8 самых красивых и необычных маяков России
На Ладожском озере, на берегу Каспийского моря и во ВладивостокеБалтийский маяк
Высота 33,2 метра
Самый западный маяк в России находится в городе Балтийске в Калининградской области.
Его строили по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого художника и архитектора — с 1813‑го по 1816‑й. Сначала маяк излучал свет от лампы, заправляемой растительным маслом, позже — керосином. Сооружение электрифицировали только в 1913 году.
Когда‑то на смотровую площадку маяка пускали путешественников, но сегодня попасть внутрь строения нельзя. Дело в том, что в 2012‑м башня получила статус стратегического объекта.
Как добраться
До Балтийска, расположенного в 40 километрах от Калининграда, можно доехать на электричке с Южного вокзала. В будние дни она ходит три раза, в выходные — два. Время в пути из одного города в другой на поезде составит около часа. Ещё один вариант — автобус №107, который ходит до Балтийска раз в 30-40 минут. Он отправляется от калининградского автовокзала. Время в пути — 1 час 20 минут.
Когда будете на месте, от здания вокзала нужно добраться до Морского бульвара на берегу Калининградского залива — Балтийский маяк стоит именно здесь. Сделать это можно пешком: дорога до башни‑достопримечательности займёт около 15 минут.
Толбухин маяк
Высота 29 метров
Один из самых старых маяков в России, который построили в окрестностях Петербурга по приказу Петра I. Он находится на искусственном острове в Финском заливе, в пяти километрах от Котлина.
Маяк был возведён в 1719 году. Изначально это было деревянное сооружение, на котором находился большой свечной фонарь. Свой сегодняшний вид старый маяк получил лишь в 1810‑м, благодаря Андреяну Захарову — архитектору здания Адмиралтейства в Санкт‑Петербурге. Башню назвали в честь Федота Толбухина — первого коменданта Кронштадта.
Несмотря на свой солидный возраст, маяк остаётся действующим и по сей день. Но остров, на котором он стоит, принадлежит Министерству обороны РФ, поэтому попасть сюда невозможно.
Как добраться
Увидеть Толбухин маяк на расстоянии можно, организовав прогулку на водном транспорте из Кронштадта в период навигации. Зимой они проводятся на аэролодках. А если окажетесь здесь в июне, появится возможность полюбоваться маяком не только днём: в первый летний месяц в городе на Неве и его окрестностях всегда светло благодаря белым ночам.
Осиновецкий маяк
Высота 70 метров
Один из самых красивых маяков России находится на побережье Ладожского озера — у мыса Осиновец.
Маяк возводили довольно долго — целых пять лет: приступили в 1905‑м и построили только в 1910‑м. Всё дело в том, что компания, выигравшая тендер на проведение работ, неожиданно разорилась. Найти нового подрядчика не удалось, и возведением маяка стало заниматься Управление внутренними водными путями. Бюджет был скромным — строительство башни на берегу Ладожского озера шло медленными темпами.
Маяк был важным объектом на «Дороге жизни» во время блокады Ленинграда. В период навигации порт Осиновец на одноимённом мысе принимал суда с продовольствием и именно через него шла эвакуация детей на Большую землю.
Маяк продолжает освещать путь судам на Ладожском озере и сегодня. Подняться на него невозможно — территория вокруг башни находится под охраной. Но полюбоваться сооружением можно и на расстоянии.
Как добраться
На Финляндском вокзале Санкт‑Петербурга нужно сесть на электричку до станции «Ладожское Озеро». Она отправляется из города на Неве 11 раз в день с понедельника по пятницу, 12 раз в субботу и 13 раз в воскресенье. Время в пути составит приблизительно 1 час 20 минут. От станции до маяка у мыса Осиновец можно дойти меньше чем за полчаса.
Если в посёлок Ладожское Озеро отправиться на машине из центра Санкт‑Петербурга, время в пути составит чуть больше часа (всё зависит от загруженности дорог). На территории населённого пункта есть парковки. После прогулки возле маяка можно посетить музей «Дорога жизни» или отдохнуть на песчаном пляже на берегу водоёма.
Дербентский маяк
Высота 18,6 метра
Самый южный маяк России находится в Дагестане — на берегу Каспийского моря.
Инициатором его возведения в портовом Дербенте был князь Воронцов — герой войны 1812 года. Маяк построили в 1853 году, но далеко от береговой линии. Поэтому в 1867‑м его перенесли ближе к морю и порту — на северную стену Дербентской крепости всего в полукилометре от побережья. Маяк стоит на этом месте и сейчас.
В 2007‑м на действующем объекте появилось новое осветительное оборудование. На сегодняшний день подняться на старый маяк нельзя, зато его можно рассмотреть с близкого расстояния. Кроме того, рядом с башней находится красивый городской парк имени Сулеймана Стальского.
Как добраться
Маяк стоит в самом центре Дербента — на улице 3‑го Интернационала.
Маяк Токаревского
Высота 11,9 метров
Один из символов Владивостока. Маяк указывает путь судам в проливе Босфор Восточный. Башня стоит на насыпной дамбе, названной в честь известного русского гидрографа Михаила Токаревского — специалиста в области изучения водоёмов.
Строительство маяка во Владивостоке финансировал Отто Линдгольм — проживавший в Приморье предприниматель из Финляндии. Строение было возведено в 1910‑м, однако маяк заработал только в 1913‑м, когда на нём установили светооптическое оборудование, доставленное в Россию из Франции.
Маяк находится в ведении Минобороны — подняться на него нельзя, но подойти к сооружению можно вплотную.
Как добраться
В центре Владивостока можно сесть на любой автобус, следующий до конечной остановки «Маяк». От неё до нужного места — полчаса ходьбы. Важно знать, что часть дороги до маяка проходит вдоль автотрассы — тротуара тут нет. Поэтому путешественникам следует быть особенно внимательными.
На автомобиле из центра города до маяка добираться ещё быстрее. Машину можно оставить на автостоянке на улице Токаревская кошка — именно здесь начинается дамба. Дойти до главного маяка Владивостока получится за 10 минут.
Нужно помнить, что во время прилива узкая коса, ведущая к строению, покрывается водой — тут могут пригодиться резиновые сапоги.
Маяк Анива
Высота 31 метр
Это девятиэтажное бетонное сооружение находится на Сахалине — на неприступной скале Сивучья в конце узкого скалистого мыса Анива. Маяк был возведён по проекту японского инженера Миуры Синобы. Его строительство продолжалось с 1937‑го по 1939‑й.
Долгое время маяк на мысе Анива освещал путь судам в Охотском море, работая от дизельного генератора. А в начале 1990‑х на нём установили радиоизотопную систему питания. С этого момента маяк заработал в автономном режиме — без обслуживающего персонала. А в 2006‑м, после того, как из строения вывезли всё ценное оборудование, он погас.
И хотя маяк вот уже много лет находится в заброшенном состоянии, он продолжает оставаться одной из главных достопримечательностей Сахалина и привлекать путешественников со всей России.
Как добраться
Попасть к маяку на мысе Анива можно по воде — из села Новиково, которое находится приблизительно в 120 километрах от Южно‑Сахалинска. В центре города нужно сесть на автобус №115 и доехать до портового города Корсакова. Он отправляется каждые 15 минут, время в пути составит чуть больше часа. Отсюда до Новиково ходит автобус №521, правда, крайне редко — два раза в четверг (в 06:00 и в 17:00), один раз в пятницу (в 17:00) и один раз в воскресенье (в 13:00). Время в пути составит около двух часов. Приблизительно за это же самое время можно добраться до Новиково из Южно‑Сахалинска на автомобиле.
Из Новиково до мыса Анива и одноимённого маяка — около часа на моторной лодке. Экскурсии рекомендуется планировать заранее. Некоторые путешественники заходят внутрь маяка, но это довольно рискованно — сооружение находится в аварийном состоянии.
Церковь‑маяк на Соловецком архипелаге
Высота 98 метров
Самый необычный и высокий маяк Белого моря располагается на верхнем ярусе действующей церкви. Его история неразрывно связана с существованием Соловецкого монастыря, основанного в 1436 году на одноимённом острове.
А жизнь монастыря в свою очередь всегда зависела от моря: паломники и припасы попадали сюда исключительно по воде. Поэтому к XVI веку у обители уже был собственный флот, состоявший из деревянных судов с тремя мачтами.
В середине XIX века Соловецкий монастырь открыл первое в России пароходство на Белом море. У обители были целых два собственных парохода, которые регулярно привозили в это место паломников из Архангельска. Их имена были довольно символичны: «Вера» и «Надежда» (а в начале XX века появилась и «Любовь»). Поэтому на острове возникла острая необходимость в маяке.
В это же время на самой высокой точке острова, 74-метровой Секирной горе, был основан Свято‑Вознесенский монашеский скит. В 1861 году на его территории построили каменный храм Вознесения Господня. А год спустя на венчающей колокольню главе устроили маяк, освещающий путь судам в Белом море. Иноки монастыря стали зажигать его вручную каждую ночь с середины августа по середину ноября. Это чудо можно увидеть и сейчас: маяк до сих пор действует, как и церковь, в которой он расположен.
Как добраться
До Соловецкого монастыря можно долететь на самолёте с пересадкой в Архангельске. Есть рейсы из разных городов России: Москвы, Санкт‑Петербурга, Екатеринбурга, Сочи, Мурманска. В пригороде Архангельска нужно найти аэропорт «Васьково» и уже оттуда лететь на Соловки. Правда, придётся подгадать время вылета: рейсы на остров отправляются не каждый день.
С 1 июня по 20 сентября на Соловки можно добраться морем: доплыть на теплоходе или катере из Карелии. Для этого нужно доехать на поезде до города Кеми (из Москвы, Санкт‑Петербурга, Смоленска, Архангельска, Мурманска). А оттуда — за полчаса добраться на такси или попутке до посёлка Рабочеостровск на берегу Белого моря. С его причалов на Соловецкий архипелаг каждый день отправляется водный транспорт.
Из посёлка Соловецкий, куда прибывают путешественники, до маяка можно добраться на автомобиле примерно за 30-40 минут.
Петровский маяк
Высота 51 метр
Один из самых необычных маяков России возвышается в степях Астраханской области. Сейчас, находясь посреди пустынной равнины, сложно поверить, что когда‑то на этом месте было Каспийское море и остров Четырёхбугорный. В XVII веке на нём останавливались торговые караваны, а к берегу причаливали рыболовные суда.
В 1722 году, во время первого Персидского похода, в этих местах бывал Пётр I. Он же несколько лет спустя приказал построить на острове земляную крепость. Первый маяк здесь возвели из дерева в 1741 году (по другой версии — в 1761‑м). Отсюда его народное название — Петровский. Официальное же название маяка — «Вышка» — дало имя поселению Астраханской области, позднее возникшему рядом с ним.
Маяк из красного кирпича с винтовыми лестницами и смотровой площадкой, который мы видим сейчас, построили в этом месте в 1876 году. К тому моменту деревянный уже был уничтожен мощным ураганом. А в первой половине XX века маяк навсегда перестал указывать морякам путь: его закрыли, так как уровень воды в Каспийском море сильно понизился. Сооружение со временем стало местной изюминкой, привлекающей путешественников. На смотровую площадку маяка стоит подняться, чтобы сделать несколько красивых фото степных горизонтов. Правда, море теперь не разглядеть даже с высоты.
Как добраться
Маяк находится примерно в 150 километрах от Астрахани. Доехать до него получится только на машине: сюда не ходит общественный транспорт. Весь путь к маяку займёт от 2,5 до 3 часов.
Заключение
Посчитать, сколько на территории страны маяков, практически невозможно, но какие‑то из них известны далеко за пределами мест, в которых они находятся. Несмотря на то что многие действующие маяки России из нашей подборки сегодня являются закрытыми объектами и подняться на них нельзя, даже прогулки неподалёку могут подарить немало позитивных эмоций. Тем более что визиты в эти места можно совмещать с осмотром близлежащих городов, многие из которых сами по себе представляют большой интерес для путешественников.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Исторический центр, остров Русский, бухты и мосты на обзорной автомобильной экскурсии
Побывать в красивейших точках национального парка на утренней групповой экскурсии
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов