени городок на берегу Волги в предвечерний час — одна из самых известных «летних» картин художника. Работал над ней он на вершине 50‑метрового холма, который в XIX веке назывался Петропавловской горой, а сегодня носит имя художника. Изображённая на картине Варваринская церковь, возведённая в 1820‑х, сохранились до наших дней. Как, впрочем, и белый дом с красной крышей — бывший особняк купца Грошева. Сегодня в нём находится одна из достопримечательностей Плёса — Музей пейзажа.
«Над вечным покоем» (1894)
По мнению искусствоведов, эта картина — одно из самых философских произведений в русской живописи. Изобразив старую церквушку и кладбище на холме, возвышающемся над бескрайней водной гладью, Левитан предложил задуматься о быстротечности жизни.
Композиционно работа сконструирована из разных впечатлений художника. Старинный деревянный храм он видел в Плёсе, а озеро — в окрестностях Вышнего Волочка. Интересно, что Третьяков выкупил эту картину ещё до открытия очередной выставки передвижников, где её и представили публике.
«Март» (1895)
Одно из главных «настроенческих» полотен русского изобразительного искусства XIX века. Его Левитан предположительно создал под влиянием французских импрессионистов (с их творчеством художник познакомился во время поездки в Европу). Написанный в Горке без этюдов и всего за несколько дней, пейзаж поражает свежестью, жизнерадостностью, а также простотой композиции. Перед нами усадебный двор, где запряжённая в сани лошадь греется под тёплыми лучами мартовского солнца.
«Золотая осень» (1895)
Другой знаменитый шедевр Левитана, также написанный в Тверской губернии. Полотно завораживает цветовой насыщенностью и торжественностью. По одной из версий, на нём изображена река Съежа.
Хотя Чехов считал этот пейзаж слишком уж декоративным, Третьяков был от него в восторге и сразу же купил картину. Кстати, эту«визитку» Левитана могла постичь печальная участь. В 1896 году — на выставке в Харькове — на неё упал козырёк настенного обогревателя. Холст был порван насквозь, но, благодаря стараниям московского реставратора Арцыбашева, шедевр удалось спасти.
Где можно увидеть картины Левитана
Хотя Третьяковская галерея — место, где собраны самые знаменитые работы мастера, его творения хранятся и в других музеях страны. Среди шедевров Русского музея в Санкт‑Петербурге — «Снопы и деревня за рекой», «Черёмуха» и «Заросший пруд», а в Тверской областной картинной галерее можно увидеть «Лесистый берег. Сумерки». В Пермской художественной галерее представлены «Постой в деревне» и «Гумно. Ток», а среди экспонатов Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля — «Лодка на берегу» и «Пасека». А ещё творения Левитана можно найти в художественных музеях Армении, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Израиля.
Почитателям творчества пейзажиста также стоит побывать в Плёсе, где находится дом‑музей художника. Эта бывшая купеческая постройка — место, где Левитан, Кувшинникова и Степанов останавливались летом 1888‑го и 1889‑го. Среди экспонатов дома‑музея — как личные вещи художника, так и его творения: «Цветущие яблони», «Полустанок», «Тростники и кувшинки». А после визита в дом‑музей стоит подняться на Левитанову гору (она находится в 15 минутах ходьбы) и полюбоваться местными красотами, когда‑то вдохновлявшими живописца, а заодно сделать селфи на фоне памятника мастеру. Скульптурная композиция изображает задумчивого художника возле мольберта: ещё чуть‑чуть, и он нанесёт на картину очередной мазок.
Заключение
Великий художник прожил хоть и короткую, но творчески насыщенную жизнь. Он не только «реформировал» популярный жанр изобразительного искусства, но и оставил после себя сотни великолепных пейзажей — сочных, воздушных, искренних. Познакомиться с ними можно как в столичной Третьяковской галерее, так и в других художественных музеях страны, куда можно отправиться в компании местных гидов.
Автор: Максим Тувим
Заглавное фото: «Тихая обитель». Художник: И. И. Левитан
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!