Восемь дворцов Санкт-Петербурга, в которых можно побывать
Голландский домик первого императора, средневековая крепость «русского Гамлета» и усадьба, где убили РаспутинаЛетний дворец Петра I
Адрес: Летний сад (вход со стороны набережной Невы)
В одном из самых живописных уголков Летнего сада — на мысу между Фонтанкой и Невой — стоит старинный дом, построенный для первого русского императора. Сюда с 1712‑го и до самой смерти Пётр I приезжал с началом потепления и оставался до первых зимних заморозков.
Роскошный фасад в голландском стиле и планировка помещений почти не изменились — они такие, какими их задумывал хозяин и воплотил итальянский архитектор Доменико Трезини. Исторические интерьеры тоже не утратили аутентичности, хоть кое‑где и подверглись реставрации — им всё‑таки более 300 лет! Так, на стенах отдельных комнат сохранилась оригинальная отделка деревянными панелями с масляной росписью, на потолке — живописные плафоны, а на полу — подлинный паркет.
Раритетная мебель и личные вещи Петра I — ещё одна причина переступить порог этого дома. Среди них, например, зеркало в резной оправе с инициалами государя, сосновые шкафы, в том числе так называемый данцигский, где хранились бельё и ботфорты императора, а также анемометр — старинный прибор для измерения направления и скорости ветра, соединённый с флюгером на крыше здания. Последний исправно работает с начала XVIII века.
В наши дни Летний дворец принимает посетителей как музей. Как и во времена Петра I, его двери открыты лишь летом. Это продиктовано заботой о сохранности одного из самых ранних памятников архитектуры Санкт‑Петербурга.
Зимний дворец
Адрес: Дворцовая площадь, 2
Традиция иметь два монарших дома для сезонного проживания возникла ещё в Древней Руси. Пётр I принёс её в строящуюся Северную столицу, где она особенно пришлась к месту из‑за суровой природы — петербургскую зиму было не пережить в Летнем дворце.
Первый в истории города Зимний дворец император построил на берегу одноимённой канавки. Сейчас на его месте находится Эрмитажный театр, который возвели на фундаменте дворца в екатерининскую эпоху, сохранив кладку и перекрытия начала XVIII века. Петровская резиденция представлена в виде нескольких аутентичных помещений. Здесь легко вообразить, как царь мастерит в собственной токарне или сидит у расписного камина в государевом кабинете. Реставраторы даже воссоздали парадный двор Зимнего дворца с каменным мощением — и всё это внутри Эрмитажного театра!
А вот знаменитое здание на Дворцовой площади, которое тоже называется Зимним дворцом, — это пятый или даже шестой вариант более поздних архитектурных проектов. Его барочный фасад оформился при Екатерине II стараниями итальянского зодчего Бартоломео Растрелли и с тех пор почти не менялся, но исторический интерьер времён императрицы уничтожил пожар 1837 года.
Масштабная перестройка сгоревшего здания легла на плечи Николая I. Главным наследием императора стали Фельдмаршальский и Петровский залы, украшенные портретами полководцев и живописными полотнами со сценами сражений Северной войны. Прожившего в этих стенах с рождения и до самой смерти Александра II убранство комнат интересовало мало, чего не скажешь про его супругу Марию Александровну, которой Зимний дворец обязан интерьерами в стиле историзм — например, Золотой гостиной, оформленной в духе тронных залов баварских королей. Последнюю переделку парадных помещений предпринял Николай II. Среди самых известных — готическая библиотека, возникшая под влиянием романов Вальтера Скотта.
При поздних Романовых императорская резиденция на Дворцовой площади частично превратилась в музей, получивший название «Эрмитаж». Сегодня в нём хранятся уникальные произведения зарубежного искусства: от саркофагов египетских фараонов до полотен кисти Рембрандта, Леонардо да Винчи и Тициана. Всего на экспозициях представлено более трёх миллионов экспонатов, что делает Эрмитаж одним из самых больших музеев в мире.
Аничков дворец
Адрес: Невский проспект, 39
Дворец в середине XVIII века построила на тот момент ещё престолонаследница Елизавета Петровна. Аничковым его прозвали позже из‑за расположенного поблизости одноимённого моста. А он получил название по фамилии начальника полка, который квартировался в этой местности в начале того же столетия.
После воцарения дочь Петра I перебралась в царские апартаменты, так и не оценив по достоинству свой дворец. Аничков переходил из рук в руки — то к фаворитам, то к сановникам, пока в конце концов не стал свадебным подарком Николаю I и его супруге Александре Фёдоровне. Здесь молодожёны жили до 1825 года. Перед их заселением обновили парадные залы бельэтажа. Эту работу поручили Карлу Росси, который работал в модном для того времени ампире. Следы этого стиля можно найти в исторических деталях Малой столовой, Жёлтой и Голубой гостиных, а также в садовых павильонах парка. Они декорированы скульптурами воинов и барельефами с щитами и знамёнами, вдохновлёнными войной 1812 года.
Следующим владельцем Аничкова дворца был Александр II, который заселился в него при тех же обстоятельствах, что и Николай I. До наших дней дошли четыре парадных помещения, которые помнят императора: Дубовый кабинет в стиле короля Людовика XIII, а также Красная гостиная, опочивальня и уборная императрицы Марии Фёдоровны. К той же эпохе относится Зимний сад, где можно пройтись по мраморному полу, восхититься витиеватой лепниной на стенах и полюбоваться цветочным композициями на потолке.
В советское время императорскую резиденцию занял Ленинградский дворец пионеров (сейчас — Дворец творчества юных). Новые владельцы бережно отнеслись к дореволюционным интерьерам и приумножили славу об их уникальности. Так, в 1930‑е в здании оборудовали комнату сказок, ставшую памятником монументальной живописи первой трети XX века. Палехские мастера украсили её стены рисунками на тему русского фольклора. Среди них, например, изображения Бабы‑яги и Кощея Бессмертного. Сегодня комната сказок входит в экскурсионный маршрут по парадным залам Аничкова дворца.
Михайловский замок
Адрес: Садовая улица, 2
Монументальное здание — плод творческих задумок императора и магистра Масонского ордена Павла I, который лично участвовал в разработке чертежей будущей резиденции. В них, как в зеркале, отразилось его увлечение рыцарской темой, а также тревожный характер и искренняя набожность.
Так, пережив убийство отца, «русский Гамлет», как называют Павла, построил дворец на рукотворном острове, окружённом водой, и назвал его в честь своего покровителя, архангела Михаила. Однако это не уберегло императора от рук заговорщиков: он был задушен в собственной спальне спустя 40 дней после того, как заселился в Михайловский замок.
Утерянные в ходе истории дворцовые интерьеры павловской эпохи восстановлены уже в наше время. Среди них, например, Большой тронный зал. Как и при Павле I, его стены покрыты зелёным бархатом, воссозданным мастерами из Парижа. Во фризе под потолком красуются десятки гербов дореволюционных городов и губерний, а в углу блестит мраморная печь, увенчанная бронзовым орлом. Богатую отделку помещения освещает люстра XIX века.
Большой интерес у посетителей также вызывает зал Антиков, где хранятся оригинальные скульптуры из Летнего сада. А ещё помещения, овеянные мрачными воспоминаниями о последних днях жизни императора — например, Воскресенский зал, где проходила гражданская панихида по Павлу I.
Печальные события, произошедшие во дворце, навсегда отвернули от него императорскую семью. В эпоху Николая I в этих стенах открыли учебное заведение для подготовки военных инженеров. Тогда же Михайловский замок стал называться Инженерным. В наши дни в парадных интерьерах проходят выставки Русского музея.
Юсуповский дворец
Адрес: набережная реки Мойки, 94
Исторические владельцы старинной усадьбы на набережной реки Мойки относятся к древнему роду, берущему начало от Юсуфа‑мурзы — ногайского хана, потомки которого приняли православие и обосновались при русском императорском дворе на четыре столетия. Среди тех, кто носил эту фамилию, — ближайшие советники царей, государственные деятели, военные начальники, меценаты и коллекционеры.
Первым хозяином дворца был князь Борис Юсупов, который приобрёл элитную недвижимость для себя и супруги в 1830 году. Вдобавок к этому шёл старинный сад.
В дальнейшем роскошное здание и прилегающая к нему территория стали парадной резиденцией пяти поколений фамилии.
Про семейство Юсуповых говорили, что они богаче самих Романовых. Доказательством тому служат интерьеры дворца. Особенно впечатляет Белоколонный зал на 200 мест с потолками высотой в два этажа, белоснежной колоннадой коринфского ордена и лепным декором в стиле ампир. Здесь хозяева устраивали концерты в исполнении крепостного оркестра. Тут петербургской публике был представлен на тот момент ещё малоизвестный композитор Михаил Глинка, а в домовом театре, который ещё больше поражает размерами и роскошью, состоялась репетиция его произведения «Жизнь за царя». В наши дни на театральных подмостках дворца ставят оперу и балет, поэтому любой желающий может почувствовать себя членом аристократического круга.
В этом дворце буквально вершилась российская история: например, в эпоху Николая II в его стенах убили одиозного старца из окружения императрицы, Григория Распутина. Соучастником преступления был князь Феликс, за что его сослали в родовое гнездо под Курском. Правда, лишь на три месяца — близость к монаршему дому сократила срок отсутствия в столице. Сейчас в старинной усадьбе работает экспозиция, которая рассказывает о заговоре и убийстве.
Шереметевский дворец
Адрес: набережная реки Фонтанки, 34
Усадебный комплекс, который занимает целый квартал от набережной реки Фонтанки до Литейного проспекта, называют ровесником Санкт‑Петербурга. Первые постройки на его территории появились ещё во времена Петра I, когда император пожаловал эту землю своему сподвижнику Борису Шереметеву. Потомки петровского приближённого застраивали участок на протяжении нескольких столетий, превратив его в семейную резиденцию на 200 с лишним лет.
Большой дворец — главное здание усадебного комплекса. В его строительстве участвовали лучшие зодчие. Среди них, например, один из архитекторов Аничкова дворца Григорий Дмитриев и автор проекта Апраксина двора Иероним Корсини. Барочный фасад окончательно оформился ещё в XVIII веке. Перед ним чуть позже установили чугунную ограду в том же стиле и ворота с двумя львами, которые держат в лапах герб рода Шереметевых.
Внутреннее убранство семейной резиденции очень пострадало в прошлом столетии. Реставраторы обновили интерьеры середины XIX века уже в наши дни. Особенный интерес представляют парадные гостиные второго этажа, в том числе Этрусская, которая считается жемчужиной дворца. После открытия Помпеев в Россию пришла мода на античность, поэтому её стены украшены фресками с сюжетами, заимствованными с терракотовых сосудов с чернолаковой росписью. Стилистически с ней перекликается мебельный гарнитур возрастом более 170 лет. Во времена Шереметевых в этом помещении проходили музыкальные вечера, известные на весь Санкт‑Петербург. Их участниками были отечественные и зарубежные исполнители и композиторы, в числе которых Полина Виардо и Ференц Лист.
В наши дни первый этаж дворца занимает Музей музыки с огромной коллекцией музыкальных инструментов. В той же Этрусской гостиной представлены лиры, кифары, рога и другие искусные имитации античных редкостей. Среди оригинальных раритетов — часы‑орган, хрустальная флейта, вертикальное пианино «Жираф». А ещё тут можно увидеть личные вещи исторических личностей, например рояль Петра Чайковского и тубу Александра III.
Екатерининский дворец
Адрес: Садовая улица, 7 (город Пушкин, Пушкинский район Санкт‑Петербурга)
Первой хозяйкой императорской резиденции в Царском Селе была Екатерина I, что отражено в названии. Двухэтажное здание служило местом для загородного отдыха супруги Петра I и поначалу не отличалось пышными формами и изящной отделкой.
Современный вид этот дворец получил благодаря двум другим монаршим особам — Елизавете Петровне и Екатерине II. В годы их царствования несколько выдающихся зодчих постепенно увеличивали его масштабы, а фасад приобрёл черты барокко со свойственными ему шиком и роскошью. На нём появились грозные атланты и грациозные кариатиды, львы и ангелы. Золочёные фигуры и маски мифических существ контрастировали с белыми колоннами и голубыми стенами. Этот приём впечатляет и в наши дни, несмотря на то что дорогостоящее покрытие давно заменила жёлтая краска. А вот небесный цвет — исторический, его используют с момента основания дворца.
Однако самые масштабные перемены пришлось пережить интерьерам. Вдоль здания растянулась роскошная анфилада с Большим залом. Весь покрытый золотом, он провозглашает триумф монархии даже спустя сотни лет. Атрибуты царской власти — корону, скипетр и державу — охраняют десятки будто бы застывших в движении античных персонажей: нимфы с щитами и купидоны с зажжёнными факелами. Только амуров тут 140 штук! Всё это в окружении райской растительности — бутонов роз, виноградной лозы, пальмовых ветвей и лавровых венков. Блеск и сияние усиливают зеркала и обрамляющие их светильники, которые создают эффект бесконечности пространства.
Другим сокровищем императорской резиденции называют Янтарную комнату, стены которой облицованы резными панелями из «солнечного камня». Это был подарок Петру I от короля Пруссии. В этот дворец он попал во времена царствования дочери Петра Елизаветы. Янтарный декор стен и потолка дополняли флорентийские мозаики из цветных камней на тему органов чувств, узкие зеркала в золочёных рамах и мебель из того же материала — например, ярко‑оранжевый столик из окаменевшей смолы на изящно изогнутой ножке.
Уникальное произведение декоративно‑прикладного искусства до падения самодержавия радовало русских монархов, а при советской власти — посетителей музеефицированного дворца, но потом бесследно исчезло в годы Великой Отечественной войны. Янтарная комната, в которую стремятся попасть в наши дни, — точная копия утерянного оригинала. Несмотря на это она относится к главным шедеврам Екатерининского дворца.
Большой Петергофский дворец
Адрес: Разводная улица, 2 (город Петергоф, Петродворцовый район Санкт‑Петербурга)
Сейчас он выглядит как дорогая шкатулка с драгоценностями, но во времена основателя Петергофа — Петра I — всё было иначе. При императоре на просторной террасе у побережья Финского залива стояло скромное сооружение, которое называли Нагорными палатами. Экстерьер этого здания был утрачен в ходе последующей реконструкции, поэтому увидеть его можно лишь на гравюрах начала XVIII века. Интерьерам повезло чуть больше. До наших дней дошёл Дубовый кабинет Петра I, стены которого украшают деревянные панели с резным рисунком от пола до потолка. Восемь из них помнят императора. Это настоящая реликвия, которой около 300 лет.
Величественный вид Большой дворец приобрёл в елизаветинскую эпоху. В этот период первоначальная постройка обзавелась двумя крыльями — Церковным и Гербовым, а стены обросли барочной резьбой, покрытой позолотой.
Вслед за венценосной предшественницей к формированию архитектурного ансамбля приложила руку Екатерина II. При ней преобразились парадные залы: их украсили изящной, но сдержанной лепниной в духе классицизма. Помимо этого появились два кабинета в китайском стиле, где особенно впечатляли лаковые панно с изображением фантастических существ и жителей Поднебесной. Одно из них сохранилось: оно создано из старинной створки китайской ширмы и расписано золотом и серебром по лаковому фону чёрного цвета. Остальные восстановлены мастером, получившим за эту работу Золотую медаль Академии художеств.
Несмотря на то что монаршие особы то и дело перестраивали здание в своём вкусе, зодчим удалось создать законченное произведение искусства, которое со временем стало жемчужиной Петергофа.
Помимо интерьеров и архитектуры Большой дворец способен удивить уникальными предметами из собрания дома Романовых. Главные сокровища коллекции хранятся в «Особой кладовой» — музее, расположенном в Гербовом корпусе. Там представлены личные вещи монарших особ: например, костюм Петра I и платье Екатерины II. А ещё ювелирные изделия, созданные по заказу императорского двора знаменитой фирмой «Фаберже».
Заключение
В статье рассказали про самые известные и открытые для посещения дворцы Санкт‑Петербурга. Это уникальная возможность переместиться на 100 или даже 200 лет назад и увидеть, как жили самые богатые люди Северной столицы. Прошлое заиграет особо яркими красками, если взять с собой гида, который сопроводит созерцание роскошных интерьеров интересным рассказом и обратит внимание на красивые детали. Такой визит во дворец точно запомнится надолго.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения