Илья Репин: жизнь и творчество

6 янв 2025
Илья Репин: жизнь и творчество

Найти экскурсию

Показать
С фамилией этого художника связано много интересных фактов. Репин не сразу поступил в академию, получал за картины огромные деньги, а одну из его работ дважды атаковали вандалы. Рассказываем об одном из крупнейших мастеров русского реализма в живописи и о его шедеврах всё самое важное и интересное.

Основные вехи биографии художника

Будущий великий живописец родился в 1844‑м в городе Чугуеве Харьковской губернии. Его отец — отставной солдат — занимался торговлей лошадьми. А мать, воспитывая собственных детей, решила организовать небольшую школу для местных крестьянских ребятишек. Она знакомила их не только с основами грамоты и арифметики, но и с произведениями Пушкина и Лермонтова.

Работы И. Е. Репина: «Вид на корпус военных топографов в Чугуеве» (1857 год). Рисунок 12-13-летнего Репина • Татьяна Степановна, мать художника • Ефим Васильевич, отец художника (1879 год)

Любовь к живописи, по воспоминаниям художника, ему привил двоюродный брат Трофим. Всё началось с коробки акварели, которую Трофим однажды подарил юному родственнику: с этого момента Репин не расставался с кистью до глубокой старости.

Учёба

Когда будущему живописцу исполнилось 11 лет, родители отдали его в школу военных топографов изучать рисование и черчение. Но через два года учебное заведение закрыли, и его взял к себе в помощники иконописец Иван Бунаков.

В Императорскую академию художеств Репин поступил не сразу, а после учёбы в подготовительной школе. В академических стенах он провёл в общей сложности восемь лет. За это время творчество молодого и яркого живописца было отмечено несколькими наградами, среди которых была и Большая золотая медаль.

1867 год. И. Репин с матерью и младшим братом • 1863–1880 годы. Академия художеств и часовня на Николаевском (ныне Благовещенском) мосту. Фото: И. К. Бианки • «Воскрешение дочери Иаира» (1871 год) — картина, за которую Репин получил большую золотую медаль

Признание

В 1873‑м Репин представил «Бурлаков на Волге» на Академической выставке и сразу же нашёл покупателя в лице великого князя Владимира Александровича (младшего брата Александра III). А пик творчества художника пришёлся на последние десятилетия XIX века. Среди почитателей таланта мастера был и известный коллекционер живописи Александр III. За «Запорожцев», например, он заплатил Репину 35 тысяч рублей — баснословную по тем временам сумму.

В 1878‑м Репин стал членом «Товарищества передвижников» — главного художественного объединения в России во второй половине XIX века. Кроме этого, живописец активно участвовал в «рисовальных вечерах» Абрамцевского художественного кружка — неформального содружества деятелей культуры. Они проводились на территории подмосковной усадьбы Абрамцево, принадлежавшей меценату Савве Мамонтову. Именно тут художник создал «Абрамцевский букет» — это одна из немногих его картин в жанре натюрморт.

Ещё по теме
 
Автопортрет (1878 год) • «Абрамцевский букет» (1878 год) • 1927 год. Репин и Чуковский в Пенатах

После Октябрьской революции Репин был признан живым классиком. Но формально в свои последние годы в России не жил. Всё дело в том, что посёлок Куоккала (нынешнее Репино), где находилась его усадьба Пенаты, в 1918‑м вошёл в состав независимой Финляндии (только в 1940‑м часть финской территории была присоединена к Советскому Союзу). Хотя Репин и подумывал о переезде, этому его плану не суждено было сбыться: в 1930‑м 86-летний мастер умер.

Личная жизнь

Репин был дважды женат. Его первая супруга — Вера, дочь известного архитектора Алексея Шевцова. В этом браке родились четверо детей. Но после 15 лет совместной жизни супруги расстались. Второй женой художника стала писательница Наталья Нордман — дама, поражавшая друзей Репина своей прогрессивностью. Она предпочитала жить в доме без прислуги, зимой вместо шубы носила лёгкое пальто с набитой опилками подкладкой и называла женщин «сестрицами». В 1914‑м Нордман умерла от туберкулёза. Детей у пары не было.

И. Е. Репин с женой и детьми • И. Е. Репин и Н. Б. Нордман (третья слева) в Пенатах, у крутящегося стола, за которым обедали все вместе: хозяева, гости, прислуга • 1915 год. И. Е. Репин катает дочь Веру на санях

Особенности творчества

Один из основоположников русской реалистической школы писал картины в разных жанрах: историческом, бытовом, портретном. При этом его работы поражают не только реалистичностью, но и невероятной эмоциональностью, а также тонким психологизмом. Мастер был открыт и для экспериментов. В частности, картина 1892‑го «Осенний букет», на которой изображена его дочь Вера, — совмещение портрета и пейзажа.

«Осенний букет» (1892 год) • «Стрекоза» (1884 год). Портрет Веры Репиной (дочери)

Самые известные работы

Главные шедевры художника украшают залы самых крупных собраний отечественного изобразительного искусства — Третьяковской галереи и Русского музея.

«Бурлаки на Волге» (1870–1873)

Где увидеть: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Примечательно, что Репин впервые увидел бурлаков не на Волге, а на Неве — во время прогулки на теплоходе. Запряжённые в лямки мужчины в лохмотьях настолько поразили молодого художника, что он решил посвятить им картину. На Волгу сюжет Репин перенёс по совету приятеля — живописца Фёдора Васильева.

Самые известные картины Репина: «Бурлаки на Волге»
«Бурлаки на Волге» (1870–1873 годы)

Несокрушимая бурлацкая команда, тянущая за собой баржу, состоит из колоритных персонажей, где каждый наделён индивидуальными чертами. Среди бурлаков — похожий на древнегреческого философа поп‑расстрига, обутый в сапоги отставной солдат, подросток в красной рубахе.

Ещё по теме
 
Эскиз (1870 год) • «Бурлаки, идущие вброд» (вариант картины)

Кстати, сегодня в Самаре — у Ленинградского спуска на набережную Волги — красуется скульптурная композиция по мотивам знаменитой картины. Оригинальность арт‑объекта заключается в том, что его реальный фон — великая русская река.

«Садко» (1876)

Где увидеть: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Картина на сюжет былины о гусляре изображает Садко на дне у Морского царя. Гусляр выбирает себе жену из числа многочисленных подводных красавиц — ярких и в пышных одеяниях (но его избранницей, как известно, стала русская красавица Чернава). Работая над этим полотном, художник изучал книги о морях и даже ездил в Нормандию — исторический регион Франции — на зарисовки морской флоры и фауны. А прототипом главного героя, что интересно, стал приятель Репина — Виктор Васнецов, другой известный художник.

«Садко» (1876 год) • Эскиз (1875 год)

«Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883)

Где увидеть: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

На создание этого полотна Репина вдохновило торжественное церковное шествие под Курском, свидетелем которого он стал летом 1881‑го. Художнику удалось показать движущуюся процессию как единое целое и в то же самое время создать яркие индивидуальные образы её участников. Среди них — дьякон, юноша‑горбун, урядник. Один из самых запоминающихся персонажей — помещица с иконой: золотой оклад буквально светится на солнце. Полотно вызвало широкий общественный резонанс, при этом отзывы критиков были неоднозначными. Кто‑то отмечал «жизненность» картины, кто‑то обвинял её автора в искажении религиозного образа народа.

«Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883 годы) • Набросок (1878 год) • Этюды к картине

«Запорожцы» (1880–1891)

Где увидеть: Государственный Русский музей, Санкт‑Петербург

На создание картины, также известной как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репина вдохновило старинное предание. Предположительно, в 1670‑х — во время русско‑турецкой войны — запорожские казаки получили письмо от османского султана Мехмеда IV, призывавшего их к покорности. Тогда запорожцы, представлявшие собой серьёзную силу, решили отправить султану своё послание и высказать всё, что о нём думают.

Натурщиками на этой яркой и эмоциональной картине выступили известные современники художника. Ударяющий приятеля по спине кулаком силач был написан с живописца Яна Ционглинского, писарь — с историка Дмитрия Яворницкого, а казак в папахе — с Александра Рубца, профессора консерватории.

«Запорожцы» (1880–1891 годы) • Первая композиция картины (1878 год) • Смеющийся казак. Эскиз (1891 год)

«Портрет М. П. Мусоргского» (1881)

Где увидеть: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Один из самых необычных портретов в истории русской живописи поражает непарадностью и натуралистичностью. Репин изобразил великого русского композитора, страдавшего приступами белой горячки, незадолго до смерти. Перед нами — неухоженный мужчина в старом халате и на фоне больничной стены. Автор оперы «Хованщина» выглядит уставшим, опечаленным и потерянным. Все деньги, которые Третьяков заплатил Репину за этот портрет, художник пожертвовал на установку памятника композитору.

«Портрет М. П. Мусоргского» (1881) • Памятник на могиле композитора. Санкт‑Петербург, Тихвинское кладбище. Фото: Тулип, CC BY-SA 4.0

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883–1885)

Где увидеть: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Драматическое полотно изображает Ивана IV Васильевича после нанесения — в порыве гнева — смертельного удара посохом в голову царевичу Ивану.

Один из самых известных шедевров Третьяковки дважды становился объектом атак вандалов. Первый раз — в 1913‑м, когда душевнобольной старообрядец Абрам Балашов порезал холст ножом. Тогда восстановительными работами занимался и сам Репин. Уже в XXI веке — в 2018‑м — воронежец Игорь Подпорин стойкой ограждения разбил стекло полотна и нанёс по нему несколько ударов. Свой поступок он объяснил тем, что картина вызвала у него «неприятные ощущения». Вандал получил 2,5 года, а реставрация шедевра заняла в общей сложности шесть лет.

Ещё по теме
 
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883–1885 годы) • Голова мужчины. Этюд к картине (1885 год) • Сапожки царевича. Этюд к картине (1883 год)

«Не ждали» (1884–1888)

Где увидеть: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

На этой работе изображён вернувшийся после долгих лет каторги ссыльный, по одной из версий — бывший революционер-народоволец. Судя по всему, он прибыл в дом родственников раньше, чем ожидалось.

Особенно интересна композиция картины: движения главных персонажей не завершены, что усиливает драматизм происходящего события. Вчерашний узник то ли заходит в комнату, то ли уже зашёл, а его пожилая мать, поднимающаяся с кресла, всё ещё не может поверить своим глазам.

«Не ждали» (1884–1888) • Первоначальный вариант полотна (1883 год) • Фигура мужчины. Набросок для картины

Где можно увидеть картины Репина

Творения живописца хранятся в художественных музеях не только Москвы и Санкт‑Петербурга, но и многих других регионов России. В частности, в Тверской областной картинной галерее можно увидеть «Портрет писателя Л. Н. Андреева на яхте» и «Давида и Голиафа», в Иркутском областном художественном музее — «Нищую (Девочку‑рыбачку)», а в хабаровском Дальневосточном художественном музее — «Искушение» и «Студента‑нигилиста». А ещё его полотна красуются в залах зарубежных музеев — «Атенеума» в Хельсинки, Государственного музея искусств Грузии в Тбилиси, Национальной галереи в Праге.

«Портрет писателя Л. Н. Андреева на яхте» (1912 год) • «Нищая (Девочка‑рыбачка)» (1874 год) • «Искушение» (1891 год)

Кроме этого, сотни работ насчитывает коллекция музея‑усадьбы «Пенаты». Тут, в частности, можно увидеть последний автопортрет мастера, написанный им в 76-летнем возрасте. Этот художественно-мемориальный комплекс под Санкт‑Петербургом стоит посетить и для того, чтобы проникнуться атмосферой дома художника. Хотя сегодняшнее здание — реконструкция оригинальной постройки (она сгорела в годы Великой Отечественной войны), музейные экспонаты — подлинные вещи Репина, их успели вывезти в Ленинград. Среди них — подаренная Михаилом Врубелем ваза для кистей и диван, на котором художнику позировал Фёдор Шаляпин.

Ещё по теме
 
Пенаты • Кабинет Репина • Мастерская • Фото: Shutterstock

Заключение

Один из самых известных русских живописцев оставил потомкам огромное количество работ (одних портретов — более 500). Они представлены в коллекциях художественных музеев в разных регионах страны. И всё же за главными шедеврами Репина нужно ехать в Москву и Санкт‑Петербург — в Третьяковскую галерею и Русский музей. А окунуться в их коллекцию и лучше разобраться в творчестве этого и других русских художников вам помогут местные гиды. Их предложения можно на сайте и в приложении Tripster.

Автор: Максим Тувим
Заглавное фото: И. Е. Репин. Автопортрет (1917 год)

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Исаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажистаИсаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажиста Биография, особенности стиля, главные шедевры

Еще экскурсии по теме