Что посмотреть в Версале
600 фонтанов, три дворца, одна «игрушечная» деревняМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Александра
Профессиональный гид и переводчик, знающая Париж в малейших деталях.
- Надежда
Знает историю искусства и Франции, а ещё, как лицензированный гид, проведёт в любой музей Парижа без очереди.
История Версаля
Первое упоминание об этом месте встречается в начале XI века — в уставе монастыря Сен‑Пьер в Шартре. А в начале XVII столетия там, где сегодня строит Главный дворец, находилась деревня: её главной «достопримечательностью» была мельница. В 1623-м король Людовик XIII (по одной из версий, он не очень‑то любил великолепие Лувра) выкупил эти земли, чтобы возвести здесь скромный кирпично‑каменный охотничий павильон. Окружённое рвами строение напоминало феодальный замок. Но уже через несколько лет, когда Версаль официально стал королевской резиденцией, на месте павильона стоял элегантный дворец — с прогулочной террасой и садами. В 1643-м Людовик XIII умер, власть перешла его вдове — Анне Австрийской, а стены Версаля опустели.
Но всё изменилось уже в 1661-м, когда 23-летний наследник престола и большой любитель красоты Людовик XIV (в историю он вошёл как «король‑солнце») решил «обновить» отцовскую резиденцию. Он обратился к ведущим архитекторам и специалистам по ландшафтному проектированию и, как следствие, Версаль стал одним из самых известных памятников мировой культуры.
Размер бывшего замка увеличился в три раза (перестройкой занимался придворный зодчий Луи Лё Во — один из основоположников французского классицизма в архитектуре), а его интерьеры поражали (и продолжают поражать) своим великолепием и грандиозностью. Парк — с геометрически правильными газонами и дорожками — украсили скульптуры ведущих мастеров своей эпохи — Франсуа Жирардона и Этьена Лё Онгра. Здесь появились и просторная оранжерея, и зверинец, а в 1667-м началось строительство знаменитого канала (его длина — 1,6 километра) — «маленькой Венеции» для катания на лодках. Приблизительно в это же время началась и установка фонтанов (настолько оригинальных, что они вдохновили Петра I на создание «русского Версаля» в окрестностях Санкт‑Петербурга). В 1688-м резиденцию французского монарха украсило ещё одно дворцовое строение — элегантный Большой Трианон.
Благодаря Людовику XV — сыну «короля‑солнца» — в Версале появились и свой оперный театр, и уже третий по счёту дворец — небольшой Малый Трианон (тоже архитектурный шедевр). А по инициативе экстравагантной Марии‑Антуанетты — жены Людовика XVI — здесь построили декоративную ферму (её обитателей каждый день купали и украшали бантами).
После Великой Французской революции версальский дворец какое‑то время оставался собственностью Наполеона Бонапарта. В годы Реставрации сюда хотел было переехать Людовик XVIII, но в конечном итоге он решил не рисковать. В 1833-м по распоряжению Луи‑Филиппа I Версаль получил статус музея.
Сегодня это место — грандиозная историческая локация: её территория — более 800 гектаров.
Достопримечательности Версаля на карте
Достопримечательности Версаля
Осмотреть весь комплекс за один визит не получится (только одних фонтанов тут — 600). Зато за день можно оценить великолепие всех трёх версальских дворцов, посмотреть на деревню последней королевы Франции, зарядиться энергией зелени и полюбоваться фонтанами (работают они, правда, только с апреля по октябрь). Но это — при условии, что вы приедете сюда часам к девяти утра. Ходить придётся много и стоит позаботиться об удобной обуви. А если вы не готовы к многочасовой прогулке, можно арендовать гольфкар — прямо на месте.
Главный дворец
Одно из самых больших и помпезных зданий мира. Оно занимает площадь в шесть гектаров и насчитывает около 3500 комнат (почти 1000 из них открыты для посетителей).
Посещая спальню королевы, вы увидите дверь, будто вырезанную в стене прямо из шёлковой обивки. За ней скрывается маленький личный кабинет и 12 других интимных комнат, вытянувшихся в длинный коридор и защищающих монаршую особу от любопытных глаз. Именно по этому коридору Мария‑Антуанетта пыталась сбежать 6 октября 1789 года во время атаки Версаля народными войсками.
Людовик XIV не просто реконструировал бывший замок отца, это архитектурное творение в конечном итоге стало воплощением всех капризов монарха, который никогда не страдал излишней скромностью (именно «королю‑солнцу» приписывают изречение «Государство — это я»). Хотя расходы на строительство (а оно растянулось на пару десятилетий) опустошали казну, оформлением Зеркальной галереи, например, занимались лучшие итальянские мастера, а интерьеры расписывал знаменитый французский живописец XVII века Шарль Лебрен.
За те пару часов, которые стоит отвести этому дворцу, обойти все 1000 комнат, естественно, не получится. Зато получится оценить самые известные из них.
И ещё. Многие парижане считают, что посещать главный версальский дворец стоит уже перед закрытием комплекса (где‑то в районе 16:30). Всё дело в том, что обычно здесь в это время путешественников гораздо меньше, чем в первой половине дня, и оценить всю грандиозность постройки получится без лишней суеты.
Зеркальная галерея
Идея её создания возникла не у архитекторов, а у самого Людовика XIV: он предложил объединить несколько королевских спален и большую террасу («неуклюжую», по словам монарха) в общее пространство. Так появился известный на весь мир дворцовый зал.
Наверняка каждый, кто хоть раз делал ремонт, слышал о типе паркета «Версаль». Этот паркет действительно впервые появился в Версале по желанию короля Людовика XIV, который распорядился о строительстве Зеркальной галереи. В 1684 году он был уже уложен здесь и назывался «французским» паркетом. Он по‑прежнему состоит из 42 пазов, 42 шипов и 42 дюбелей, собранных вручную, без клея и покрытых воском. А ещё эта форма паркета размером примерно метр на метр позволяла держать дистанцию танцующим парам во время балов.
Солнечный свет сюда проникает через 17 аркадных окон (они выходят на живописный сад) и отражается в 17 зеркальных арках, украшающих противоположную стену. Поражает и огромный сводчатый потолок: он, расписанный Лебреном, рассказывает о первых 18 годах правления монарха. А ещё здесь есть гирлянды лепнины, люстры с хрустальными подвесками, позолоченные торшеры. Кстати, именно в галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну.
Королевская опера
В северном крыле постройки находится дворцовый театр на 1200 зрителей. Королевская опера — не только красивое место, но и новаторский для XVIII века проект: зал в форме усечённого овала, вместо лож — балконы (они расположены один над другим), деревянные стены «под мрамор».
Открытие театра состоялось в 1770-м постановкой «Персея» Жан‑Батиста Люлли — её приурочили к свадьбе Людовика XVI и Марии‑Антуанетты. В конце XIX века тут проходили заседания Сената Франции, а в годы Второй мировой войны театр был почти полностью разрушен. В 1950-х зал восстановили, и сегодня он выглядит точно так же, как и 250 лет назад — здесь регулярно проводятся мероприятия для любителей классической музыки.
Салон Геркулеса
Зал, оформление которого началось ещё при жизни «короля‑солнца» и закончилось в дни правления Людовика XV: когда‑то тут устраивались бальные вечера.
Плафон салона украшает работа «Апофеоз Геркулеса» (отсюда и название этого места), над которой её создатель и один из ведущих мастеров раннего рококо Франсуа Лемуан трудился три года. А на стенах — полотна Веронезе: «Ревекка у колодца» и «Ужин у Симона Фарисея».
Любуясь интерьером, стоит обратить внимание и на изящный камин из розового мрамора — самый большой в этом версальском дворце.
Парк и сады
Зелёная зона Версаля — это более 200 тысяч деревьев, а на садовые клумбы каждый год высаживают приблизительно столько же саженцев. Но во время однодневного визита сюда более или менее подробно получится исследовать только небольшой её участок, хотя и самый известный. Он начинается сразу за пределами Главного дворца и заканчивается возле фонтана с ковригой Аполлона (за ним — голубая лента Большого канала).
В XVII веке было необыкновенно престижно иметь цитрусовые деревья в саду. Большинство придворных аристократов могли похвастаться 30-40 штуками, каждая из которых тогда в современном эквиваленте стоила примерно 13 тысяч евро. Можете себе представить сумму потраченных средств, если у Людовика XIV росло 1050 цитрусовых.
Прямые аллеи, квадратные лужайки, изящные клумбы, ряды высоких деревьев — всё тщательно ухожено и гармонирует как с архитектурным ансамблем, так и с садово‑парковыми украшениями — статуями, вазами, фонтанами.
Ещё одна достопримечательность этой живописной локации — оранжерея. В отличие от многих других известных зимних садов, версальский — это прежде всего дом для сотен кадок с цитрусовыми деревьями. Но на всё лето их выставляют вдоль газонов большого партера, что придаёт этому месту ещё больше декоративности.
Неспешно двигаясь в сторону Большого канала, путешественники могут любоваться и знаменитыми фонтанами.
Фонтаны
Они работают только в тёплые месяцы — со вторника по воскресенье. А ещё важно помнить, что у каждого из них — своё расписание (его можно изучить на официальном сайте Версаля). Но даже если вы окажетесь здесь в несезон, есть два фонтана, которые нужно увидеть обязательно. Они — не только произведения искусства второй половины XVII столетия, но и символы бывшей королевской резиденции. Их разделяет «Зелёный ковёр» — 300-метровый газон, вдоль которого стоят мраморные статуи и вазы.
«Латона»
В основе сюжета скульптурной композиции этого многоуровневого фонтана — античный миф. На верхнем ярусе — статуя Латоны с детьми — Аполлоном и Дианой, а на остальных — люди, превращающиеся в лягушек, сами лягушки, а также многочисленные черепахи и аллигаторы (в земноводных возлюбленная Юпитера обратила ликийских крестьян: они обидели её и не дали напиться).
Существует предположение, что в 1894 году эта достопримечательность Версаля вдохновила мастеров завода Ф. К. Сан‑Галли в Санкт‑Петербурге на создание фонтана «Лягушка»: его можно увидеть в цветнике Нарзанной галереи в Кисловодске.
«Аполлон»
Бассейн со скульптурной композицией, изображающей колесницу бога солнца: он восстаёт из моря в сопровождении тритонов. Фонтан выглядит грандиозно и вблизи, и на расстоянии: за Аполлоном — уходящая вдаль лента Большого канала, поэтому возникает ощущение, что эта квадрига преодолела огромное расстояние.
Большой канал
После фотосессии на фоне колесницы направляемся в сторону здания клуба академической гребли, а потом, обогнув кафе, выходим на аллею Рен, которая приведёт нас к двум другим дворцам Версаля (время в пути составит 10 минут). Но прежде чем двинуться в путь, немного отдохните у Большого канала, любуясь роскошным водным пейзажем.
Канал, если смотреть на него сверху, имеет форму креста. Летом, особенно в августе, солнце заходит ровно напротив центральной оси канала, при этом солнечные лучи отражаются в огромных зеркалах знаменитой Зеркальной галереи Версальского дворца. Это невероятный по грандиозности спектакль света.
Большой канал пересекает Малый протяжённостью в километр: вместе они образуют в плане крест. Сегодня тут, как и в конце XVII века, люди беззаботно катаются на лодках, а летом эти берега считаются одной из лучших в окрестностях Парижа локаций для пикника.
Большой Трианон
Облицованная розовым мрамором постройка с колоннадой — известный памятник архитектуры французского барокко.
В 1670-х здесь месте стоял Фарфоровый Трианон — павильон с керамической облицовкой (отсюда и название), куда Людовик XIV заглядывал, чтобы перекусить во время продолжительных прогулок. Однако в 1680-х король решил от него избавиться и построить тут здание для отдыха от дворцового этикета. В результате архитектор Жюль‑Ардуэн Мансар (автор церкви Дома Инвалидов в Париже) создал проект элегантного одноэтажного здания из двух корпусов: их связывает арочная колоннада, а на плоской крыше — невысокая балюстрада. Здание окружает такой же элегантный сад — с бесконечными цветниками, а также невысокими кустарниками в виде объёмных геометрических фигур.
Этот версальский дворец по достоинству оценил не только Людовик XIV, но и, предположительно, Пётр I: русский царь останавливался в нём в 1717 году. Тут также жил Наполеон Бонапарт, а со второй половины ХХ века здесь проходят официальные приёмы французского президента.
Малый Трианон
А всего в 10 минутах ходьбы от шедевра архитектуры французского барокко — один из шедевров архитектуры французского классицизма.
Этот компактный версальский дворец (скорее напоминающий особняк) построили по инициативе маркизы де Помпадур — фаворитки Людовика XV. Архитектор Жак‑Анж Габриэль (по его чертежам возводили версальскую оперу) разработал проект симметричного объёма – цоколь (с кухней и помещениями для слуг), два этажа (второй выше первого), аттик, плоская крыша с балюстрадой. Из декора – коринфские колонны и пилястры.
Маркиза де Помпадур умерла до окончания строительства Малого Трианона (оно продолжалось с 1762-го по 1768-й), зато здесь успела пожить графиня Дюбарри — другая фаворитка короля.
В 1744-м трон занял Людовик XVI, а хозяйкой этого дворца стала его жена — 19-летняя Мария‑Антуанетта. Последняя королева Франции оформила его интерьеры на свой вкус (их, восстановленные, можно увидеть и сегодня) и, если верить легенде, даже король не имел права зайти внутрь этого здания без приглашения супруги.
Деревня Марии‑Антуанетты
Завершить однодневное путешествие по Версалю можно в пейзажном парке — на берегу небольшого озера (всего в 10 минутах ходьбы от Малого Трианона). Эта локация — с открыточными сельскими домиками и водяной мельницей — один из самых экстравагантных проектов Марии‑Антуанетты.
В «своём маленьком раю» Мария‑Антуанетта установила свои правила: попасть сюда можно было только по её приглашению и строго соблюдая дресс‑код. Королева так увлеклась игрой в пастушку, что даже научилась доить коз. Правда, их предварительно тщательно мыли, брызгали духами и подвязывали им розовые ленточки с колокольчиками.
В 1783-м французская королева, совсем не представляющая крестьянский быт, попросила построить для неё декоративную деревню. и не просто так: ей думалось, что здесь, на фоне пасторальных пейзажей, она сможет забыть и о придворном этикете, и о дворцовых интригах. Через несколько лет этот уголок Версаля украсили аккуратные огородные грядки и сарайчики, голубятня и мельница. Хозяйством занимались реальные крестьяне, а Мария‑Антуанетта и её приближённые в дорогостоящих «деревенских» нарядах приходили сюда, чтобы подоить подготовленных к визиту королевы животных, собрать предварительно вымытые куриный яйца или насобирать клубники.
В 1990-х деревню восстановили и сегодня это место пользуется не меньшей популярностью, чем малые версальские дворцы.
Что ещё посмотреть в Версале
Если вам кажется, что историческому комплексу стоит посвятить как минимум пару дней, есть смысл остановиться непосредственно в парижском пригороде (здесь много отелей), а заодно познакомиться с его другими достопримечательностями.
Церковь Богородицы
Адрес: Rue Baillet Reviron, 2
Этот шедевр французского неоклассицизма (архитектор — Жюль Ардуэн‑Мансар, автор проекта Большого Трианона) возвели всего за два года. Его внутреннее пространство поражает и величественными сводами, и витражами.
Музей Ламбине
Адрес: Вoulevard de la Reine, 54
Экспозиция, посвящённая истории города. Здесь можно увидеть обстановку апартаментов XVIII века, полюбоваться арфой, созданной придворным мастером Марии‑Антуанетты, а также оценить музейную арт‑коллекцию. Среди её экспонатов — работы знаменитых французских авторов: скульптора Жан‑Антуана Гудона и живописца Луи‑Леопольда Буальи.
Галерея карет
Адрес: Аvenue Rockefeller, 1
Экспозиция старинных экипажей (в основном XIX столетия). Здесь, например, есть коляска маленького Людовика XVII, карета, предоставленная Николаю II во время его визита в Париж в 1896-м, коллекция роскошных уздечек.
Как добраться до Версаля
Можно арендовать машину или взять такси — время в пути из центра французской столицы составит около получаса (всё зависит от загруженности дорог). В качестве альтернативы — автобус №171, на который нужно сесть у станции метро Pont de Servres. Он отходит отсюда несколько раз в час, а время в пути составит около 40 минут.
Путешественники, которые опасаются пробок, добираются до ансамбля Версаля на городской электричке RER (по ветке С), на которую можно сесть, например, на вокзале Аустерлиц (метро Gare d'Austerlitz). Электропоезда ходят регулярно и время в пути до Gare de Versailles-Château-Rive-Gauche (конечной остановки) составит тоже где‑то 40 минут.
Сезоны и график работы
Время работы Версаля напрямую зависит от времени года.
В летний сезон — с 1 апреля по 31 октября — парк открыт ежедневно с 7:00 до 20:30, а сады — с 8:00 до 20:30 и тоже без выходных. Главный дворец работает с 9:00 до 18:30 (понедельник — выходной), а в дворцы Трианона — с 12:00 до 18:30 (понедельник — выходной).
Если вы посещаете дворцовый комплекс летом, то лучше всё своё время провести на свежем воздухе и детально осмотреть Большой сад (а это может легко занять 2-3 часа), затем перекусить в одном из ресторанов парка и после обеда отправиться во владения Марии‑Антуанетты — гулять по парку Малого Трианона.
Если вы хотите ходить по залам Версаля не в толпе, то лучше сам дворец посещать вне сезона (то есть с 1 ноября по 31 марта). Если же вы хотите увидеть прекрасные фонтаны, то придётся покупать билет во дворец минимум за две недели на выходные, так как проблемы с водоснабжением не дают возможности включать фонтаны каждый день.
Зимний сезон начинается 1 ноября и заканчивается 31 марта. В этот период и парк, и сады открыты ежедневно с 8:00 до 18:00, Главный дворец — с 9:00 до 17:30 (понедельник — выходной), а дворцы Трианона — с 12:00 до 17:30 (понедельник — выходной).
Если гулять по парку можно совершенно бесплатно и круглый год, для визита в сады в летний сезон, когда проходят шоу фонтанов, потребуется билет. Цены на них, кстати, варьируются. Можно купить базовый билет, а можно — только для посещения Главного дворца. Путешественники, которые не привыкли экономить, могут после осмотра достопримечательностей отправиться в ресторан или покататься на лодке по Большому каналу. Вариантов — масса.
Заключение
Пригород Парижа Версаль — историческое место, «с головой» погружающее путешественников в аристократическую атмосферу Франции XVII и XVIII веков. Среди достопримечательностей ансамбля — не только грандиозной версальский дворец, но и одни из самых красивых фонтанов мира, а также зелёная зона, вот уже несколько столетий поражающая своей изысканностью. и хотя тёплые месяцы — лучшее время года для посещения садов и парка, зарядится энергией природы этого исторического места можно и осенью.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Узнать город за 2 часа: визитные карточки и секреты от местных жителей
Прочувствовать пульс города и изучить его главные места, следуя за историей
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Увидеть главные и тайные места старинного города на насыщенной обзорной экскурсии