Алвар Аалто: архитектурное наследие родоначальника скандинавского стиля
Концертный зал в Хельсинки, библиотека в Выборге и другие шедеврыКто такой Алвар Аалто
Финский архитектор и дизайнер — одна из самых влиятельных фигур в европейском изобразительном искусстве XX века. Его называют «отцом модернизма» Северной Европы и считают одним из основоположников интернационального стиля. А на родине Алвар Аалто стоит в одном ряду с такими знаковыми культурными деятелями, как писательница Туве Янссон и композитор Ян Сибелиус. Портрет архитектора даже был размещён на купюрах номиналом 50 марок до 2002 года.
Мировую популярность и признание в родной Финляндии архитектору принесли прогрессивный подход в проектировании и уникальный взгляд на городской ландшафт. В своём творчестве Аалто использовал приёмы неоклассицизма и модернизма, набиравшего популярность в первой трети прошлого века. Он создавал лаконичные, функциональные и технологичные здания из железа, стекла и бетона под стать времени. Но вместе с тем тяготел к природе и старался органично вписать сооружения в окружающую среду, поэтому в его зданиях всегда много света, воздуха и натуральных материалов.
Любовь Аалто к природе зародилась ещё в детстве. Он рос в маленьких провинциальных городках на западе страны — в Куортане, а затем в Алаярви, где был окружён невероятными финскими просторами: живописными озёрами и бескрайними равнинами. Эти впечатления он пронёс через весь творческий путь, снова и снова обращаясь к природным мотивам в своих работах.
В юном возрасте Аалто вместе с семьёй переехал в Ювяскюля, где окончил лицей, а затем в 1916 году поступил в Политехнический институт в Хельсинки. С этого момента карьера молодого архитектора начала бурно развиваться. Уже во времена студенчества он сотрудничал с именитыми художниками и архитекторами, построил своё первое здание — дом из дерева в Алаярви для родителей — и познакомился со своей будущей женой Айно Марсио, в соавторстве с которой до самой её смерти в 1949 году создавал все свои знаковые сооружения и предметы дизайна. Кроме того, вместе с супругой и двумя напарниками зодчий открыл мебельную компанию Artek, которая выпускает предметы интерьера по эскизам мастера до сих пор.
Аалто не просто строил здания — своими работами он внёс огромный вклад в развитие финского и мирового искусства в целом. В 1932 году финский архитектор был единственным представителем скандинавских стран на выставке в Нью-Йорке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая положила начало целому направлению в дизайне прошлого века — интернациональному стилю. Как и другим модернистским стилям, ему присуща функциональность и отсутствие излишней декоративности, а вместе с тем и полный отказ от национальных и этнических черт. Алвар Аалто считается пионером этого архитектурного направления.
К концу своей карьеры архитектор получил американскую и британскую награды от престижных институтов и стал почётным членом Американской академии искусств и наук и президентом Финской академии. Сегодня идеи архитектора продолжают жить не только в созданных им сооружениях, но и в современном скандинавском дизайне, который полюбил весь мир.
Главные здания
За свою жизнь Алвар Аалто построил десятки зданий по всему миру — от театров до церквей. Его сооружения можно встретить в странах Европы (больше всего — в его родной Финляндии), США и даже России.
Библиотека в Выборге
Страна: Россия
Одна из первых работ Алвара Аалто по удивительному стечению обстоятельств оказалась на территории России — это единственное его сооружение в нашей стране. Всё дело в том, что библиотеку в Выборге построили в 1935 году, когда эти земли принадлежали Финляндии. В 1944 году город вошёл в состав СССР.
Это здание — яркий образец авторского стиля архитектора: именно он во многом определил его дальнейший путь в творчестве. Городская библиотека сочетает строгость и геометричность форм с невероятным изяществом и прозрачностью. За счёт белого цвета фасада, панорамного остекления и деликатного деревянного оформления окон сооружение кажется лёгким и невесомым.
Помещения библиотеки — лаконичные и наполненные светом. Просторный читальный зал освещается рассеянным естественным светом через специально спроектированные круглые «фонари» на потолке. В его центре расположены две симметричные лестницы с изогнутыми перилами. А одна из визитных карточек здания — волнообразный потолок конференц-зала, обшитый деревом. Этот приём будет часто встречаться в дальнейших работах Алвара Аалто.
Некоторые предметы мебели для библиотеки архитектор тоже проектировал сам. Так, например, он разработал легендарные стулья модели Stool 60. Они были созданы с применением технологии L-leg: ножка-опора изогнута под углом 90 градусов. Сегодня компания Аалто продолжает производить эту модель, и табуреты не теряют своей популярности: их используют в интерьерах салонов Apple, а мебельная фабрика IKEA выпускает похожую модель, но на четырёх ногах.
После Второй мировой войны библиотека надолго была заброшена, а во время реставрации в 1950-х годах здание претерпело существенные изменения, так как у советских инженеров не было доступа к чертежам Аалто. В 1992 году, когда о наследии великого архитектора заговорили снова, библиотеку было решено вновь отреставрировать — на этот раз с оглядкой на изначальную задумку автора.
При поддержке финских властей и художников здание восстанавливали на протяжении 20 лет — работы завершились в 2013 году. Библиотеке вернули её прежний облик: от внешней отделки до интерьеров. Например, был восстановлен знаменитый потолок из деревянных реек в виде волны, а также авторская мебель. Частично изменилась только планировка, например в бывшей квартире смотрителя библиотеки разместился отдел комплектования книг. За точную и аккуратную реставрацию библиотеки коллектив мастеров даже получил несколько наград в Европе.
Санаторий в Паймио
Страна: Финляндия
Ещё одна ранняя работа архитектора. Санаторий в финском городке Паймио построили в 1933 году. Лечебница для больных туберкулёзом почти на 300 мест, где сегодня так же размещается больница, также стала одним из знаковых сооружений в карьере Аалто.
Архитектор разрабатывал проект, учитывая потребности пациентов и персонала. Здание поделено на несколько секций с разными функциями: зону с комнатами для больных и работников, пространства для отдыха и медицинские помещения. Фасад санатория напоминает раскрытую книгу, одна из половин которой оформлена террасами на каждом из семи этажей. Здесь пациенты могли принимать солнечные ванны в окружении леса.
Интерьер и инженерные решения тоже учитывают специфику учреждения. Например, чтобы не допустить теплового излучения, Аалто провёл отопление через потолок и выкрасил его в зелёный цвет, чтобы снизить нагрузку искусственного освещения на глаза пациентов. Вместе с женой мастер разработал даже раковину для санузлов, форма которой минимизирует шум падающей из крана воды, и кресло изогнутой формы, которое помогало бы свободнее дышать сидящему больному. По легенде, дизайнерское решение пришло ему в голову на лыжной прогулке. Архитектор решил сделать спинку и сиденье из гнутой клеёной древесины, как лыжи, — так появилось кресло №41 Paimio, одно из первых в коллекции мебели Алвара Аалто, которое запустили в производство.
Вилла Майреа в Нормаркку
Страна: Финляндия
Алвар Аалто создавал не только общественные пространства, но и жилые здания. Дом в финском городе Нормаркку мастер в соавторстве с женой построил для своих друзей — Майре и Гарри Гуллихсен. Майре была известным коллекционером, меценаткой и одной из соосновательниц мебельной компании Artek.
Вилла, созданная супругами Аалто, — настоящий шедевр: в ней отразилась модернистская простота и изящество — то, что сегодня называют тихой роскошью. Небольшой двухэтажный дом идеально вписывается в окружающий ландшафт: строгие линии, белый цвет и декор фасада из деревянного реечного полотна разных оттенков будто повторяет ритм сосновой рощи. Во дворе дома — бассейн, по форме напоминающий маленькое озеро с неровными плавными краями.
В интерьере Аалто использовал те же мотивы и материалы: обшил потолки сосной, оформил металлическую опорную колонну берестой, а также декорировал лестницу деревянными перекладинами, которые напоминают густые заросли леса.
В 1980-х годах Майре Гуллихсен передала виллу своему фонду. Теперь здесь проводят экскурсии: внутри можно посмотреть не только интерьеры, но и коллекцию искусства хозяйки дома.
Дворец конгрессов «Финляндия» в Хельсинки
Страна: Финляндия
Одна из важнейших работ архитектора и, пожалуй, одна из самых ярких — она вместила в себя все знания и профессиональный опыт Аалто. Дворец конгрессов построили в 1971 году в центре Хельсинки на берегу залива Тёёлёнлахти. Здание предназначалось для проведения крупных мероприятий, концертов и выставок.
Внешний вид сооружения соответствует его назначению. Эффектное здание напоминает гигантский круизный лайнер, пришвартованный в порту: дворец состоит из крупных кубических и прямоугольных объёмов с заострёнными углами. Особенность сооружения — покатая башня, возвышающаяся над основным объёмом. Внутри её намеренно оставили пустой для создания в концертном зале более мощной акустики. Несёт башня и декоративную функцию: она придаёт сооружению авангардный облик и выступает одной из доминант города.
При этом монументальное сооружение не лишено изящества, свойственного стилю Аалто. Например, архитектор использовал для украшения фасада белый мрамор, чёрный гранит и медь. Те же материалы Аалто применял в декоре помещений, например в оформлении лестниц, перил и балконов концертного зала. Таким образом, мастеру удалось достичь стилевого единства: интерьер словно выступает продолжением экстерьера.
Церковь Риола в Вергато
Страна: Италия
Храмовое сооружение в итальянской коммуне — одно из самых поэтичных в творчестве Аалто. Церковь построили в 1978 году по проекту архитектора через два года после его смерти. Несмотря на то что сам мастер не участвовал в возведении, здание во всей полноте отразило любовь Аалто к природным образам.
Белоснежное сооружение повторяет контур окружающего горного ландшафта, органично вписываясь в местный пейзаж. А своды с перегородками внутри церкви и ленточные окна, через которые ярусами пробивается свет, вторят форме фасада. За счёт этого здание воспринимается как целостное произведение, все детали которого подчинены одной идее.
Заключение
Архитектура Алвара Аалто восхищает лаконичностью, целостностью и продуманностью деталей. Чуткий подход мастера к материалам и формам и опора на принцип функциональности создали уникальный стиль, который продолжает вдохновлять сегодня.
Оказавшись на экскурсии в Выборге, обязательно найдите время на осмотр единственного здания Аалто в России — Центральной городской библиотеки. Ну а во время поездки в Финляндию можно устроить полноценный тематический тур и за несколько дней осмотреть самые яркие работы архитектора на его родине.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Теплая прогулка с местным жителем, которому есть что рассказать
Представить прошлое старинного города на обзорной прогулке
Проследить путь города и почувствовать себя в старой Европе на обзорной экскурсии
Увидеть город с интересной вам стороны и убедиться в его многогранности