10 главных церквей Суздаля
Самые древние и необычные сооружения древнерусского городаЦеркви и храмы Суздаля на карте
Богородице-Рождественский собор
Древнейший памятник религиозной архитектуры Суздаля расположился в самом сердце города — в границах древнего кремля. Впервые собор возвели при Владимире Мономахе, а в 1148 году его перестроил Юрий Долгорукий. Ещё раз сооружение реконструировали в 1225 году — это здание стало основой для современного собора. Крестообразный храм построили из камня белого цвета, а внутри оформили мрамором и фресками — некоторые из росписей, а также аркатурный пояс, украшающий фасад, можно увидеть и сегодня.
Собор не раз горел и подвергался разрушениям во время набегов, поэтому его часто ремонтировали и реконструировали. Одна из значительных переделок датируется XVII веком: тогда появилась колокольня, были растёсаны окна, храм приобрёл черты стиля барокко, свойственного тому времени. Также внешний вид здания менялся в советское время. При реставрации в 1960‑х ему вернули облик XVI века, который храм приобрёл при князе Василии III: с кокошниками килевидной формы, пятью главами и несколькими пристройками к главному зданию.
Сейчас Рождественский собор относится к Владимиро-Суздальскому музею‑заповеднику, поэтому внутри можно увидеть не только богатое убранство и старинную роспись, но и экспозицию русской живописи и церковного декоративно-прикладного искусства XIII–XVII веков. Также на территории собора расположен некрополь с захоронениями представителей княжеских родов, в том числе знаменитой династии Шуйских. В 2024 году Почта России выпустила марку с изображением Рождественского собора — в честь 1000-летия Суздаля.
Спасо-Преображенский собор
Один из значимых архитектурных памятников города находится на территории бывшего Спасо‑Евфимиева монастыря. Обитель основали в 1352 году, когда она была одной из самых состоятельных на Руси, владела большим количеством земель. Сегодня монастырь относится к Владимиро-Суздальскому музею‑заповеднику и является объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
Сам собор основали в XVI веке. Вместо деревянной возвели небольшую каменную Спасскую церковь, а в 1594 году к ней присоединили четырёхстолпный белокаменный собор с килевидными кокошниками в классическом владимиро-суздальском стиле. Позже у собора появились новый придел и украшения: аркатурный пояс снаружи и роспись внутри. В течение всего существования храм подновляли, но он дошёл до наших дней с минимальными изменениями. Сегодня в соборе можно увидеть старинные артефакты: иконы и фрески.
На участке монастыря есть и другие постройки XVII–XVIII веков: несколько церквей, административные и хозяйственные объекты, среди которых даже тюрьма для священнослужителей и аптекарский огород, где выращивали лекарственные растения.
Внимания заслуживают парные церкви: летняя Смоленская церковь XVII века с изящными главами и зимняя Симеоновская. Постройки раньше приписывали монастырю и находились в ремесленной слободе Скучилиха.
Ризоположенский собор
Величественный храм входит в состав одноимённого действующего женского монастыря XIII века. Прославила собор преподобная Евфросиния Суздальская. Считается, что благодаря её молитвам во времена набегов Батыя обитель уцелела.
Но, к сожалению, самые древние сооружения не сохранились. Старейшим зданием монастыря считается Ризоположенский собор — главный в обители. Трёхглавый бесстолпный храм с килевидными закомарами построили в середине XVI века, а позже пристроили к нему богато украшенную лепниной паперть.
В следующие столетия монастырь неоднократно горел и восстанавливался, а в советское время был закрыт. Помещения использовали под разные нужны: сначала здесь размещалась охрана, а позже жильё, местный клуб и кинотеатр. В Ризоположенском храме располагалась даже электростанция. На рубеже XXI века монастырь отдали РПЦ и возобновили службы, а собору вернули прежний облик. Работа по восстановлению старинной колокольни и других церквей обители продолжается и сегодня.
Покровский собор
Центральный храм Свято‑Покровского женского монастыря — одно из главных украшений города. Обитель основали в 1364‑м — она считалась одной из самых влиятельных и богатых и в Суздале, и на Руси наравне со Спасо‑Евфимиевым монастырём. Своим визитом и подарками её жаловали цари. Например, в 1564 году Покровский монастырь посетил Иван Грозный с супругой и сыном, а в 1682 году — царь Фёдор с царевнами Марией, Софьей и Феодосией.
Сначала монастырь был деревянным. Каменные сооружения начали возводить лишь в XVI веке указом Василия III. Храм закончили в 1518 году. Сооружение вышло трёхглавым, в два этажа, оформленным открытой с трёх сторон галереей и сдержанным декором. Увенчали собор колокольней шатрового типа.
В XVIII веке строение значительно перестроили, в частности, поменялся облик куполов. При советской власти монастырь закрыли, а пространства приспособили под биохимическую лабораторию и жилые помещения, поэтому архитектура обители значительно пострадала. В середине ХХ века, когда Суздалю был присвоен статус заповедника, постройкам вернули исторический облик, а в 1992 году возродили монастырь. До наших дней, кроме Покровского собора, на его территории сохранилось несколько церквей: Зачатьевская и Надвратная церкви, а также расположенные у монастырских стен Петропавловская летняя и её парная Николаевская зимняя, дополняющие ансамбль всей обители.
Васильевский собор
Из 15 монастырей, построенных в Средние века в городе, сохранилось всего пять. Один из них — Васильевский монастырь. Считается, что его основали в 1253 году, по другим сведениям, обитель существовала с начала XI века. Она имела во владении некоторые деревни и подворье в Суздальском кремле, поэтому её высоко отмечали правители.
Несмотря на древнее происхождение и статус монастыря, главный Васильевский собор из камня построили лишь во второй половине XVII века. Белоснежное здание возвели в более сдержанном для суздальских церквей варианте. Основной объём собора представляет собой простой куб без декора и с одной главкой на восьмигранном барабане. В XIX веке храм увенчала трёхъярусная колокольня, фасад которой украшен объёмным декором: лопатками и пилястрами.
В 1920‑х собор был закрыт вплоть до возрождения в 1995 году.
Вознесенская церковь
Александровский монастырь, как следует из преданий, основал Александр Невский в 1240‑м: по его приказу здесь построили и первую деревянную обитель. В 1695 году на месте сгоревших за 50 лет до этого сооружений построили каменную церковь Вознесения Господня — на это пожертвовала деньги царица Наталья Кирилловна (мать Петра Великого). Храм представляет собой простой двусветный куб с пятью главами, двумя приделами и скромным оформлением в виде резных карнизов и наличников на окнах.
Воскресенская церковь
Находится на главной площади Суздаля с 1720 года. Скромный храм состоит из однокупольного четверика, украшенного изящным карнизом из маленьких арок. К нему пристроена «контрастная» колокольня: сооружение отличается более выразительным видом, а его серебристый купол завершается высоким шпилем в духе петербургского Петропавловского собора.
У летней Воскресенской церкви есть пара — тёплая Казанская. Её несколько раз перестраивали, поэтому храм имеет эклектичный вид, как будто собранный из разных объёмов. Основное здание представляет собой восьмерик на четверике с одной главой. К нему пристроен выразительный портик с колоннами, имеющий свою апсиду с главкой.
Лазаревская церковь
Вероятно, самая эффектная городская церковь находится вблизи Торговых рядов, то есть в центре города. Лазаревскую церковь построили в 1667 году по классической схеме — на месте деревянной. Её отличает пышное убранство в духе нарышкинского барокко: фасад и барабаны украшены декоративными элементами, основной объём храма увенчан тремя рядами кокошников, широкий резной карниз дополнен изразцовым поясом. На момент постройки это был первый пятиглавый храм Суздаля.
В 1745 году неподалёку возвели парную тёплую церковь Святого Антипы с роскошной колокольней, которую украшает необычный шатёр с впалыми гранями. Несмотря на непростое советское прошлое, сооружения сохранились почти в оригинальном виде. В середине прошлого века их отреставрировали и вернули им изначальный облик, в том числе яркую роспись фасадов.
Кресто‑Никольская церковь
Возвели церковь в честь завершения эпидемии моровой язвы 1654 года. В этом месте, у Торговых рядов, жители города совершили молебен, а после отступления болезни построили часовню в честь Креста Господня. В XVIII веке церковь заменили каменным храмом с приделом Николая Чудотворца — так она получила своё нынешнее название.
Необычна постройка не только именем, но и внешностью. Храм состоит из нескольких частей: основного объёма, апсиды, трапезной и колокольни. Центральную часть венчает одна глава, а фасад жёлтого цвета роскошно отделан лепниной в стиле барокко. Со стороны колокольни церковь выглядит гораздо сдержаннее: здесь преобладает уже белый цвет почти без декора.
Входо-Иерусалимская церковь
У Торговых рядов расположился ещё один старинный храм. На этой территории в XVII веке находился целый комплекс, состоявший из двух летних церквей, одной зимней и колокольни. Но позже постройки разобрали из‑за ветхости и в 1707‑м здесь возвели каменную церковь во имя Входа Господня в Иерусалим в традициях суздальского зодчества. Она представляет собой куб с пятью главами на тонких барабанах и сдержанным декором в виде объёмных наличников и выразительного карниза.
В 1772 году рядом появилась парная тёплая церковь — Пятницкая, тоже построенная на месте деревянной. Её дополняла шатровая колокольня, которую разобрали в 1939 году.
Заключение
Поездка в необыкновенный древнерусский город может смело претендовать на путешествие во времени: такого количества архитектурных памятников, сохранивших дух Средневековья, как в Суздале, в России нигде не найти. Сюда стоит отправиться, чтобы пофантазировать, как жили люди в княжеские времена, и изучить историю города и его строительства в компании местных гидов.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Познакомиться с городом, узнать его историю и почувствовать душу
Погулять по колоритным старинным улицам и посетить древние храмы на душевной обзорной экскурсии
Знаковые достопримечательности и завораживающие виды города на групповой обзорной экскурсии
Через древние места и явления увидеть грани безграничной русской души