Цыгане: история, традиции, обычаи
Египетские корни, культ семьи и другие факты о народеОткуда взялись цыгане
Долгие годы вопрос, где находится историческая родина цыган, оставался без однозначного ответа. Дело в том, что их предки не оставили письменных памятников. Именно поэтому существовали самые разные теории, связанные с происхождением цыган: по одной из версий (особенно популярной у европейцев), они могли быть потомками египтян, по другой — жителями исчезнувшей Атлантиды.
В 1783 году немецкий историк и географ Гейнрих Грелльман (он, кстати, был профессором Московского университета) выдвинул гипотезу о том, что родиной кочевого народа могла быть Индия. В начале XXI века исследователи из Роттердамского университета, изучив геном цыган, подтвердили предположение учёного. Сегодня на вопрос, откуда взялись цыгане, можно дать ответ: скорее всего, их родина — северо‑запад Индии.
Название и самоназвание
Цыгане Восточной Европы и России называют себя «рома» (как известно, в Москве на Ленинградском проспекте расположен «Ромэн» — единственный в мире репертуарный цыганский театр). Существует предположение, что это самоназвание восходит к касте, которая в сегодняшней Индии называется «вом». Другая версия: точно установлено, что в Европу цыгане пришли с территории Византии, где жили «ромеи».
Интересно, что когда‑то широко распространённая теория о «египетских корнях» цыган повлияла на то, как их стали называть некоторые европейцы. Английское слово gypsies произошло от egyptians — «египтяне». Испанское слово gitanos тоже произошло от «египтян» — egiptanos. А жители Венгрии, например, когда‑то называли представителей цыганской общины «фараоновым племенем» (fáraók népe).
Интересно, что используемое в русском языке слово «цыган» произошло от сербохорватского «циганин», которое, в свою очередь, имеет греческие корни.
Расселение по всему миру
Существует много этнических групп цыган (эрроминчела — на севере Испании или люли — в Центральной Азии) — не только с разными традициями, но и с разными диалектами. Однако у исследователей нет единого мнения о том, почему предки цыган когда‑то стали активно покидать Южную Азию.
Скорее всего, они уходили небольшими группами и разными маршрутами — кто‑то обосновался на территории Византийской империи, кто‑то — в Северной Африке. Как бы там ни было, но в XV столетии цыганский народ оказался в Европе, а уже в XIX веке — в странах Западного полушария и в Австралии.
Не стоит забывать и о богатом фольклоре цыган. Объяснение расселения вольнолюбивой народности по всей планете можно, например, найти в одной старинной легенде. Она гласит: Бог так полюбил цыган за их радостное отношение к жизни и талант, что решил не ограничивать определённой страной, а подарил весь мир.
Цыганский язык
Относится к индийской языковой группе и из‑за постоянных переселений его носителей по разным регионам планеты насчитывает около 80 диалектов.
Интересно, что в начале 1930‑х в Советском Союзе на основе языка русских цыган была создана цыганская письменность и стали издаваться книги — как публицистическая литература, так и, например, произведения детских писателей — А. Л. Барто или Б. С. Житкова.
Культура
Не только богата, но и уникальна: в ней можно найти элементы культурного наследия народов тех стран, на территории которых живут цыгане.
Взять, к примеру, сказки: среди их персонажей есть как колдуны и ожившие мертвецы — эти образы можно встретить в волшебных историях индусов, так и хорошо знакомые нам герои русского фольклора — домовые и лешие.
Культура цыган, в свою очередь, повлияла на развитие европейской музыки — классической и современной. Когда‑то в Андалусии не без помощи динамичного цыганского фольклора появилось фламенко. Сегодня эта страстная песенно-танцевальная традиция жителей юга Испании включена в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
В другом конце Европы в XIX столетии любовь Ференца Листа к цыганскому фольклору нашла отражение в знаменитом фортепианном цикле «Венгерские рапсодии» (кроме того, великий композитор написал книгу «Цыгане и их музыка в Венгрии»).
А уже в конце ХХ века во Франции цыганская семья Рейес сформировала группу Gypsy Kings — зажигательную и успешную (её нетленный хит Bamboléo, наверное, знают во всех уголках мира).
Особенности образа жизни цыган
Вопреки распространённому мнению, изначально цыгане не были кочевниками. Исследователи считают, что их активное перемещение с места на место началось уже в Европе. Вначале к ним относились с уважением, но со временем стали притеснять, считая и шпионами, и вероотступниками.
Со второй половины XVI века в разных европейских странах начали издавать откровенно геноцидные законы, направленные против цыганского народа. В 1554 году, например, в Англии вышло постановление, по которому для всех цыган мужского пола вводилась казнь, а в 1637‑м всех мужчин‑цыган на территории Швеции приговорили к повешению. Другими словами, кочевой образ был единственным способом выжить.
Сегодня большинство европейских цыган ведут оседлый образ жизни — самые крупные общины находятся на территории стран Восточной Европы, включая Болгарию, Словакию, Венгрию и Румынию (здесь может проживать около четырёх миллионов человек).
При этом мироощущение вечных странников — их жизнерадостность, стремление к свободе и любовь к природе — восхищало европейцев разных эпох и, более того, находило отражение в искусстве.
В 1845 году француз Проспер Мериме написал своё самое знаменитое произведение — новеллу «Кармен» о трагической любви гордой андалузской цыганки и баска‑кавалериста (по мотивам этого произведения другой француз — композитор Жорж Бизе — в 1874‑м создал свою самую знаменитую оперу). Одна из известных работ художника-примитивиста Анри Руссо — «Спящая цыганка» (1897), а уже в ХХ веке молдавский режиссёр Эмиль Лотяну снял «Табор уходит в небо» (1976) — популярный советский фильм (только за год его посмотрели почти 65 миллионов зрителей).
История цыган в России
В нашу страну цыгане пришли в XVII веке. Через сто лет после этого их впервые официально упоминает Анна Иоанновна — в налоговом указе от 1733 года, а в конце 1783‑го, документом Екатерины II, цыган причислили к крестьянам. На территории Российской империи они вели как кочевой, и так и оседлый образ жизни.
Кочевники объединялись в таборы, которые достигали порой 25 палаток. Оказавшись на новой локации, женщины шли в ближайшие сёла — гадать, а также просить еду. Мужчины же отправлялись на ярмарки — продавать лошадей.
Оседлые цыгане жили, как правило, в Санкт‑Петербурге, Москве и других больших городах. Многие из них были артистами — участниками хоров (самый первый из них организовал граф А. Г. Орлов‑Чесменский ещё в 1774 году) — и неплохо зарабатывали. Интересно, что в 1876‑м солистка тульского цыганского хора М. М. Шишкина вышла замуж за известного аристократа С. Н. Толстого — одного из старших братьев автора «Войны и мира».
Встречались среди цыган и купцы. В Уфе, например, у торговца Санко Арбузова был успешный бизнес по продаже лошадей.
Руководство молодого советского государства почти сразу же решило «привязать к месту» кочевников. В конце 1920‑х, в рамках поддержки малочисленных народов, появились цыганские артели, школы, где шло преподавание на цыганском языке, а в 1931‑м в Москве открылся театр «Ромэн».
В годы Великой Отечественной часть цыган вступила в ряды Красной армии, а также присоединилась к партизанскому движению: 11 представителей цыганского народа получили звание Героя Советского Союза.
Уже в хрущёвские времена был издан закон, фактически запрещавший кочевой образ жизни. В самых разных районах большой страны появились цыганские посёлки. Сегодня в Российской Федерации проживает 220 тысяч цыган. Больше всего (около 31 тысячи) — на территории Ставропольского края.
Жилище
Когда‑то разноцветные кибитки цыган считались символом романтики, но в XXI веке потомки кочевников предпочитают жить в частных домах.
В одном здании могут проживать сразу несколько семей — родители, их сыновья с жёнами, внуки. К оформлению фасада хозяева часто подходят творчески: его могут украшать и колонны, и большие статуи, и лепнина. При этом одна из самых важных деталей цыганского дома — обязательное наличие «общественного пространства»: большого зала, где могло бы разместиться максимальное количество людей, приглашённых, например, на юбилей или свадьбу.
Кухня
Исследователи считают, что на кухню цыган оказали влияние и гастрономические традиции тех народов, среди которых они жили, и кулинарное искусство их индийских предков.
Среди традиционных блюд у современных цыган в нашей стране — борщ, разные виды каш, запечённое мясо, холодец, солянка. Любят цыгане и голубцы, правда, используют для их приготовления листья солёной капусты. А для праздничного стола пекут пироги с разными начинками и сывьяко — традиционный рулет с творогом и орехами.
Невероятно, но факт: национальным блюдом цыган (не всех, а проживающих на территории Западной Европы) считается жареный ёж. Когда‑то цыгане, кочующие с места на место в поисках лучшей жизни, спасались от голода именно благодаря этим грызунам. Готовили ежей так: обмазывали глиной, а потом запекали. Вытащив «колючее жаркое» из огня и дав ему остыть, глиняную корку разбивали — иглы оставались на ней.
Одежда
Если элементы мужского национального костюма (среди них — широкие рубахи, расшитые жилеты, шляпы и символ достатка — сапоги) ушли в историю, то «классический» наряд цыганки (считается, что он окончательно сформировался на территории Румынии) знаком каждому.
Знаменитая пышная юбка с воланами появилась в результате постоянных переездов: традиции запрещают женщинам открывать ноги, и поэтому, когда подолы превращались в лохмотья, цыганки обновляли их обрезками ткани — иногда от старых платьев. Замужние женщины надевают поверх юбки фартук, повязывают на голову платок и носят на шее монисто — украшение из монет.
Воланы и обилие вышивки сейчас встречаются в основном в сценических костюмах. В повседневной жизни современные цыгане одеваются достаточно сдержанно, хотя против традиций не идут. Самые мягкие правила — для детей: до определенного возраста и мальчики, и девочки вольны выбирать себе практически любые наряды.
Цыганские семейные традиции и обычаи
Мы уже сказали, что разные этнические группы цыган отличаются не только диалектами, но и социально‑культурным наследием. Вот лишь некоторые цыганские традиции и обычаи в нашей стране, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Культ семьи
Семейная сплочённость — главный ориентир в системе жизненных приоритетов.
Для цыган нет ничего важнее семьи. Муж — это хозяин, защита и опора, а главное предназначение жены — быть продолжательницей рода и хранительницей семейного очага.
К представителям старшего поколения у цыган — особое и исключительно уважительное отношение. Одно из важных правил: младший сын должен жить в доме с родителями, именно он должен обеспечить им достойную старость.
Свадьба
Не только важное событие в жизни, но и яркая церемония, на которую не жалеют денег и которая обычно продолжается три дня.
На выбор жениха и невесты часто влияют родители: они подбирают своему сыну или дочери вторую половину. Но молодые могут познакомиться и самостоятельно. Если семьи одобрят выбор детей, начинается подготовка к церемонии. Свадебные расходы обычно ложатся на плечи родных жениха.
Перед началом застолья под ноги молодым выливают ведро воды, а затем осыпают конфетами — чтобы их жизнь была и чистой, и сладкой. Мужчин и женщин сажают за отдельные столы, и вскоре торжество превращается в весёлый музыкальный праздник с нескончаемыми танцами. По традиции на свадьбу может прийти любой цыган — родители жениха и невесты должны принять его как дорогого гостя.
Клятва
Один из самых важных ритуалов — подтверждение собственной правоты или доказательство невиновности.
Распространённая клятва — с иконой в руках. Гораздо менее употребительная (используется у котляров; представители этой этнической группы пришли в Россию из Молдавии и Румынии) — клятва в гробу. Для этого ритуала изготавливают специальный гроб: человек в него ложится и говорит, что если не прав или врёт, то скоро умрёт.
Похороны
Погребение усопших у цыган — многодневная церемония, на которой не принято грустить.
Смерть у цыганского народа ассоциируется с чем‑то нечистым, поэтому человека, которому осталось жить считаные дни, переносят в отдельный шатёр. Возле него постоянно находится кто‑то из родных.
Когда же он умирает — ещё до похорон, — проводятся трёхдневные поминки, на которых принято и петь, и танцевать. Только на третий день родственники покойника отправляются с гробом на кладбище: в могилу опускают и личные вещи усопшего, среди которых могут быть предметы мебели, мобильные телефоны и даже деньги. Считается, что всё это может ему пригодиться на том свете. Иногда вещей набирается так много, что семья почившего использует сразу несколько мест для захоронения.
Через некоторое время после похорон на могиле устанавливают памятник. На нём — изображение покоящегося в полный рост. Здесь же строят беседки: каждый год в Радоницу (день поминовения усопших) цыгане приходят на кладбище для проведения поминальных трапез.
Численность цыган в мире
Ответа на вопрос, сколько в мире проживает цыган, нет из‑за их нежелания участвовать в переписях населения. В Болгарии, например, официальная численность цыган — около 400 тысяч, однако неофициально их (по данным общественных организаций) — в два раза больше. Тем не менее исследователи предполагают, что больше всего цыган проживает на территории Турции — до пяти миллионов человек.
Центры цыганской культуры в России
В нашей стране всего несколько мест, где можно познакомиться с богатым историко‑культурным наследием одного из самых загадочных народов мира.
Во‑первых, столичный театр «Ромэн» (Ленинградский проспект, 32/2). Одна из его визиток — «народное музыкальное зрелище» под названием «Мы — цыгане». Спектакль, премьера которого состоялась более 40 лет назад, рассказывает о происхождении цыганского народа, его истории и богатых традициях. Представление примечательно и тем, что в проекте занята вся труппа. Кроме того, в фойе можно познакомиться с экспозицией, посвящённой прошлому театра: здесь есть афиши, архивные фотографии, а также сценические наряды.
Ещё одна московская локация — Музей кочевой культуры (улица Авиамоторная, 30а). В этом этническом центре есть не только шатёр с предметами быта восточноевропейских цыган, но и кочевая кузница, ведь кузнец — одна из самых распространённых у свободолюбивого народа профессий. Посетители музея могут не только узнать много интересного об истории и традициях цыган, но и поучаствовать в мастер‑классе и сделать огниво.
А в Костроме — старинном городе на Волге — расположен единственный в нашей стране Музей цыганской культуры и быта имени Сличенко (улица Козуева, 3/46). Здесь, например, можно познакомиться с исторической экспозицией «Цыгане в битве за Родину», оценить работы современных художников из разных городов страны, а также сделать оригинальные селфи на память в музейной фотозоне.
Заключение
Цыгане — это уникальный жизнерадостный народ, к богатой культуре которого может прикоснуться каждый желающий, будь то спектакли московского театра «Ромэн», экспозиция музея в Костроме или даже получившие мировое признание фильмы о вечных странниках — «Скупщики перьев» Александра Петровича и «Время цыган» Эмира Кустурицы.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Познакомиться с коллекцией музея и послушать об образе жизни российских императоров
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры