Храмы Нижнего Новгорода
Самые известные церкви и соборы городаМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Храмы Нижнего Новгорода на карте
Михайло-Архангельский собор
Памятник архитектуры XVII века сегодня входит в ансамбль Нижегородского кремля и считается самым древним в городе. По распространённому мнению он ведёт свою историю с 1221 года, но документальные свидетельства его существования, по словам сотрудников музейного комплекса, датируются только 1359 годом.
Её в храме удалось достичь благодаря шатровой форме крыши и голосникам (отверстиям в стенах), которые по сути служат резонаторами. Кроме того, под шатром вмонтированы пустые глиняные горшки. Вот и получается такой прекрасный звук.
Храм стоит на фундаменте церкви XIV века с княжескими захоронениями того времени, из‑за чего имеет несимметричную форму — но на первый взгляд это совершенно незаметно. Всё благодаря искусно сделанным входным группам и колокольне, создающим иллюзию симметрии.
Изначально церковь была деревянной, но в 1227 году построили её каменную версию. Церковь служила сначала домовым храмом, а потом усыпальницей нижегородско-суздальских князей. В 1631 году изрядно обветшавший к тому времени храм был перестроен: так появился уникальный для своего времени ансамбль, в котором церковь соединилась с колокольней.
Сегодня с площадки перед белоснежным собором с устремлённой вверх зелёной крышей открывается красивый вид на Волгу. В 1962 году в Михайло-Архангельский собор был перенесён прах Кузьмы Минина, поклониться которому приезжают не только путешественники со всей России, но и государственные деятели.
Спасский Староярмарочный собор
В 1816 году, когда знаменитая ярмарка у стен Макарьевского Желтоводского монастыря примерно в 100 километрах от Нижнего Новгорода была уничтожена пожаром, её было решено перенести непосредственно в город, чтобы привлечь в него деньги.
Напротив Спасского собора, как это ни удивительно, раньше стояли китайские чайные ряды в виде пагод, а рядом с ними была мечеть и армянская церковь. Город был толерантным ко всем религиям и конфессиям, как бы мы сегодня сказали.
Спасский собор — «старший брат» Исаакиевского. Петербургский храм построили только через 38 лет. А новгородский для Огюста Монферрана был как бы «проверочным». В частности, именно здесь архитектор доказал своё мастерство сведения куполов.
Разработкой и реализацией проекта новой ярмарки занимался инженер Августин Бетанкур, который пригласил себе в помощники архитектора Огюста Монферрана. Именно он занялся разработкой дизайна ярмарочных строений, среди которых была и церковь для приезжающих купцов. Монферран, позже построивший Исаакиевский собор в Санкт‑Петербурге, был верен своему стилю и создал величественный храм в стиле позднего классицизма. Спасский собор даже отдалённо напоминает своего собрата, но менее помпезен.
Его стены расписал художник А. В. Ступин, организатор и руководитель Арзамасской школы живописи. Изначально в соборе были выставлены иконы в итальянском стиле, с обнажёнными частями тела. Но они очень смущали купцов, которые отказывались молиться в такой фривольной обстановке. Поэтому изображения святых пришлось заменить на более традиционные для православной церкви.
Для верующих особо ценно, что в Спасском соборе хранятся иконы с частицами мощей великого князя Георгия Всеволодовича, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского и других почитаемых святых.
Александро-Невский Новоярмарочный собор
Нижегородская ярмарка росла: к середине XIX века сюда ежегодно съезжалось более 200 тысяч человек. Старый храм — Спасский — больше не вмещал всех прихожан, особенно по праздникам. Так возникла необходимость построить новый, побольше. Сначала планировалось возвести простую однопрестольную церковь, однако после визита в Нижний Новгород императора Александра II в 1858 году местные купцы захотели продемонстрировать преданность государю и Отечеству. Так решено было сделать три престола в честь святых покровителей членов императорской семьи: Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Мирликийского.
Автором идеи уникального фундамента «на плоту» выступил архитектор Л. В. Даль (сын составителя словаря русского языка) вместе с Р. Я. Килевейном. Для конструкции выложили шесть рядов брёвен ветлужской лиственницы. 1416 деревьев лежит там в глиняной ванне и по сей день — и не гниёт и не рассыпается.
Стройка была грандиозной и длилась 14 лет. По состоянию на 1899 год 80-метровый собор Александра Невского в русско‑византийском стиле был третьим по высоте в России. Также интересно, что из‑за колебания уровня грунтовых вод собор стоит на уникальном деревянном плоту с каменной плитой сверху. Это обеспечило надёжность и долговечность всей конструкции, а в весенний разлив рек, когда площадь перед храмом затоплялась, собор представлялся как бы плавающим в воде.
В 1920‑е храм планировали снести, чтобы построить на его месте монументальный памятник Ленину, но проект не был реализован. В итоге собор лишь частично разобрали, а оставшиеся помещения использовали под склады. В 40‑х внутреннее убранство церкви сильно пострадало при пожаре, однако в начале XXI века его полностью восстановили по историческим чертежам и заново расписали. Все поверхности здесь покрыты изображениями, поэтому изнутри Александро-Невский собор выглядит едва ли не наряднее, чем снаружи.
Церковь Иоанна Предтечи на Торгу
Один из древнейших православных храмов Нижнего Новгорода. Деревянная церковь стояла здесь еще в XIV веке: именно с площади рядом с ней в Смутное время Кузьма Минин обращался к жителям Нижнего Новгорода с воззванием об освобождении Москвы от польских захватчиков. В XIX веке здесь планировалось установить памятник Минину и Пожарскому, но архитектор И. П. Мартос добился того, чтобы его работа украшала Красную площадь в Москве. Точная копия столичного монумента (только на пять сантиметров меньше) появилась возле церкви Иоанна Предтечи лишь в 2005 году.
Рядом с этой церковью в XIX веке находился самый злачный район города, то самое дно социальной жизни, которое описал Максим Горький. Это район ночлежек, аналог московской Хитровки.
Каменный храм был построен на том же месте на средства купца Г. С. Дранишникова в 1676 году после того, как его жена и сын приняли старообрядчество и бежали из дома. Именно поэтому южный придел церкви даже освящён в честь святой Анны — небесной покровительницы супруги купца, сошедшей с «пути истинного».
Церковь на Торгу несколько раз меняла свой облик: в 1814 году к ней пристроили Духовский придел, что привело к нарушению древней дренажной системы, сдерживающей подземные родники. В итоге сооружению потребовался серьёзный ремонт.
Очередные реставрационные работы пришлись на 1881–1885 годы. они потребовали перестройки колоколен, и это довольно сильно изменило архитектуру здания. К своему историческому виду храм вернулся лишь в 2005 году. Одна из главных святынь церкви — Казанская икона Божией Матери, подаренная патриархом Алексием II.
Всехсвятский, или Петропавловский храм
Церковь находится в парке Кулибина, который в 1940 году был разбит на месте городского кладбища. Здесь были похоронены многие выдающиеся жители Нижнего Новгорода, среди которых изобретатель И. П. Кулибин и бабушка Максима Горького — А. И. Каширина. Всехсвятский храм также называют Петропавловским, так как, по одной из версий, его главный престол был освящён в честь двух апостолов.
Вокруг этой церкви сохранилась очень интересная застройка, которую сейчас называют «Заповедным кварталом» Нижнего Новгорода.
Это единственный сохранившийся в Нижнем Новгороде памятник русского барокко середины XVIII века. У церкви характерные для этого архитектурного стиля окна, а её иконостас был украшен резьбой и витыми колоннами. Во время советской власти церковь довольно серьёзно пострадала: колокольня была разрушена, а внутри основного здания расположился кинотеатр «Пионер». Здесь также успели поработать бильярдная и ночной клуб. Восстановление храма было начато в 1993 году, а в 2014‑м к нему была пристроена трёхъярусная колокольня. В церковь часто заглядывают горожане и путешественники, гуляющие по парку, который особенно хорош летом и осенью.
Храм во имя Всемилостивейшего Спаса
Церковь в русском стиле была построена в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе, которая произошла в 1888 году. Своё название храм получил по имени иконы, которая была с собой во время аварии у императора Александра III.
Особого внимания заслуживает роспись церкви, выполненная нижегородскими мастерами по эскизам известных русских художников В. М. Васнецова, И. Е. Репина и В. П. Верещагина (их картины присутствуют в лучших собраниях отечественных музеев). К счастью, строение не сильно пострадало при советской власти: богослужения здесь прекратились лишь в 1937 году, когда помещения перешли к швейному предприятию «Весна». Важную роль церковь сыграла во время Великой Отечественной войны: на её колокольне находился один из пунктов противовоздушной обороны города и зенитная установка. В 1992 году храм возобновил свою работу и был повторно освящён.
Рождественская церковь
Яркий образец строгановского барокко — стиля, который считается одной из вариаций нарышкинского и сочетает в себе элементы русского народного искусства и изящного декора, характерного для европейских архитектурных традиций. Направление получило название по имени купца и мецената Г. Д. Строганова, по заказу которого и возводились сооружения в таком стиле.
Что интересно — потомки знаменитого купца, фамилией которого названо целое направление в архитектуре, до сих пор живы! Елена Строганова, ей примерно 80 лет, живёт во Франции. Она последняя из этого знаменитого рода.
Рождественская церковь представляет собой двухъярусный храм с яркими цветными куполами и красивым внутренним убранством, освящённый в 1719 году. На одном из богослужений в первые годы после открытия церкви присутствовал Пётр I, после визита которого храм закрыли. О том, что тогда произошло, историки спорят до сих пор. По одной из версий, император увидел в церкви иконы, которые лично заказывал для Петропавловского собора в Петербурге, а Строганов их перекупил. По другой — Пётр углядел в ликах святых черты самого купца и отказался молиться «своему холопу». Впрочем, обе версии вызывают сомнения: богослужения в церкви действительно некоторое время не проводились, но, вероятнее всего, из‑за отсутствия готового иконостаса, а не из‑за гнева правителя.
Храм неоднократно горел и был полностью отреставрирован в 1913 году, незадолго до прихода к власти большевиков. В советское время церковь хотели взорвать, но её настоятель, отец Сергий Вейсов, сумел убедить власти в значимости строгановского барокко для истории. Это спасло храм от неминуемой гибели. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался аптечный склад.
Внутреннее убранство церкви до наших дней не сохранилось, зато практически полностью уцелел иконостас. Среди сохранившихся изображений — старинная икона Николая Чудотворца.
Ещё одна достопримечательность Рождественской церкви — часы на её колокольне. Изначально они показывали фазы Луны и движение Солнца, причём вращались не стрелки, а циферблат. Затейливый механизм пропал при невыясненных обстоятельствах. Сохранился только внешний круг со славянскими буквами, разделяющими его на 17 частей — их всё ещё можно увидеть на колокольне. Внутри него — уже не оригинальные, но тоже старинные часы: они были изготовлены в 1879 году и долгое время хранились в музее. В 2004 году их установили на колокольне. Сегодня эти куранты бьют каждые полчаса.
Спасо-Преображенская церковь
В народе храм, построенный в 1817 году, называют Карповка — по имени села, которое находилось на этом месте. Это прекрасный образец русского барокко, созданный архитектором И. И. Межецким. В строгом облике церкви нет вычурных декоративных элементов, но простота и гармоничность её форм притягивает взгляд.
Карповка — одна из немногих церквей, на судьбу которых практически не повлияла советская власть. Храм работал до 1941 года, когда его закрыли за неуплату налогов, но через два года богослужения здесь возобновились. В 1943 году в здание попал немецкий снаряд, однако уже в 1944‑м храм снова открыли после реконструкции. Изначальный вид до нашего времени сохранила только колокольня, вход в которую украшает изящная декоративная арка. В храме хранится Животворящий Крест Господень конца XVIII века, а также частицы мощей святителя Иоанна Златоустого, Петра и Февронии Муромских и оптинских старцев.
Успенская церковь на Ильинской горе
Объект культурного наследия прячется от глаз путешественников за неприметной многоэтажкой. Храм был построен на средства купца А. Ф. Олисова в 1672 году на месте монастыря, который упоминался в грамоте царя Василия Шуйского в 1606 году, однако был упразднён.
В этой церкви венчались родители Горького — Варвара и Максим. Венчались тайно: отец Варвары был против этого брака.
«Церковь эта стоять не может, но нас перестоит», — именно так описали архитекторы 1970‑х своё восхищённое недоумение. Архитектурный стиль храма для каменных построек действительно уникален и поражает мастерством технического исполнения.
Успенская церковь уникальна тем, что она возведена из камня, но по канонам деревянного зодчества. В 1715 году храм сильно пострадал от пожара, однако его удалось восстановить. И конечно, не обошлось без ущерба в середине ХХ века: церковь хотели снести для строительства жилого квартала, но её удалось отстоять. Разрушены были только колокольня и трапезная. В 2004 году храм отреставрировали, а территорию рядом облагородили: сегодня здесь есть парковка, ухоженный сквер и игровая площадка.
Церковь Жён Мироносиц в Верхнем Посаде
Первый в истории русского зодчества храм, построенный по архитектурному типу «корабль», который предполагает размещение всех основных церковных помещений (молельного зала, алтаря, трапезной и колокольни) по одной оси. Церковь относится к XVII веку, но неизменным до наших дней сохранилось только парадное крыльцо.
Есть легенда, что от храма ведёт тайный ход в подземелья кремля и якобы где‑то в этих подземельях Иван Грозный мог спрятать свою знаменитую библиотеку.
В приходе церкви, стоявшей на этом месте ранее, родились два известнейших русских святых (им установили памятник на территории). Евфимий основал два главных монастыря — Спасо‑Евфимьев и Покровский — в Суздале. А Макарий Желтоводский, покровитель Нижегородской ярмарки, миссионер — основатель Свято‑Троицкого Макарьевского Желтоводского на Волге и Макарьевского монастыря на реке Унже.
В 1805 году к храму был пристроен двухэтажный придел, а в 1848 году церковь пострадала в пожаре. Во время реконструкции её приделы были расширены, а роспись интерьеров обновлена. Но самый ощутимый урон здание получило в послереволюционное время: в 20‑х годах ХХ века церковь лишилась сначала колокольни, а потом и куполов. Внутри обустроили техникум. В 2000‑х храм восстановили по редким снимкам, которые фотограф М. П. Дмитриев сделал в конце XIX века.
Церковь Сергия Радонежского
Первые упоминания о храме, названном в честь одного из самых почитаемых святых на Руси, относятся к 1621 году. Изначально церковь была деревянной и находилась на территории монастыря, но сгорела при пожаре. В 1701 году построили каменный храм, однако и он простоял недолго: через 14 лет его тоже уничтожил огонь. Прихожане не сдавались и возвели новую церковь. К 1820 году она заметно обветшала, поэтому её решено было перестроить.
До наших дней сохранились гравюры, изображающие старый храм — небольшое строение с шатровой колокольней. В таком виде церковь Сергия Радонежского просуществовала до 1860‑х годов, когда её решено было полностью перестроить. В результате получился пятиглавый собор с четырёхъярусной колокольней. В церкви сохранились ценные фрески конца XIX — начала ХХ века: по счастливой случайности в советский период их не уничтожили, а закрасили побелкой. После кропотливой реставрации их удалось вернуть к жизни. Храм был повторно освящён в 2006 году и сегодня открыт для прихожан.
Вознесенский Печерский мужской монастырь
Датой его основания считаются 30‑е годы XIV века. Изначально монахи селились в пещерах (печорах — по-старославянски), откуда и пошло название обители. Первым настоятелем монастыря стал святитель Дионисий Суздальский, позже причисленный к лику святых. Монастырь достиг расцвета в XVI веке, но был уничтожен оползнем. Чудесным образом никто из монахов тогда не погиб, однако постройкам был нанесён значительный урон. Ещё одним результатом оползня стала ценная находка: в развале горы был обнаружены мощи схимонаха Иоасафа, которые и сегодня хранятся в обители.
Трапезная монастыря повторяет форму Грановитой палаты Московского Кремля, а в монастырском музее хранится единственный портрет патриарха Никона.
После аварии монастырь было решено перенести выше по течению Волги — на его нынешнее место. Большинство дошедших до нас построек обители относятся к 1640-50‑м годам и были спроектированы нижегородским архитектором Антипом Константиновым (Возоулиным). Особого внимания заслуживает белоснежный пятиглавый Вознесенский собор с наклонённой наподобие Пизанской башни колокольней. В соборе хранятся ростовые иконы Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и Серафима Саровского конца XIX — начала XX века.
Заключение
На то, чтобы познакомиться со всеми религиозными сооружениями Нижнего Новгорода, понадобится минимум несколько дней. За каждой церковью этого города — удивительная история, в которой есть место самоотверженности, верности идеям и, конечно, чуду. Нижегородские храмы поражают богатством традиций и разнообразием архитектурных стилей. Прогулка по ним станет запоминающимся путешествием в культуру, историю и религию России от древних времён до наших дней. А в компании гидов изучить наследие храмовой архитектуры Нижнего будет ещё интереснее: они обратят внимание путешественников на важные, а иногда и неочевидные детали.
Автор: Елена Титок
Заглавное фото: «Центр 800»
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Исследовать босяцкую Миллионку в формате игры с интерактивными элементами
Изучить центр города с гидом, который докажет, что история может быть увлекательной и познавательной
Изучить кремль и площадь Минина и Пожарского, услышать легенды и узнать достоверные факты
Проехать по улицам города, полюбоваться панорамами со смотровых площадок и услышать легенды кремля