Барокко в архитектуре
Роскошные дворцы и величественные храмы с пышным декоромЧто такое барокко в архитектуре
Барочный стиль в архитектуре, получивший распространение с конца XVI до середины XVIII века, довольно сильно отличается от всех ему предшествовавших направлений. Органично развившись из ренессанса, барокко «надломило» все идеалы Возрождения. На смену соразмерности и умеренности пришли подчёркнутая торжественность и обилие деталей. Рациональность уступила место чувственности и драматичности, а строгие античные формы стали использоваться в декоративных целях для усиления театрального эффекта.
Величественные здания поражали современников, подчёркивая влиятельность, богатство и статус заказчиков. Архитектура барокко с её пышностью, контрастностью и иллюзорностью стала воплощением своего времени, а роскошно украшенные соборы и дворцы — яркими декорациями, на фоне которых разворачивались события этой блистательной эпохи.
История появления стиля
Барочная архитектура долго находилась в тени других стилей. Вплоть до рубежа XIX-XX веков она рассматривалась историками искусства как излишне эксцентричная, нелепая и даже смешная. Недаром название стиля произошло от итальянского barocco — «вычурный», «причудливый», «странный».
Исследователи не сразу увидели связь барокко и архитектуры эпохи Возрождения, а ведь именно в Риме конца XVI века началась история этого стиля. Считается, что первым новатором, отошедшим от классических канонов ренессанса, стал Микеланджело. Его поздние работы середины XVI века, такие как лестница библиотеки Лауренциана и Новая Сакристия во Флоренции, а также Порта‑Пиа в Риме, полны необычных для своего времени экспериментов с формой. Архитектор заметно усложняет пространство, насыщая его обилием деталей: колонн, пилястр (прямоугольных в плане выступов стены в виде колонн), окон, ярусов, декоративных фронтонов. Это создаёт динамизм и театральный эффект, которые через несколько десятилетий станут важными принципами барокко.
Последователи Микеланджело — Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола — развили идеи мастера в последовавшем за ренессансом стиле — маньеризме. Он стал переходным этапом к барокко, которое захватило Италию, а затем и всю Европу в начале XVII века.
Не стоит забывать, что рождение нового стиля проходило параллельно с усилением в Италии католической церкви, проводившей политику Контрреформации. Одну из ведущих ролей в борьбе за утверждение веры играл орден иезуитов. По заказу его членов строились многочисленные соборы, а само барокко часто называют «иезуитским стилем». Так, в одной из первых построек нового направления — церкви Иль‑Джезу в Риме — захоронен основатель ордена Игнатий Лойола.
Характерные черты барокко
Барочной архитектуре свойственны многие черты и признаки, которые угадываются в живописи и скульптуре того же времени. При этом подчёркнутая декоративность, зрелищность и драматичность не означают, что барокко лишено рациональности и системы. Напротив, тот сильный эмоциональный эффект, который производят на зрителя помпезные соборы и дворцы, создаётся за счёт следования целому ряду правил.
Внешнее оформление зданий
Поскольку архитектура эпохи барокко — наследница ренессанса, в основе фасадов зданий этого стиля лежит ордерная система. При этом все её известные ещё со времён античности элементы — колонны, антаблемент (горизонтальное перекрытие над колоннами), фронтоны — получают новую трактовку. Динамичность, контрастность и напряжённый ритм создаются за счёт чередования выступающих и углублённых частей стен. Ранее монолитный антаблемент становится прерывистым (раскрепованным) и из‑за этого более объёмным. Колонны и пилястры объединены в пучки — небольшие группы, которых на фасаде может быть несколько. А фронтоны приобретают разорванную форму, будто их кто‑то надрезал. Кажется, что каменная масса бурлит и извивается.
Барочные архитекторы часто используют сложные криволинейные формы, которые словно вытекают одна из другой. Плоскость стены из‑за этого кажется изогнутой. Например, нередко архитекторы применяют волюты — завитки в виде спирали, которые, как в церкви Иль‑Джезу, завершают верхнюю часть фасада.
Чередование разных по объёму и форме элементов создаёт оптические свето‑теневые иллюзии. Барочная архитектура играет со зрителем, иногда удивляя, а иногда обманывая его.
Ещё одна отличительная черта этого стиля — обилие декоративных элементов. Архитекторы украшали фасады скульптурами в нишах, барельефами, вазами, волютами, медальонами, разнообразными наличниками для окон, колоннами и пилястрами. Некоторые здания, например церковь Сан‑Карло-алле‑Кватро-Фонтане в Риме, подвергались безжалостной критике приверженцами классицизма за, как им казалось, перегруженность деталями и ощущение хаоса.
Внутренний декор
В оформлении церковных интерьеров прослеживаются всё те же идеи и мотивы, что и в декоре фасадов. Чередование выпуклых и вогнутых форм создаёт светотеневую игру и напряжённый ритм. Количество декоративных элементов возрастает у алтаря, подчёркивая его значимость. В Испании получили широкое распространение позолоченные и увитые орнаментальной резьбой ретабло — масштабные заалтарные композиции.
Поскольку излюбленным приёмом в архитектуре стиля барокко являются оптические иллюзии, в дворцовых интерьерах часто присутствуют зеркала, которые в основном располагаются напротив окон. Потолки украшены живописными плафонами с изображением неба. С помощью такого приёма пространство визуально расширяется.
Важной составляющей барочных интерьеров, особенно дворцовых, стала позолота. Ею покрывали скульптурные группы, резьбу, барельефы, канделябры, рамы зеркал и наличники. Это не только говорило о богатстве и статусности заказчика, но и выражало саму суть барочной эстетики — пышной и местами даже претенциозной.
Важным элементом дворцовых интерьеров стала лестница. Это подчёркивает связь архитектуры барокко с церемониальностью и театральными эффектами, которые характерны для эпохи XVII-XVIII веков. Каждое придворное празднество начиналось с того, что хозяин дома спускался к гостям по роскошно декорированной лестнице.
Связь с окружающим пространством
Отличительной особенностью барокко является то, что этот стиль подразумевает организацию пространства вокруг зданий, а не просто изолированное возведение построек. С XVII века стали появляться первые масштабные градостроительные проекты. Так, в Ватикане Джованни Лоренцо Бернини создал грандиозную площадь Святого Петра перед одноимённым собором, таким образом вписав его в городской ландшафт.
В тот же период сложился ансамбль одной из центральных площадей Рима — Пьяцца Навона с Фонтаном четырёх рек Бернини. А ещё в столице Италии в первой четверти XVIII века была построена знаменитая Испанская лестница и фонтан Треви на одноимённой площади.
Барокко преобразило и загородные монаршие резиденции. Огромные дворцы окружали не менее масштабные парки с множеством аллей, фонтанов и скульптурных групп. Их разбивали в регулярном стиле — по подобию садов и парков Версаля. Такие ансамбли отличала чёткая геометрическая планировка с ровно подстриженными кустами и деревьями. За пределами Франции такие парки получили название французских.
Известные архитекторы
Наиболее значительными итальянскими архитекторами барокко стали Карло Мадерна, Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Их соборы, дворцы и общественные городские пространства изменили облик Рима и Ватикана. А площадь Святого Петра по проекту Бернини и Латеранская базилика работы Борромини ознаменовали расцвет барокко.
Соперничество между двумя гениями итальянского барокко продолжалось на протяжении всей их карьеры. Победа оказалась на стороне потомственного архитектора и скульптора Бернини, которому покровительствовал папа Урбан VIII. Именно Джованни Лоренцо получал самые дорогостоящие и престижные заказы. Считается, что из‑за этой вражды и несправедливости Борромини покончил с собой в 1667 году, проткнув себя шпагой. Его похоронили без почестей и упоминаний в церкви Сан‑Джованни-деи‑Фиорентини в Риме, и лишь недавно в храме появилась скромная мраморная плита с его именем.
Во Франции стиль барокко стал символом правления «короля‑солнце» Людовика XIV. Над созданием роскошного Версальского дворца трудилось множество архитекторов, среди них выделяются Жюль Ардуэн‑Мансар и Луи Лево.
Самым известным представителем этого стиля в России является Франческо Бартоломео Растрелли, который работал при дворе Елизаветы Петровны. Национальный вариант барокко этого периода назвали елизаветинским. Растрелли создал Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный собор в Санкт‑Петербурге.
Примеры барокко в архитектуре
Памятники барокко можно найти в подавляющем большинстве европейских стран и даже в Латинской Америке. Причём в каждом государстве этот стиль обладает своими национальными особенностями. Но наиболее распространено барокко в Италии, Франции и России.
Санта‑Сусанна
Где находится: Италия, Рим
Эта церковь была закончена архитектором Карло Мадерной в 1603 году. Её прообразом стала римская Иль‑Джезу. Это заметно по чёткому членению фасада на два яруса с треугольным фронтоном и изящным завиткам‑волютам, завершающим верхнюю часть здания.
По стилю церковь принято считать переходной от классических форм эпохи Ренессанса к барочным. Несмотря на некоторую строгость и явную симметрию, Санта‑Сусанна с её богатым декором ознаменовала утверждение нового стиля. Линия антаблемента прерывиста, центральная его часть выдаётся вперёд. Сдвоенные колонны чередуются с пилястрами в сложном ритме. Классические треугольные фронтоны сочетаются с лучковыми — в форме дуги. В нишах находятся статуи.
Интерьер церкви сложился к середине XVII века. Потолок украшен позолоченными кессонами — объёмными углублениями различной формы. Стены расписаны фресками, которые дополнены орнаментальной резьбой.
Сан‑Карло-алле‑Куатро-Фонтане
Где находится: Италия, Рим
Строительство небольшой церкви по проекту Франческо Борромини было завершено в 1667 году. Это один из ярких примеров высокого барокко в архитектуре. Контрастность и противоречивость, присущие этому направлению, выражены в криволинейных формах и чередовании выпуклых и вогнутых частей стен. Невероятная «текучесть» фасада, похожего на застывшую морскую волну, дополнена колоннами, полуколоннами и статуями в нишах. Ангелы поддерживают огромный медальон, который венчает верхнюю центральную часть. Всё это многообразие декора и разнонаправленных линий создаёт несколько гротескное и вычурное впечатление.
Текучесть форм присуща и интерьеру церкви. Купол здесь не круглый, а овальный. Плавные линии карнизов, поддерживаемых колоннами, повторяют его очертания. Свет проникает в подкупольное пространство через окна в верхней части помещения. Благодаря этому создаётся ощущение, будто купол парит над остальным объёмом церкви.
Версальский дворец
Где находится: Франция, Версаль
Ансамбль Версаля сложился к концу XVII — началу XVIII века. Пожалуй, это самый известный европейский дворец и памятник архитектуры барокко. Шедевром зодчества комплекс признан не только из‑за своей огромной площади, богатства декора и совершенной для той эпохи планировки, но также и потому, что его создателям удалось аллегорично выразить в своём творении идею абсолютной власти.
Версальский дворец — это резиденция «короля‑солнца». Весь ансамбль олицетворял господство монарха, жизнь которого наделялась возвышенными и не свойственными простым смертным чертами. Она была жёстко регламентирована и ритуализирована, что нашло яркое отражение в архитектуре.
Внутренняя планировка дворца «обслуживала» иерархическую структуру придворной жизни. Помещения (их, к слову, во дворце около 3500!) располагались на одной продольной оси и будто перетекали одно в другое. Каждое пространство имело чёткое церемониальное назначение, и проводить в нём время следовало только строго предписанным образом. Так, роскошно декорированная спальня короля была местом, куда приходили наиболее высокопоставленные придворные. Причём степень близости к монарху во время ритуала пробуждения соответствовала текущей иерархии при дворе.
Внешняя же часть дворца была «адресована» обществу и должна была впечатлять подданных, а то и внушать им страх. Фасад более 650 метров в длину поражает своим масштабом. Парадный второй этаж декорирован колоннами ионического ордера, а высокие окна обрамляют ионические пилястры. Верхний ярус увенчан аттиком (декоративной стенкой в верхней части фасада), на котором размещены воинские трофеи.
Наиболее совершенным пространством Версаля считается Мраморный двор, декорированный Луи Лево и Жюлем Ардуэн‑Мансаром. Именно этим местом любовался король из своих покоев. Название двор получил благодаря сочетанию чёрных и белых мраморных плит, которыми вымощен пол. Фасады образующих двор зданий украшены бюстами, балюстрадами, вазами и скульптурами. Центральный фасад декорирован балконом с золочёной решёткой, его поддерживают четыре пары пилястр.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Где находится: Россия, Пушкин
Работы над расширением и перепланировкой роскошной загородной резиденции Елизаветы Петровны продолжались с 1748 по 1756 год. Придворный архитектор Растрелли оформил дворец в пышном барочном стиле, который очень полюбился императрице.
Фасад здания украшен колоннами и пилястрами, фигурными наличниками и фронтонами различной формы. Дополняют ансамбль фигуры атлантов и львиные маски. Сочетание белоснежного и золочёного декора эффектно смотрится на фоне лазурных стен.
Все помещения дворца расположены по анфиладному принципу — перетекают одно в другое. Интерьеры декорированы золочёной резьбой, живописными плафонами и зеркалами в причудливых рамах. Полы выполнены из наборного паркета с использованием ценных пород дерева.
Особой роскошью отличается Большой зал Растрелли. Его окна выходят на обе стороны дворца. Они чередуются с зеркалами, в которых отражается позолоченный декор. Это зрительно расширяет пространство зала, а живописный плафон создаёт иллюзию безграничного неба.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы
Где находится: Россия, Подольск
Один из самых необычных храмов Подмосковья был открыт в 1704 году. Церковь заметно отличается от большинства архитектурных памятников того времени. В ней прослеживаются черты западноевропейского барокко, которое в начале XVIII века ещё не было широко распространено в России.
Такое нетипичное оформление церкви объясняется, возможно, тем, что она была построена на средства князя Б. А. Голицына, который в конце XVII века попал в немилость к Петру I. Вернув расположение царя, он тут же развернул в Дубровицах масштабное строительство барочного храма, поскольку знал о пристрастии государя к европейской архитектуре.
Церковь представляет в плане равноконечный крест с закруглёнными завершениями. Здание опоясывает открытая галерея, к которой с четырёх сторон ведут лестницы. Приделы украшены коринфскими колоннами и увенчаны статуями святых. Скульптуры здесь изготавливались в особой технике стукко, которая позволяла моделировать фигуры прямо на месте. Венчает церковь не купол, а корона, покрытая позолотой. Построенный в столь необычном стиле храм первоначально даже отказались освящать церковные власти. Однако затем разрешение всё же было дано. На церемонии присутствовал сам Пётр I.
Внутри храм богато украшен белоснежными скульптурами и лепниной на библейские сюжеты, что крайне нетипично для православного храма.
Заключение
Архитектура барокко разнообразна и многогранна. Внутри стиля выделяется множество школ и течений, особенности которых интересно изучать. Так, в России, помимо упомянутого елизаветинского, было ещё нарышкинское и петровское барокко. А соборы в духе барочной архитектуры расположены не только в Москве и Санкт‑Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Владимире и Суздале. Узнать о них больше и изучить все детали (от обилия которых разбегаются глаза!) помогут местные гиды.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Прогуляться по лабиринтам любимого района римлян и узнать его секреты
Веселая и познавательная интерактивная прогулка для всей семьи