Азулежу: история знаменитой португальской плитки
Яркие панно во дворцах, храмах и даже в метроЧто такое азулежу
Азулежу — это узорчатая керамическая плитка, которая встречается в Португалии повсеместно. Традиционно она выдержана в сине‑белой гамме, и из неё, как из кусочков пазла, создают масштабные панно, которые украшают фасады зданий, интерьеры старинных церквей и даже станции метро. Сине‑голубые изразцы в наше время стали настолько прочно ассоциироваться с Португалией, что наряду с местным портвейном, музыкой фаду и архитектурным стилем мануэлино считаются национальным достоянием страны.
Стоит отметить, что здания в Португалии отделаны плиткой азулежу не только ради украшения. Она также прекрасно защищает дома от высокой влажности зимой и сильной жары летом.
История
В некоторых источниках говорится, что слово «азулежу» происходит от португальского azul — «лазурный». Действительно, многие португальские изразцы выполнены в бело‑голубой гамме. Но, скорее всего, это лишь совпадение: большинство исследователей считает, что термин имеет арабское происхождение и переводится как «полированный камешек».
Истоки
Традиция покрывать жилые здания плиткой издревле существовала на Востоке. В период мавританского завоевания Пиренейского полуострова в VIII веке она распространилась в Испании, а в Португалию впервые пришла из Севильи уже в XV веке. Причём поначалу позволить себе отделку плиткой азулежу могла только знать.
Эволюция
Первые изразцы португальских мастеров сильно отличались от тех, что мы видим сейчас. Техника изготовления азулежу была простой: каждая плитка обжигалась в печи, расписывалась вручную, затем снова помещалась в печь, после чего приобретала характерный глянцевый блеск.
При росписи использовали белые, жёлтые, зелёные и голубые цвета. Орнаменты и узоры, как принято в исламской традиции, были геометрическими. А сами плитки делали рельефными, чтобы избежать смешения красок.
На протяжении нескольких столетий вид азулежу неоднократно менялся. В XVI веке на изразцах изображали уже библейские и мифологические сюжеты, а также сценки из жизни святых. Цветовая гамма уже на этом этапе стала менее богатой, однако, помимо белого и синего оттенков, в этот период использовались ещё и жёлтые. Тогда же расписную глазурованную плитку впервые стали использовать в отделке церковных алтарей, где изразцовые панно имитировали дорогие ткани.
В начале XVIII столетия начался «золотой век азулежу». Лиссабон стал центром производства узорной плитки в Португалии, а в моду прочно вошёл бело‑голубой цвет. Заказы местным мастерам в тот период поступали в основном на бытовые и исторические композиции.
В 1755 году произошло страшное землетрясение, уничтожившее почти 85% строений Лиссабона. Город после катаклизма пришлось строить практически заново. Тогда по повелению влиятельного португальского политика маркиза Помбала, многие здания отделали цветной плиткой. Особой популярностью пользовались небольшие азулежу с изображениями святых: горожане верили, что они защитят их от новых катастроф.
К середине XIX века изразцы производили в Португалии повсеместно. И если поначалу ими отделывали в основном дворцы и церкви, то теперь азулежу ушли в массы: сине‑белой плиткой стали оформлять дома обычные горожане. Возможно, поэтому к началу XX века популярность этого вида декора заметно снизилась: плиточная отделка зданий отныне ассоциировалась с бедностью.
Новую жизнь в национальный промысел, который к XX веку почти забыли, вдохнули в 1950‑х годах, когда в Лиссабоне начали строить первую линию метро. Португальские власти сделали большой заказ на азулежу для облицовки стен вестибюлей. В оформлении станций участвовали знаменитые местные художники, а их произведения стали новой классикой. Например, панно Марии Кейл, которыми украшены стены сразу 19 станций, несмотря на свою новизну, признаны шедеврами традиционного португальского керамического искусства.
Где искать португальские изразцы
Проще всего азулежу найти в крупных городах, где плиткой отделаны не только интерьеры дворцов, фасады домов и церквей, но даже фонтаны и парковые скамейки. Ниже расскажем, где искать самые интересные панно.
Лиссабон
В столице Португалии на стенах зданий можно увидеть не только старинные плиточные панно в бело‑голубой цветовой гамме, но и произведения современного искусства, выполненные в традиционной технике.
Национальный музей азулежу
Это лучшее место для знакомства с историей португальской керамики: в Национальном музее собрана крупнейшая в мире коллекция азулежу. Экспозиция работает в здании XVI века, которое когда‑то принадлежало монастырю Божьей Матери. Здесь можно пронаблюдать, как на протяжении пяти веков изразцы менялись под влиянием моды.
На витринах представлены образцы португальской керамики, старейшие из которых относятся к XV веку, но наиболее эффектные экспонаты — сами стены залов, отделанные цветной плиткой. Одно из наиболее впечатляющих и ценных панно — масштабная панорама Лиссабона до землетрясения 1755 года.
В состав музейного комплекса входит и атмосферная часовенка — сюда обязательно стоит зайти. В её внутренней отделке использованы бело‑голубые изразцы, которые эффектно сочетаются с украшенным резьбой деревянным потолком и позолоченной лепниной.
Церковь Святого Роха
Одна из самых старых иезуитских церквей в городе была построена в XVI веке. Снаружи это скромное здание без избыточного декора: строгое и лаконичное. Главные сокровища прячутся за аскетичным фасадом: стены внутренних помещений украшены позолоченной резьбой, мрамором и изразцами. Именно в этом храме расположено древнейшее панно азулежу в Лиссабоне. Оно датировано 1584 годом, а его автор — один из первых португальских мастеров Франсишку ди Матушу.
Лиссабонское метро
В подземке португальской столицы можно застрять на несколько часов. И дело не в задержке поездов, а в удивительной отделке плиточными панно, которые хочется подолгу рассматривать.
Многие композиции повествуют об истории Португалии. Так, станция Parque посвящена эпохе Великих географических открытий, и на её стенах изображены старинные карты. В декоре станции Oriente прослеживается морская тематика: здесь красуются панно с изображением кораблей и фигур первых португальских мореплавателей.
Ну а самая знаменитая станция лиссабонской подземки — Olaias. В 2014 году она попала в топ-10 красивейших в мире по версии журнала The Guardian. Дизайн здесь необычный: настенные плитки складываются в абстрактную композицию, а дополняют эффектный узор колонны в стиле стимпанк и большие цветные витражи под потолком.
Кстати, азулежу украшает и одну станцию московского метро — «Белорусскую‑кольцевую». Панно современной художницы Грасы Мораиш в честь 850‑летия городу подарил Лиссабонский муниципалитет.
Парк Наций
Сюда стоит ехать любителям современного искусства и поп‑арт‑культуры. В этом относительно новом районе города (его построили на месте промзоны к открытию международной выставки Expo-98) можно увидеть современные плиточные панно. Например, стену с изображением популярных супергероев: Супермена и Флэша.
Порту
Этот город пострадал от землетрясения 1755 года гораздо меньше, чем Лиссабон: его исторический центр уцелел и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО. Расскажем о самых впечатляющих зданиях, украшенных азулежу.
Кафедральный собор Порту
Одна из наиболее популярных и старейших достопримечательностей города находится на вершине холма, откуда открывается живописный вид на исторический центр с красными черепичными крышами.
Строительство собора началось в XII веке, однако с тех пор он неоднократно перестраивался и видоизменялся. Самая интересная часть для ценителей азулежу — крытая галерея внутреннего двора, построенная в XIV веке в готическом стиле. В XVIII столетии её украсили бело‑синим панно со сценами из Ветхого Завета, которое прекрасно сохранилось до наших дней.
Железнодорожный вокзал Сан‑Бенту
Одна из главных достопримечательностей Порту была построена в начале XX века в неоклассическом стиле по проекту знаменитого португальского архитектора Жозе Маркеса да Сильвы. Холлы и центральный зал здания украшает не менее 20 тысяч плиток работы знаменитого португальского художника Жоржи Коласу.
Капелла Душ (Капелла‑дас‑Алмас)
Эта симпатичная церковь начала XVIII века расположена в оживлённом районе Санто‑Ильдефонсо. Религиозное сооружение мгновенно обращает на себя внимание: его фасады украшены почти 16 тысячами изразцов бело‑голубого цвета, которые можно разглядывать часами.
На монументальных панно изображены сцены из жизни святых Франциска Ассизского и Екатерины. Поэтому другое название церкви — часовня Санта‑Катерина. Один из её фасадов также украшен узорами и растительными мотивами, которые отдалённо напоминают русскую гжель.
Заключение
Кажется, нет ничего проще, чем увидеть азулежу в Португалии: часто и искать не надо, достаточно прогуляться по центральным улочкам Лиссабона или Порту. Но, если хочется ещё и узнать об истории знаменитой плитки и зданий, которые она украшает, стоит отправляться на такую прогулку в компании местного проводника. Знающий гид покажет самые красивые образцы португальской архитектуры и расскажет интересные факты про азулежу.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться философией португальского счастья в путешествии из Лиссабона на край континента
Составить собственное мнение о городе, ощутить его суть и узнать секреты прошлого и настоящего
Добраться с комфортом и узнать полезную информацию от местного жителя
Прогулка по волшебному городу португальских королей, масонов и алхимиков