Андрей Рублёв: где увидеть шедевры легендарного мастера
Музеи, монастыри и храмы, хранящие наследие иконописцаТроице‑Сергиева лавра: чудо‑образ «Троицы»
Андрей Рублёв написал знаменитую икону для Троицкого собора — главного храма лавры в Сергиевом Посаде. Иконописец работал здесь вместе с Даниилом Чёрным и артелью мастеров в 1422–1427 годах.
Впервые в истории иконописи Рублёв изобразил Святую Троицу без Авраама и Сарры, еды на столе и заколотого тельца — на рисунке только три ангела‑путника, чаша и Мамврийский дуб. Этот образ, символизирующий единство, стал новым церковным каноном и достоянием русской культуры.
Фрагменты истории. Почти 500 лет икона Святой Троицы находилась в иконостасе Троицкого собора лавры, а после Великой Октябрьской революции уникальный памятник истории и культуры передали на хранение в Третьяковскую галерею. Там о реликвии заботились около ста лет.
Весной 2023 года президент России В. В. Путин, по многочисленным просьбам верующих, принял решение вернуть икону Русской православной церкви. Специалистов Третьяковки это решение не порадовало: даже временная передача иконы для проведения богослужений плохо влияла на состояние шедевра.
Тем не менее, после реставрации в центре имени Грабаря «Троица» заняла своё историческое место в Троице‑Сергиевой лавре. Это случилось 23 июня 2024 года, в День Святой Троицы.
Интересная деталь. До сих пор неясно, где на иконе Бог Отец, где Иисус Христос, а где Святой Дух. Дело в том, что Рублёв не подписал ипостаси Троицы. По одной из версий, Сын Божий в центре: на это указывает клав — вертикальная полоса на одежде от плеча до низа, которая символизирует чистоту и совершенство. По другой версии, Христос справа, поскольку гиматий (плащ) перепоясан у него, как у мужчины‑покойника, справа налево. Загадка не разгадана.
Благовещенский собор: уникальные иконы от чернеца
Известно, что иконостас храма на Соборной площади Московского Кремля в 1405 году расписывали три мастера: Андрей Рублёв, Прохор с Городца и корифей иконописи — Феофан Грек.
Фрагменты истории. Рублёв тогда был чернецом — так называли на Руси монахов. Именно благодаря работе над украшением Благовещенского собора его имя впервые упоминают в летописях.
Авторитетные реставраторы считают, что кисти Рублёва принадлежат шесть икон левой половины праздничного ряда иконостаса: от «Благовещения Пресвятой Богородицы» до «Входа Господня в Иерусалим». Их можно увидеть в третьем ряду снизу. Но авторство образов Благовещенского собора спорно: в 1547 году, когда Иван Грозный стал венчанным царём всея Руси, храм горел. Есть мнение, что после пожара образы написали заново.
Интересная деталь. Приглядитесь к Благовещенской иконе, где Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что она станет матерью Бога. Икона наполнена цветовыми символами. Одежды Марии тревожно‑красные — они напоминают о жертвенности Богородицы и будущем распятии Христа. Одеяния ангела умиротворяюще‑зелёные — это цвет жизни и символ того, что Сын Божий воскреснет и спасёт мир.
Спасо‑Андроников монастырь: от обители до музея
Спасо‑Андроников монастырь на берегу Яузы — ещё одно притягательное место для почитателей творчества Рублёва. Здесь, по одной из версий, он принял иночество. Тут его и похоронили.
Сейчас монастырь не действует. На его территории находится Музей имени Андрея Рублёва, Спасский собор XV века, в котором проходят богослужения, и другие монастырские сооружения.
Собор Спаса Нерукотворного — самый древний белокаменный храм Москвы за пределами Кремля. Именно его ориентировочно в 1425 году расписывал мастер. До сегодняшнего дня сохранились только два фрагмента росписи на двух откосах окон в алтарной части, так что увидеть их простым посетителям не удастся. Но прийти сюда всё равно стоит: в будни посетителей в церкви мало, так что получится побыть наедине с древними иконами и почувствовать здесь дух прошлого.
Фрагменты истории. Музей Рублёва в стенах бывшего монастыря открыли музей в 1947 году. Экспозиции располагаются в трапезной палате, настоятельном корпусе и церкви Архангела Михаила. В собрании свыше 15 тысяч живописных и рельефных икон XIII — начала XX веков, а также средневековые фрески, скульптуры, старопечатные книги, изразцы и другие экспонаты. Гордость коллекции — икона неизвестного мастера «Спас Вседержитель», которую датируют первой половиной XIII века.
Интересная деталь. Среди раритетов нет ни одной иконы Рублёва. Музей носит его имя только потому, что находится в стенах обители, где мастер жил и творил.
Тут же, у стен Спасо‑Андроникова монастыря, можно возложить цветы к самому известному памятнику Андрею Рублёву. Всего их в России три: два в столице (здесь и в Новоспасском монастыре) и на Соборной площади во Владимире.
Успенский собор во Владимире: масштабные фрески и «Богоматерь»
Злесь можно увидеть самые обширные фрески Андрея Рублёва, дошедшие до нашего времени: «Держащий свиток ангел», «Шествие праведных в рай», «Страшный суд» и другие — площадь росписей более 300 м².
Фрагменты истории. Андрей Рублёв украшал стены храма в 1408 году вместе с Даниилом Чёрным. Рублёвские фрески легко найти и узнать: они располагаются на центральном своде, а от ярких и пёстрых картин XIX века отличаются приглушёнными цветами, лаконичностью и идеальными пропорциями.
Также вместе с учениками Рублёв создал иконы для иконостаса Успенского собора. Некоторые из них хранятся в собрании Владимиро-Суздальского музея‑заповедника. Например, икону «Богоматерь» получится увидеть в здании Палат, что рядом с Успенским собором.
Интересная деталь. «Богоматерь» кисти Рублёва — самая древняя копия чудотворной Владимирской иконы, которую Андрей Боголюбский доставил из опального Киева ещё в 1169 году. Во время нашествия Тамерлана, в 1395‑м, подлинник перенесли в Москву, а Рублёва попросили создать для Владимира список.
Иконописец внёс коррективы: так, Дева Мария смотрит не прямо на зрителя, а куда‑то вглубь себя, словно умиляется счастливому настоящему и одновременно чувствует печаль за будущее своего Сына.
Третьяковская галерея: по следам гениального иконописца
Стоит отметить, что, после того как из Третьяковки забрали «Троицу», в собрании музея ещё остались работы, приписываемые мастеру: например «Спас в силах» и прочие иконы, которые были созданы в 1408–1410 годах для иконостаса Успенского собора во Владимире.
Фрагменты истории. Когда Екатерина II в 1767 году посетила Владимир, её огорчило запущенное состояние Успенского собора. Императрица велела отреставрировать древний храм, и мастера рьяно взялись за дело: поставили новый иконостас «в итальянском вкусе», а от обветшавшего решили избавиться. Иконы артели Андрея Рублёва выкупили крестьяне села Васильевское и развесили в своих местных храмах.
Интересная деталь. Если приглядеться к иконе «Спас в силах», то по углам красного полотна можно разглядеть изображения ангела и трёх животных. Это символы Евангелистов: ангел — Матфея, лев — Марка, орёл — Иоанна, а телец — Луки.
Где ещё находятся иконы Рублёва
Знаменитый монах не только расписывал храмы по всей Руси и создавал крупные иконы для церквей. Он также иллюстрировал богослужебные книги. В фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки хранят «Евангелие Хитрово», созданное в конце XIV — начале XV века.
Семь миниатюр в рукописной книге, на которых изображены евангелисты и их символы, приписывают Рублёву. Один из самых проникновенных образов (так называемый «Ангел Рублёва») — крылатый кудрявый юноша, фигура которого замкнута в символ вечности — круг.
Последний раз Евангелие показывали на выставке «Вы — свет мира», которая проходила в 2018 году. Сейчас раритет находится на хранении в отделе рукописей, но можно полюбоваться его оцифрованной версией — в Национальной электронной библиотеке в разделе «Книжные памятники».
Заключение
Иконописное творчество Рублёва по глубине мысли, тонкости исполнения и гуманизму сравнивают с литературными произведениями Пушкина. Работы наполнены такой гармонией и ясностью, что рассматривать их можно очень долго. И хотя наследие мастера небольшое, прикоснуться к его гению может каждый желающий — достаточно приехать в Москву, Владимир или Сергиев Посад.
Автор: Анна Пыльцына
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Групповая экскурсия по главным достопримечательностям с посещением Успенского собора 12 века
Познакомиться с одним из древнейших городов «Золотого кольца»