Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

1 мая 2023, обновлено 12 дек 2024
Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

Найти экскурсию

Показать
Пушкинский музей изобразительных искусств — один из самых интересных музеев Москвы с обширной коллекцией знаменитых картин европейских мастеров, скульптур и гипсовых слепков античного искусства. Здесь хранится более 600 тысяч уникальных экспонатов. Рассказываем про самые знаменитые полотна в коллекции.
СодержаниеКоллекция искусства в Главном здании музеяСандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX вековКлод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)Заключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Марина

    Гид с большим интересом к искусству и архитектуре: знает всё о шедеврах московских коллекций и о тех, кто их собирал.

Пушкинский музей в Москве
Фото: Shutterstock

Коллекция искусства в Главном здании музея

На Волхонке, 12 можно познакомиться с античным искусством, увидеть слепки известнейших скульптур Средних веков и эпохи Возрождения и, конечно, посмотреть на полотна знаменитых европейских художников VIII–XVIII веков — сокровищ у Пушкинского не так много как в Эрмитаже, конечно, но и здесь есть на что посмотреть.

Сандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)

Зал №7

Боттичелли — один из самых ярких представителей флорентийской школы Возрождения, известный всему миру. Его стиль — это грация, изящество и пластичность, а образы выглядят живыми и очень чувственными. Главные шедевры Боттичелли, которые знает весь мир («Рождение Венеры» и «Весна») выставлены в галерее Уффици во Флоренции, а в Москве хранится одна из его поздних работ.

Изначально картина «Благовещение» представляла собой четырёхстворчатый переносной алтарь, который принадлежал к коллекции графа А. С. Строганова. После революции две створки алтаря оказались в Эрмитаже, а две другие — с изображением архангела Гавриила и Девы Марии — находятся в ГМИИ имени Пушкина.

Фото: сайт Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Изображение сцены Благовещения трактуется художником как драматическое событие. Фигура ангела как бы парит над землёй навстречу Деве Марии, выражая трепет и сострадание. В изображении Марии читается смирение и покорность. Она слегка склонила голову, будто предвидя будущую жертву Божьего Сына.

Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)

Зал №31

Картина «Мадонна с младенцем» перешла в коллекцию Пушкинского музея из Эрмитажа в 1930 году. А в Санкт‑Петербург её привезли ещё при Николае I — в 1825‑м. Делиться с вновь провозглашённой в советские годы столицей в Москве главный музей западного искусства России обязало правительство. Тогда из Эрмитажа увезли около 200 картин художников первого ряда: Буше, Ватто, Пуссена, Рубенса, Рембрандта и в том числе Кранаха.

Новатор

В этой картине художник отходит от иконографических канонов: Мадонна здесь изображена как красивая земная женщина с очаровательным младенцем, у неё нет традиционного нимба над головой и золотого фона, символизирующего божественный свет. Вместо него — хвойный лес, традиционный немецкий пейзаж, струя воды, бьющая из скалы, — источник новой жизни, которую несёт христианская вера.

Марина, гид в Москве
1522–1523 годы. «Мадонна с младенцем» • Фрагмент картины

Лукас Кранах — один из самых знаменитых немецких художников, который соединил в своём творчестве традиционный для своего времени готический стиль и художественные приёмы Ренессанса. Его творчество наполнено поэтичностью и романтическим видением мира. Через изображение природы он пытался передать эмоции и состояние души.

На картине Кранаха — женственный и одухотворённый образ Богоматери с яркими символичными деталями. Например, гроздь винограда символизирует жертву, которую принесёт Христос, горы — силу и непоколебимость веры, а озеро обозначает жизненное обновление, исходящее от христианства.

Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)

Зал №11

По иронии судьбы самые знаковые картины голландского живописца («Даная», «Блудный сын»), не считая масштабного полотна «Ночной дозор», которое выставлено в Рейксмузеуме на родине Рембрандта, находятся в России. Много его картин в коллекцию Эрмитажа закупала у французского коллекционера Луи‑Антуана Кроза Екатерина II в 1770‑х.

Скрытый смысл

На золотом блюде перед героями картины лежит яблоко (символ греха) и виноград (символ жизни и искупления). Художник выразил отношение к персонажам неочевидным образом: разместил ближе к коварному Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью — по грозди винограда.

Марина, гид в Москве
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь»
1660 год. «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

Новаторство Рембрандта в том, что через свои работы он стремился выразить внутренний мир человека, что было не свойственно живописи XVII века. Художник умело играл со светом и тенью, создавал живые образы, передающие тончайшие оттенки переживаний и уделял большое внимание мельчайшим деталям.

В основе картины — библейский сюжет о спасении еврейского народа иудейкой Эсфирь. Художник изобразил драматичную сцену пира, на котором Эсфирь открывает царю Артаксерксу своё происхождение и обвиняет придворного любимца Амана в истреблении её народа.

Рембрандт в деталях передаёт внутреннее напряжение героев: Аман изображён на полотне обречённым, он отделён от царя и царицы большим расстоянием. Артаксеркс гневно сжимает губы, а облик Эсфирь озарён золотистым светом, символизирующим победу.

Детали картины. Фото: блог Пушкинского музея

Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)

Зал №10

Картина также переехала из Эрмитажа в Пушкинский в 1930‑м, а в Санкт‑Петербург её привезли из собрания парижского коллекционера Сильвана Бодуэна в 1781 году.

Рубенс — яркий представитель барочной живописи, основными чертами которой являются нарочитая эмоциональность, символизм, яркость и даже помпезность. Художник создаёт пышные, объёмные фигуры в движении, его герои достигают эмоционального апофеоза, существуя на пределе чувств.

Картина «Вакханалия», представленная в Пушкинском музее, изображает мифический сюжет праздника в честь бога виноделия, растительности и плодородия Диониса (Вакха). На полотне во всём сквозит движение: пьяный Силен вот‑вот упадёт, его поддерживает прекрасная сатиресса, которая, кажется, лишь на секунду развернулась к зрителю, а в центре рогатый сатир замахивается дубинкой. Очень живо и естественно переданы различные оттенки кожи, а пышные тучные тела раскрывают идею полноты жизни, наслаждения и удовольствия.

Шедевры Пушкинского музея
1615 год. «Вакханалия»

Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX веков

Соседнее здание с Главным — на Волхонке, 14. Здесь можно увидеть шедевры знаменитых во всём мире импрессионистов и постимпрессионистов. Многие из выставленных сегодня картин были в собственности известных русских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова. Рассказываем про самые выдающиеся картины ХIX‑ХХ веков.

Клод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)

Зал №14

Один из родоначальников импрессионизма, прошедший весьма тернистый путь к признанию. Его работы подвергали жёсткой критике и насмешкам, но упорная работа и особое видение сделали его одной из самых узнаваемых фигур в мировой живописи. Картины Клода Моне наполнены светом, передают ощущение воздушности, будто фиксируют ускользающий момент. Он разработал новую технику письма размашистыми мазками, а работать предпочитал на открытом воздухе.

Курьёзный случай

Эдуард Мане и Клод Моне познакомились на скандальном салоне 1865 года. Мане отправил на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». Проходя по Большому дворцу, он слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы, но… Почему его хвалят за пейзажи и какие‑то марины? Мане был в бешенстве. Рядом с его «Олимпией» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал на салоне. Уже позже художники стали близкими друзьями.

Марина, гид в Москве
«Завтрак на траве» в Пушкинском музее
866 год. «Завтрак на траве»

Картина «Завтрак на траве» — это своеобразный знак уважения одноимённой работе Эдуарда Мане, которая наделала много шума в Париже. И если в работе Мане внимание приковывает обнажённая женщина в окружении одетых мужчин, то у Моне главными героями полотна становится тонкая игра света. Художник изображает сияющие на солнце листья, тонкие блики на скатерти и одежде. Всё это создаёт радостное и счастливое ощущение.

Кстати, огромная (130×180 см) картина, хранящаяся в Пушкинском музее изобразительных искусств, всего лишь набросок более масштабного полотна (4×6 метров), которое впоследствии сильно пострадало и его фрагмент сейчас находится в парижском Музее Орсе.

Шедевры Пушкинского музея
Зал искусства XIX-XX веков. Фото: Netelo, CC BY-SA 4.0

Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)

Зал №11

Ещё один известнейший французский импрессионист, которому посчастливилось обрести успех и признание при жизни. Его увлекала красота повседневности, а многие работы пропитаны ощущением счастья и душевной гармонии. Как говорят искусствоведы, главным объектом и источником вдохновения Пьера Ренуара были люди, поэтому его творчество изобилует портретами в эффектной цветовой палитре.

Картины Ренуара для своей коллекции западного искусства Морозов купил одни из первых и, кстати, очень долго не выставлял свои сокровища для публичного осмотра. В его дом на Пречистенке, 21 попадали только избранные гости.

1877 год. «Портрет актрисы Жанны Самари» • Фотография Жанны Самари

«Портрет актрисы Жанны Самари» коллекционер купил в 1903 году. Можно сказать, что эта работа художника — «Мона Лиза» XX века. Как и великий Леонардо, Ренуар сумел запечатлеть не просто юную обворожительную девушку, но поймать и отразить неуловимое мгновение красоты, идущей откуда‑то изнутри. Еле заметная улыбка, слегка влажные глаза и задумчивый вид — всё это соединяется в едином воплощении притягательной женственности, молодости и шарма.

Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)

Зал №16

Сегодня имя Ван Гога — почти бренд. Его стилем восхищаются, а стоимость его работ достигает космических цифр. Однако современники критиковали его за яркий и местами резкий стиль. Его работы были крайне необычными для своего времени, а техника настолько новаторской, что мастера нередко обвиняли в безумии. При этом у Ван Гога действительно были проблемы с психикой, но именно этот взгляд «безумца» сделал его картины настолько выдающимися.

Картина «Красные виноградники в Арле» была одной из немногих работ, проданных ещё при жизни автора. Её приобрела за 350 франков (немалые для Ван Гога деньги) художница Анна Бош в 1890 году. А через 16 лет полотно попало в Россию: его, по совету художника В. А. Серова, так же приобрёл для своей коллекции Морозов.

Шедевры Пушкинского музея: «Виноградники» Ван Гога
1888 год. «Красные виноградники в Арле»

«Виноградники» Ван Гога не похожи на типичный пейзаж. Линия горизонта поднята очень высоко, как в японских гравюрах, густые красно‑багровые мазки напоминают колыхание пламени, а солнце изображено и вовсе как на детских рисунках. Тем не менее это абсолютно поражающее своей натуралистичностью полотно, которое буквально пышет знойным летним жаром.

Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)

Зал №17

Пришёл в искусство зрелым человеком: в 35 лет он отказался от карьеры, бросил семью и увлёкся живописью. Сначала его привлёк импрессионизм, но позже художник отправился на поиски нового искусства. Вдохновение он нашёл на Таити, где написал лучшие свои работы: «Женщина с цветком», «Когда свадьба?». Они очень простые и немного напоминают детские рисунки, с экзотическими сюжетами и очень яркими красками.

Сам Гоген считал своей лучшей работой картину «А, ты ревнуешь?» В начале ХХ века её приобрёл Щукин. Он поместил картину в отдельном зале своего особняка, среди других работ «гогеновского иконостаса». Позже полотно попало в коллекцию Пушкинского музея.

Гоген в Пушкинском музее
1892 год. «А, ты ревнуешь?»

Сюжет картины построен вокруг двух обнажённых таитянок, которые лежат на пляже, беседуя о любви. Вдруг лицо одной из девушек озаряет искра ревности. Гогену удалось запечатлеть момент мимолётного яркого чувства посреди атмосферы спокойствия и неги. Вкупе с насыщенным фоном полотно приобретает фантастический характер.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)

Зал №10

Его творчество наполнено экспериментами с композицией, поиском необычных ракурсов и фиксацией быстрых, едва уловимых движений. Художника отличали от других большой педантизм и скрупулёзность. К одной и той же работе он мог возвращаться снова и снова, добавляя новые детали и стараясь довести её до совершенства. Одним из главных источников вдохновения Эдгара Дега стал балет. Именно в танце мастер нашёл обилие новых интересных ракурсов, необычных поз и ярких мимолётных движений.

«Голубые танцовщицы» — одна из самых известных его картин, увидеть которую можно в Пушкинском музее. Её приобрёл для своей коллекции Щукин, правда собирателю не понравилась оригинальная рама. Он заменил её более помпезной, в стиле Людовика XV, в которой картина выставлена и сегодня.

Около 1898 года. «Голубые танцовщицы» • Зал №10

Художник изображает балерин как бы в расфокусе, их лиц не видно, а силуэты плавно перетекают один в другой. Кажется, будто кружится всего одна танцовщица, репетируя движения перед очередным выступлением. Картина, выполненная пастелью, напоминает скорее размытый, случайно сделанный фотографический кадр, чем кропотливую работу живописца. Собственно, в этом и состоит главный гений Дега.

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)

Зал №22

Картина «Девочка на шаре» поступила в Пушкинский музей из коллекции Морозова, который приобрёл её в 1913 году за колоссальную сумму — 16 тысяч франков.

К тому времени Пикассо уже привнёс новое революционное слово в изобразительное искусство, а его творческая карьера считалась одной из самых успешных и плодотворных. Сегодня исследователи выделяют целых 11 периодов в его творчестве, которые включают более шести тысяч работ.

1905 год. «Девочка на шаре» • Зал Пикассо. Фото: сайт Пушкинского музея

«Девочка на шаре» — один из шедевров «розового периода» художника. Картина соединяет сразу два противоположных образа и настроения, но в то же время они гармонично сосуществуют рядом, как бы дополняя друг друга. Изображение юной гимнастки, балансирующей на шаре, символизирует всё прекрасное и поэтическое в жизни. А атлет рядом с ней — как бы воплощает устойчивость и защиту от суровой реальности.

Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)

Зал №20

Главный представитель одного из течений постимпрессионизма — фовизма (от французского слова fauve — «дикий»). Матисс, работы которого поражают необычными яркими цветовыми решениями, всю жизнь искал идеальные приёмы передачи чувств и ощущений через именно через цвет. И эта игра цвета иногда действительно оказывалась ничем не ограниченной.

Ушла без торгов

Матисс писал картину к приезду своего московского покровителя Сергея Щукина, который во время визита в Париж в июле 1912 сразу приобрел её и немедленно увёз в Москву.

Марина, гид в Москве
1912 год. «Красные рыбы (Золотые рыбки)» • Зал №20

Большими поклонниками его творчества были и Щукин, и Морозов. В общей сложности оба коллекционера приобрели 48 картин художника, которые сегодня находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее.

В картине «Красные рыбы» Матиссу удалось передать умиротворение и чувство безмятежного созерцания, близкое к медитативному состоянию. Это ощущение достигается благодаря яркому цвету рыб и округлённым формам окружающих предметов. И, совсем как за живыми, за этими рыбками тоже хочется очень долго наблюдать.

Заключение

Богатая коллекция картин в Пушкинском музее в Москве способна удивить даже самого взыскательного ценителя искусства. Нередко здесь можно встретить посетителя, застывшего перед поразившей его картиной. Среди огромного количества экспонатов Пушкинского музея обязательно найдётся тот, что по‑настоящему тронет и ваше сердце.

Автор: Дарья Савина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Сергиев Посад: сердце православной РоссииСергиев Посад: сердце православной России Троице‑Сергиева лавра, Черниговский скит и другие знаковые места города

Еще экскурсии по теме