Палладио — самый влиятельный архитектор в мире
Виллы‑храмы, изящные палаццо и армия последователей от России до США![Палладио — самый влиятельный архитектор в мире](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/1fb82564-fe37-11ee-9e25-6ab2ad74c3ca.1220x600.jpeg)
Биография Андреа Палладио
Прославленный архитектор позднего Возрождения родился в Падуе (город в Венецианской республике) в 1508 году. В 13 лет Андреа ди Пьетро делла Гондола — таким было настоящее имя мастера — поступил на обучение к квалифицированному каменщику. Однако уже через три года переехал с отцом в более крупный город — Виченцу на северо-востоке Италии. Там Андреа ди Пьетро нанялся на службу в ремесленную мастерскую к скульпторам Питтони и вступил в гильдию каменщиков. А вскоре, в 1534 году, женился на дочери плотника Аллеградонне.
![Портрет Андреа Палладио](https://cdn.tripster.ru/photos/14405f3c-4cde-4c4e-97f6-a762a5c414da.jpg)
Судьбоносной для начинающего мастера стала встреча с графом Джаном Джордоко Триссино — гуманистом, поэтом и политическим деятелем. Он разглядел в Палладио архитекторские способности и стал его покровителем. Наставник помог ему посетить Рим в начале 1540-х годов и познакомиться с античными памятниками. Также именно Триссино придумал псевдоним архитектора, который восходит к имени древнегреческой богини-воительницы Афины Паллады.
Первым заказчиком Палладио стал Джироламо де Годи, для которого он в 1542 году построил виллу к северу от Виченцы. Однако до 40 лет — а это приличный по меркам того времени возраст — архитектор не получал крупных и общественно значимых заказов. Первым стал заказ на реконструкцию средневековой городской ратуши в Виченце — теперь это здание известно как Базилика Палладио. Рядом с ним на площади Пьяцца-деи-Синьори расположено ещё одно произведение зодчего — Лоджия-дель-Капитанио.
Вскоре архитектором, который начал выполнять значимые государственные заказы, заинтересовались и представители местной знати. Для них он возводил в области Венето палаццо и виллы. Самой известной стала вилла Ротонда: она стала новым классическим образцом и вдохновением для последующих поколений архитекторов.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/e8570be7-c71a-48ca-acf5-88ebc2137a76.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/372a5695-be1c-454f-b0e4-71f1da6d882a.jpg)
Активно работал Андреа ди Пьетро и в Виченце. Так, одна из жемчужин центра города — Палаццо Кьерикати — соседствует с не менее значимым произведением Палладио — роскошным ренессансным театром «Олимпико». Но несмотря на бесспорный успех в Виченце и её окрестностях, мастер проигрывал архитектурные конкурсы в Венеции — столице Венецианской республики.
После смерти своего покровителя Триссино в 1550 году Палладио сблизился с венецианским аристократом, государственным деятелем и гуманистом Даниэле Барбаро. Вместе они посетили Рим, где зодчий принял участие в издании перевода известного трактата «Десять книг об архитектуре». Это сочинение Марка Витрувия Поллиона с Античности и до Ренессанса считалось классикой архитектурной мысли. В тот период Палладио начал работу и над собственным произведением — трактатом «Четыре книги об архитектуре», который стал настоящим путеводителем для мастеров всех последующих эпох. В нём он не только описывает особенности римских памятников, но и рассказывает о собственных проектах, прилагая планы, рисунки и имена заказчиков.
Статья по темеКлассицизм: где смотреть лучшие образцы архитектуры эпохи Просвещения
![](https://cdn.tripster.ru/photos/81e5a608-5605-4a99-946a-e40f5bd031e1.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/3c9bc1a4-210d-4b4e-a084-c492be99ea1b.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/d299e075-7be5-432c-8860-bb3713c7eb02.jpg)
Признание в Венеции — хоть и не такое безоговорочное, как в Виченце, — пришло к Палладио только после 1570 года, когда умер главный архитектор столицы республики Якопо Сансовино. Тогда мастер смог осуществить несколько крупных проектов, самыми известными из которых считаются церкви Сан-Джорджо-Маджоре и Иль-Реденторе.
Архитектор скончался в 1580 году в Виченце и был похоронен в городской церкви Святой Короны. Несмотря на бесспорную популярность в Венето при жизни, мировая слава пришла к Палладио только после смерти.
Стиль и архитектурные принципы Палладио
Андреа ди Пьетро в своём творчестве ориентировался на Античность: архитектуру Древней Греции и особенно — Древнего Рима, — а также на работы своих предшественников эпохи Ренессанса. Больше всего среди них он ценил творчество Донато Браманте — представителя Высокого Возрождения.
Работы Андреа Палладио отличает геометрическая ясность и элегантная простота. Он освобождает плоскость стены от излишних деталей и усложнённых форм, стараясь воплотить в своих постройках величественные и монументальные образы античной классики. Так, основу его сдержанных и гармоничных композиций чаще всего составляет классическая ордерная система с мощными колоннами, которые держат горизонтальное перекрытие (антаблемент) и треугольный фронтон. Все архитектурные элементы подчинены принципу строгой симметрии.
![Особенности архитектуры Андреа Палладио](https://cdn.tripster.ru/photos/0e79f51e-8fe5-4bea-bce5-4140ea67c3ce.jpg)
Одним из основных реформаторских достижений Андреа ди Пьетро было переосмысление образа виллы. Раньше интерес к облику жилых зданий находился где-то на периферии архитектурной мысли. Палладио же, получавший в основном заказы на загородные усадьбы видных вельмож, превратил эти постройки в подобие античных храмов. В их оформлении он использовал и классические ордерные элементы, и огромные купола, которые располагались на главной оси зданий позади портиков — выступающих крытых галерей с колоннами, увенчанных фронтонами. Безусловно, такой необычный взгляд на обычные жилые дома льстил заказчикам.
Есть в творчестве архитектора и характерные стилистические приёмы, которые неоднократно цитировались мастерами последующих эпох. К ним относится, например, палладианское окно с трёхчастной структурой. Оно состоит из высокого полукруглого проёма и двух прямоугольных по бокам, обычно отделённых от центрального небольшими колонками.
Поражает и новаторская для того времени органичная вписанность построек Палладио в окружающую городскую или сельскую среду. Он не мыслил свои виллы, дворцы и храмы как нечто отдельное от окружающей среды и застройки, а, напротив, уделял внимание конечному образу всего ансамбля.
![Палладианская архитектура](https://cdn.tripster.ru/photos/4e57c1a4-136e-41d4-9044-7357832773c3.jpg)
Значимые архитектурные произведения Палладио
Не заполучив повсеместной славы в Венеции, Андреа ди Пьетро подчинил своему архитектурному влиянию практически всю область Венето. Его постройки в Виченце наряду с другими произведениями в этом регионе включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сам город можно назвать музеем Палладио под открытым небом.
Палаццо Кьерикати
Адрес: Vicenza, Piazza Matteotti, 37/39
Заказ на строительство городского особняка в Виченце Андреа Палладио получил в середине XVI века от Джироламо Кьерикати — представителя знатной итальянской семьи, а завершились работы только после смерти архитектора. В то время площадь, куда выходили фасады здания, располагалась на небольшом острове, который омывался реками Ретроне и Баккильоне. Так что перед Андреа ди Пьетро стояла непростая задача: придумать, как сделать фундамент устойчивым и избежать подтоплений. Для этого он решил поместить здание на возвышении, а также перенести подсобные помещения из подвала в другие части особняка.
![Палаццо Кьерикати](https://cdn.tripster.ru/photos/9a113b22-f051-4026-ada7-3d4528d6993d.jpg)
Нижняя часть дворца украшена простыми тосканскими колоннами (вариант дорических), которые образуют длинную лоджию — крытую галерею, занимающую весь фасад. На втором ярусе колоннами ионического ордера украшены боковые лоджии, которые придают фасаду ещё больше объёма и лёгкости. Интересно, что архитектор практически избегает использования привычной плоскостной стены, которая сохраняется лишь в центральной части второго этажа.
Потолки лоджий выполнены в виде рельефных кессонов из стука — углублённых панелей, которые изготовил веронский мастер Доменико Ридольфи. А крыша палаццо декорирована скульптурами и фигурными башенками, похожими на колеблющееся пламя свечи.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/7d3bb287-6e14-4069-94ff-32108d9cefe6.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/9814d4eb-21a4-4f38-ab28-ba801296d24c.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/32eb4b32-72d6-4a69-8dd3-ffd6158ec6a5.jpg)
После смерти Джироламо в 1557 году строительство было приостановлено. Его сын Валерио, поселившийся в палаццо, ограничился лишь отделкой внутренних помещений. Более столетия здание оставалось недостроенным, и только во второй половине XVII века работы были завершены по чертежам Палладио. Теперь в палаццо, который в XIX веке выкупил муниципалитет Виченцы, расположена картинная галерея. Здесь можно увидеть шедевры Тинторетто, Тьеполо и Ван Дейка, а также более 30 рисунков самого архитектора.
Виллы
Загородные поместья аристократов стали одним из центральных направлений творчества Андреа ди Пьетро и главной платформой для воплощения новаторских идей. Все они расположены в регионе Венето, и, помимо виллы Ротонда, самыми значительными считаются вилла Барбаро, вилла Фоскари и вилла Корнаро.
Один из часто воспроизводимых приёмов архитектора — симметричная трёхчастная композиция из центрального корпуса и двух боковых флигелей, обычно соединённых с ним галереями. Последователи Палладио в Российской империи, например Н. А. Львов и И. Е. Старов, нередко использовали такой план при строительстве усадебных домов и городских резиденций.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/75e37c28-8663-4b67-9e0c-e8fe6d804d35.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/c91d0e0c-52a8-4c72-9f4d-7a42db9c421d.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/241e048b-9f50-43bd-9d7b-05a17a09cf52.jpg)
Вилла Барбаро
Адрес: Maser, Via Cornuda, 7
Загородное имение принадлежало братьям Маркантонио и Даниэле Барбаро. С последним архитектора связывала многолетняя дружба и совместная работа над изданием сочинений Витрувия. К работе над виллой Андреа ди Пьетро приступил в 1550-е.
Одним из новшеств Палладио было включение в ансамбль особняка хозяйственных построек, которые прежде было принято располагать в стороне. Архитектор виртуозно скрывал утилитарное назначение таких зданий за величественными фасадами.
![Вилла Барбаро, архитектор Андреа Палладио](https://cdn.tripster.ru/photos/cb7e6e88-795f-433d-8d1c-64cda3387d4f.jpg)
Так, в случае с виллой Барбаро хозяйственные помещения расположились во флигелях, соединённых с господским домом галереями. Последний занимает центральное положение и выступает ядром композиции: он украшен четырьмя ионическими полуколоннами и мощным, богато декорированным фронтоном. Но и хозяйственные пристройки не лишены декоративности: на фасадах изящных симметричных сооружений, фланкирующих основное здание виллы, изображены циферблаты с солнечными часами и зодиакальными знаками. Вероятно, своим появлением они обязаны интересам хозяина поместья Даниэле, который увлекался астрономией и астрологией.
Помимо трёхчастного ансамбля виллы, Палладио в конце жизни работал над возведением небольшого храма, похожего по формам на римский Пантеон. По легенде архитектор умер в имении, руководя строительством этого здания. Также напротив северного непарадного фасада он возвёл изящный нимфей — сооружение над искусственным прудом.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/ce5af6d6-6c5f-430e-a00b-99c6311ce07f.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/3eb3e7e7-43ca-43c3-bc7a-4bddd8fb6971.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/c6914f42-e427-4fb6-bc19-09834c80114c.jpg)
Вилла известна и тем, что её расписал прославленный современник Палладио — Паоло Веронезе. Он украсил стены парадного зала тромплеями — изображениями-обманками, которые создают эффект присутствия подлинных предметов. Например, из живописно оформленных открывающихся дверей выглядывает фигура охотника с собакой — считается, что это автопортрет самого художника. Интересно, что архитектор никак не упомянул знаменитого венецианца в своём трактате, хотя в случае с другими своими работами он называл и менее именитых мастеров. Вероятно, этот факт говорит о скрытом конфликте между ними.
Вилла Ротонда
Адрес: Vicenza, Via della Rotonda, 45
Наиболее знаменитое и часто копируемое среди всех произведений Палладио, а также самый известный жилой дом мира. Архитектор приступил к масштабному строительству этой виллы близ Виченцы для графа Паоло Альмерико в 1566 году. Здание стало первой светской ренессансной постройкой, увенчанной куполом.
Вилла, напоминающая по своим формам палаццо, возведена на высоком холме и дополнительно приподнята за счёт высокого цоколя. Благодаря такому расположению Палладио добился того, чтобы все помещения были одинаково хорошо освещены в течение дня.
![Вилла Ротонда, самое знаменитое произведение Палладио](https://cdn.tripster.ru/photos/2cecb21d-f61c-4e72-9c22-98dc3cc94980.jpg)
Ещё одна особенность здания — четыре абсолютно равнозначных фасада. Они украшены симметричными портиками с шестью колоннами ионического ордера и мощным фронтоном. К каждому входу ведёт широкая лестница. На портиках высятся статуи античных богов, выполненные скульптором Джамбаттистой Альбанезе. Считается, что Андреа ди Пьетро был настолько очарован местными пейзажами, что не мог определиться, с какой стороны открывается лучший вид и какой из фасадов сделать центральным.
В плане здание представляет собой круг, который завершается куполом и вписан в квадрат. Рисунки похожих жилых домов, где совмещались бы такие объёмы, встречаются среди черновиков архитектора задолго до появления этого проекта. Центральный цилиндрический зал освещается за счёт окулюса — прорезанного в купольном перекрытии круглого окна, что ещё больше сближает здание с римским храмом Пантеоном.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/175e5c5b-f9d5-4b6c-b72b-4725cbcbafa2.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/5a9d61d3-57b3-4d6b-a7d7-3e370c9ac548.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/1af549de-e4c6-42d8-82bc-9182c96eb279.jpg)
Кубический же объём сооружения поделён на восемь прямоугольных комнат. Крестово-купольное здание с такой необычной для вилл того времени планировкой и гармоничными пропорциями мыслилось Палладио, скорее, не как часть хозяйственного комплекса, а как дом-храм, место для отдыха и торжественных приёмов.
Поскольку возведение виллы затянулось на несколько десятилетий, завершал его ученик архитектора Винченцо Скамоцци. Он достраивал здание по эскизам Андреа ди Пьетро уже для новых владельцев — братьев Капра.
Церковь Иль-Реденторе
Адрес: Venezia, Sestiere Giudecca, Redentore
Строительству церкви на острове Джудекка предшествовали трагические для Венеции события. В 1575 году город поразила чума, которая унесла жизни 46 000 человек. В память об избавлении от болезни в 1577-м был заложен первый камень нового храма во имя Спасителя, а достроили его в 1592-м уже после смерти Палладио.
![Архитектор Палладио: Церковь Иль-Реденторе](https://cdn.tripster.ru/photos/d613fe4d-f910-49ed-b50c-5861de3aee1f.jpg)
Церковь выглядит необычно даже по современным меркам за счёт сочетания контрастных цветов и материалов. При возведении основного массива сооружения использовался красный кирпич. Эта часть здания представляет собой огромную однонефную базилику с тремя капеллами, увенчанную куполом, что в большей мере соответствует христианскому архитектурному канону. А вот парадный фасад, за которым скрыто удлинённое «тело» храма, облицован истрийским известняком, похожим на мрамор. Этот излюбленный архитектором материал обладает способностью отбеливаться под воздействием влаги и солнечного света. Палладио вообще считал, что белый цвет — наиболее подходящий для культовых сооружений.
Именно парадный вход в церковь придаёт ей сходство с античными постройками. Палладио применяет в оформлении фасада многоуровневую композицию из рифмующихся элементов: фронтонов, колонн и пилястр — вертикальных прямоугольных выступов на поверхности стены, напоминающих полуколонны. Благодаря такой полифонии ордерных форм разных масштабов создаётся ощущение многослойности и объёмности.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/f2cfc0f6-8060-4981-acde-f9f79577429c.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/dcc3e35b-4e6b-4f0a-ab74-7ca1887888a7.jpg)
Церковь открыта для посещения. Её интерьеры, по венецианской традиции, украшают различные предметы искусства, среди которых особенно выделяются картины Веронезе и Тинторетто. В третье воскресенье июля базилика становится местом празднования Феста дель Реденторе, который проводится уже более 400 лет в честь избавления города от чумы.
Театр «Олимпико»
Адрес: Vicenza, Piazza Matteotti, 11
Старейший в мире действующий крытый театр, который соседствует с Палаццо Кьерикати. Великий архитектор создал его проект за год до смерти. Строительство было начато в марте 1580 года, ещё при жизни Андреа ди Пьетро, а завершали работу сын мастера Силла и Винченцо Скамоцци. Театр открылся через пять лет, премьерным спектаклем стала древнегреческая трагедия Софокла «Эдип-царь».
Заказ на возведение здания поступил Палладио от академии «Олимпико» — художественно-образовательного сообщества, членом которого был и сам архитектор. Под него в Виченце была выделена небольшая территория на месте бывшей тюрьмы и порохового склада в Кастелло-дель-Территорио — пустующей средневековой крепости.
![Андреа Палладио, театр «Олимпико»](https://cdn.tripster.ru/photos/e66738e8-7bf6-4b1e-8b2a-ec7726a23152.jpg)
При строительстве Палладио явно вдохновлялся римскими театрами. Однако из-за ограниченного пространства ему пришлось отступить от заветов Витрувия и создать не полукруглый, а более вытянутый по форме зал в виде полуэллипса. Как напоминание о том, что в античности спектакли проводились в открытых пространствах, плоский потолок расписали композицией ясного неба с облаками. А вот многочисленные статуи, расположенные в нишах по всему периметру, изображают не только древнеримских поэтов и ораторов, но и видных вельмож Виченцы, которые пожертвовали деньги на строительство.
Наиболее парадно декорирована деревянная сцена, которая завершается стеной в виде дворцового фасада. В одном из своих трактатов архитектор писал о том, насколько важно следовать принципу постепенного облегчения композиции снизу вверх. Это значит, что массивные элементы, например дорические колонны с мощными базами и простыми капителями, должны располагаться у основания, а вот более лёгкие и изящные, такие как ионические колонны, необходимо размещать на следующем ярусе.
Это правило Палладио соблюдает и при оформлении декоративной стены. Круглые колонны внизу сменяются на полуколонны во втором ярусе и на пилястры в последнем. Скульптурное убранство также упрощается и становится более плоским: за статуями следуют горельефы, а в самом верху — барельефы, наименее выпуклая разновидность рельефа.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/26d0ca8e-d8d3-4ceb-81dc-7da97598a39d.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/1445c456-b767-4ef2-a537-e7f5a5134afa.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/3d144e98-5050-4bd7-917f-2ef5f5f21089.jpg)
Композицию парадной стены дополняют пять перспективных проходов, которые были выполнены Винченцо Скамоцци для премьерного спектакля и служили декорацией улиц древнегреческого города Фивы. Конструкции из дерева с имитацией античных построек настолько органично вписались в общий ансамбль, что украшают пространство сцены до сих пор.
В наше время, как и в XVI веке, в театре проводятся спектакли и музыкальные мероприятия, также пространство работает как музей. Однако для сохранения уникальной архитектуры и скульптурного декора действуют некоторые ограничения: при вместимости в 1000 человек зрительный зал могут посетить не более 470. Кроме того, даже после реставрации театра в конце XX века в нём не появились отопление и кондиционеры, поэтому в холодное время года представления не проходят.
Наследие и последователи
Творчество Палладио породило целую плеяду последователей во многих странах по всему миру. Стилевое течение, в котором они работали, развивалось в рамках классицизма с XVII века и было названо палладианством в честь архитектора.
Один из секретов такой невероятной популярности и цитируемости Андреа ди Пьетро от России до США кроется в его трактатах. Благодаря своей наглядности и простоте они стали незаменимым пособием для архитекторов последующих эпох, которые с помощью конкретных инструкций могли воспроизводить различные стилистические приёмы. Представителей палладианства также привлекали строгая простота построек мастера и в то же время их величественность и монументальность.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/dc6cc6d6-16d6-4c36-a1d9-3263cecafe51.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/705cbae5-9784-4e01-92f2-a98abc216034.jpg)
Первым приверженцем палладианства считается Винченцо Скамоцци, завершавший после смерти мастера некоторые его здания. Однако вскоре интерес к подражанию работам Палладио в Италии практически сошёл на нет и возродился уже в XVIII веке в Виченце. И всё же наивысшего расцвета это течение достигло в основном в Англии, России и США.
К палладианству относится, например, Квин-хаус в британском Гринвиче архитектора Иниго Джонса. В строгих формах этого двухэтажного здания начала XVII века с колончатой лоджией угадываются черты Палаццо Кьерикати.
В Российской империи увлечение палладианством пришло позже, во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II, и было актуальным до первой трети XIX века. Это течение связывают в первую очередь с именами Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона и Н. А. Львова. Например, палладианскими мотивами проникнуты Павловский дворец и Софийский собор в Пушкине, а также здание Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.
Статья по темеЗнаменитые архитекторы Санкт-Петербурга
![](https://cdn.tripster.ru/photos/4ccce7a8-0d1d-4a31-9aa6-034c0676787e.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/301ec5b0-6136-444a-80fd-88f899583cfc.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/2140abd4-2604-4169-a212-22372c0528a0.jpg)
В США течение широко распространилось при Томасе Джефферсоне, который был большим поклонником творчества Андреа ди Пьетро. Во время президентского срока Джефферсона были построены и Капитолий, и Белый дом. Палладианских зданий в Вашингтоне появилось столько, что он превратился во вторую Виченцу.
Отголоски влияния творчества Палладио на мировую архитектуру можно увидеть и в зданиях XX века. Яркий пример в России — жилой дом №13 на Моховой улице в Москве, построенный И. В. Жолтовским в 1934 году. В его облике узнаются черты Лоджии-дель-Капитанио в Виченце.
![](https://cdn.tripster.ru/photos/6eae8377-c8ee-493f-b6da-aa4d741835e8.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/a7321dbb-a172-4914-96e3-6ef3eb003b5d.jpg)
![]( https://cdn.tripster.ru/photos/234f6127-95f2-468c-a905-fba211470e89.jpg)
Заключение
В Виченце и её окрестностях расположено ещё множество произведений архитектора, который покорил весь мир величественной простотой и гармоничной симметрией своих дворцов и вилл. Так, по соседству с Палаццо Кьерикати и театром «Олимпико» находятся ещё два шедевра мастера: Базилика Палладио и Лоджия-дель-Капитанио. Эти здания и другие здания Палладио вдохновляли зодчих из разных стран на протяжении нескольких веков, а сегодня по праву считаются великими архитектурными памятниками и тщательно охраняются.
Путешествуя по Италии, обязательно найдите время на знакомство хотя бы с некоторыми из творений мастера. Например, посетите церковь Иль-Реденторе в Венеции. А чтобы путешествие было максимально насыщенным и продуманным, обратитесь к местным гидам.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
![Венецианский карнавал: что нужно знать о самом известном маскараде Европы](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/f6233328-3771-11ef-bda3-86f3d25bfb06.1080x810.jpeg)
![Самые красивые и необычные книжные магазины в мире](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/80c4e4f2-37a1-11ef-87e0-46c17d9a3673.200x200.png)
![Самые известные театры мира](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/fcc2ec66-3927-11ef-bcd7-0a7bde83e112.200x200.png)
![Топ-10 олимпийских стадионов мира: самые известные и необычные](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/d3aebc7c-3870-11ef-81e6-625c09e276bc.200x200.png)
![За границу без визы: куда ехать и что смотреть](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/5862e794-168f-11ef-8908-0e9a7a567094.200x200.png)
Еще экскурсии по теме
![Фото - Экскурсия: "Падуя — город трех «без»"](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/e5d26660-7554-11ec-a444-ba6f6bedb5d9.384x289.jpeg)
Проникнуться духом средневекового города без туристического ажиотажа
![Фото - Экскурсия: "Венеция — первое свидание"](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/ac07d678-c8a5-11ec-aef6-4e76214511bb.384x289.jpeg)
История и архитектура «визитных карточек» города на насыщенной обзорной экскурсии
![Фото - Экскурсия: "Ночная Венеция: пешком и по воде в компании коренного венецианца"](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/021f0886-4394-11e5-907f-12314301112f.384x289.jpg)
Погрузиться в атмосферу древнего города и узнать истории его самых красивых зданий
![Фото - Экскурсия: "Загадочный Дворец Дожей"](https://cdn.tripster.ru/thumbs2/961b5a7a-a054-11ec-a016-3e833d09e287.384x289.jpeg)
Увлекательная прогулка по самому таинственному дворцу Европы