Архитектура России: где смотреть разные стили
От древнерусских церквей в Великом Новгороде до сталинского ампира в СочиАрхитектурные достопримечательности на карте
Древнерусская крестово‑купольная архитектура
В 988 году князь Владимир объявил православие государственной религией, и на территории Киевской Руси стали возводиться христианские храмы. Техника их строительства пришла из Византии.
Классический крестово‑купольный храм — это прямоугольный объём, который разделён четырьмя столбами на девять ячеек. В качестве перекрытий — цилиндрические своды. Они расположены в форме креста. Над центральной ячейкой возвышается купол. Впрочем, некоторые отечественные постройки представляют собой оригинальные интерпретации этого формата. Искать шедевры крестово‑купольной архитектуры нужно в древних городах.
Софийский собор в Великом Новгороде
Самый старый из сохранившихся древнерусских храмов возводился с 1045 по 1050 годы. Он имеет пять куполов (шестой венчает лестничную башню), а на кресте центрального из них укреплён свинцовый голубь — символ Святого Духа. Здесь покоятся мощи новгородских святых, включая Фёдора Ярославича — брата Александра Невского. Софийский собор — действующий храм, он открыт каждый день с 8 утра и до 8 вечера.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Один из главных памятников белокаменного зодчества Северо‑Восточной Руси. Этот одноглавый храм возводили пять лет — с 1152-го по 1157-й. Именно здесь был крещён Александр Невский — уроженец Переславля-Залесского.
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора максимально аскетичное, поэтому не поразит посетителей богатством красок и декора. Но именно в этом и его особенность: здесь можно очень хорошо прочувствовать дух раннего христианства.
Интересно, что во время реставрации собора на его стенах были обнаружены древнерусские граффити — надписи XII века. В частности, одна из них сообщает об убийстве владимирского князя Андрея Боголюбского. Оценить внутреннее убранство храма можно только в тёплое время года. Спасо-Преображенский собор является филиалом городского музея‑заповедника и зимой закрыт для посещения.
Шатровые храмы
В XVI веке на Руси наметилось новое направление в строительстве церквей, которые стали возводить с многогранниками вместо традиционных куполов.
Вопрос появления этого архитектурного направления до сих пор остаётся открытым. Самая распространённая теория: стиль сформировался в силу особенностей национального зодчества. Всё дело в том, что на Руси длительное время преобладало деревянное строительство. Создать из этого материала купол (важный элемент византийского храма) было непросто. Возможно, именно из‑за технических трудностей русские церкви стали завершать конструкциями в форме шатра (строительство которых не требовало особых усилий). Позже многогранники сменили купола и на каменных постройках. В России сохранилось немало памятников шатровой архитектуры.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве
Самый известный каменный храм с покрытием в форме многогранной пирамиды — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь в Коломенском возводилась с 1528-го по 1532-й. Удивительно, но автором одного из главных символов русской архитектуры предположительно был выходец из Италии Пьетро Франческо Анибале. Он же — автор знаменитой Китайгородской стены, сохранившуюся часть которой можно увидеть за гостиницей «Метрополь».
Легенда гласит, что строительство церкви было связано с рождением у князя Василия III наследника — будущего царя Ивана IV Грозного. Кстати, если верить другой легенде, позже под зданием хранилась бесценная библиотека сурового самодержца, впрочем, бесследно исчезнувшая. Сегодня для путешественников открыт подклетный ярус церкви — здесь расположен музей. Богослужения в храме тоже проходят, но только по большим православным праздникам.
Церковь Спаса Преображения в селе Остров Московской области
Белокаменный храм на территории бывшей усадьбы Бориса Годунова возвели предположительно на рубеже XVI и XVII веков. Во время правления Екатерины II владельцем Острова стал граф А. Г. Орлов, а в 1868-м живописная усадьба была продана Николо‑Угрешскому монастырю. В 1930-х храм закрыли. Пустующее здание стало медленно превращаться в развалины, но в 1960-х началась его реконструкция. С 1992 года в церкви снова проводятся богослужения, а в 2016-м здесь заработал краеведческий музей.
Русское барокко
Это направление в русской архитектуре появилось во время активной интеграции европейских традиций и укладов при Петре I, а его расцвет пришёлся на годы правления Елизаветы Петровны.
Барокко (в переводе с итальянского — «вычурный») — стиль, который преобладал в Европе с начала XVII до середины XVIII века. Его отличительные черты в архитектуре — пространственный размах, обилие колонн, пилястров, сочные цвета, позолота. Образцы этого стиля сохранились в разных регионах страны, но самые известные барочные сооружения находятся в Москве и Санкт‑Петербурге.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в Москве
Один из первых шедевров русского барокко возвели в конце XVII века на средства боярина Льва Нарышкина — родного дяди Петра I. Если зайти внутрь этой «кружевной» церкви, можно увидеть балкон — именно тут во время службы должен был находиться будущий император. Здание сильно пострадало в 1812 году: солдаты Наполеона устроили здесь конюшню.
В середине XIX столетия храм был восстановлен — он оставался действующим вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем службы прекратили: до 1943-го здесь был лазарет, потом — складское помещение. Реставрация здания началась только в 1955 году и завершилась в 1980-х. Регулярные богослужения проходят в храме с 2000 года.
Зимний дворец в Санкт‑Петербурге
В главном императорском сооружении России сегодня расположен знаменитый на весь мир художественный музей и гордость страны — Эрмитаж.
Один из самых ярких архитектурных образцов отечественного барокко начали возводить в 1754 году при Елизавете Петровне. Автором проекта был итальянец Бартоломео Растрелли. Но императрица не дождалась завершения строительства — её не стало в конце 1761-го. Здание дворца принимала Екатерина II.
Это грандиозное сооружение образует форму каре из четырёх флигелей, которые расположены вокруг Большого двора. Фасад роскошно декорирован: колонны, лепнина, вазы, статуи — все признаки стиля на местах. Кстати, светло‑изумрудный цвет здания — не оригинальный. Изначально Зимний дворец был желтоватого оттенка, а в ХIX веке — кораллово-красным.
В 1946 году, после того как отсюда съехал Музей Революции, творение Растрелли полностью вошло в комплекс Эрмитажа.
Рококо
Этот стиль пришёл на смену барокко и имел много общего со своим предшественником.
Рококо (от французского слова rocaille — «ракушка») сформировался в Западной Европе в первой половине XVIII века. В Россию он пришёл во времена императрицы Елизаветы Петровны. Как и барочные здания, памятники архитектуры в стиле рококо очень изящные и богато декорированы различными элементами. Широкого распространения, однако, это направление так и не получило. Большая часть сооружений в этом стиле находится в окрестностях Северной столицы.
Павильон Катальной горки в Ораниенбауме
Одну из главных достопримечательностей дворцово‑паркового ансамбля на берегу Финского залива возвели во второй половине XVIII века. Когда‑то здесь был целый увеселительный комплекс (с горками и галереями-колоннадами), но сегодня павильон с изысканными интерьерами — единственное, что осталось от этого проекта. Самый необычный зал павильона — кабинет, стены которого украшают миниатюрные фарфоровые композиции.
Китайский дворец в Ораниенбауме
Летняя резиденция Екатерины II. Своё название получила благодаря интерьерам: некоторые из комнат оформлены в китайском стиле. Это место стоит посетить хотя бы для того, чтобы увидеть кабинет с 12 стеклярусными панно. На них изображены причудливые птицы и растения. Девять русских золотошвей работали над этими произведениями искусства два года.
Классицизм
Направление, корни которого уходят в античное искусство, получило в России широкое распространение благодаря Екатерине II — императрице-просветительнице.
Классицизм в архитектуре характеризуется чёткими пропорциями и симметрией. Фронтоны, удлинённые окна, колонны — постройки в этом стиле узнать несложно. Обнаружить их можно в разных регионах страны, но самые знаменитые сооружения находятся в двух столицах.
Большой театр в Москве
Столичная достопримечательность и одно из самых узнаваемых зданий России. Его фасад с восьмиколонным портиком, на фронтоне которого установлена бронзовая квадрига Аполлона, изображён на сторублёвой купюре. Театр был основан по приказу Екатерины II ещё в 1776 году, а современное здание построили только в 20-е годы XIX столетия.
В 1853-м театр сгорел. Огонь почти полностью его уничтожил, и на восстановление здания ушло три года. А последняя по времени реконструкция Большого продолжалась шесть лет — с 2005-го по 2011-й. После работ внутренняя площадь театра увеличилась почти в два раза: здесь, например, появились подземные этажи, на одном из которых заработал концертный зал.
Здание Академии наук в Санкт‑Петербурге
Это сооружение на Университетской набережной — часть архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Оно возводилось в конце XVIII века по проекту итальянца Джакомо Кваренги и считается образцом строгого классицизма. Главный фасад лаконичной конструкции украшает восьмиколонный портик, а цокольный этаж облицован гранитом. Здание можно считать эталоном классицизма, где пропорции и небольшой набор архитектурных элементов в своей строгости создают очень гармоничный облик здания.
Историзм
Этот стиль сложился в XIX веке под влиянием самых разных направлений в русской и западно-европейской архитектуре.
Хотя историзм и получил широкое распространение, выделить его главные особенности непросто. Кто‑то из архитекторов этого направления вдохновлялся готическими замками, кто‑то — эпохой Возрождения, а кто‑то древнерусским зодчеством. Не случайно синонимом этого термина является слово «эклектизм». Здания в стиле историзм можно найти в разных российских городах.
Готическая капелла в Петергофе
Этот действующий православный храм на территории музея‑заповедника был возведён для семьи Николая I. Сооружение напоминает небольшой готический собор — со стрельчатыми порталами, окнами‑розами и шпилями с крестами (правда, православными). Фасад украшают детали из литого чугуна и многочисленные скульптуры ангелов, святых апостолов, Богоматери с младенцем.
Храм Успения Богородицы в Курске
Костёл в неоготическом стиле — с башнями‑шпилями и стрельчатыми окнами — построили в конце XIX века на средства местной католической общины. Он действовал до 1938 года. Позже в нём открыли антирелигиозный музей, а уже после войны — склад.
Восстановлением этого памятника архитектуры занялись только в начале 1980-х, а в 1997 году костёл вернули католической общине. Одну из главных достопримечательностей Курска стоит увидеть и потому, что в январе 1902 года в храме Успения Богородицы состоялось венчание будущего создателя «Чёрного квадрата» Казимира Малевича и дочери пекаря Казимиры Зглейц.
Модерн
Самое яркое направление в мировой и русской архитектуре рубежа XIX и ХХ веков.
Модерн стал антиподом лаконичности классицизма. Среди особенностей этого стиля — асимметрия, отказ от прямых линий, растительные мотивы в декоре (главным источником вдохновения для художников и архитекторов была природа). Направление получило широкое распространение, так что шедевры архитектуры русского модерна можно найти в разных городах.
Витебский вокзал в Санкт‑Петербурге
Старейший железнодорожный терминал страны открыли ещё в 1837-м — с тех самых пор он перестраивался три раза. До наших дней сохранилось сооружение, возведённое в самом начале ХХ столетия по проекту архитектора С. А. Бржозовского.
Особенности стиля можно исследовать по интерьерам этого роскошного здания: здесь есть и балконы с коваными решётками в форме лиры, и ажурные козырьки над входами, и витражные окна, и лепные панно с изображением Меркурия. Тут часто завтракали Анна Ахматова и Николай Гумилёв, а ещё в этих залах снимали популярные фильмы: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Вокзал для двоих», «Брат».
Особняк Александры Курлиной в Самаре
Одну из главных достопримечательностей города на Волге возвели по проекту А. У. Зеленко, который учился в Высшей технической школе в Вене. Элегантный памятник архитектуры русского модерна облицован голубой плиткой, на его фронтоне изображён женский профиль, на крыше установлена ажурная решётка в форме стрекозы, а металлические ворота имеют форму бабочки. Кстати, интерьеры этого особняка может оценить каждый путешественник — с 2012 года здесь работает единственный в стране Музей модерна.
Советский авангард
Этот стиль получил развитие в 20-30-х годах ХХ столетия. Созданный строителями нового общества, он изменил облик некоторых городов: в Москве, Екатеринбурге до сих пор сохранились кварталы, застроенные узнаваемыми зданиями начала советской эпохи.
Архитекторы молодого государства стремились создавать лаконичные, а главное, максимально функциональные постройки. Сооружения ранней советской эпохи имели строгие геометрические формы без декора, а оформление жилых пространств поражало своим аскетизмом. Стиль был очень востребован — памятники авангардной архитектуры можно обнаружить почти во всех крупных городах России.
Дом Наркомфина в Москве
Один из шедевров мировой архитектуры XX столетия и яркий образец сооружения «нового быта». Проект здания с необычной для своего времени планировкой был разработан в конце 1920-х. Постройка состоит из двух корпусов — жилого и коммунального. Их соединяет переход. Изначально в жилом блоке располагались ячейки‑квартиры разных размеров, а в коммунальном — кухня, прачечная и детский сад.
Среди жителей дома были как представители советской номенклатуры, так и известные люди, например художник Александр Дейнека. Оценить «футуристический» фасад здания может каждый желающий — после недавней реконструкции сооружение выглядит почти так же, как и в начале 1930-х. А вот попасть внутрь не получится — теперь это элитный ЖК.
Гостиница «Центральная» в Перми
Одна из допримечательностей города на Каме — её возвели в начале 1930-х. Здание состоит из трёх соединённых между собой объёмов. Когда‑то этот дом был главным пермским небоскрёбом. В разные годы в номерах «Центральной» останавливались знаменитости — писатель В. Каверин, балерина Г. Уланова, композитор и дирижер А. Хачатурян.
Сталинский ампир
В первой половине 1930-х на смену авангарду пришла эпоха монументального стиля, объединившего в себе сразу несколько направлений.
В основе сталинской архитектуры лежали традиции как Античности, так и Ренессанса. Новые постройки удивляли и помпезностью, и масштабами, поэтому стиль и получил название «ампир». Самым впечатляющим его воплощением стали знаменитые сталинские высотки в Москве. Но яркие примеры этого стиля можно найти и в других российских городах.
Морской вокзал в Сочи
Проект поручили построить признанному классику сталинского ампира К. С. Алабяну. Здание получилось очень фактурным, с обилием деталей, но, благодаря таланту создателей, гармоничным. Здесь очень много декоративной скульптуры: первый ярус, например, украшают четыре женские фигуры, которые олицетворяют времена года, выше — мужские статуи по четырём сторонам света, а ещё выше — символы моря дельфины. Венчает конструкцию шпиль, характерный для многих зданий сталинской архитектуры.
Формально Морской вокзал в Сочи открыли уже при Хрущёве в 1955 году, но стилистически он совершенно явно относится к сталинскому ампиру и начинал строиться, когда вождь ещё был у власти.
Самарский театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича
Здание одного из самых больших в нашей стране театров было возведено в конце 1930-х на месте кафедрального собора. Интересно, что в стенах именно этого монументального строения в Самаре 5 марта 1942 года состоялась премьера легендарной Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Д. Шостаковича.
Заключение
Шедевры архитектурных стилей можно увидеть во многих российских городах. Но если архитектуру Древней Руси получится увидеть только в определённых локациях, творения зодчих более поздних направлений можно искать в самых разных регионах. Для знакомства с памятниками модерна, например, можно организовать путешествие как в Санкт‑Петербург, так и в Самару. А для того чтобы оно было максимально насыщенным, есть смысл обратиться к местным гидам. Они не только поделятся историями об архитектурных памятниках, но и расскажут о других ярких достопримечательностях.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Получить объемное представление об исторических и самых живописных местах «страны души»
Понять, чем жил Старый город, на обзорной экскурсии с историком