Еврейская Москва

27 фев 2024, обновлено 12 дек 2024
Еврейская Москва

Найти экскурсию

Показать
Жизнь в черте оседлости, погромы и репрессии: история евреев в России — длинная и непростая. И несмотря на все испытания, еврейская община в Москве остаётся одной из самых крупных в мире. Собрали небольшой маршрут по еврейским местам, посетив которые можно познакомиться с историей народа и его культурой.

История появления еврейских общин в Москве

Первые упоминания о пребывании евреев в Москве относятся к XV веку. Но появление крупной еврейской общины произошло только в конце XVIII столетия. Это связано с разделом Речи Посполитой, которая считалась центром еврейского мира. Вместе с новыми землями в составе Российской империи оказалось около миллиона евреев. Екатерина II, обеспокоенная появлением в центральной части России большого количества иудеев, ввела черту оседлости. Она ограничивала место постоянного жительства евреев 15 губерниями, отдалёнными от центра империи (территории современной Польши, Литвы, Украины, Белоруссии и Молдавии). Черта оседлости существовала вплоть до Февральской революции 1917 года.

Ещё по теме
 
1893 год. Еврейская свадьба. Художник: И. Аскназий • 1896 год. Вид на Зарядье. В центре — здание со звёздами Давида на фасаде. Вероятно, здесь была молельня • 1898 год. Хоральная синагога на Большой Бронной улице. Фото: Карл Фишер

Впрочем, некоторые евреи имели право жить вне черты. Например, те, кто принял православие, как известный поэт Осип Мандельштам и композитор Антон Рубинштейн. Или богатые купцы первой гильдии, а также учёные и врачи, исповедующие иудаизм. Они могли жить и в столице.

Районы

В разное время еврейская диаспора в Москве обитала в нескольких районах. Рассказываем про самые известные места, связанные с историей московского еврейства.

Зарядье и его окрестности

Глебовское подворье в Зарядье стало первым еврейским кварталом в Москве. Здесь с конца 1820‑х разрешалось останавливаться приезжим евреям‑торговцам, прибывшим в столицу на пару месяцев. Также в подворье селились окончившие военную службу евреи‑солдаты (они имели право проживать в столице). Кстати, в подворье могли жить только мужчины, а за аренду государство часто назначало завышенную цену.

1910–1935 годы. Харчевня «У хромой собаки» в Псковском переулке (сегодня это район Парящего моста) • 1932–1936 годы. Вид на то же здание в сторону Проломных ворот и Москвы‑реки

Позже, в 1850‑х, Глебовское подворье упразднили. Александр II позволил селиться в Москве купцам, ремесленникам и учёным еврейской национальности, причём в любом районе. А Зарядье превратилось в настоящее еврейское гетто, где жили в основном бедные ремесленники и отставные солдаты с семьями. Здесь же открыли первые московские синагоги.

К 1890‑м число зарегистрированных в Москве евреев достигло 35 тысяч. Но вскоре в городе началось массовое выселение еврейских ремесленников и служащих нижних чинов, проведённое по указу московского губернатора великого князя Сергея Александровича. Синагоги были закрыты, а подворье опустело.

1880–1881 годы. Численность еврейского населения вне черты оседлости • 1929–1931 годы. Зарядье и Китайгородская стена • Современный вид этого района

Бронные улицы

Связаны с одним из самых богатых столичных евреев — банкиром Лазарем Соломоновичем Поляковым, которого за солидное состояние прозвали московским Ротшильдом. Более 30 лет Поляков возглавлял московскую еврейскую общину, жертвовал крупные суммы для устройства больниц и школ для иудеев, а в 1883 году даже открыл домашнюю синагогу на территории своей усадьбы на Большой Бронной.

Владения банкира были впечатляющими: сразу несколько доходных домов между Тверским бульваром и Большой Бронной. До наших дней сохранился изящный особняк в стиле неоклассицизм с башенкой, возведённый для внука банкира в 1913 году.

Л. С. Поляков • 1914–1916 годы. Особняк Поляковых • Современный вид • Фото: «Ежегодник Московского архитектурного общества», блог «Пешком по Москве»

С еврейской общиной связан и Театр на Бронной, в здании которого с 1921 по 1949 год работал Государственный еврейский театр. В его репертуар входили как постановки по пьесам еврейских авторов, так и произведения мировой классики на идише. Сегодня о театре напоминает памятник еврейскому писателю Шолому Рабиновичу (Шолом‑Алейхему), установленный на пересечении Малой и Большой Бронной улиц.

Пречистенка

Ещё одно знаковое для московских евреев место — бывший дом генерала М. Ф. Орлова на углу Пречистенки и Чертольского переулка. В конце XIX века после смерти хозяина часть комнат дома сдавали внаём. В одной из них какое‑то время жил и работал художник Исаак Левитан, ставший жертвой еврейских гонений в Москве (его выселяли из столицы дважды — в 1878 и 1892 годах).

Но широкую известность дом получил благодаря печально известному Еврейскому антифашистскому комитету, который размещался в здании с 1942 по 1948 год. Комитет информационно поддерживал СССР среди еврейских диаспор всего мира, а также собирал пожертвования для покупки танков и самолётов для Красной Армии. Члены комитета издавали газету на идише, где освещали жизнь евреев в Союзе и ход боевых действий. А ещё собирали информацию о преступлениях нацистов против евреев для «Чёрной книги», которая была издана только в 1980‑х в Иерусалиме.

1925–1930 годы. Бывший дом генерала М. Ф. Орлова • Современный вид • Мемориальная доска • Фото: NVO, CC BY-SA 3.0, Adam Baker, CC BY 2.0 DEED

После окончания Великой Отечественной войны комитет стали рассматривать как опасный националистический центр, а также подозревать в антисоветской деятельности и шпионаже. Вскоре организацию закрыли, её участников и руководителей арестовали, а затем расстреляли. После смерти Сталина все члены Еврейского антифашистского комитета были реабилитированы. Сегодня об их трагической судьбе напоминает мемориальная доска на фасаде дома.

Марьина Роща

В XIX веке считалась пригородом Москвы, куда начали массово переселяться евреи во время гонений 1890‑х. По‑настоящему еврейским районом Марьина Роща стала после Октябрьской революции. В 1926 году здесь даже появилась деревянная синагога. Она стала единственной, построенной в период советской власти.

Вокруг синагоги быстро образовалась община, открылись кошерные магазины и еврейская школа, где преподавали на идише. Школу закрыли в 1936‑м, а вот синагоге повезло больше — она работала вплоть до распада СССР и сгорела в 1993 году при невыясненных обстоятельствах.

1959 год. Ортодоксальная синагога в Марьиной Роще • 1959 год. На молитве • Современный вид • Фото: Джерри Кук, сетевое издание «Еврейский журнал»

На месте старой синагоги появилось большое семиэтажное здание Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ), ставшее одной из крупнейших еврейских организаций в России. Сегодня Марьина Роща остаётся еврейским районом с синагогой, школами, магазинами и кафе, подходящими для иудеев. Здесь же работает один из самых необычных музеев Москвы — Еврейский музей и центр толерантности, посвящённый истории еврейской общины в России.

Знаменитые синагоги

Сегодня синагоги открыты во многих районах Москвы. Рассказываем про самые значимые еврейские духовные центры столицы.

Московская хоральная синагога

Адрес: Большой Спасоглинищевский переулок, 10

В конце XIX века Еврейское общество получило от московского губернатора разрешение на строительство молельни. Участок земли в Большом Спасоглинищевском переулке власти позволили выкупить с условием погашения всех предыдущих долгов владения. Сумма была настолько большая, что община выплачивала её 35 лет.

1911 год. Московская хоральная синагога и булочная Ханзиковой • Современный вид • Фото: A. Savin, FAL, сетевое издание «Еврейская жизнь»

Проект величественного здания в виде купольной базилики спроектировал архитектор С. С. Эйбушитц. Синагогу украсили четырёхколонным портиком, а купол венчала звезда Давида. Однако в 1888 году, во время обострения антисемитских настроений, купол демонтировали, а синагогу после завершения строительства закрыли на несколько лет. В 1906 году, в связи с выходом манифеста о свободе вероисповедания, она открылась вновь. Внутри появились мозаики и настенные росписи, выполненные по проекту Р. И. Клейна.

В советское время синагога продолжала работать. В 2000‑е её отреставрировали и вернули купол. Напротив здания в парке «Горка» установили уменьшенную копию иерусалимской Стены Плача.

Синагога на Большой Бронной

Адрес: Большая Бронная улица, 6, строение 3

Возвели в 1886 году в качестве домашней иудейской молельни на территории усадьбы еврейского мецената и банкира Л. С. Полякова. Архитектурный проект синагоги разработал М. Н. Чичагов. Здание в мавританском стиле щедро украсили иудейской символикой, увенчали куполом со звездой Давида. А внутри устроили подземный ход, чтобы спастись от внезапных погромов. Синагога Полякова предназначалась только для его семьи, правда, по большим праздникам власти разрешали устраивать общие молитвы.

1883 год. Проект перестройки жилого дома в молитвенный. Автор: М. Н. Чичагов • 1938–1939 годы. Здание Совета профсоюзов — пока легко угадываются прежние черты • 1979 год. Дом народного творчества имени Н. К. Крупской — после перестройки 1952‑го фасад совершенно неузнаваем • Карл Фишер, М. Майзлиш, П. Г. Паламарчук

После смерти Полякова в 1914 году и Октябрьской революции синагога какое‑то время действовала. Но в 1937‑м её закрыли. Внутреннее убранство уничтожили, а фасады перестроили. В здании разместили дом народного творчества.

В 1991‑м синагогу передали общине евреев‑хасидов. Постепенно силами общины и пожертвователей здание реконструировали. В результате получилось совершенно новое современное здание, но с деталями, отсылающими к дореволюционной синагоге. Например, по архивным чертежам воссоздали исторический фасад, «спрятав» его за наклонной стеклянной стеной, а ещё восстановили убранство молельного зала, включая шкаф для свитков Торы. Визуальным центром стала высокая башня с большим окном, украшенным ханукальным девятисвечником (обрядовый светильник с девятью подсвечниками).

Синагога на Большой Бронной • Исторический фасад восстановлен, но закрыт стеклянной стеной • Потолок в молельном зале • Фото: архитектурная мастерская Сергея Эстрина, сетевое издание «Еврейская жизнь»

Мемориальная синагога на Поклонной горе

Адрес: Кутузовский проспект, 53

Входит в состав мемориального комплекса парка Победы, посвящённого событиям Второй мировой войны. На территории парка, помимо музеев и памятников, есть три храма: православная церковь Георгия Победоносца, мемориальная мечеть, посвящённая памяти воинов‑мусульман, а также мемориальная синагога. Правда, это скорее музейное пространство, нежели молитвенный дом. Здание, построенное в 1998 году в форме куба, увенчано восьмигранным стеклянным конусом со звездой Давида.

Мемориальная синагога на Поклонной горе

В мемориальной синагоге на Поклонной горе есть молельный зал, но ежедневные молитвы не проводят. Здесь нет миквы (бассейна для ритуального омовения) и трапезной для Шаббата. Зато на цокольном этаже работает музей, посвящённый жертвам холокоста. Экспозиция разделена на несколько частей и знакомит с историей еврейского народа в Российской империи, в годы советской власти и геноцида Второй мировой. В коллекции представлены ритуальные предметы (ханукальные девятисвечники, бсамим — серебряные сосуды для благовоний), а также архивные документы Третьего рейха, расстрельные списки, фотографии и письма погибших.

Еврейские музеи

Кроме мемориальной синагоги, в Москве работает несколько музеев, связанных с историей евреев.

Еврейский музей и центр толерантности

Адрес: улица Образцова, 11, строение 1а

Современный музейный комплекс, созданный в восстановленном здании Бахметьевского гаража (архитектурный памятник авангарда, построенный по проекту К. С. Мельникова и В. Г. Шухова). Музей открылся в 2012 году. В большом пространстве (общая площадь составляет 8500 квадратов) расположены не только экспозиции, посвящённые истории евреев в России и мире, но и образовательный центр для взрослых и детей, творческие мастерские и даже отделение Российской государственной библиотеки.

Фото: группа ВК центра

Музейная экспозиция разделена на 12 частей, каждая из которых знакомит с определённым этапом еврейской истории, начиная с IV века и заканчивая современностью. Залы включают интерактивные инсталляции, архивные документы и даже воссозданную квартиру и целый еврейский городок штетл. Особенно впечатляет воссозданная кофейня конца XIX — начала XX века. За интерактивными столами можно познакомиться с историями из жизни диаспоры.

Музей истории евреев в России

Адрес: Петровско-Разумовская аллея, 10, корпус 3, офис 7

Частный музей, создан на основе личной коллекции члена президиума Российского еврейского конгресса С. Л. Устинова в 2011 году. Фонды музея насчитывают около семи тысяч экспонатов. Это архивные документы, старинные фотографии, а также бытовые и ритуальные предметы наиболее крупных общин из разных уголков Российской империи и СССР.

Фото: сайт музея

Здесь можно узнать подробности о бытовой и религиозной жизни евреев, об их занятиях и профессиях, о народных музыкантах — клезмерах и их традиционных инструментах, а ещё о погромах и гонениях в Российской империи и репрессиях в Советском Союзе. В экспозиции представлены традиционная одежда евреев, посуда и украшения. Гордость музея — арон‑кодеш (деревянный резной шкаф для свитков Торы) середины XIX века и бархатный Тора‑мантл — чехол для свитка Торы второй половины XIX века, вышитый серебряными нитями.

Заключение

Несмотря на гонения, за несколько столетий евреи оставили значительный след в истории Москвы. Сегодня в столице открыты синагоги, культурные центры и музеи, знакомящие всех желающих с историей и культурой этого народа в России и по всему миру. Пройтись по знаковым еврейским местам в Москве, послушать интересные истории и узнать, какой вклад внесли евреи в развитие столицы, можно на экскурсии с одним из местных гидов.

Автор: Дарья Савина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Сергиев Посад: сердце православной РоссииСергиев Посад: сердце православной России Троице‑Сергиева лавра, Черниговский скит и другие знаковые места города

Еще экскурсии по теме