10 самых красивых советских мозаик Москвы
«Ухо» на здании НИИ, советские атлеты в современном ЖК и космонавт на фасаде школыМозаика Дворца пионеров на Воробьёвых горах
Адрес: улица Косыгина, 17
Год создания: 1962
Это здание — яркий пример советского модернизма. Его построили в период хрущёвской оттепели молодые архитекторы. Ансамбль из пяти корпусов, соединённых переходами, получился совсем не похожим на классические сталинские дворцы. Это комплекс невысоких, лёгких и невесомых зданий со сплошным остеклением.
Главное украшение Дворца — мозаика из смальты (непрозрачного колотого стекла) и колотой керамической плитки художника Евгения Аблина на фасаде центрального корпуса. На панно «Юные ленинцы» изображены пионеры у костра. С одной стороны на них ярко светит солнце — символ светлого будущего. А с другой — строго взирает вождь пролетариата. В 2023 году панно тщательно отреставрировали, восстановив все утраченные элементы.
С другой стороны здания, на торцах трёх из пяти корпусов, также красуются мозаики, но уже из силикатных кирпичей. Они олицетворяют покорение советским человеком мира природы и символически изображают три стихии: воду, землю и воздух. Все они выдержаны в едином стиле и воспринимаются как целостное произведение.
Панно «Спорт» и «Спорт и дети»
Адрес: Ленинградский проспект, 29
Год создания: 1964
Изначально эти мозаики украшали ансамбль стадиона Юных пионеров на Ленинградском проспекте. Изображения бегунов, велогонщиков, футболистов и девочки со скакалкой и обручами создали талантливые художники Э. П. Жерносек и М. Л. Потикян. В качестве материала они использовали фаянс и фарфор.
Стадион снесли в 2017 году, освободив территорию для строительства нового жилого комплекса. К счастью, благодаря градозащитникам мозаики удалось сохранить. Реставраторы тщательно восстановили оба панно, после чего застройщик установил их на новом месте — в частично крытой галерее во дворе, которая доступна всем желающим. Аутентичный советский декор дизайнеры дополнили новыми, стилизованными под соцреализм изображениями спортсменов — получилось эффектное сочетание советского наследия и современной архитектуры.
«Космонавт» на здании школы №630
Адрес: Варшавское шоссе, 12
Год создания: 1969
Эту мозаику на глухом торце здания выполнил народный художник СССР, монументалист Ю. К. Королёв, возглавлявший Третьяковскую галерею в 1980‑х. Панно не загораживают ни заборы, ни соседние здания. Можно рассмотреть элементы мозаики вблизи, но чтобы полюбоваться картиной целиком, лучше перейти на другую сторону шоссе.
Яркая и глубоко символичная композиция впечатляет. Посреди тёмно‑синего неба с вкраплениями звёзд и разноцветных планет изображён космонавт в скафандре. Он отдалённо напоминает Прометея, только вместо огня в его руках — горящая звезда. Можно предположить, что она символизирует свет знаний, ведь не зря эта мозаика украшает здание школы.
Панно «Моя Родина» в МФК «Щёлковский»
Адрес: Щёлковское шоссе, 75
Год создания: 1972
Ещё одна мозаика авторства Ю. К. Королёва раньше находилась в зале ожидания Щёлковского автовокзала. В 2017 году здание закрыли на тотальную реконструкцию, в 2020‑м на его месте появился многофункциональный центр, а в 2021 году старое панно поместили на фасад нового здания, для сохранности закрыв защитным стеклом.
Во время реставрации художники восстановили около 3000 утраченных элементов мозаики. Чтобы воссоздать рисунок с точностью до мелочей, мастера пользовались методикой самого Королёва: камни и керамику крепили на серый цемент, а смальту зелёного, синего и голубого цветов — на белый цемент и гипс.
Центральный элемент панно — идиллическая сцена из сельской жизни: семья на залитом солнечным светом поле пшеницы. Её окружают солдат, спортсмен и парящий в невесомости космонавт. Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее страны. Есть на панно и нетипичные для советского времени символы: силуэт церкви Покрова на Нерли и улыбающийся лев — мозаичная копия барельефа с фасада Дмитриевского собора во Владимире. Исследователи объясняют это тем, что Ю. К. Королёв любил храмовую архитектуру и потому отразил эту часть русской культуры в своём творении.
Панно «Осень» в музее «Гараж»
Адрес: улица Крымский Вал, 9, стр. 32
Год создания: 1972
Советская мозаика оказалась в холле центра современного искусства неспроста. Всё дело в том, что с 1968 года в этих стенах располагалось кафе «Времена года». В перестройку оно закрылось, а здание в стиле советского модернизма пришло в упадок.
В 2015‑м за реконструкцию сооружения взялся голландский архитектор с мировым именем — Рем Колхас. Здание он облачил в два слоя поликарбоната, при этом сохранив исконную планировку, бетонный остов и оригинальную облицовку стен. Позаботился зодчий и о сохранности мозаики. Для её реставрации он пригласил итальянских художников. Сегодня романтичное панно «Осень» с изображением девушки в окружении опадающей листвы — первое, что видят гости «Гаража», переступив порог музея.
Панно «Эстафета» на здании Института физкультуры
Адрес: Сиреневый бульвар, 4
Год создания: 1973
При проектировании этого здания создатели хотели добиться синтеза архитектуры, скульптуры и монументальной живописи. Перед входом в институт располагался бассейн, окружённый скульптурами спортсменов. А главный фасад украсили монументальной мозаикой, созданной художницей К. А. Тутеволь.
Увы, ни бассейн, ни скульптуры не уцелели, а вот панно дошло до наших дней в первозданном виде. На нём изображены бегущие атлеты, в центре композиции — девушка с горящим факелом в руке, а за её спиной — юноши, передающие друг другу эстафетную палочку. По задумке художницы эта сцена символизирует передачу знаний, опыта и мастерства от поколения к поколению.
Мозаика на магазине «Женская мода»
Адрес: Измайловское шоссе, 6
Год создания: 1982
На первом этаже дома возле метро «Семёновская» раньше работал магазин женской одежды, о чём сегодня напоминает красочное мозаичное панно слева от входа — работа художницы Е. Б. Романовой.
Композиция повествует о женской моде в разные эпохи. В центре — античная красавица в хитоне, вокруг неё дамы в нарядах с корсетами и пышными юбками XVIII–XIX веков. Выделяется в этой компании девушка в ярко‑жёлтом облегающем брючном костюме и на шпильках — советская модница.
После закрытия магазина «Женская мода» панно долгое время было скрыто от глаз за рекламными баннерами. Но последние владельцы торгового помещения убрали растяжки. К сожалению, многие элементы смальты, особенно в нижней части, утрачены. Тем не менее мозаика остаётся ярким акцентом в облике улицы.
Лента Мёбиуса на ЦЭМИ РАН
Адрес: Нахимовский проспект, 47
Год создания: 1976
Здание Центрального экономико-математического института недалеко от станции метро «Профсоюзная» местные жители давно прозвали «Дом с ухом». Но на самом деле выступающая вперёд конструкция на фасаде вовсе не ухо, а символ бесконечности — лента Мёбиуса.
Здание, созданное по проекту Л. Н. Павлова, состоит из двух прилегающих друг к другу корпусов в виде квадратных пластин. Меньшая «пластина» предназначалась для работников, а большая — для советских суперкомпьютеров. Ещё один квадрат, декоративный, поместили над входом в «человеческую» часть здания. А в него вписали мозаичную ленту Мёбиуса с математическими символами — работу художников Э. А. Жарёновой и В. К. Васильцова. Таким образом получилась строго геометрическая трёхчастная композиция с ярким и символичным акцентом.
Мозаика на Доме оптики
Адрес: проспект Мира, 176
Год создания: 1974
Автор этого панно — художник-монументалист Е. Г. Казарянц. Он использовал технику римской мозаики: кусочки разноцветной смальты настолько мелкие, что переходы между ними практически не заметны глазу.
Эта мозаика в зелёно‑голубых тонах под названием «Макромир — микромир» — фактически рекламная вывеска бывшего Дома оптики. В центре композиции — планета Земля с узнаваемыми очертаниями материков, под ней — различные призмы и линзы, а вокруг — абстрактные образы. Так художник изобразил миры, которые можно увидеть с помощью оптических приборов: под микроскопом или в телескоп. Исследователи также говорят, что эти абстрактные фигуры отсылают к образу разумного океана из фильма «Солярис» (1972) Андрея Тарковского.
Панно на НПО ЦНИИТМАШ
Адрес: Шарикоподшипниковская улица, 4
Годы создания: 1974–1975
Ещё один пример абстрактной мозаики. Панно по проекту художницы Н. Ф. Мироновой украшает фасад здания НИИ возле метро «Дубровка». Геометрические фигуры различных форм и цветов отсылают к картинам Кандинского и Малевича.
Такие мозаики встречаются в Москве гораздо реже, чем фигуративные панно с героями и вполне конкретными сюжетами. Подобными абстракциями, как правило, украшали здания научных учреждений. Похожую работу Мироновой, например, можно увидеть на фасаде Всероссийского научно-исследовательского института электроэнергетики (Каширское шоссе, 22).
Заключение
Это не исчерпывающий список мозаик в Москве. Таких панно в городе огромное множество, а их поиск может превратиться в настоящий квест. Облегчат эту задачу местные гиды — настоящие знатоки столицы. К ним всегда можно обратиться за советом, а заодно посетить одну из экскурсий, посвящённых Москве времён СССР. Например, изучить наследие архитекторов-конструктивистов или отправиться на прогулку по сталинским высоткам.
Автор: Ольга Москалёва
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки
Веселая экскурсия для детей с заданиями в красивейшем районе Москвы